суббота, 26 июля 2014 г.

МИТРОПОЛИТ ВЕНИАМИН Когда и где был у бит?


МИТРОПОЛИТ ВЕНИАМИН
Когда и где был у бит?


Новые документы из следственного дела священномученика
Вода Живая 2013- №6(161)

В архиве ФСБ по Санкт-Петербургу хранится многотомное следствен­ ное дело 1922 года о «сопротивле­ нии изъятию церковных ценностей», по которому обвинялись причисленные к лику святых митрополит Вениамин (Казанский), архимандрит Сергий (Шеин), миряне Ю.П. Но­вицкий и М. И. Ковшаров. В этом деле нет сведений о дате и ме­ сте их расстрела, т. е. нет справки о приведении приговора в исполне­ ние, которая, как правило, присут­ ствует в следственных делах.
Сотрудниками рабочей группы при Московской епархиальной комиссии по канонизации святых в ГАРФе обнаружено еще одно дело митрополита Вениамина: это кассационная жалоба адвокатов осужденных и просьбы о помилова­ нии приговоренных к высшей мере наказания.
Все заявления о помиловании, кроме заявления митрополита Ве­ниамина, написаны рукой осужден­ ных. Прошения же самого митропо­лита, почерк которого мы хорошо знаем, в деле нет. Есть прошение только его адвоката Гуровича.
Рассматривалась данная касса­ ционная жалоба как «дела петро­градских церковников» в Москве, с 3 по 8 августа 1922 года, на заседании Верховного Трибунала Пре­ зидиума Всероссийского Централь­ ного Исполнительного Комитета Совета рабочих, крестьянских, крас­ ноармейских и казачьих депутатов.
10 августа постановление было готово: «В отношении осужден­ных Казанского, Новицкого, Шеина и Ковшарова приговор Петро­градского Ревтрибунала оставить в силе. В отношении осужденных Плотникова, Огнева, Елачича, Чельцова, Чукова и Богоявленского - заменить высшую меру наказания пятью годами лишения свободы».
На этой выписке протокола № 51 была сделана пометка: «На­стоящая копия выписки препрово­ждена в Петроградский Ревтрибу­нал 16/УШ-22 № 2633».
Понятно, что без получения это­го документа осужденных не могли расстрелять, а если учесть, что документ был отправлен, как было принято тогда, специальным нароч­ным, то расстрел состоялся, скорее всего, после 17 августа. Сейчас же принято считать днем преставле­ ния митрополита 13 августа. Как выясняется, мы не знаем не только даты расстрела владыки Вениамина, но и места его казни. Исследование, проведенное нашей Комиссией по канонизации совместно с со­трудниками архива ФСБ, позволяет сделать вывод, что осужденных мог­ли увезти в Москву или другой город, где и была произведена казнь, что часто практиковалось в подоб ных случаях.
В пользу этой версии говорит тот факт, что протоиерей Михаил Чельцов, проходивший по этому делу и получивший замену смертного приговора лишением свободы, писал жене 4 декабря 1922 года: «... Вчера, без особых разговоров решили переменить поминовение м-та Вениамина и иже с ним, перенеся поминовение их из заздравно­го синодика в заупокойный. Предварительно же отслужили по ним панихиду...» И далее он задается вопросом: «Зачем, с какой целью, Москва берет наши дела к себе на рассмотрение? Если бы не хотели дать какое-нибудь облегчение нам, то о нас бы молчали». В этом же письме он пишет: «Прие­ хавший из Москвы профессор Бенешевич, судившийся и оправданный по нашему делу, привез оттуда такую весть: там судились в эти дни 120 человек; 30 человек по 62 ст., что и мы, из них 5 человек к расстрелу..» (А. В. Чельцов. Мы вправе знать. СПб, 2011. С. 199). Из письма явствует, что о казни митрополита протоиерей Чельцов и его со­камерники узнали только 4 декабря 1922 года!
Хочется отметить особо, что это архивное открытие не имеет никако­го отношения к канонизации: факт мученической кончины за Христа владыки Вениамина и тех, кто пострадал вместе с ним, неоспорим. Эта новонайденная информация напоминает историкам о необходимости полностью погружаться в тему исследования, стараться исчерпать абсолютно все ее источники, чтобы не оставлять за собой «хвосты» последующим поколениям. Дату же памяти митрополита, конечно, можно исправить, но для этого необхо­димо дальнейшее архивное исследование. 
ЛИДИЯ СОКОЛОВА