понедельник, 30 мая 2011 г.

2009_10_22 о Вячеслав Харинов музей при храме - о Ржевском полигоне


Дмитрий   0,03 Хорошо, то, что сами хотите рассказать. Во-первы, это ваш интерес к этому месту, поскольку он связан с «Дорогой жизни». То там лежат убитые всех сортов. И красный террор, и война, и тридцать седьмой год.
отец Вячеслав  0,15 Это, да, я попробую. Сначала , а потом попробуем. 0,27 Ржевский полигон — это уникальное место для Петербурга и Ленинграда. И интерес к нему не случаен, иинтерес к нему огромен тех людей, кто соприкасается с  его историей. 0,42 Есть хорошо известное высказывание генераллиссуимуса Суворова о том, что «...война не закончена, пока не захоронен последний ее участник — солдат.» 0,54 А что делать, если эта война гражданская? Ржевский полигон — это место упокоения сотен... если не тысяч, то сотен жертв политических репрессий. 1,12 Это печальный итог гражданского противостояния одной части общества другой. Незахороненные люди, лежащие на Ржевском полигоне, всегда будут взывать к совести нации. 1,29 Захороненным человек считается, если его опустили с любовию и молитвой в специально устроенную могилу. Понятно, что никто не хоронил так  жертв политических репрессий. 1,43 Их расстреливали у рвов, расстреливали у воронок, которые стихийно образовывались на артиллерийском полигоне, и потом засыпали. 1,54 Даже поиск этих людей сейчас затруднителен потому, что в силу предназначения полигона системных захоронений там не существует. 2,08 Незахороненные жертвы репрессий будут так или иначе взывать к совести нации. Поэтому представляется очень важным поиск этих людей. 2,22 Или, если не перезахоронение, в силу технических каких-то причин, то, по крайней мере, объявление этого места совершенно особенным. Придание ему статуса памятника. 2,36 Памятника даже федерального значения. Это заповедная зона, в которой должны быть устроены соответствующие знаки. Должна быть... должна совершаться память жертв политических репрессий. 2,54 Сложность вопроса и многообразие проблем вокруг Ржевского полигона заключается еще и в том, что он стал частью еще и новейшей истории. Последующей истории Советского Союза — истории Великой Отечественной войны. 3,12 И в этом отношении наличие на Ржевском полигоне уникальных орудий, в частности, знаменитая «Царь — пушка Советского Союза» - четыреста шести миллиметровое орудие, стоящее там, - это памятники, прикладные памятники истории. Это часть материальной истории войны. 3,34 Через Ржевский полигон проходила знаменитая «Дорога жизни». И в этом отношении военные могилы вдоль дороги, - увы, это реалии, и с этим тоже надо считаться. 3,49 Надо помнить о том, что именно там, у входа на Ржевский полигон, на первом километре «Дороги жизни» происходили такие события, как встреча первого обоза в день святого благоверного Великого Князя Александра Невского, - первого обоза с продовольствием, доставленного в Ленинград осажденный. 4,16 Двенадцатого сентября сорок первого года. Через Ржевский полигон проходили грузы, шли люди. И история блокады тоже должна быть зафиксирована. В этом отношении часть полигона обязательно должна быть объявлена зоной и музейной. 4,33 На территории полигона практически находятся и многие места для отдыха эвакуированных людей. Там находились пункты санитарные, там находились пункты связи, там были бомбоубежища для обслуживающего персонала «Дороги жизни». 4,54 Все эти памятники должны быть зафиксированы. Если этого не случится, то все равно, рано или поздно, вопрос об этом встанет. Надо помнить о том, что история не прекращается с искусственного закрытия вопроса одним поколением. 5,13 Следующее поколение может снова поднять вопрос. Интерес к истории имеет характер непостоянный. Иногда некоторые периоды истории выпадают из  поля зрения исследователей, не очень интересуют живущее поколение. 5,34 Но нет никакой гарантии, что следующее поколение проявит исключительный интерес к той, или иной... тому, или иному периоду истории, той, или иной части ее. 5,46 И, в этом отношении любое строительство, расположение садоводств, или строительство промышленных объектов, или чего бы то ни было на местах захоронений, на местах необозначенных захоронений, это глупость, это кощунство, это неведение будущего, это непонимание того, что история для нации  важна именно наличием в ней священного. 