суббота, 1 сентября 2018 г.

Новая ревизия отечественной истории

Одновременно с новыми раскопками в Карелии, призванными поставить под вопрос результаты исследований 1990-х годов в расстрельном урочище Сандармох (публикация "Не было никаких расстрелов". Зачем нужны новые раскопки в Сандармохе. 29 Август 2018 Любовь Чижова URL= https://www.svoboda.org/a/29457879.html
проводится работа по дискредитации мемориала в Медном Тверской области как места расстрела и погребения жертв репрессий.
Судя по единству методики, это не отдельная взятая акция, направленная на дискредитацию деятельности членов "Мемориала", а попытка в целом свести итоги исследовательской работы по теме: " Политические репрессии" к нулю, чтобы была возможность сказать, что ничего не было. В Тверской области в Медном  есть государственная организация "Мемориальный комплекс Медное", где захоронены репрессированные польские военнопленные и советские граждане - были эксгумации в своё время и какое было возможно обследование территории. Неожиданно начались попытки найти останки советских солдат  умерших от ран в госпиталях в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. и похороненных якобы здесь. Видимо, эта целая кампания по ревизии нашей новейшей истории.
Публикация: 
Вот как этот поворот в осмыслении новейшей истории отражает ТВ  - репортаж о Мемориальном комплексе "Медное". URL=https://youtu.be/h3iLoUO0Kbo   
ТЕКСТ: В Твери встретились историки с тем, чтобы обсудить, оправдано ли существование «Медного», как мемориала по убитым НКВД полякам? Подробнее смотрите в сюжете телеканала Россия 24.
"Тверской мемориал «Медное» - привет  современной  России  из 1996 года, который аукается комплексом вины за недоказанные прегрешения. Суть такова: Виктор Черномырдин подписал соглашение с Польшей о захоронениях и местах памяти жертв войны и репрессий – «Катынь» и «Медное». Веских оснований не было, но политическая целесообразность требовала. Комплекс Медное разделен на две части - польскую и российскую. Польская часть посвящена якобы расстрелянным в 1940 году 6296 польским военнопленным, российская – репрессированным гражданам СССР. Вот только доказательств расстрела поляков, как не было так и нет, а вот комплекс существует и сюда продолжают ездить и скорбить из Польши"
ИНФО ПО ТЕМЕ:
Мемориал "Медное"

Обоснованность мемориала:

