Рассылка обновлений по Email

понедельник, 30 мая 2011 г.

2009-10-18__01 о Георгий Митрофанов, храм - интервью о Ржевском полигоне


Дмитрий     0,01 Когда все таки и как началось это служение, как вообще вы узнали о полигоне и как? Что вас привело к мысли  там  начать служить? Первая панихида была, наверно, кем-то инициирована? Попросили или сами как-то узнали когда все это было?
св. Георгий Митрофанов    0,20 Еще в советские времена, когда в слепых ксероксах читалась многими православными христианами книга протопресвитера Михаила Польского  «Новомученики российские» рассказ о расстреле митрополита Вениамина в районе Бернгардовки заставлял многих задуматься над тем, а где же все это произошло. 0,44 Прошли годы и уже в период «перестройки» усилиями общества «Мемориал» был обнаружен Ржевский полигон, как место массовых расстрелов и захоронений жертв коммунистического террора периода восемнадцатого    двадцать второго  годов. 1,02 В связи с этим был поставлен вопрос о том, что священномученик  митрополит Вениамин и иже с ним убиенные были расстреляны и захоронены именно там. 1,20 Сотрудники «Мемориала» производили там раскопки, но наша епархия, хотя митрополит Вениамин был уже канонизован, не участвовала непосредственно, вот,  в этих исследованиях. 1,35 Я лично оказался там, наверно, лет пять назад, впервые, когда я там решил послужить панихиду в день далеко не не случайный. 1,48 Действительно пятого сентября 1918-го года  был объявлен официально «красный террор». Террор , начавшийся гораздо раньше и продолжавшийся многие годы и даже десятилетия, он был объявлен формально пятого сентября восемнадцатого года.2,04  И именно тогда на Ржевский полигон доставлялось наиболее значительное количество обреченных на смерть, так называемых, «Контрреволюционеров». 2,17 Расстрелы на Ржевском полигоне производились в период с восемнадцатого года по двадцать второй. И есть серьезные основания утверждать, что не только поэт Николай Гумилев, но и священномученик митрополит Вениамин были расстреляны именно там. 2,36 Сотрудники общества «Мемориал» работали в архивах, проводили раскопки. Пытались выяснить в той или иной степени основательность предположения  о расстреле митрополита Вениамина именно на Ржевском полигоне.  2,52 Для меня же, как для священника Русской Православной Церкви, было важно другое. А именно, то, что именно это место с восемнадцатого года стало местом массовых расстрелов многих выдающихся русских людей. 3,05 И не только священнослужителей, но и всех тех, кто ощущал себя связанных с той исторической Россией, уничтожение которой началось в тысяча девятьсот семнадцатом году. 3,17  Вот, почему именно этот временной момент, а именно первое воскресение после пятого сентября каждый год стало местом...  временем, когда мы приезжали на Ржевский полигон и служили там панихиду. 3,32 Сначала это был я один, потом ко мне стали присоединяться другие священники прихожане других приходов нашей епархии. Мы пытались таким образом обозначить еще одно место  где проливалась кровь в том числе и наших новомучеников. 3,48 К сожалению случилось так, что  эта инициатива пока еще не получила широкого широкой поддержки ни в нашей епархии, ни среди нашей общественности. 4,03 Но в настоящее время поставлен вопрос о том, чтобы сделать Ржевский полигон местом создания мемориала памяти жертв политических репрессий. 4,13 Но для меня, как для православного священника важнейшим моментом остается одно — возможность помянуть, вот, в этот, в каком-то смысле условно избранный день тех,  кто погибал на Ржевском полигоне именно потому, что они были преданы именно той исторической России, которую хотели уничтожить большевики. 