6,13 Ни тафтология, ни каких-то просто перечислений событий, но отношение нации — это своеобразная спасительная история народа. Вот, что такое, так сказать, обычная история. 6,31 Интерпретация ее и правильное видение ее в плане, так сказать, ее священности для нации — важнейшая часть истории. Собственно, без этого истории и не бывает. 6,42 И в этом отношении Ржевский полигон требует исключительного внимания. 6,47 Проблема идентификации людей, захороненных там, будет всегда. И, конечно, говорить о том, что мы можем опознать останки людей, которых расстреливали полуголыми, и даже камуфлировали смерть этих людей, так, духовенству, например, сбривали бороды, чтобы нельза было потом  опознать эти останки. 7,13 Конечно, опознание таких останков чрезвычайно сложная вещь. И здесь не стоит питать иллюзий. Но каждый, погибший таким образом, уже причастен к священной части истории. Это невинные, как правило, жертвы. 7,32 Это жертва мученическая, и здесь не имеет значения конкретное, такое, вот, опознавание. Идентификация здесь не так важна. 7,44 Что же касается мест расстрелов, то хочется верить, что соответствующие органы все-таки имеют  какие-то схемы, имеют какие-то указания на места расстрелов. 7,59 Не может быть, чтобы это совершалось совершенно без какой бы то ни было документализации. И требуется только время, пока архивы не раскроются, пока все ныне тайное не станет явным.
Дмитрий    8,18 И два слова насчет памяти молодых. Вот, ценность новой истории для молодых другая совершенно, которая внушается. Вот, активная позиция в этой жизни и начисто отвергается вообще все прожитое. 8,33 Оно было с кем-то, но с нами, Слава Богу, может быть и будет, но другое. И, вот, объяснить сегодня молодому человеку, вот, сегодняшнему, и призвать его туда, оказывалась, в общем-то, непростая задача. 8,49 Надо какие-то слова найти, но эти слова очень трудно найти. Вот, если вам такие слова приходят, то, может быть, их надо сказать. 8,58 Если бы вы обратились бы к молодому человеку сегодняшнего дня, как объяснить ему на сегодняшнем языке, что это и его тоже, хотя, мы и не знаем, твой ли это прадед, и не можем этого доказать... не можем.
отец Вячеслав   9,16 Причастность к истории это неравнодушие к тому, что совершилось с твоими предками. Всякое равнодушие к прошлому — есть отсутствие будущего. 9,31 И священные понятия «Родины», отца, матери, предков, подвига, самопожертвования, любви, смерти, - все имеет свое конкретное выражение в делах человеческих. 9,45 В каждой жизни человека, или каждого человека есть наличие этих вещей. Есть причастность к этим священным предметам. 9,56 Если этой причастности нет, то жизнь такого человека совершенно пуста, она не состоятельна. Такой человек не состоятелен ни в гражданском отношении - в патриотическом, ни в нравственном отношении. 10,12 Поэтому, отношение к истории, отношение к истории недавней, отношение к своим соотечественникам, Родине, есть отношение, собственно, к нравственности, отношение к гражданственности. 10,29 Очень хочется верить, что молодые люди, новое поколение россиян будет иметь это личное, пристрастное отношение к истории. 10,43 Будет понимать, что нравственность личная и гражданственность, есть не просто удел некоторых, избранных, но и это есть вещь всеобщая, должна быть свойственна каждому человеку. 10,58 И без священных историй, без священных понятий человек перестает быть человеком. Отнять религиозное сознание у человека, отнять священные понятия — значит сделать его зверем. 11,15 «Человек — это религиозное животное,» - сказал один мыслитель. Вот, если убирается понятие священного, если убирается религиозное сознание, отвечающее за это, остается зверь, остается зверь, руководящийся в своей жизни только инстинктами и рефлексами. 11,34 Такой зверь неизбежно пойдет по жизни, опираясь только на свои когти, на поддержку своих зубов, и на свою звериную хитрость и изворотливость. 11,44 Надо быть мудрым, чтобы увидеть в истории залог будущего нашей страны.
Дмитрий   11,55 Как вы думаете, вот, привлекая людей молодых, я подчеркиваю — не только пожилых, к деятельности по поддержанию мемориала и раскопок на нем, это тот путь, на котором они могут ощутить свою причастность, или есть какие-то другие пути?  12,12 Менее конкретизированные. Вот, что лучше было бы делать, для того, чтобы они это осуществили, эту передачу, о которой вы говорите?
отец Вячеслав    12,25 Мне кажется, что причастность молодых людей к полигону еще дело будущего. Я имею в виду такой пристальный интерес. Уже сейчас в электронных средствах массовой информации виден этот интерес, это обсуждение. 12,42 Но, наверное, может быть, надо подождать, ведь, поисковое движение, связанное с захоронением воинов Великой Отечественной тоже как бы набирало обороты, набирало силу. 12,56 И имело, вот, такой период накопления информации, осмысления даже языка. Нравственного языка. 13,09 Описывающих проблематику незахороненных и пропавших без вести. Рано или поздно, неизбежен интерес и к пропавшим без вести жертвам политических репрессий. Это однозначно, это абсолютно ясно мне. 13,27 И думаю, что здесь особое поисковое движение, особый интерес тоже будет.  И мне кажется, что поисковые отряды, по крайней мере часть могла бы быть причастна уже сейчас к поиску этих жертв и установлению памятных знаков. 13,44 По крайней мере определению этих мест, так, чтобы эти места не стали такой игрушкой судьбы в руках бездумных правителей или чиновников. 13,59 И если будет возможно или необходимо, даже через моих знакомых поисковиков можно было бы вполне осуществить какой-нибудь первоначальный поиск. Вот, жертв, покоящихся на Ржевском полигоне. 14,18 Но, я отдаю себе отчет. Если хоронили их в воронках, в артеллерийских воронках, образованных разрывами снарядов, то жертвы должны покоиться очень глубоко. 14,34 Для этого сейчас условием, с учетом того, что культурный слой очень быстро нарастает, необходимы мощные работы, даже использование специальной экскаваторной, специальной бульдойзерной техники. 14,48 И в этом отношении меня не удивляет то, что не на поверхности лежат жертвы репрессий. Их действительно закапывали, их действительно прятали. 15,00 Что касается поиска пропавших солдат, то, как правило, они лежат на поверхности. 15,08 Это, так называемые,  «верховые солдаты», которых просто бросили в пылу боя, а потом их уже никто не подбирал полуразложившихся. 15,16 Их просто прикапывали. Поэтому, конечно, проблематика поиска присутствует, и здесь требуется, может быть, даже особые технологии.
Дмитрий   15,28 Вот, мы копали «Невский пятачок» и Синявинские высоты, и когда заходила речь об этом не раз и не два я слышал такое предположение, что, вот,  в двадцатые на Ржевском расстреляли лучшую часть людей, 15,44 и через, буквально, поколение дети тех,  кто это делал пошли, и в десятикратном размере пошли и заплатили своими жизнями на «Невском пятачке» и Синявинских высотах за злодеяния отцов. 15,55 И непонятная жертва войны становится тогда понятна в контексте этого... более такого глобального рассмотрения.  16,03 Насколько это, вот, рассуждение может иметь место? Как вы думаете? Вы, вот, задумывались над этим? Соотношением войны и предшествующего.
отец Вячеслав   16,15 Интерпретировать историю в таких простых причинно следственных связях очень неблагодарное дело. 16,24 И я думаю, что вообще, опричинивать жертвы или холодно рассуждать о рациональности тех или иных жертв, о том, что те или иные жертвы были напрасны — на мой взгляд — это кощунство. 16,51 Мне кажется: жертва есть жертва, и здесь надо уметь вступить в зону такого священного молчания. 17,03 Иначе мы подвергаем какой-то ненужной суете жертвы, тех кто стали заложниками гражданского противостояния в обществе, или же мы  говорим о военных жертвах. 17,22 Всякое суетное отношение, всякая мелочная калькуляция и какие-то поверхостные причинно следственные умозаключения, мне кажется, здесь неуместны. 17,35 Люди пожертвовали собой, люди стали частью истории, и мы можем только склонить головы, только почтить их память, и понять, что, видимо, такова была цена истории.17,51 Это была цена гражданскому противостоянию, гражданской войне, это была цена победы в Великой Отечественной. 18,01 Можно скорбеть о том, что не успели многие из жертв реализовать себя, как личности в этой жизни, но говорить о том, что эти жертвы были совершенно напрасны, тоже нельзя. Ведь, на крови мучеников вырастает, скажем,  Церковь. 18,29 И, в этом отношении, мученики, почти отсутствовавшие в святцах Русской Церкви, неожиданно появились в таком количестве, и это было такое приношение на всемирный алтарь Русской Церкви, 18,48что стало уроком для всего мира, что стало залогом какой-то особой жизни христианства в последующих веках. 19,01 И то, тот интерес к религиозной жизни, то оживление в религиозной жизни, ренессанс многих видов церковного искусства, отношения и к Русской Церкви, - это все, ведь, - их жертва. 19,19 Это то же, что сделало Церковь совершенно особенной для россиян. Такого отношения к Церкви нет в других странах. 19,34 Поэтому здесь надо быть очень аккуратным, говоря о причинах и следствиях, лучшие люди были уничтожаемы с обеих сторон. 19,47 Ставать на ту или другую сторону, значит вставать на путь идеологический и политический. 19,55 Осмысление истории должно быть осмыслением духовным. Наша борьба не против плоти и крови, а против духов злобы поднебесной. 20,05 И в этом контексте должна быть рассматриваема история. И в этом отношении для меня совершенно очевидно, что жертвы Великой Отечественной войны — это жертвы не просто шедшие под ... 20,22 с советской стороны, шедшие под советскими знаменами, под красными флагами со звездами большевистскими, это жертвы, которые шли под пасхальными флагами. 20,36 Это жертвы, которые противостояли злу с большой буквы. Это не жертвы политического противостояния, двух систем, или двух диктаторов, или двух режимов. 20,49 Это люди, которые стали на пути всеощему злу, тотальному злу, которое угрожало всему миру. 21,01 Тоже самое касается и политических репрессий и их жертв. Эти жертвы нельзя рассматривать только в контексте политической борьбы. 21,13 Это то трагическое противостояние в обществе, то трагическое непонимание, то воцарение зла в обществе. Зла с большой буквы. 21,24 То духовное противостояние, не политическое, а духовное противостояние злу, которое на какой-то период вдруг воцарилось в стране и разделило страну на два лагеря, 21,40 что привело к позорной, ужасной, кощунственной, и очень трагической гражданской войне.
Дмитрий    21,52 И последний вопрос о ваших планах. Вы говорили, что будет храм. А, вот, какие планы связаны с ним?
отец Вячеслав    22,01 На первом километре «Дороги жизни» у входа на Ржевский полигон есть план воздвигнуть храм. 22,14 Духовенство вместе с командованием Ржевского полигона, не знаю сколько просуществует Ржевский полигон, но пока он существует, есть и командование, установили памятную плиту на этом месте. 22,29 По замыслу, общему замыслу храм должен быть посвящен святому благоверному Великому Князю Александру Невскому. 22,39 Это и покровитель нашего региона, земли петербургской,  это и человек совместивший в себе и жертвенность, и дипломатию, и величие воина, и жертвенность слуги народа. 23,01 Это святой, который покровительствовал нашему городу, в частности, и нашему городу в Великой Отечественной войне. 23,10 И не случайно с началом Великой Отечественной войны его святое имя всплыло из забвения. Не случаен этот интерес к нему, и фильм знаменитый, та инспирация общества, которая, которую испытывали все смотревшие фильм. 23,28 И, именно, в день Великого Благоверного Великого Князя Александра Невского был привезен первый эшелон продовольствия по «Дороге жизни», доставленый в осажденный Ленинград. 23,40 Хочется, чтобы этот храм был бы и храмом - памятником жертв всех политических репрессий. 23,49 Если не будет возможно все места расстрелов, все места захоронений жертв политических репрессий как-то оградить и как-то обозначить, то, по крайней мере, 24,07 таким «кенотафом» всем жертвам, местом совершения памяти всех жертв политических репрессий может стать такой храм. 24,17 Мне хочется, чтобы всем миром мы построили этот храм, чтобы к этому были причастны и военные и гражданские, 24,28 чтобы храм стал еще и своеобразным храмом примирения, чтобы гражданская война, разделившая людей на белых и красных, была бы закончена еще и строительством еще и этого храма. 24,44Чтобы все могли прийти и почтить память и жертв войны, и жертв «Дороги жизни», и жертв политических репрессий, вот, в этом храме.
Дмитрий    24,57 Спасибо.

Комментариев нет: