Итоговый документ круглого стола «Место скорби в традициях русской мемориальной культуры», прошедшего 13.06.2004 на Бутовском полигоне
Участники круглого стола «Место скорби в традициях русской мемориальной культуры», организованного Мемориальным центром «Бутово» и приходом храма Святых Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове, констатировали возросшую актуальность изучения традиций мемориальной культуры России, как одного из важнейших институтов отечественной культуры, ответственного за сохранение и осмысление исторического опыта народа. Разрушение этого института грозит обществу исторической дезориентацией, потерей национальной и религиозной идентичности.
С точки зрения докладчиков и участников круглого стола, большую опасность для религиозного и национального самосознания современного российского общества представляет ситуация, когда разрушены или брошены на произвол судьбы места, имеющие непреходящее значение для сохранения коллективной памяти народа, повреждена система «опорных точек» исторического мышления, которыми являлись в разное время и по разным поводам воздвигнутые мемориальные храмы, часовни, поклонные кресты, памятные знаки и т.д.
С другой стороны, вызывает обеспокоенность очевидный волюнтаризм, который имеет место там, где создание в наши дни мемориальных комплексов проходит без учета многовековых мемориальных традиций русской культуры. Часто памятники, в местах, имеющих общественное значение, возникают как примеры беспочвенного и бездарного, болезненного самоутверждения их авторов или их заказчиков.
Выход из этой ситуации, тем более сложной, что речь идет об обществе, где продолжается мучительный процесс обретения прошлого, участникам круглого стола видится в возрождении традиций русской мемориальной культуры, многовековой опыт которой должен быть предметом пристального внимания, изучения и отправной точкой для творческого развития в адекватных современному восприятию формах.
Для организаторов круглого стола такое видение проблемы играет роль отправной точки при разработке концепции мемориального комплекса на Бутовском полигоне НКВД, месте массовых расстрелов в 30-е годы. Значение этого трагического события, с нашей точки зрения, может быть осмыслено только в контексте всей многовековой истории России. Поэтому необходимо найти такие образно-символические формы, которые будут соответствовать масштабу здесь совершившейся трагедии. Это, в свою очередь, подразумевает обращение к тем традициям, которые отражают фундаментальные ценностные ориентиры русской культуры как минимум в течение последней тысячи лет.
Возможность и актуальность такого рода поиска была продемонстрирована во время работы круглого стола обращением к одному из аспектов русской мемориальной культуры - формам мемориализации самого «места скорби», места всенародной памяти о том или ином трагическом событии неординарного масштаба. Внимание докладчиков и участников круглого стола, прежде всего, привлекла традиция строительства храмов «на Крови». В докладе И.В. Гарькавого была прослежена история зарождения и эволюции данной традиции в Древней Руси, выяснена ее генетическая связь с традиций почитания христианских мучеников и страстотерпцев. Диакон Александр Берташ (Санкт-Петербург) подробно проанализировал историю строительства и образно-символическую концепцию памятного храма Спаса-на-Крови в С.-Петербурге, как своеобразный пример сочетания традиционного и новаторского в обустройстве известнейшего мемориального комплекса к. XIX - н. XX века. В докладе В.Ф. Козлова главное внимание было уделено близким по назначению памятникам XIX - н. XX веков в Москве и Подмосковье, в т. ч. памятному поклонному кресту на месте убиения вел. кн. Сергея Александровича в Московском Кремле. Докладчик также отметил существенную связь между формами мемориализации мест общей скорби, памятниками воинской славы на местах сражений и мемориалами, возникавшими на братских могилах павших воинов. В ходе обсуждения докладов было обращено внимание на возрождение древней русской традиции в наши дни строительством храма-памятника в Екатеринбурге на месте дома Ипатьева «на Крови» царственных мучеников.
Таким образом, в целом были обозначены контуры традиции, насчитывающей почти 1000 лет (если считать первыми такого рода памятниками памятные монастыри на Альте и на Смядыни, основанные на местах убиения св. кн. Бориса и Глеба). Само место гибели того или иного страдальца, как правило, не совпадающее с местом последующего захоронения его останков, отмечалось строительством храма или часовни, реже монастыря. Строительство «на Крови» культового сооружения, очевидно, решало в контексте русской традиционной культуры несколько задач. Это была форма сохранения памяти об убиенном, до канонизации, и молитва к уже прославленному святому; сохранение в народной памяти самого исторического события и одновременно предостережение современникам и потомкам, актуализация христианских ценностных ориентаций в политической культуре своего времени; и, главное, всенародное покаяние за пролитие крови праведника. Благодаря наличию храма, Дома Божия, находясь в котором человек хотя бы на время выходил за рамки земного, грешного мира и вступал в пространство благодатного присутствия Бога, место скорби, место преступления превращалось в место покаяния, очищения (катарсиса) и примирения через покаяние, грешника с Богом и через Церковь, со всем миром.
Участники круглого стола определили план дальнейшей работы по изучению актуальных вопросов русской мемориальной культуры. Был сформирован оргкомитет следующего мероприятия, которым должен стать круглый стол на тему: «Организация пространства мест массовых захоронений жертв социальных катастроф в Росиии XVI - начала XX веков». Приглашаются к участию представители научных и учебных организаций, историки, краеведы и православные богословы.
Оргкомитет круглого стола.
Комментариев нет:
Отправить комментарий