Согласно официальным утверждениям представителей органов госбезопасности, сделанным в начале 1990-х, с августа 1937 по ноябрь 1938 расстрелы по делам, которые велись Управлением НКВД по Калининской области, производились во внутренней тюрьме НКВД в г.Калинине, а захоронения производились в Медном. По некоторым данным, Медное использовалось как место захоронений приговоренных к ВМН на территории Калининской области и до 1937 и затем вплоть до 1943. Однако сведения о том, что на этой территории производились захоронения расстрелянных в эти годы, не нашли документального подтверждения. Самое известное и лучше всего документированное массовое захоронение в Медном – это захоронение казненных польских граждан: пленных офицеров польской армии, захваченных в сентябре 1939, в ходе «освобождения» территорий, принадлежавших до начала Второй мировой войны Польше, а также сотрудников различных военизированных государственных ведомств. К середине ноября 1939 около 15 тысяч поляков, отнесенных к этим категориям, были сосредоточены в трех лагерях НКВД для военнопленных – в Осташкове (Калининская область), Старобельске (Ворошиловградская область) и Козельске (Смоленская область). В апреле-мае 1940 почти все они были тайно казнены во исполнение решения Политбюро ЦК ВКП(б) от 5 марта 1940, оформленного постановлениями специально созданной для этого тройки НКВД СССР. Сотрудники польской полиции, офицеры разведки, контрразведки, пограничной службы, жандармерии, работники системы правосудия, сотрудники министерства юстиции и службы исполнения наказаний содержались, главным образом, в Осташковском лагере на оз. Селигер. Сюда же позднее привезли небольшое число польских «осадников» – бывших военнослужащих, получивших после службы в армии земельные наделы в восточных областях Польши. С 5 апреля по 21 мая 1940 заключенных Осташковского лагеря партиями этапировали во внутреннюю тюрьму УНКВД по Калининской области (г. Калинин, Советская ул., д.4, ныне здесь находится Медицинская академия). Здесь, в специально оборудованном помещении, расстрельная команда под руководством начальника комендантского отдела АХУ НКВД СССР майора госбезопасности В.М. Блохина, прибывшего в Калинин из Москвы, осуществляла казни. Время от прибытия этапа до «исполнения наряда» варьировалось от нескольких часов до 1–2 суток. Трупы на грузовиках отвозили в Медное, где их зарывали в общих ямах. Всего в ходе операции было уничтожено более 6000 узников Осташкова. Факт массовых расстрелов польских граждан в СССР весной 1940 стал широко известен в мире после обнаружения в 1943 на территории оккупированной немцами Смоленской области, недалеко от поселка Катынь, массового захоронения узников Козельского лагеря. «Катынское дело» (так совокупно именовалась история уничтожения военнопленных польских офицеров) стало предметом многочисленных публикаций в мировой прессе, дипломатических осложнений и скандалов между СССР и его союзниками. Об Осташковском лагере и исчезновении нескольких тысяч поляков, содержавшихся в нем, впервые в контексте «Катынского дела» упоминается в декабре 1952, в заключении Комиссии по Катыни, созданной Конгрессом США. В отличие от жертв собственно Катынского расстрела, о судьбе тех, кто содержался в Осташковском лагере (равно как и об узниках Старобельского лагеря), не было известно ничего достоверного вплоть до конца 1980-х. Первые публикации в советской прессе, посвященные «Катынскому делу», появились весной 1988; в конце 1989 исследователи смогли начать поиск архивных документов. К весне 1990 общая картина событий была уже достаточно ясна, в том числе – и в отношении заключенных Осташкова. В апреле 1990 ответственность НКВД за Катынское убийство была официально признана руководством СССР (до этого Советское правительство в течение 47 лет утверждало, что гибель польских офицеров в Катыни – дело рук нацистов). 6 июня 1990 Прокуратурой Калининской области было начато расследование. Затем дело было передано в Главную военную прокуратуру (ГВП) СССР и соединено с уголовными делами по Катыни и Старобельскому лагерю. В рамках возбужденного дела в качестве свидетеля был допрошен бывший начальник УНКВД по Калининской области генерал-майор (в 1940 - майор госбезопасности) Д.С. Токарев. Из его подробных показаний выяснились детали подготовки и проведения операции, техника казней и место захоронения расстрелянных поляков – «дачный поселок НКВД под Медным». (В 2004, когда ГВП РФ вынесла постановление о закрытии «Катынского дела», показания Токарева оказались в числе засекреченных материалов; однако еще в 1994 эти показания были опубликованы в польской печати.) Первые, неофициальные и полутайные раскопки в районе базы отдыха НКВД под Медным были предприняты активистами Тверского «Мемориала» еще в сентябре 1989, когда эта территория оставалась закрытой и охраняемой. УКГБ СССР по Калининской области признал наличие захоронений на территории своей спортивной базы 30 сентября 1990 (выступление в калининской прессе начальника УКГБ В.А. Лаконцева). Со слов Лаконцева, под Медным «было обнаружено» захоронение жертв сталинских репрессий. Лаконцев сообщил также, что на этой же территории захоронены «активные немецкие пособники» (т.е. лица, расстрелянные по приговорам Военного трибунала 29-й армии после освобождения Калининской области), и что, кроме того, в годы войны здесь же хоронили и советских воинов, умерших от ран в располагавшемся рядом госпитале (это утверждение впоследствии подтвердилось). В ходе расследования, проводившегося Главной военной прокуратурой в рамках «польского дела», удалось уточнить местонахождение захоронений 1940 года. В 1991, 1994 и 1995 были проведены три официальные эксгумации; одновременно проводилось зондирование территории с целью установить расположение отдельных братских могил. Первая эксгумация проходила под руководством следственной группы ГВП с 15 по 29 августа 1991, с участием польских экспертов и в присутствии представителей «Мемориала»; эксгумации 1994 и 1995 годов проводились только экспертами из Польши. Всего на участке было выявлено 25 могильных ям. В ходе эксгумаций были обнаружены записки, дневниковые записи, личные документы, два рукописных списка, составленных одним из военнопленных (Люцианом Райхертом) и содержащих перечни имен товарищей по Осташковскому лагерю. Некоторые из находок открыли возможность идентификации останков, при которых они находились; в ходе следствия Главная военная прокуратура посчитала опознанными останки 16 человек. Поименный список узников Осташковского лагеря, отправленных в апреле-мае 1940 «в распоряжение УНКВД Калининской области», был составлен по архивным документам – предписаниям на отправку этапов из Осташкова. Дальнейшая судьба этапированных поляков также установлена документально – сводными путевыми ведомостями, расписками сотрудников Калининского УНКВД о приеме этапов от осташковского конвоя и донесениями Д.С. Токарева заместителю наркома внутренних дел СССР В.Д. Меркулову об «исполнении нарядов». Общее число польских граждан, содержавшихся в Осташковском лагере и приговоренных тройкой НКВД СССР к расстрелу, оценивается в 6314 человек (в записке председателя КГБ А.Н. Шелепина Н.С. Хрущеву от 3 марта 1959 названа цифра 6311). Однако, согласно справке Управления по делам военнопленных, датируемой концом мая 1940, число поляков, отправленных из Осташкова «в распоряжение НКВД Калининской области», составило 6287 человек. Разницу в цифрах исследователи объясняют, в частности, смертностью в Осташковском лагере в течение апреля и мая 1940. В настоящее время польская сторона полагает установленными имена 6296 осташковских узников, казненных в Калинине.
В начале февраля 1995 Управлением ФСК было подготовлено заключение по результатам работы по установлению мест массовых захоронений расстрелянных жертв политических репрессий. Заключение подписано начальником УФСК и прокурором Тверской области. Согласно заключению, установленым местом захоронений жертв политических репрессий в Калининской области является территория бывших дач УНКВД в районе с. Медное. В ходе опроса, проведенного в 1995 сотрудниками УФСБ, бывший сотрудник КГБ "К" сообщил, что каких-либо документов о местах захоронений репрессированных в Калининской области граждан не сохранилось. Точная оценка числа расстрелянных советских граждан, захороненных под Медным, отсутствует. В докладной записке 1995 года, составленной ФСБ РФ и адресованной Председателю Правительства РФ В.С. Черномырдину, значится «около 4 тысяч человек». Однако на основании анализа общих архивных данных о жертвах «массовых операций» НКВД по Калининской области в годы Большого террора, а также количественных данных о расстрелах жителей области в более поздние (1939–1943) годы, исследователи пришли к выводу, что эта цифра сильно занижена. На основании архивно-следственных дел сотрудниками Государственного мемориального комплекса «Медное» ведется работа по составлению полного списка имен расстрелянных; в настоящее время установлены имена более 5 тысяч человек, расстрелянных в годы Большого террора на территории Калининской области. При этом нельзя однозначно утверждать, что все они захоронены на территории спортивной базы НКВД под Медным. Сотрудники органов госбезопасности официально утверждают, что в Калининской области «расстреливали только в областном центре и хоронили только в Медном» (прямых документов, подтверждающих это утверждение, не обнаружено). В то же время имеются устные свидетельства о захоронениях расстрелянных на городских кладбищах – Волынском и Неопалимовском.
В 1998–1999 поисковая группа «Эдельвейс» и сотрудники мемориального комплекса провели обследование территории, в результате шурфовки обнаружили четыре больших могильника; именно эти могильники на основании ряда данных были признаны захоронениями жертв политических репрессий 1930-х. В это же время на территории комплекса было обнаружено несколько других безымянных захоронений. Эти захоронения были идентифицированы как могилы 296 советских солдат, умерших в близлежащих эвакуационных госпиталях и медсанбатах. Вскрытие этих могил и эксгумация останков не производились. Первый памятный знак на территории бывшей спортивной базы КГБ – плита с надписью «Соотечественникам – жертвам войн и репрессий» – была открыта 7 июня 1995. В открытии памятной плиты приняли участие официальные лица из городской и областной администраций, представители общественности (Тверской «Мемориал»); на церемонию прибыл вице-премьер РФ Ю.Ф Яров. Через четыре дня, 11 июня, при стечении сотен людей, в основном - граждан Польши, приехавших на церемонию, был установлен также закладной камень на месте будущего польского мемориального кладбища. Государственный мемориальный комплекс «Медное» был создан во исполнение российско-польского соглашения между правительствами Российской Федерации и Республики Польша о захоронениях и местах памяти жертв войны от 22 февраля 1994 (вступило в силу 9 сентября 1994). Согласно этому соглашению и подписанным позже протоколам к нему, на местах захоронений польских военнослужащих в Катыни и Медном создаются мемориальные польские воинские кладбища. После подписания соглашения некоторые российские политические деятели, парламентарии и общественные организации (Международное общество «Мемориал») обратили внимание Правительства России на то, что появление одного лишь мемориального польского кладбища на местах захоронений, где покоятся также и советские жертвы государственного политического террора, было бы нравственно и исторически неверным решением, и предложили создать в Катыни и Медном общие мемориалы всем, кто там захоронен. Этот вопрос был поднят на российско-польских переговорах, и после длительных дебатов стороны выработали совместное решение об организации единых комплексов, в которые польские воинские кладбища войдут как отдельные структурные компоненты, создаваемые и финансируемые польской стороной. Во исполнение этого решения было издано Постановление Правительства РФ №1247 от 19.10.1996 «О создании мемориальных комплексов в местах захоронений советских и польских граждан – жертв тоталитарных репрессий в Катыни (Смоленская область) и Медном (Тверская область)». К моменту выхода Постановления территория будущего комплекса уже была выведена из ведения Федеральной службы безопасности, спортивные и жилые постройки базы отдыха, а также забор, огораживавший базу, снесены. Сама территория представляла собой участок леса на берегу р. Тверцы площадью 14 га. Строительство Мемориального комплекса заняло более трех лет. Он был открыт 2 сентября 2000 в статусе мемориального комплекса федерального значения, подчиненного непосредственно Министерству культуры РФ.
В мемориальный комплекс «Медное» вошли: 1) мемориальное воинское кладбище на месте захоронения польских граждан, расстрелянных в 1940. Занимает площадь около 2 га. От остальной части мемориального комплекса отделено невысокой металлической оградой. Территория самого кладбища представляет собой участок в форме неправильного прямоугольника. На нем (как и на всей территории ГМК) сохранены 70–80-летние деревья, проложены дорожки, вымощенные плиткой, установлены светильники. Захоронения польских граждан (в основном сохраненные после эксгумаций 1991–1995 годов в первоначальном состоянии) расположены в центре участка; на каждой из 25 братских могил установлен высокий металлический крест. На захоронениях стоит несколько индивидуальных деревянных крестов, установленных приехавшими из Польши родственниками. Имена 6296 погибших отлиты на металлических плитках, которые в пять рядов уложены вдоль дорожки, опоясывающей захоронение. Кладбище имеет два отдельных входа: один соединяет его с остальной территорией ГМК, другой, парадный, обустроен на периметре мемориального комплекса, обращенном к автомагистрали Москва-Петербург. Авторы идейно-пространственной композиции – творческая группа под руководством скульпторов Здислава Пидека и Анджея Солыги.
2) Аллея Памяти, проложенная между двумя участками, на которых были обнаружены захоронения расстрелянных в 1930- жителей Калининской области (по две могильные ямы на участок). На каждом участке оформлена братская мемориальная могила диаметром 12–15 м, огороженная художественно выполненной металлической оградкой. На обеих могилах никаких памятных знаков не установлено, но рядом с каждой из них, вне ограды, лежит украшенная инсталляцией металлическая плита с изображениями четырех конфессиональных символов: православный и католический кресты, иудейская звезда Давида, мусульманский полумесяц. Сама Аллея Памяти представляет собой широкую дорогу, вымощенную плиткой. Вдоль аллеи развернута постоянная художественная выставка под открытым небом «Взгляд» – живопись, графика, скульптура. Аллея проходит мимо памятника (авторы проекта А.В. Соколов, А.В. Соколова, Ю.П. Карпенко, архитектор проекта – Н.Г. Шангин), открытого 2 сентября 2000 на месте памятной плиты «Соотечественникам – жертвам войн и репрессий», которая была заложена здесь в 1995 и сохранена в общем ансамбле памятника.
Территория Мемориального комплекса благоустроена: помимо Аллеи Памяти, проложены и вымощены дорожки, установлены светильники и указатели, оформлен главный вход в ГМК («Ворота памяти»). Ежегодно 2 сентября на территории Мемориального комплекса проходят Дни памяти советских и польских граждан – жертв политических репрессий. Сотрудники ГМК проводят тематические экскурсии: «Политические репрессии 1930–1940-х на территории Калининской области», «Польские граждане – жертвы тоталитарного режима в СССР. 1940 год», «Массовые расстрелы наших земляков в период сталинских репрессий». ГМК ведет музейно-собирательскую работу в городах и деревнях Тверской области, организует передвижные тематические выставки, устраивает временные экспозиции в служебных помещениях. В 2006 открыт филиал мемориала «Медное» – Музейно-выставочный центр в Твери (закрыт осенью 2012). В августе 2003 приказом министра культуры РФ М.Е. Швыдкого «О реорганизации Государственного мемориального комплекса «Медное» (№1087 от 06.08.2003) ГМК был ликвидирован как самостоятельное учреждение культуры и присоединен к Государственному музею политической истории России (ГМПИР) в качестве филиала. С 2011 ГМК "Медное" - филиал Государственного Центрального музея современной истории России (ГЦМСИР, Москва).
ЦЕРЕМОНИИ
На территории Мемориального комплекса проходят ежегодные церемонии: 2 сентября - международная (День памяти советских и польских граждан - жертв политических репрессий), 30 октября  - российская (День памяти политзаключенных), 1 ноября -  польская (День поминовения усопших).
РЕГЛАМЕНТ ПОСЕЩЕНИЙ
Вход на территорию ГМК открыт ежедневно с 9:00 до 21:00.



Блохин Василий Михайлович
ГОДЫ ЖИЗНИ
1895 - 1955
БИОГРАФИЯ
Сотрудник ВЧК-ОГПУ-НКВД-МГБ СССР. С 1921 в Отряде особого назначения ВЧК. С мая 1926 по апрель 1953 - комиссар для особых поручений при ОГПУ-НКВД-МГБ СССР, на комендантской работе в ОГПУ, затем при ПП НКВД по Москве и МО, АХУ НКВД и НКГБ СССР. На 1940 - начальник комендантского отдела АХУ НКВД СССР. Весной 1940 был откомандирован в г. Калинин для организации расстрела польских военнопленных - заключенных Осташковского лагеря. Генерал-майор (1945). Награжден семью орденами и тремя медалями. На апрель 1953 -  комендант МГБ СССР. Уволен "по болезни" 02.04.1953. Постановлением Совета Министров СССР от 23.11.1954 лишен звания как "дискредитировавший себя за время работы в органах". Умер 03.02.1955 (по одним данным - от инфаркта миокарда, по другим - покончил жизнь самоубийством).
ИСТОЧНИКИ Петров Н.В., Скоркин К.В. Кто руководил НКВД. 1934-1941: Справочник. М.: Звенья, 1999, С. 112

среда, 29 августа 2018 г.

А. СЕРГЕЕВ. ХРИСТОЛОГИЯ ТРАКТАТОВ БЛАЖЕННОГО АВГУСТИНА НА ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА

"Не было никаких расстрелов". Зачем нужны новые раскопки в Сандармохе

https://www.svoboda.org/a/29457879.html
"Не было никаких расстрелов". Зачем нужны новые раскопки в Сандармохе

29 Август 2018

Сандармох. Экспедиция Российского военно-исторического общества
Сандармох. Экспедиция Российского военно-исторического общества

На мемориале Сандармох в Карелии, где похоронены расстрелянные жертвы советских политических репрессий, проходят раскопки Российского военно-исторического общества (РВИО). Заявленная цель экспедиции – поиск захороненных там узников финских лагерей и солдат Красной армии. Издание "7х7" из Карелии сообщает, что работы ведет 90-й отдельный специальный поисковый батальон Ленинградского военного округа. Уже найдены останки четырех человек.

Раскопки Российского военно-исторического общества были санкционированы в июле 2018 года управлением по охране объектов культурного наследия Карелии. Ранее родственники расстрелянных в Сандармохе в годы Большого террора обратились к Министерству культуры России и правительству Карелии с просьбой предотвратить раскопки, которые могут нарушить целостность мемориального кладбища.

Партия "Яблоко" направила обращения на имя руководителей следственного управления, МВД, прокуратуры Карелии с просьбой проверить в связи с экспедицией РВИО соблюдение закона об охране объектов культурного наследия. В письме говорится, что акт экспертизы не опубликован на официальном сайте управления по охране объектов культурного наследия региона, хотя согласно 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия" это необходимо для получения разрешения на проведение любых работ на территории памятника.

Один из руководителей экспедиции, в ходе которой были найдены останки расстрелянных в Сандармохе, – историк, председатель карельского "Мемориала" Юрий Дмитриев. Сейчас он находится под стражей по обвинению в педофилии. В конце 90-х исследователям удалось выяснить, что в годы Большого террора здесь были казнены 5130 жителей Карелии и заключенных Беломоро-Балтийского лагеря. Установлено, что осенью 1937 года здесь был расстрелян "соловецкий этап" – 1111 заключенных Соловецкой тюрьмы особого назначения. Историки установили 6241 имя убитых здесь людей.

Возможно, новая экспедиция ставит своей целью дискредитировать деятельность Юрия Дмитриева, размыть ее ценность и нивелировать масштабы трагедии в Сандармохе, полагают эксперты.

Юрий Дмитриев
Юрий Дмитриев

Предположение, что в Сандармохе могут быть захоронены советские военнопленные из финских концлагерей, выдвинули сотрудники Петрозаводского государственного университета Юрий Килин и Сергей Веригин (Радио Свобода попыталось с ними связаться, но официально они еще в отпуске). Сообщается, что ученых в экспедицию РВИО не пригласили. Ранее в интервью изданию "7x7" российские и финские историки называли эту гипотезу политически мотивированной.

Уже известно, что в ходе экспедиции обнаружены останки четырех человек, предположительно, красноармейцев. Об этом Радио Свобода сообщила руководитель департамента информационной политики Российского военно-исторического общества Надежда Усманова:

Мы ищем останки красноармейцев – узников финских лагерей

– Экспедиция идет. Как и было заявлено, она стартовала 25-го числа. Соответственно, она идет по плану совместных работ. Одна из целей этой экспедиции – поиск останков советских военнопленных, узников финских концлагерей и красноармейцев, погибших в боях во время Великой Отечественной войны.

Мемориал в Сандармохе
Мемориал в Сандармохе

– Родственники расстрелянных в Сандармохе попросили предотвратить эти раскопки. Они опасаются, что экспедиция может нарушить "целостность мемориального кладбища". Что вы можете сказать по этому поводу?

Потомки красноармейцев тоже имеют право узнать, где покоятся их предки

– Хотелось бы сказать, что потомки красноармейцев, которые погибли во время Великой Отечественной войны, наверное, тоже имеют право узнать, где покоятся их предки. Ведь многие наши воины, солдаты и офицеры Красной Армии, которые погибли в тех краях, так и остались пропавшими без вести. Конечно, наша цель – искать, находить, перезахоранивать с почестями, которые им подобают. Отдать долг тем людям, которые выполняли свой долг до конца, которые отдали свою жизнь за свободу нашей родины, в том числе свободу Карелии, за то, что оттуда изгнали финских оккупантов, за то, что мы победили фашизм в той страшной войне. Поэтому, конечно, искать останки красноармейцев – это наша задача и наш долг. Этим занимаются наши поисковые отряды в очень многих поисковых экспедициях, которые проходят по всей стране. У нас совсем недавно была экспедиция в Финляндию, в ходе которой мы подняли останки 24 человек. Буквально через несколько дней стартует экспедиция Ржев – Калининский фронт. Большая экспедиция – там практически 500 человек поисковиков. Там мы будем также искать останки воинов, погибших во время ржевской битвы. Ну, и так же в Карелии. Это плановая работа.

 Что насчет целостности кладбища?

В захоронении найдены три человека, рядом гильзы, предположительно, иностранного производства

– Мы никак не нарушаем целостность кладбища. В понедельник было найдено неизвестное ранее захоронение. Оно находится буквально в нескольких метрах от границы кладбища. Все известные могилы, которые были найдены ранее, мы их сейчас не копаем и не трогаем совсем. В этом захоронении найдены три человека. Они все были приблизительно одинакового роста и возраста. Это достаточно молодые ребята. Все одеты в одежду из одинаковой ткани, руки связаны, пулевые ранения в головы. Рядом три гильзы, предположительно, иностранного производства. Сейчас проходит экспертиза. Видно, что это новое, неизвестное ранее захоронение, во-первых, не массовое – там всего три человека захоронены. Во-вторых, есть вероятность, эксперты об этом скажут, что это были военнопленные – по характеру того, как их нашли, во что они были одеты и так далее. Мы не можем, конечно, утверждать ни в коем случае, но надежда появилась на то, что действительно мы найдем там красноармейцев и сможем увековечить память тех, кто отдал жизни за свободу нашей родины. Мы сможем, может быть, каким-то образом даже и определить, например, откуда они были. Личных вещей найдено не было, к сожалению. Поэтому опознать останки вряд ли удастся. Дальше посмотрим, что скажут эксперты. Очень важно, к какому выводу они пришли.

– Партия "Яблоко" также выступает против вашей экспедиции. У вас с бумагами все в порядке?

– Конечно! У нас получены все необходимые документы, разрешающие те виды работ, которые мы проводим. Это наша принципиальная позиция. РВИО – очень серьезная организация. Там работают профессиональные поисковики, антропологи, специалисты. Она оснащена всем необходимым оборудованием. Конечно, вся разрешительная документация имеется, – рассказала руководитель департамента информационной политики Российского военно-исторического общества Надежда Усманова.

За новыми раскопками в Сандармохе следят журналисты петрозаводского издания "7х7", которое много писало об экспедиции Российского военно-исторического общества и процессе над историком Юрием Дмитриевым. О своем отношении к инициативе РВИО и целях экспедиции Радио Свобода рассказал журналист Глеб Яровой:

РВИО – скорее инструмент пропаганды, а не исследовательская организация

– От многих мною уважаемых людей – экспертов, историков – я слышал такое мнение, что Российское военно-историческое общество – скорее инструмент пропаганды, а не исследовательская организация. И то, что они обычно делают, не очень сопоставимо с реальностью. Дело в том, что вот эта экспедиция, которая сейчас проводится под командованием представителей РВИО, больше года назад задумывалась петрозаводскими историками как экспедиция, которую должна была проводить международная исследовательская группа. Поскольку гипотеза о существовании каких-то захоронений советских военнопленных в Сандармохе была, скажем так, впервые формально высказана в Петрозаводске. Эта идея обсуждалась. И, соответственно, было принято решение – собирать международную группу для того, чтобы все было открыто, прозрачно, объективно, чтобы эта группа решала, что делать с Сандармохом: копать – не копать, какими-то другими способами пытаться эту гипотезу аргументировать, верифицировать или опровергнуть. В итоге получилось так, что Петрозаводский университет оставили в стороне, а вопросом и процессом занялось вот это Российское военно-историческое общество, к которому по многим причинам нет доверия, начиная с того, что его возглавляет известный своими фейковыми диссертациями Владимир Мединский. А непосредственно сейчас в Сандармохе работают люди с несколько сомнительной репутацией в профессиональных кругах. В принципе, на сегодняшний день очень большие сомнения уже на уровне самой гипотезы, которую они там проверяют.

Сандармох, раскопки 1997 года
Сандармох, раскопки 1997 года

– Говорят, что уже откопали останки трех человек…

По их версии, расстрелы были летом, но при этом люди были в шинелях и валенках

– Да, останки трех человек они в воскресенье откопали. В понедельник они откопали четвертого человека в этой же яме. Если первые были на глубине двух метров, то четвертый был под ними, где-то на глубине 2,5 метров. Между собой они совершенно уверены в том, что они нашли советских военнопленных, причем не тех, которые могли быть, скажем, расстреляны сразу после боя. Боев там много было, и расстрелов было наверняка немало. Они уверены, что нашли именно военнопленных одного из финских лагерей, которые располагались в Медвежьегорске, в 20 км от Сандармоха, и в некоторых других городах, в том числе и поближе к самому месту. Они делают такой вывод, потому что якобы (опять же это по их словам, этого никто пока не проверил, не опроверг, не доказал) те трое, которых нашли в воскресенье, были одеты в зеленые английские шинели, которые носили как раз заключенные в финских лагерях. Такая информация действительно есть. Те, кто сидел в этих лагерях, потом сбежал или каким-то образом освобождался, а потом давал показания советскому СМЕРШу, действительно упоминали, что носили зеленые шинели в лагерях. Но как поисковики в воскресенье определили, что это именно зеленые шинели и именно английские, пока непонятно. Мы видели, что это такой кусок, похожий на кусок коры размером с ладонь с некоторым зеленым отливом. Не знаю, возможно, поисковикам виднее. Тут я совершенно не специалист. Далее они говорят о том, что на расстрелянных были надеты валенки. Летом в валенках в лагерях не ходили, такие показания тоже есть. Притом сами поисковики говорят, что, скорее всего, дело было летом, потому что все-таки 2-2,5 метра – это достаточно глубоко. Зимой вряд ли кто-то стал бы так глубоко копать. По их версии, расстрелы были летом, но при этом люди были в шинелях и в валенках. Кроме того, позы и глубина, на которой нашли троих, характерны для Сандармоха. У заключенных советских лагерей связывали руки за спинами еще в Медвежьегорске и везли расстреливать в Сандармох в такой позе, стоя на коленях. Много есть архивных фотографий, где расстреливают финны наших военнопленных. В основном это происходит стоя, руки завязаны спереди. Что там найдено – совершенно непонятно.

– А почему РВИО так важно найти останки советских военнопленных, которых расстреляли финны?

Они работают по приглашению Минобороны

– Это главный вопрос во всей этой истории. Сейчас официальная их версия такова. Они работают по просьбе, по приглашению Минобороны, поэтому теперь там находятся поисковые отряды из Петербурга. Существует некий план, согласно которому Военно-историческое общество в ближайшие три года по всей Карелии, в том числе по Медвежьегорскому району, будет осуществлять поиски воинских захоронений времен Великой Отечественной войны. Я вполне допускаю, что такой план существует. Но почему они начали именно с Сандармоха – это очень большой и самый главный вопрос.

– Нет у вас никаких версий?

В этом вашем Сандармохе похоронены не только репрессированные, но и советские солдаты

– Версии есть. И они есть даже не столько у меня, сколько у правозащитников, у представителей "Мемориала", у некоторых историков и у многих из тех, кто следит за этими событиями вокруг дела Юрия Дмитриева. По большому счету, по мнению я не знаю кого – Минобороны, РВИО, еще каких-то структур, если в Сандармохе будут найдены останки военнопленных или солдат, какие-то воинские захоронения, это некоторым образом будет наводить тень на значимость Сандармоха как места исторической памяти, связанного с Большим террором. По общему мнению тех, кто следит за этими событиями, это главная задача – найти в Сандармохе захоронения не репрессированных, а военнослужащих и сказать: "Ребята, смотрите, в этом вашем Сандармохе похоронены советские солдаты, а не только репрессированные. И, вообще, давайте из этого сделаем мемориал, связанный не только с репрессиями, но и с воинскими почестями". Ну, вот это главная идея. Это вполне в тренде сегодняшнего дня. Размыть память, где-то уничтожить, где-то поставить под вопрос, чтобы была возможность сказать: да, "Мемориал" в 1997 году копал, и они нашли то, что хотели найти. Они хотели найти репрессированных – они их нашли, а вот на советских военнопленных или солдат Красной армии этому "Мемориалу" наплевать. Они делают свое грязное дело, а мы исправляем их ошибки. Примерно для этого. Это такая атака на "Мемориал", я думаю, – полагает петрозаводский журналист Глеб Яровой.

В законности экспедиции Российского военно-исторического общества в Сандармохе пытается также разобраться партия "Яблоко", которая направила обращения на имя руководителей следственного управления, МВД, прокуратуры Карелии с просьбой проверить в связи с экспедицией РВИО соблюдение закона об охране объектов культурного наследия. Лидер партии Эмилия Слабунова уверена, что цель экспедиции – дискредитация главы карельского "Мемориала" Юрия Дмитриева и его деятельности в Сандармохе:

Ничего на сайте Госкомитета по охране памятников нет. Поэтому и возникают эти вопросы

– Как мы знаем, Сандармох – это памятник истории регионального значения. А законодательством урегулированы все вопросы проведения любых работ на памятниках: должны быть и проект работы, и экспертиза этого проекта. Все это должно быть опубликовано. Должны быть разрешительные документы. Ничего на сайте Госкомитета по охране памятников истории и культуры нет. Поэтому и возникают эти вопросы. Гипотеза о том, что там могут быть еще захоронения, появилась спонтанно. Представители Петрозаводского университета оказались исключенными из состава тех, кто мог бы присутствовать при этих раскопках. Поэтому я как депутат Законодательного собрания Карелии и председатель партии направила обращение и в Следственный комитет, и в МВД, и в прокуратуру республики Карелия, в Госкомитет по охране памятников истории и культуры, с тем чтобы провели проверку законности проведения этих работ.

Сандармох, раскопки. Экспедиция Российского военно-исторического общества
Сандармох, раскопки. Экспедиция Российского военно-исторического общества

– Какие-то ответы уже есть?

Финские историки говорят, что в их архивах нет никакой информации о событиях в Сандармохе. Возможен скандал с Финляндией

– Нет. Это все было направлено только в прошедшую пятницу, когда стало известно, что в субботу уже выезжает так называемая экспедиция. В пятницу я факсом из Москвы отправляла все эти обращения. А уже в субботу-воскресенье стали получать фотографии с места событий о том, что там военная техника, палатки, похожие на армейские. И уже получила фотографии произведенных раскопок и информацию о том, что якобы там найдены финские пули. Но все это вызывает очень серьезные опасения. В первую очередь опасения по поводу того, что возможен скандал с Финляндией, потому что финские историки говорят, что в их архивах, ни в каких исторических документах, свидетельствах, воспоминаниях ничего не сказано, нет никакой информации о том, что в Сандармохе могли иметь место такие события, о которых идет речь.

– Для чего это все тогда нужно?

Все это делается для того, чтобы дискредитировать Юрия Дмитриева

– Я больше всего боюсь, что это все делается для того, чтобы дискредитировать Юрия Дмитриева, который всю свою жизнь посвятил тому, чтобы восстановить справедливость и показать масштабы этих жертв, этой трагедии и деяния сталинских палачей. С тем чтобы теперь говорить, что не было там никаких расстрелов сталинских жертв, а это финские оккупанты расстреляли советских военнопленных. Поэтому им нужно как-то выходить из этого скандала. Власть понимает, что такие достаточно серьезные репутационные издержки имеет в результате этого скандала с арестом Юрия Дмитриева. Так теперь надо как-то дискредитировать то важное дело, которое он делал на протяжении более 20 лет, – полагает глава партии "Яблоко" Эмилия Слабунова.

Директор санкт-петербургского "Мемориала" историк Ирина Флиге, которая в 90-е участвовала в раскопках в Сандармохе вместе с Юрием Дмитриевым, уверена, что экспедиция Российского военно-исторического общества нарушает закон:

Они уверяют, что работают за пределами памятника, но это пустые слова

– Для того чтобы говорить об этой экспедиции, мы должны иметь ответы на два вопроса. Есть ли у этой экспедиции открытый лист? Присутствует ли там археолог? Работают ли они на памятнике, или они работают вокруг памятника? Если работы производятся на памятнике, охраняемом государством, – это вандализм. Если они работают на объекте, значит, они совершают уголовное преступление, если у них нет при этом открытого листа. Дело в том, что совершенно невозможно комментировать, пока сюжет еще не состоялся. Журналистам не предъявлен открытый лист. Они уверяют, что работают за пределами памятника, но это пустые слова, потому что кадастровый инженер не выезжал на место, не определял на местности границы объекта, на котором работать нельзя. Границы эти не определены. Я сейчас говорю чисто юридическим языком. Реальное кладбище Сандармоха имеет статус памятника республиканского значения и охраняется государством. У каждого такого объекта есть порядок его содержания и исследования на объекте. Никто не утверждает, что если объект памятник, то нельзя заниматься его исследованием. Тогда бы археологи не занимались Московским Кремлем. Объект культурного наследия может исследоваться, но по очень твердым правилам, а не обществом реконструкторов. Любые непрофессиональные действия на объекте культурного наследия несут за собой потерю каких-то элементов этого объекта.

Сандармох, раскопки 1997 года
Сандармох, раскопки 1997 года

– В Российском военно-историческом обществе говорят, что нынешние раскопки – это дань памяти погибшим красноармейцам, попытка восстановить историческую память…

– Мы все время говорим об исторической памяти. Но я вам скажу честно: в России нет исторической памяти. Это просто такие слова, которые используют в дискуссиях. Нет той точки или черты, которая бы разделила прошлое от настоящего. Этим могло бы стать признание арестов, пыток и осуждений государственным преступлением, преступлением против человечества. Прошло много лет, но этого не случилось. Поэтому сегодня те люди, которые считают, что советский террор – это случайный эпизод, фальсифицируют дело Юры Дмитриева. Это наследие, которое мы приняли, – уверена историк, директор Санкт-петербургского "Мемориала" Ирина Флиге.

воскресенье, 26 августа 2018 г.

Победа над страхом и победа над смертью

Some Image

Победа над страхом и победа над смертью

http://emlblog.com/ru/web_letter?action=6u4eehny1krjde1cckb5gh1epxptdc67bnxaf4mrukxe6k5ciwi3f9turibatz5xq

Игумен Нектарий (Морозов)

Есть множество вещей, которых люди боятся. И множество вещей, причиняющих нам боль. Но ничто не сравнится в этом отношении со смертью. Человек ощущает боль, испытывает страх не только тогда, когда помышляет о конечности собственной жизни или сталкивается со смертью лицом к лицу. Он не может равнодушно думать об уходе близких, скорбит, страдает, когда приходит пора расставаться с теми, кого он любит, кто ему по-настоящему дорог.

Мне приходилось встречать немногих людей, которые очевидным образом страх смерти побеждали. Когда-то один из них, Герой Советского Союза, человек, совершавший подвиги так просто и обыденно, что они казались чем-то естественным для него, отвечая на вопрос, как не бояться смерти, сказал: «Для этого нужно просто преодолеть инстинкт самосохранения». Но даже эти люди, и он в том числе, не могли не относиться к смерти как к трагедии, не чувствовать ее ужас, ее противоестественность.

И странно было бы, если бы кто-то воспринимал это иначе: мы ведь не для смерти созданы, а для жизни – вечной и блаженной. Смерть стала следствием грехопадения, его результатом, она не есть что-то природное, само собой разумеющееся для нас. Она и в самом деле – трагедия.

И люди по-разному пытаются с этой трагедией разобраться. Кого-то страх смерти парализует, кто-то, наоборот, гонит от себя мысль о том, что рано или поздно его путь на земле закончится, кто-то надеется на то, что переселение душ – реальность и хоть как-то, в каком-то виде, но он все же продолжит свое существование.

А христианин… Христианин верит в то, что жизнь со смертью не оканчивается, что мы после нее переходим в иной, неведомый нам, но оттого еще более прекрасный мир, если, конечно, оказываемся его достойны. Верит… Или, точнее, должен верить. А если не верит, то, наверное, и не христианин он вовсе. Ведь отношение к смерти – это своего рода лакмусовая бумажка: если лишь к земному прикованы наши помышления, лишь с земным связаны все наши надежды, если не простираются наша мысль и наше упование за пределы временного, нет в нас чаяния жизни будущего века, то вера наша формальна, подобна евангельскому дому, построенному на песке, который в момент испытания, когда пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот, не устоял, но упал, и было падение его великое (Мф. 7, 27).

Смерть – момент испытания, испытания последнего и оттого наиболее важного. Она проявляет все, что есть в человеке, что собрал, скопил он за время своего дольнего странствия. Она отделяет ложное от истинного, фальшивое от подлинного, излишнее от необходимого. И больше того: она словно все знает о человеке и все может сказать о нем ему самому и тем, кто рядом – какой он, кто он. Образ откуда-то из детства: человек в халате с металлической палочкой в руке наносит легонький удар по хрустальной вазе и прислушивается: если звук надтреснутый, короткий, то в вазе – дефект, а если чистый, долгий, то дефектов нет никаких, изделие к употреблению годно. Вот и смерть – такой же человек в халате и с палочкой, а мы все – изделия, проходящие проверку. И тем ответственней, тем страшнее она, что последняя: изменить после нее ничего не удастся. Оттого-то и призываемся мы все готовиться к ней – так, как ни один самый ревностный студент не готовится к самому трудному экзамену.

Some Image
Алтарник одного из московских храмов Георгий Великанов,
который в январе погиб, спасая бездомного

Схиархимандрит Софроний (Сахаров) свидетельствует: для многих афонских отцов обычным было не выносить своего суждения о собрате до поры до времени, а говорить: «Подождем. Посмотрим, как он умирать будет…». И именно смерть отвечала им на вопрос: каков был подвиг монаха, угоден ли был он Богу или же ошибочен, или даже лицемерен, в истине ходил брат или же в прелести пребывал.

Смерть знает о нас все, но мы должны знать не меньше – о себе и о ней. И мы должны всматриваться в себя и смотреть за тем, как проявляет нас – нет, не смерть, а повседневная жизнь. Смотреть, как откликаемся, как отзываемся мы на те промежуточные испытания и экзамены, которыми наполнен каждый новый день. И час. А порой и каждая минута. Следить наряду с этим и за тем, как отзывается на мысль о смерти наше сердце, что обретается тогда в нем: страх, отчаяние, надежда или же… радость?

Безусловно, чтобы научиться правильно относиться к смерти, нужно пытаться понять, уяснить для себя, как уходили в вечность святые. Это душеполезно, это назидательно, это действительно необходимо.

Но нет все же, наверное, в этом плане урока для нас более важного, чем Успение Пресвятой Богородицы – то переселение, тот переход от земных к небесным, который собственно смертью язык никак не поворачивается назвать. Тут приоткрывается некая дивная тайна: что является смертью на самом деле, а что мы этим словом по ошибке, хотя и привычно, и уверенно, называем.

Это ведь некий камень преткновения для многих, загадка, не получающая ответа, разрешения, откладываемая сознанием «на потом»: как же мы читаем, говорим о том, что Христос смертью смерть попрал, но вот она – день за днем мы так или иначе видим ее, сталкиваемся с ней, люди умирают, как умирали и до Пришествия Спасителя в мир? Как совместить одно с другим?

Но в действительности то, что мы именуем смертью, не есть смерть, это и правда больше похоже на сон: мы засыпаем здесь, а пробуждаемся вновь в ином, неземном краю. А смерть… Смерть настоящая, бесконечно страшная – это отлученность от Бога, невозможность быть с Тем, Кто есть Источник жизни и одновременно Сама Жизнь. Вот от нее, от этой смерти и пришел избавить нас Сын Божий, и избавил, и у каждого человека появился этот удивительный и вместе страшный выбор: жить или умирать. И совершается он не в какой-то определенный момент (если только не о мучениках мы говорим!), а проходит через всю жизнь человека, становится ее венцом.

Жизнь Пресвятой Богородицы была в этом смысле жизнью в высшей степенью подлинной – в ней дыхание смерти даже не ощущалось. Ведь дыхание смерти – грех… Когда-то преподобный старец Силуан, услышав, как читается в храме отрывок из книги пророка Исаии, при словах: Измыйтеся, и чисти будете (Ис. 1, 16), подумал: «Быть может, Божия Матерь согрешила когда-нибудь хотя бы мыслию?». И тут же в его сердце вместе с молитвою голос ясно проговорил: «Божия Матерь никогда не согрешила даже мыслью». «Так Дух Святой в сердце моем, – пишет старец, – свидетельствовал чистоту Ее».

Some Image
Преподобный Силуан Афонский

Но чтобы не подумал кто-то, что Пречистая была не как все прочие люди, что не было в Ней решительно никакого присущего людям несовершенства, добавляет он: «Во время земной жизни у Нее была некоторая неполнота и безгрешные ошибки несовершенства. Это видно из Евангелия, когда Она, возвращаясь из Иерусалима, не знала, где Ее Сын, и потом вместе с Иосифом три дня искала Его (ср. Лк. 2, 44 – 46)».

Не было в жизни Богородицы греха как противления Богу, не было ничего, что отлучало, отчуждало бы Ее от Него. Се Раба Господня… (Лк. 1, 38): в этом ответе все существо Ее жизни как всецелой преданности воли Божией, такой преданности, такого всецелого с волей этой спасительной согласия, какого не было никогда ни в ком ни до Нее, ни после на земле.

И потому не было и быть не могло страха перед смертью: Она знала, куда и к Кому идет, переступая границу между миром дольним и горним. Христос, Ее возлюбленный Сын, был Ее жизнью на земле и в еще большей, несказанно большей степени – в вечности. Отчасти, в какой-то хотя бы степени объясняют нам таинство того, что скрывалось в душе Божией Матери, слова апостола Павла: Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение (Флп. 1, 21) и следующие за ними: Имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше(Флп. 1, 23).

И потому в жизни Пречистой Девы Марии и в Успении Ее – ответ для нас на вопрос: как победить не только страх смерти, но и самую смерть. Жить так, чтобы ничего важнее не было для нас, чем быть со Христом. Чтобы со всем, что отдаляет, отлучает нас от Него, не сближалось, не срасталось сердце наше, чтобы искало оно той свободы от греха, которую лишь Он может дать. Чтобы любовь к Нему – не на словах, не в мыслях, а самым делом проявляемая и взращиваемая – давала нам понимание того, что если здесь с Ним так хорошо, то как же хорошо – там…

…Смерть и для нас из трагедии, из ужаса, из боли может претвориться в успение, в тихий и покойный сон, разрешиться пробуждением – в радости, в свете, в жизни, в которой ее, смерти, уже никогда не будет.

Игумен Нектарий (Морозов)