4,39 Это были священнослужители, это были миряне, это были представители тех, кого мы называли бы сейчас элитой российского общества той поры. 4,49 Это были лучшие люди России, а обреченные погибнуть именно потому, что они сохранили  верность той стране в которой выросли, в которой сформировались, которой служили, и без которой они не мыслили своей жизни. 5,04 Для меня, как для  православного священника панихиды на Ржевском полигоне стали явлением, которое помогает нашим современникам вспомнить о тех, кто не просто жил в прежней России,  уже навсегда нами потерянной, и погибал вместе с ней. 5,25 Но это возможность помянуть прежде всего тех, кто так или иначе своей личностью, своей жизнью готов был сопротивляться тому страшному  разрушению страны, которое происходило в течении двадцатого века. 5,40 Расстрелы на Ржевском полигоне прекратились в тысяча девятьсот двадцать втором году. Но это еще не означало прекращение большевистских репрессий вообще. 5,51 И вместе с тем, это период первых, для многих наших предшественников страшных по своему значению репрессий по отношению к лучшим представителям нашего народа.  6,10 И, конечно, Ржевский полигон должен стать местом которое должно увековечить в памяти  потомков, то есть в памяти наших с вами современников те события, которые переживала наша страна в начале двадцатого века. 6,25 То, что именно представители Русской Православной Церкви наряду с участниками правозащитного движения, сотрудниками общества «Мемориал», попытались обратить внимание нашего общества на это  в чем-то зловещее, а в чем-то святое место, находящееся у нас   у  всех практически на глазах, для меня символично. 6,48 Потому, что в конечном итоге не только мученики Церкви, но и мученики России, погибавшие в этих местах, должны стать для нас, живущих в постсоветской России  ориентирами в нашей духовной и исторической  жизни. 7,11 С этой точки зрения не только совершение панихид, в то, или иное время на Ржевском полигоне, но создание мемориального комплекса в этом месте. 7,20 Мемориального комплекса, который должен предполагать наличие в своем составе еще и исторической...  наличие центра исторических исследований происходящих.... происходивших когда-то в России репрессий. 7,31 Вот, для меня кажется совершенно очевидным, что Ржевский полигон должен стать местом переосмысления нами самими нашей недавней истории . Покаянного переживания нами самими того , что переживала Россия на рубеже десятых, двадцатых годов двадцатого века. 7,49 Это было начало крушения исторической России. И, вернувшись к этому началу крушения исторической России,  мы, может быть, будем иметь шанс эту историческую Россию, хотя бы отчасти восстановить в нашей современной жизни. 8,05 Поэтому пребывание там, молитва там , исследование судеб тех, кто принял   свою смерть на Ржевском полигоне представляется мне чрезвычайно важным делом с точки зрения восстановления исторической  памяит нашего народа,  и нашей страны.
Дмитрий   8,27 Ну, вот, христиане традиционно почитают мучеников. Ну, вот, здесь трудно сказать, что это были христиане мученики, это были убитые люди может быть всех конфессий, и не только христиане. 8,41 И, вот, когда мы почитаем своих, ставим кресты, можем поставить там храм или часовню, вот, как вы относитесь к этому месту,  вот, в плане такого ...  Вот, где церковное участие в этом, а где мирское? Как это разделить правильно, и как это интерпретировать правильно?
