Рассылка обновлений по Email

пятница, 21 февраля 2014 г.

Чудо о Галине

3 эпизода из недавнего  "чуда о Галине из Красноярска", приехавшей в СПб принять Крещение и получившей в храме св. Анастасии краткое, но очень обильное оглашение и буквально за день до отлета принявшей Крещение. На память все участникам и их близким - записи видео и фото

Богослужения в храме св. Анастасии в дни праздника Крещения Господня

Совершение чина Крещения над р.Б. Галиной

Переезд в Сясьстрой, дом, храм, путь в аэропорт




==

==

==

==































==

==


































==

==

==

==

==

==

Тверская область. Опыт поиска по родословию

http://forum.yar-genealogy.ru/index.php?showtopic=380#entry14003
имела дело с Гос. архивом Тверской области и вот что могу сказать. Цены у них просто фантастические, это чистая правда. Когда мне пришел счет на мой запрос, то я неделю пребывала в состоянии потрясения... Потом заплатила, но неприятное недоумение долго не отпускало. Мне прислали выписки из метрических книг с 1862 года до революции по семье прадеда. Просматривали книги двух церквей, так как члены семьи крестили детей в одной, а венчались и отпевали в другой. Всё сделали очень тщательно, приложили подробный отчет по поискам. Качеством и скоростью я осталась довольна, за две-три недели пришла информация. Причем сначала ее на мейл выслали, а уж потом пришел официальный конверт из архива. Информация оказалась очень любопытная, деревцо мое подросло сразу на 29 человек, даже внебрачные дети теперь учтены :) Так что хочу сказать: работают быстро и хорошо, но цены очень высокие, и - главное - подавая запрос, даже приблизительно не можешь себе прикинуть, во сколько он обойдется. Но я заказывала поиск по метрическим книгам изначально в широких временных рамках, а если послать один конкретный запрос по поводу одного человека, то, думаю, цена тут будет совершенно другая.

Еще хочу поделиться впечатлениями от своей вчерашней поездки в Тверь. Съездила в Тверской центр документации новейшей истории и очень довольная поездкой. В ТЦДНИ работают очень приятные люди, на все вопросы обстоятельно отвечают и готовы помочь во всем. Я приехала, зная номер дела репрессированного прадеда (заранее списалась с центром, они мне и сообщили о наличии дела), и мне папку уже через 5 минут выдали. Дело о 4 кулаках, проводивших антисоветскую агитацию. Мой был, можно так сказать, идейным вдохновителем и предводителем. Удивительное чувство - держать в руках дел 1930 года, многие бумаги написаны карандашом. Ордер на обыск, арест, листы допросов. Ксерокопировала  подробное обвинительное заключение, там вся суть дела изложена. Очень интересно и волнительно такое дело читать. Подпись прадеда, его цитаты, список изъятого имущества, вот только фотографии, увы, не оказалось... Осудили по 58-й статье, 10-й пункт.
Мы в зале были почти одни, только еще одна девушка-историк выписки делала.
В ТЦДНИ хранятся только дела реабилитированных, переданные ФСБ, так что если вдруг у кого предки в эту категорию попадают - очень рекомендую в ТЦДНИ наведаться.

http://avangard-zdv.narod.ru/arhiv/N45_noyabr19_2010/11.html


ЗАГЛЯДЫВАЯ В МЕТРИЧЕСКИЕ КНИГИ
Пожалуй, каждый из нас задумывался о составлении родословной своей семьи. Кто-то записывал рассказы родственников, кто-то пытался искать документы и фотографии в семейных альбомах. Все это важно. Однако, всегда существует вероятность того, что в воспоминания закрадываются ошибки, что со временем пропадают многие важные бумаги. Каким же образом можно проследить историю своего рода?
Иногда в архив обращаются граждане с просьбой найти документы, подтверждающие родство с давно умершими людьми, или уточнить дату рождения деда-прадеда, так как известен только год его рождения. Под этим «давно» подразумевается послереволюционное или даже дореволюционное время, когда муниципальные архивы и архив ЗАГСа бессильны помочь. В этом случае я рекомендую обращаться в Государственный архив Тверской области, куда в 2004 году были переданы метрические книги церквей Западнодвинского района за 1905-1930 годы. До октября нынешнего года я не имела представления, как выглядят и что содержат в себе эти исторические документы. Теперь, когда знакомство с ними состоялось, хочу поделиться своими впечатлениями с читателями газеты.
Чтобы найти необходимую информацию о своем предке, необходимо знать, к какому церковному приходу или погосту относилась деревня, в которой проживал ваш далекий родственник. Желательно знать название уезда, на территории которого располагалась церковь. При этом нужно учитывать, что в первой половине XIX века соблюдался запрет регистрации в других приходах, а с конца XIX века священнослужители уже более вольно осуществляли крестины и венчания в соседних приходах. Эти знания облегчат первичный отбор источников нужной вам информации. Когда вы увидите долгожданную книгу, то поймете, что слово «облегчат» можно использовать и в прямом смысле. Церковное «детище» весом в пару килограммов выдается для работы в отделе заказов, откуда вы бережно несете его в читальный зал, где листаете, разыскивая нужную запись. Поскольку книги содержат от 200 до 900 листов, а на руки можно заказать книги, содержащие не более 1000 листов, то, чтобы найти нужное, придется делать заказы и посещать госархив не единожды.
Люди старшего поколения помнят, что раньше документы о рождении, смерти, браке называли метриками. Так вот, выписки об этих событиях в жизни человека из церковных метрических книг и назывались сначала «выписями», а затем метриками. На страницах книг то и дело встречаются пометки о выданных повторно справках, в основном, о рождении, которые датировались, например, 1933 или 1941 годами.
Первые метрические книги появились в церквях и заполнялись священниками, которые венчали, крестили и отпевали прихожан своего прихода. Эта практика была официально принята в решениях Московского церковного собора 1666 года. Государственные законы о ведении метрических книг принимались Петром I, начиная с 1702 года, а окончательное установление обязательного повсеместного ведения метрических книг в Российской империи было введено в 1722 году. Долгое время книги заполнялись священнослужителями по своему усмотрению и разумению. Позднее были определены количество и названия граф в каждом из разделов метрической книги. В дореволюционной России в метрических книгах документировались все акты гражданского состояния – основные события в жизни человека, подлежащие обязательной регистрации в государственных органах. Поэтому там можно найти много важной информации для составления родословной. Метрические книги велись в России до начала 1920-х годов.
После Октябрьской революции 1917 года их сменили актовые (реестровые) книги. Согласно советскому «Кодексу законов об актах гражданского состояния», принятому в 1918 году, все записи о браке, рождении и смерти должны были вести органы ЗАГСа. Метрические книги было решено хранить в архивах ЗАГСа в течение 75 лет, а потом передавать их на постоянное хранение в государственные архивы.
Метрическая книга состояла из трех частей. Первая часть предназначалась для регистрации родившихся. Здесь указывали месяц, число рождения и крещения, пол, имя младенца. У родителей указывалась сословная принадлежность (крестьянин, купец, мещанин), место проживания (населенный пункт, уезд, губерния), имя, отчество, фамилия отца, имя и отчество матери (для последней указывалось, девица это или чья-то законная жена), вероисповедание. Хочу огорчить тех, чьи предки были крестьянами: фамилию крестьян не записывали, указывали только имя и чей сын (или дочь), например, Симеонъ Онисимовъ (Семен сын Онисима). В следующей графе записывали информацию о восприемниках, то есть о крестных родившегося, а именно: сословная принадлежность, место жительства, имя, отчество и фамилия. Затем указывался сан, имя и фамилия служителя культа, осуществлявшего крещение. В последней графе ставили росписи - «прикладывали руку» - участвовавшие в совершении таинства (в ряде случаев уточнялось, кто за кого расписался – за себя или за неграмотного). Как правило, первая часть книги самая объемная, составляет две трети от общего количества листов. В крестьянских семьях дети рождались примерно раз в два года. В среднем в семьях крестьян было около десяти детей. В том случае, если ребенок рождался вне брака, то ставилась соответствующая пометка: «Незаконнорожденный». Если крестили иноверца, это также указывалось. Если рождались близнецы – это обязательно отмечалось, для каждого отдельно записывали восприемников. Хочу предложить вашему вниманию выписки из «Метрической книги Псковской Духовной Консистории» за 1906 год о родившихся. Может быть кто-то признает в этих людях своих родственников:
1. «месяц и день рождения/крещения – август, 17/24
имена родившихся – Татьяна
звание, имя, отчество и фамилия родителей и какого вероисповедания – врачъ при станции Западной Двины Михаилъ Николаевичъ Цылевич и жена его Александра Арсентевна, оба православные первым бракомъ
звание, имя, отчество и фамилия воспрiемникивъ – Воронежской губернии города Богучары мещанин Пётръ Львовъ Мамверинъ и дочь коллежского советника, Варвара Арсентиева Алыговская»
2. «месяц и день рождения/крещения – декабрь, 10/12
имена родившихся – Фодоръ (Фёдор)
звание, имя, отчество и фамилия родителей и какого вероисповедания – Торопецкого уезда села Яковлевского дворянин Михаилъ Петровичъ Беззубовъ и его жена Евдокия Васильевна, оба православные первым браком
звание, имя, отчество и фамилия воспрiемникивъ – того же уезда села Ново-Троицкого дворянин Николай Петровичъ Бобаев и дворянская дочь деъвица Наталiя Петровна Бобаева»
Таинства совершал священник Jоаннъ (Иван) Орловъ
Вторая часть метрической книги предназначалась для регистрации браков. В специальных графах заносили: месяц и число венчания, для жениха и невесты – сословная принадлежность, имя, отчество, фамилия, возраст каждого, имена родителей, место жительства и какой по счету данный брак. У поручителей указывали сословную принадлежность, место жительства, имя, отчество, фамилию. В двух последних колонках следовали сан, имя и фамилия духовного лица, совершившего обряд.
Вот одна из записей о бракосочетавшихся в 1906 году:
«месяц и день – январь, 9
звание, имя, отчество и фамилия и вероисповедание и которым браком жениха – Торопецкого уезда Старинской волости деревни Котово крестьянина сын Стефанъ Никифоровъ, православного вероисповедания первым браком
звание, имя, отчество и фамилия и вероисповедание и которым браком невесты – Торопецкого уезда Всхновской волости деревни Новой крестьянская дочь девица Дария Иоановна, православного вероисповедания первым браком
кто были поручители – поручители из деревни Котово крестьян Прохоръ Герасимовъ и Дiонисий Евфимовъ»
Третья часть метрической книги предназначалась для регистрации умерших. Указывались месяц и число смерти, сословная принадлежность, место жительства, имя, отчество, фамилия, возраст умершего, а также сословная принадлежность, имя, отчество, фамилия и место жительства супруга или отца. Обязательно отмечалась причина смерти. В специальной графе записывали сан, имя и фамилию служителя культа, осуществлявшего погребение, место погребения. Расписывалось только духовное лицо, ведущее книгу. Священнослужители за каждый год делали сводную таблицу, записывали, в каком возрасте сколько умерло человек. Очень велика была детская смертность. Примерно 50-60 процентов смертей приходилось на детей до 5 лет. Умирали они от простуды, от кори, от оспы, от дизентерии. Кишечные инфекции в то время были частыми, а лечить их было довольно сложно. Встречаются записи, что «от поноса» в течение одной-двух недель умирало сразу несколько детей в семье. Большое количество детей умирало сразу после родов «от слабости». Взрослые люди умирали от чахотки, от водянки, от ревматизма, от хронического воспаления печени, от паралича сердца. Порой, когда умирали люди в возрасте 50-60 лет, в графе «Причина смерти» указывали, что человек умер от старости, от дряхлости. Записи о насильственных смертях довольно редки. Правильность заполнения метрик каждые полгода проверялась. Во избежание подлогов, ошибок, упущений ответственность за записи возлагалась на весь церковный причт. Однако, следует отметить, что в метрических книгах встречаются как описки и неточности, так и грубые ошибки. Так, например, при крещении младенца записали на одно имя, а через некоторое время он записан умершим под иным именем. Или женщина, побывавшая замужем, имевшая детей в первом браке, при регистрации второго брака названа девицей. Регистрация в метрических книгах велась священниками, по-видимому, со слов, отсюда и упущения. При изучении метрических книг могут возникнуть некоторые трудности. Современный алфавит несколько отличается от алфавита XIX века, почерк тех, кто вел записи, далеко не всегда каллиграфический (мне пришлось несколько раз подходить к работнику читального зала, чтобы он помог разобрать написанное). К тому же записи делали чернилами, а они со временем выцветают, отдельные страницы могут быть с порывами, а каких-то листов в метрических книгах может и не быть. Также следует помнить, что в книгах представлена регистрация церковных обрядов, а не самого факта рождения, брака или смерти. Понятно, что не получали крещения мертворожденные, следовательно, они могли не попасть в метрики.
В местностях, где население было очень разбросано и приходы чрезвычайно растянуты, умершие нередко вынужденно хоронились без участия духовенства и, соответственно, тоже не попадали в метрические книги. Изучать метрические книги удобнее с последней, третьей части «Об умерших». По найденной записи о дате смерти человека можно вычислить год рождения, следовательно, определить – в книге за какой год следует искать дату его появления на свет. Если человек переселился из другой местности, это, как правило, сообщалось именно в последней части метрической книги. Для того чтобы найти метрическую запись о браке, нужно знать место рождения не только жениха, но и невесты, так как венчание могло происходить по месту жительства любого из новобрачных. Изучая описи метрических книг, я сделала несколько записей о тех церковных книгах, которые связаны с прошлым населения нашего района. Так, метрические книги церкви Никополь Бельского уезда датируются 1866-1910 годами, а села Дуброва – 1848-1912 годами. Церковь Глазомичи Витебского уезда охватывает период с 1884 по 1900 год. Церкви Велижского уезда Агрызково и Лесохинская содержат записи 1879-1908 годов, а церковь Вережуни Торопецкого уезда «подарила» Тверскому госархиву книги 1870-1912 г.г.
Я потратила несколько дней для поиска нужной мне информации, но нисколько не жалею об этом. Если вы захотите собрать сведения о своих родственниках для составления генеалогического древа, то, думаю, уместно сказать следующее: если вы сами будете работать с метрическими книгами, то, имея при себе паспорт, записную книжку и ручку, сделаете это бесплатно (ну, почти, если живете в Твери…). А если напишите запрос на Государственный архив, эту услугу нужно будет оплатить. Желаю удачи.
Валентина КОРМИЛИЦЫНА, зав. архивным отделом администрации района

Тверское историко-генеалогическое общество (ТвИГО)

Основано 21 декабря 2004 г. На сегодняшний день членами общества являются 45 человек из г.Твери и городов Тверской области, Москвы и Санкт-Петербурга. Сфера интересов членов ТвИГО широка и разнообразна. Это генеалогия крестьянства, купечества, духовенства, дворянства, мещанства, чиновничества.
altОбщество возглавляется Советом, имеет Устав, где зафиксированы основные направления его деятельности. С Уставом можно ознакомиться на сайте Тверской областной универсальной библиотеки им. А.М. Горького, где общество имеет свою страницу:  kraev@library.tver.ru (с пометкой ТвИГО). В декабре 2005 г. ТвИГО было принято в Российскую генеалогическую федерацию (РГФ). В настоящее время разрабатывается персональный сайт ТвИГО. Совет и председатель общества избирается ежегодно на общем собрании. В соответствии с Уставом основные цели ТвИГО – активизация историко-генеалогических исследований и распространение генеалогических знаний на территории Тверской области.
altТвИГО наряду с другими направлениями работы занимается исследованием дворянских усадеб. Ежегодно в конце ноября ТвИГО совместно с историческим факультетом ТвГУ, Тверским объединённым музеем и Тверской областной универсальной библиотекой им. А.М. Горького организует региональные научные конференции «Род и семья в контексте Тверской истории». По результатам первых двух конференций (29 ноября 2005 г. и 28 ноября 2006 г.) подготовлены сборники статей.
Председатель Совета общества: кандидат исторических наук, доцент  Т.И. Любина .
Контакты:
170100, г. Тверь, ул. Трёхсвятская, д. 16/31, корп. 1 (исторический факультет ТвГУ), кафедра отечественной истории;
e-mail: tvigo@mail.ru  

Ржевский полигон. Поклонный крест у Цветка Жизни на Рябовском шоссе. Проповедь иерея Иоанна Сотникова 9 февраля 2014

 Ржевский полигон
Поклонный крест у Цветка Жизни на Рябовском шоссе
Проповедь иерея Иоанна Сотникова
9 февраля 2014

ИНФО: пожертвования на новый крест взамен сломанного принимаю: звоните и СМС

8 981 813 27 78

Дмитрий Михайлов
 ВИДЕО ПРОПОВЕДЬ
https://www.youtube.com/watch?v=xMCEpe7uY04

Вечная память рабом Божиим, всем, о ком мы молились сегодня.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

В практически каждой семье есть кто-то, кто пострадал от "красных". От этой власти. Это и убитые, и сидевшие. И можно, наверное, к их "достижениям" прибавить и блокаду, я думаю. Но когда мы это все понимали в конце прошлого тысчелетия, то совершенно невероятным казалось, что мы можем не только молиться здесь открыто, не только об этом открыто говорить, но деже печатным словом поминать их.  Это казалось невероятным. Это казалось невероятным, невозможным, что это будет всегда, и это будет с ослаблениями, но продолжаться. И вот, оказывается, Господь нашу страну помиловал.  И мы сегодня в несколько другом минре живем, чем те, кого сюда привозили и здесь расстреливали.



 Мы вспоминаем их, и невероятно горько и скорбно о них думать, о том, как этих лучших людей ни за что ни про что убивали. Невероятно горько думать о  людях, которые это делали. Которые, так сказать, стали вести диалог с сатаной. Попались на какие-то приманки. На что-то, что они предпочли Царству Небесному.  И вместе с тем, мы  вспоминаем этих святых мучеников, мы понимаем, что мы можем здесь вымолить - это святые, которые молятся о нас. О нашей стране. И по их молитве мы здесь сегодня, и мы живы, и мы сохраняем веру.


 Это сонм святых. Святых мучеников, о таком подвиге в начале ХХ века никто не помышлял. Все жили мирной жизнью. И не ожидали таких событий в Европе. Но все, что нам дает господь - это все, что нам нужно. Не больше и не меньше. И эти скорби мы все-таки постараемся принимать с благодарением Богу.  И благодарением о молитве, которой молятся за нас эти люди. И мы будем их поминать, и очень важно об этом говорить. И детям говорить.


 Перед панихидой был короткий разговор о том, что произошло - сломали крест. Первое, что сделали большевики - одно из первых их действий, - сорвать с церквей кресты. Это сложная техническая задача. В стране нету еды, дров - ничего.  Хаос, война. Вот им делать больше было нечего, как забираться на колокольню и срывать крест шестиметровый.  Веревки, люди. Это и денег стоило - рабочим платить надо, высотникам.  Они утверждали, что для них крест ничто. Раз они атеисты, безбожники, для них это ничто. Ну символ там группы какой-то верующих. И этим они свидетельствуют - откуда они. Откуда, что им надо, из какой силы, из какой преисподней.


 Кому крест мешает? Кто боится креста? Бесы. И вот еще - и до сих пор, - какие-то есть люди, которым... Господь кого наказывает,  того ума лишает. Ну что это? (показывает на сломаный крест) Их жалко, это несмышленыши. Они будут за это отвечать теперь. Конечнго, не перед людьми - их вряд ли милиция поймает. Ну, может, как-то вразумятся, забоятся. Надо на это надеяться.


 И вспоминали в этом коротком разговоре то, что с завиднгой регулярностью возникают в России слова: "ну, хватит прошлое ворошить, нашу историю негативную..." А другой нет.
У нас нерту другой истории в ХХ веке.   "Не надо это все поминать, надо забыть и смотреть в светлое будущее опять" Это - голос трусов, которые не хотят видеть  жизни собственного народа и собственного государства.


  И пример, как ни странно, добрый - мы можем взять у побежденной Германии, где в школе на протяжении пятидесяти этих лет, да больше уже - говорят и не устают говорить во всех классах и на всех уроках: людей убивать нельзя. Для того, чтобы это не могло повториться. Чтобы в умах молодых людей никаких подобных идей не возникало, им показывают результат того, к чему это может привести. Наглядно, долго, подробно. И это то хорошее, что мы можем подобрать.




 Но само ничего не бывает. Необходимо некоторое усилие. И донести до умов общества это - об этом месте, конкретно об этом месте, - до общества, до окружающих нас людей, и до чиновников, которые являются наемниками у нашего общества.  Мы их нанимаем - чтобы они сделали то, что мы им скажем. Это по разуму - на деле не так получается почему-то. Почему-то они становятся главными, а мы не главными. Но все-таки мы стремимся к тому, чтобы было по-человечески, по разуму

ИНФО: пожертвования на новый крест взамен сломанного принимаю: звоните и СМС

8 981 813 27 78

Дмитрий Михайлов
  И они что-то должны сделать - ну, не пускать сюда, там пикники устраивать что-ли. Какая-то охрана должны быть месту, где лежат безвинно убиенные люди. Граждане нашей страны. Наши родственники практически.
Простите меня.

Ржевский полигон
Поклонный крест у Цветка Жизни на Рябовском шоссе
==

==
Проповедь иерея Иоанна Сотникова
9 февраля 2014