среда, 17 июля 2013 г.

ФИННЫ ИНКЕРИ И РАССТРЕЛЫ НА РЖЕВСКОМ ПОЛИГОНЕ. АЛЕКСЕЙ КРЮКОВ 2010-06-29 КОНСПЕКТ БЕСЕДЫ.

http://youtu.be/oATo3BtNedY

T=13:11:09

(0,07) К.А.В.: Я Крюков Алексей Викторович, житель Ленинграда-Петербурга. Живу здесь всю сознательную жизнь. Примерно с середины 80-х годов занимался самостоятельно, т.е. вне связи с какой-либо исследовательской организацией, некоторыми вопросами истории деревень северной Ингерманлазии, историей ингерманландских финнов Всеволожского района.
----------------------------------
(02-34) Результат около 20 лет полевых работ – все эти бывшие деревни я знаю до каждого дома, некоторое количество публикаций научных, то есть статей, есть. И в ходе вот этой работы, примерно в 88-м году, я услышал о месте, которое называется Койранкангас.
-----------------------------------
(03-43) . Деревни располагались кустами, по возвышенностям, на вершинах возвышенностей. Соответственно, значит, в окрестностях Токсово на возвышенностях находилась масса деревень. С другой стороны, в окрестностях Всеволожска тоже были деревни, находившиеся на возвышенности. А между ними находилась, ну не того, чтобы низина, но местность, равнинная местность, которая не использовалась, в общем-то, никакого не имела хозяйственного использования. В южной части этой местности болото, а в более северной части местности был вот такой кангас, то есть пески с вереском, с редколесьем.
------------------------------------
(05-24) о Койранкангас, мне было сразу сказано, значит, что это было место, где убивали людей. Первый из моих знакомых, давнишних знакомых по деревне Токсово, Давыд Давыдович Пелганен, уроженец Киурмяков, мне про это говорил.
-------------------------------------
А.К.: (52,20) Это, это было еще в 70-х годах.
---------------------
А.К.: (52,12) Да, давнишний мой знакомый, занимался в секции лыжной.
Д.М.: (52,15) То есть он был…
А.К.: (52,16) Тренером он моим был.
---------------------
А.К.: (52,40) В Токсово. База «Трамплин» в Токсово.
-------------------
(53,21) И в 70-х годах, естественно, Давыд Давыдович ни о чем подобном мне не говорил. Об этом вообще не упоминалось. Я даже не знал, когда был школьник, что он с Киурмяков.
-------------------
А.К.: (53,38) Я… Да, я к нему пришел, когда уже в качестве исследователя, уже после института, уже где-то в 86-м - 87-м годах, и в 88-м, и много раз к нему приходил. Я знал, где он живет в Токсово, приходил к нему потом уже. То есть был значительный промежуток, когда я с ним не общался.

А.К.: (27,46) 90-го года. Сейчас я найду записи, сделанные со слов Давыда Давыдовича. Мои полевые записи, сделанные летом 1990-го года, приблизительная схема расположения домов деревни, имя информатора и адрес местонахождения, где было дело. Ну вот, сама тетрадка имеет примерно вот такой вот вид. Это мои записи 90-го года. Есть записи и других людей, которые я… Ну, так сказать, чтобы показать, что их довольно много. Вот тоже записи 90-го или 91-го года, сейчас посмотрю. Тоже 90-го. Выглядят примерно вот так вот они: по разным деревням, обстоятельства прежней жизни в значительной части несуществующих деревень, имена людей, которых нет. Чичиков торговал мертвыми душами, ну а я их, не торгую, конечно, ими, собираю их.
------------------------------------
(05-47) Летом 88-го года мы с ним ходили в Киурмяки, уже не существующую деревню, но гора есть, ориентиры есть, туда можно было пройти в это место. Кроме того, Давыд Давыдович мне сказал адреса некоторых людей с этой деревни, кто тогда были еще в живых.
-------------------------------------
(07-16) я задавал вопросы и другим людям, для чего я ездил, иногда весьма далеко. Ну вот. В Куйвозях с Михаилом Ванганеном, Иваном Федоровым беседовал, Анной Айрикайнен. Анна Айрикайнен Ивана Федорова сестра. Еще одна сестра их Катя Хуска, старшая их сестра, жила в Петроза.., в Кондопоге, в Карелии. Вот. Ну и, значит, Лиза Хайганен жила в Лениграде. Вот это круг моих знакомых по деревне Киурмяки. Ни с кем, кроме Давыд Давыдовича, я на месте не бывал.
-----------------------------------
(08-13) И вот, во время перестройки возник, возникло открытие, было сделано открытие Левашовской пустоши. Об этом стали много писать. И мой хороший знакомый, товарищ Дмитрий Орехов, с которым я делился многими своими находками, сообщениями, открытиями, рассказавший кому-то из финляндских знакомых эту историю, попросил моего разрешения опубликовать эту информацию в Финляндии.
--------------------------------------
(09:06) Не помню ни названия газеты, и не видел я самой этой публикации. Затем, видимо, информация расходилась, подобно кругам по воде, и через какое-то время ко мне позвонили из газеты «Смена», (не помню, Орлов или кто-то другой позвонил), и попросили разрешения опубликовать эту информацию на русском языке. Тут же мне снова позвонил Дмитрий Орехов и сказал, что по их просьбе он сделает русский текст из финского текста,
-------------------------------------------
(09:54) Впоследствии я видел эту публикацию, подписанную именем Орлова,
--------------------------------------
(10:25) Наверно, это 88-й год, Вячеслав Орлов «Койранкангас – собачья роща», состоялась эта публикация. Этот самый Орлов Вячеслав написал, что я ему об этом рассказал, хотя я его в глаза не видел и ничего ему не рассказывал, а он получил перевод финляндского текста. Фактически в обратном переводе, наверно, так. Вот. Поэтому он, в общем-то, не 100% корректный. Затем многие активисты: Всеволожск, «Невская заря», «Мемориал», значит, высказывали желание найти это место, побывать.
--------------------------------------
(11:15) Тогда, на рубеже 90-х годов шла речь о том, чтобы там поставить памятник, крест. Но спустя 20 лет всего лишь это выполнено, наконец.
-------------------------------------
(11:36) какие-то активисты общества «Мемориал» связывались и с Пелганеном Давыдом Давыдовичем, и с Иваном Федоровым. И Федоров их возил туда на машине, и Давыд Давыдович тоже был на месте, и приблизительно показывали им, где это было. Затем все как-то это дело заглохло, несколько публикаций, и людям стало, кажется, не до того, до тех пор, пока Анатолий Яковлевич Разумов не начал издавать Ленинградский мартиролог.
-------------------------------------
(12:56) может быть, Анатолий Яковлевич Разумов сам меня попросил… В 2002 году,
-------------------------------------
(13:10) написать по возможности более документально и более строго все, что мне об этом месте известно
-------------------------------------
(15:36) Получился такой не очень большой, но все-таки представленный многими свидетелями, круг, так сказать, свидетельств, я их вот для сборника «Ленинградский мартиролог» написал.
--------------------------------------
(14:12) и Анатолию Яковлевичу Разумову предоставил. После чего он вскоре со мной связался и сообщил примерно такую информацию, что какие-то «леваки», крыло левое такое, так сказать, общество «Мемориал» пытались на свой страх и риск, совершенно нелегально на территории полигона производить раскопки, ничего не нашли, и поэтому информация эта откладывается в сторону до лучших времен, как неподтвержденная.
--------------------------------
(22:43) Прошло примерно 5 лет, наступил 2007-й год. Снова мне звонит Анатолий Яковлевич Разумов. Но, правда, мы с ним общались и все это время на другие темы. И говорит такую вещь: «А «Мемориал»-то нашел захоронения». Я говорю: «Ну, кто бы сомневался». «Ну, вот, - значит,- теперь там крест стоит или будет стоять, будет установка, будет мероприятие. Давайте съездим». «Ну, давайте съездим». И спрашивает меня: «А жив ли кто-нибудь из тех вот лиц, с кем Вы разговаривали тогда, в 90-м году?». А никто из них не жив.
------------------------------
(23:57) Тем не менее, они свое дело сделали. Во время перестройки люди перестали бояться, воспряли духом, хотя все это оказалось, в общем- то, иллюзией, вся эта перестройка. Но в какой-то момент люди себя почувствовали людьми. До этого все боялись страшно, никто бы ни с какими незнакомыми людьми не стал бы общаться, да и «Мемориала» никакого не было. И вот, они, так или иначе, свой моральный долг выполнили.
-------------------------------
(46,54) Еще такой важный вопрос вот. Я все пытался понять, машины, вот это вопрос для Вас: машины по воспоминаниям Пелганена (только смотрите на меня, ладно тогда?). По воспоминаниям Пелганена машины шли на Койранкангас со стороны Токсово или со стороны или со стороны Приютино?
А.К.: (47,14) Именно со стороны Ленинграда, с Рябовского шоссе по так называемой полигонной дороге. Если отвечать прямо на Ваш вопрос, то это будет со стороны Приютино. Приютино не упоминалось, правда. Но, значит, именно по той дороге, которая специально была построена на полигоне. Никто из гражданских лиц не пользовался этой дорогой. Она отходит от Рябовского шоссе примерно в районе Приютино, берет немножко севернее Рябовского шоссе. А затем, где-то в районе Койранкангаса, она меняет направление с северо-восточного на западное, под острым углом или под прямым углом она разворачивается на запад в направлении Токсово. Вот. То есть устройство этой дороги достаточно нелогично, она как бы непонятно куда и зачем ведет. Но вот если себе представить все вот эти дальнейшие события, то получается, что для этого и строили.
---------------------------------
А.К.: (40,05) Ну, могу показать 2 карты. И, значит, давайте, фото… У меня ксерокопия карты 12-го года есть. Вот. И, наверно, фотокопия предвоенного времени карты. Я их, наверно, достану. Можно их наглядно будет сравнить.
--------------------------------
(43,25) Так, вот ксерокопия карты 12-го года. Примерно километровка, примерно. Тут масштаб немножко другой, версты тут в дюймах. Значит, но в сущности это километровка, в сущности километровка. Значит, что мы здесь видим. Это шоссейная дорога, Ручьи, Мурино, Токсово, Матокса, Рябовское шоссе от Пороховых. И ничего подобного полигонной дороге не существовало. Вот, значит, деревня Лепсари занимала огромную территорию по течению речки Лепсари, относившаяся к Токсовскому приходу, а вовсе не к Рябовскому. И жители Лепсари ходили вот по какой-то своей лесной дороге в Токсово, в том числе в Токсово в церковь. Даже непонятно, показана ли здесь какая-то реальная дорога, какая-то у них дорога была. Вот, и ничего подобного полигонной дороге с характерной кривизной зловещей, нету. Вот написано: «Печатано в декабре 12-го года». Ксерокопия. Разобраться при желании можно.
-------------------------------

Д.М.: (48,11) Машины приходили, разгружали свой страшный груз и уходили обратно?
А.К.: (48,16) Машины приезжали,- говорят, я не свидетель, значит, еще раз подчеркиваю, только могу рассказать, как мне это рассказывали, - выгружали людей, значит. Причем речь шла именно о живых людях, а не об убитых уже. То есть это было именно место расстрелов.
Д.М.: (48,33) И они уходили…
А.К.: (48,34) И потом уходили, да. Пиф-паф, значит, - и обратно уходили.
Д.М.: (48,38) То есть тем же маршрутом?
А.К.: (48,40) Да. Не… в деревни они не заглядывали. Дорога была построена, похоже, именно для того, чтобы лишний раз не светиться, как вот на современном языке сказать. Хотя все равно это было видно с деревень, но деревни были далеко, и в непосредственное соприкосновение никто ни с кем не вступал. Но было видно.
Д.М.: (49,00) Хелганен говорят, что в милицию ходили. Милиция им сказала, чтобы они…
А.К.: (49,03) Не совались.
Д.М.: (49,04) Да, не совались не в свое дело.
А.К.: (49,06) Когда обнаружилось, что местным жителям все это известно, (ничего удивительного не было), то приходили потом в деревни. Даже председатель колхоза, по многочисленным просьбам жителей, которых это ужасно все нервировало, на Ржевку даже ездил. Значит, сообщал, что, по мнению колхозников, очень плохо, что это все видно у нас из деревни. Но ему весьма грубо объяснили, что не надо ему соваться в это дело. Вот. То есть, и не хочешь, а видишь, как бы. Причем без всяких там, перерывов там на выходные дни. Ну, и естественно, в деревне происходили облавы иногда, связанные с какими-то накладками у военных. Вот.
---------------------------------------
А.К.: (31,43) Ну вот об этом написано, в частности, в моем вот этом очерке «Койранкангас (неразб)». Там, значит, рассказ (?) Ивановича Пелинена, собственно пересказ рассказа его мамы, Хилмы. Так вот, что на свадьбу его мамы приходил ее двоюродный брат Хансу из деревни Лепсари. И шел он как раз через Койранкангас, ну и видел небрежно зарытые ямы, из которых из-под песка торчали руки и ноги. В принципе, я бы, конечно, чем рассказывать это устно, от своего лица, отослал бы вас к написанному тексту, опубликованному в Ленинградском мартирологе, в 6 томе «Койранкангас (неразб)», где я все бывшие у меня свидетельства изложил дословно, выбросив из них второстепенные вещи, может быть, не очень удачно, но вот которые были, те изложил.
--------------------------------------
А.К.: (38,55) Деревни в районе Киурмяков были выселены. Киурмяки в 40-м году, в ликвидацию хуторской системы, и многие другие деревни. Там, скажем, (названия неразб) в 36-м году были выселены в восточные районы Ленинградской области, где сейчас Новгородская. Ну, а когда в 42-м году все население было отправлено в эвакуацию, оказавшуюся ссылкой, то… Полигон прибрал к себе немалые территории вплоть до самого Токсово. То есть фактически деревни многие пропали в 42-м, оставшись без населения. В Химакколово(?), например, было около сотни дворов, фактически осталось без людей и, хотя дома стояли до 50-х годов, но уже это не был населенный пункт. Это уже был ненаселенный пункт. Какие-то, уже не дома, а сараи, простояли чуть не до 60-х годов, но это уже не был населенный пункт.
-----------------------------------
А.К.: (57,12) Можно так сказать. Значит, Леонид Андреевич Гильде(?) был председателем «Киринлита» (?) общества ингерманландских финнов в 96-м – 98-м годах. Впрочем, он и до того в «Инкерин Лиитто» был, занимался вопросами фактической реабилитации. Потому что реабилитация ингерманландских финнов в районе 90-го года произошла таким образом со стороны постсоветской власти – принцип: «Кому должен – всем прощаю» Ингеманландским финнам объявили, что их ссылали, разоряли необоснованно, и что они ни в чем не виноваты. Но дело-то обстоит каким образом: люди потеряли имущество, дома, близких. Это никакими, в общем-то, с одной стороны, деньгами не компенсируешь. А с другой стороны, кое-какая сатисфакция все-таки нужна. И не только бумажная, но и кое-какая имущественная, потому что без нее все это остается словами. Это просто слова.
-------------------------------------
(58,51) Людей, которых разоряли, уничтожали, ссылали и всячески презирали и гоняли, как собак, в особенности в послевоенное время (не давали прописки нигде), которые при этом считались еще виновными в чем-то, в какой-то деятельности, которой не было, не имело место никакой антисоветской деятельности, тем более во время Отечественной войны. На оккупированных немцами территориях не было никакой организованной деятельности со стороны финского населения. Людям объявили: «Да, пожалуй, необоснованно арестовывали в «ежовщину». Эти мы приговоры отменим, состава преступлений нет. Они реабилитированы, их души реабилитированы, души умерших не нуждаются в реабилитации». И потомкам – листочек, бумажка, в которой написано, что их родители не были ни в чем виноваты. Это не сатисфакция, это даже нет извинений.( Государство, оно как бы никак не может решить: оно преемник того советского государства или оно что? Оно как-то никак не может решиться занять позицию какую-то. Но кое-какая позиция просматривается. Эта позиция – по возможности никому ничего, а если припрет – ну, по минимуму. Потому что не напасешься на всех, казна оскудеет. Это грубо. Народ понимает именно так.