св. Георгий Митрофанов    8,59 Подавляющее большинство убиенных на Ржевском полигоне были, конечно же,  русскими православными христианами. 9,07 И,  конечно же,  поминовение их так,  как  принято поминать убиенных русских православных христиан в Русской Православной Церкви, представляется доминирующим направлением в религиозном увековечивании памяти жертв убиенных на Ржевском полигоне. 9,27 В Левашово на наших глазах уже происходит нечто иное. Там, действительно немало убиенных из числа римо — католиков,  протестантов,  и, даже,  вообще — не христиан. 9,38 И там существуют мемориалы,  то есть небольшие мемориальные памятники, увековечивающие память этих не христиан или неправославных христиан,  принявших свою последнюю свою, так сказать земную судьбу в этих страшных местах — Левашовской пустоши. 9,58 Но, Ржевский полигон, - это место, где убивали преимущественно русских православных христиан,  представителей элиты российского общества начала двадцатого века. 10,07 И, хотя,  конечно же,  в этом мемориале должно быть оставлено место для поминовения не православных, и, даже,  не христианских убиенных,  которые были там убиты, доминантой должно быть все-таки православный храм  или православная часовня. 10,24 Здесь нет никакого противопоставления или разделения наших с вами предшественников. Это констатация исторического факта. 10,33 Уничтожая в самом начале,  прежде всего представителей русской православной исторической элиты, большевики перешли к уничтожению представителей других национальных, культурных, религиозных элит Российской Империи. Но,  правда должна быть восстановлена. 10,49 И,  конечно же, на Ржевском полигоне в центре и музейной экспозиции,  и поминовения усопших в храме или часовне,  должны быть прежде всего именно русские православные христиане. Кем бы они ни были. 11,03 Священномучеником митрополитом Вениамином или же замечательным русским поэтом Николаем Гумилевым — мирянином Русской Православной Церкви.
Дмитрий   11,16 Кроме места, которое почитается  уже так давно и уже  традиционно вами есть еще одно, находящееся севернее на двенадцать километров, называется оно Койранканграс. 11,27 Значит, в этом месте, а найдено оно также «Мемориалом», теми же поисковиками, которые искали, найдены останки людей более многочисленные и более кучно находящиеся, что-то типа Бутовских рвов, то есть ямы, идущие рядами. 11,45 Вот, эти раскопки были остановлены, потому что это место находится, в отличии от первого, за тремя зонами ... Это зона, где идут стрельбы. Вот, там освящен крест, и, вот, проблема дальнейшего развития и, во первых,  осмысления этого места, потому что это уже репрессии тридцать шестого — восьмого годов. 12,08 И, по некотороым предположениям, там есть партия узников, вывезенная из Соловков, где мог быть Флоренский. Насколько это все достоверно — не берусь сказать, это вам, как историку лучше оценить, что это может быть. 12,23 Но там тоже есть свидетельства людей, живших там  финнов.  Даже книга «Огни Петербурга» ,  где об этом написано. И это место совершенно не освоено ни в плане молитвенном, ни в плане историческом. Вот, и возникает проблема. 12,39 Когда мы там побывали, я попросил раскопать, чтобы снять на камеру. У меня есть съемки, вот,  откапывания. Насколько нужно, и как это нужно делать, потому что, вот,  может найтись свидетельство какое-то: книжка записная или что-то еще. Но, это раскапывание могил, как это все правильно осмыслить, как к этому правильно подойти?
св. Георгий Митрофанов    13,07 Мне кажется, что нам не нужно множить мемориальные места. В конечном счете вся Россия стала одной большой братской могилой для миллионов убиенных в двадцатом веке. 13,22 И, уж, коль скоро в нашем городе существует Левашовская пустошь, уже для многих ведомая и значимая, действительно, там, ведь, в два раза больше, чем в Бутово лежит убиенных. 13,32 Убиенных именно в тридцатые годы. Коль скоро ведом нам Ржевский полигон место, где впервые происходили массовые репрессии, массовые убийства большевиками русских православных христиан, и не только христиан. 13,47 Хотя, одновременно в районе Стрельны производились массовые  расстрелы, в частности там погиб священномученик протоиерей Фиолсоф Орнатский. Я думаю — не надо множить мемориальные места. У нас есть Левашово, есть Ржевский полигон. Я думаю, вполне достаточно ограничиться этими местами.
Дмитрий     14,09 Так это Ржевский полигон...
св. Георгий Митрофанов     14,09 И именно в этих местах создать мемориальные комплексы, которые напоминали бы нам на самом деле о нашей с вами вине по отношению к тем, кто был и жил до нас. 14,24 Ибо мы смеем жить после их мученической смерти так, будто смерти не было. Мы смеем делать вид, что наша жизнь в советском обществе, в постсоветском обществе была достаточно честна, благородна. Во всяком случае настолько, чтобы избавить нас от ответственности за смерть наших предшественников. 14,48 Вот, пробуждение угрызений совести и пробуждение чувства вины за наше недавнее прошлое, должна являться главным предназначением деятельности всех этих мемориальных комплексов. 14,59 В Левашово ли, на Ржевском ли полигоне. Да, Ржевский полигон знаменует собой начало большевистских репрессий. Большевистской политики стратоцида по отношению к русскому народу. 15,14 Да, определенного рода  социальные группы должны  были быть обречены на уничтожение. И это место должно быть увековечено. Пик красного террора, пришедший на тридцатые годы должен быть увековечен в Левашовской пустощи. 15,28 Но для меня это две составные части одного единого петербургского мемориала памяти жертв коммунистического богоборческого режима. Кем бы они не были. Православными или инославными, христианами или не христианами .
Дмитрий    15,51 Понятно. Койранкангас — это северная часть полигона. Это не отдельная территория, это  тоже полигон. То есть...
св. Георгий Митрофанов   15,58 А я не думаю, что нужно вообще заниматься подобного рода географическими изысканиями. Вот, есть Ржевский полигон. Пусть в какой-нибудь части его будет сооружен мемориальный комплекс. 16,10 Потому что руины порохового склада — это наиболее подходящее, с моей точки зрения, место, где должна быть сооружена часовня. 16,14 Место, где ожидали часами и днями своей страшной земной участи, ее разрешения многие страдальцы должно быть местом молитвы. Не надо искать ничего дополнительного. 16,28 Если мы начнем заниматься археологией, то мы во многих частях нашей страны будем выкапывать незахороненные должным образом останки наших предшественников. Это вряд ли приведет к чему-то позитивному. 16,44 Мы должны обозначить всего  хотя бы несколько точек на нашей территории, собираясь в которые в какие-то памятные дни мы могли бы вспомнить и молитвенно помянуть о тех, кто погибал в нашей стране на всей ее территории.
Дмитрий    17,02 И вопрос, конечно,  передачи памяти. Когда я говорил с поисковиками «Мемориала», это уже пожилые люди, которых немного и силы их не безпредельны. 17,14 Они совершенно откровенно говорили, что «нам нужна смена», которой у нас нет, а у вас в Церкви, она, может быть, есть. И, вот, мы вас приглашаем, потому, что это важно. 17,26 Но их слова могут прозвучать не так убедительно для церковного народа, поэтому, может быть, вот, как вы думаете сами, как должна происходить передача памяти? 17,36 В какую часть молодые люди могут принимать участие, вот, в этом мемориале, в поддержании его или может быть в его создании. Вот, как это бы могло происходить, и как лучше было бы эту память передавать? 17,51 Потому что это все старшее поколение уходит, среднее поколение, может быть, что-то понимает, а младшее поколение этим пока совершенно не живет. Как вы считаете эту проблему правильно было бы поставить, учитывая ту тенденцию, о которой вы сейчас говорили?
св. Георгий Митрофанов     18,07 Я думаю, что не всякий человек может быть поисковиком. Кому-то чисто психологически, даже физиологически представляется невозможным заниматься раскопками мертвецов в том или ином лесном участке земли. 18,26 Да, собственно, и не в выкапывании останков не захороненных заключается сохранение исторической памяти. Кто-то может пойти в поисковики. Кто-то может таковым даром не обладать. 18,42 Главное другое. Чтобы люди ощущали у себя в душе два очень важных переживания. Чувство глубокой печали о той России, которую мы потеряли. Потеряли именно когда? Тогда, когда на Ржевском полигоне  и в Левашовской пустоши уничтожали лучших представителей нашего народа. И чувство ответственности, и даже вины за то, что произошло в нашей стране. 19,14 Да, наши современники, казалось бы лично не виноваты в том, что происходило. Но, как правило, это дети тех, кто либо соучаствовал в разрушении исторической России, либо не пытался 19,26 .....

Комментариев нет: