Рассылка обновлений по Email

понедельник, 30 мая 2011 г.

2010_03_07 Аррэ Матвеевич Кугаппи, Епископ лютеранской Церкви Ингрии - храм пос. Колтуши, - о расстрелах на Ржевском полигоне


Помиловали, что его отправили в Сибирь, и он воссоединился с супругой со своей. Хотя на фронте был ранен, то ... тем не менее он как-то не стеснялся рассказывать про это ... поэтому такие отрывочные воспоминания  у меня есть, что  и отец и мать рассказывали о том, что они по этой ветке часто детьми там в Пугорево играли... там на озеро бегалии какие-то там временами в лесу слышали там выстрелы, и потом уже родители им говорили. что там  стреляют людей. Где-то вот как раз в районе ... то что называется сейчас

-- 18 --

Аарри Матвеевич     10,46 Это место называется сейчас Ржевский полигон. Раньше там деревни вплотную подходили же.

-- 19 --

И, 10,53 вот, это, то, что Кясселево, кажется, называется Киссели. Потом, это самое, Румполи, это финское Румболовское поселение называлось Румполи по фински, вот, и 11,08 потом еще дальше туда, Пугарево — Пукеро, было такое, такая деревушка. Вот.
Фоном слышна проповедь.
Аарри Матвеевич   11,18 Потом их в те края, естественно, родители еще малыми детьми ходили ягоды собирать, и грибы, и все такое там. 11,28 Вот, поэтому у меня остались такие отрывочные воспоминания от воспоминаний родителей. 11,38 Что они были, вот, отец был с семнадцатого года, а мать двадцатого года, то есть, они были уже в таком, в так называемом, ну, они, что называется, отроки уже были. 11,51 То вполне отдавали отчет своим, своим воспоминаниям и словам, так, что они помнят о том, что в районе где-то Приютино, в тех лесах, 12,02 были расстрельные места и, вот, они слышали частенько и выстрелы, выстрелы слышали. 12,09 Ну, и родители, конечно, так, предупреждали их, чтобы они не это самое, не в коем случае туда, это самое, не шли.

-- 20 --

Вот, а... 12,22 Вот, такие воспоминания. К сожалению, в настоящее время это уже так сказать такие достаточно отрывочные, уже, уже, ну,  туманные, что называется воспоминания. 12,34 Но, тем не менее,

-- 21 --

это я, вот, от своих родителей почерпнул эту тайну, эти знания о том, что, вот, в 12,44 районе Ржевского полигона и в районе Приютино где-то были места, куда привозили расстреливать людей. 12,54 Теща, опять-таки вспоминала, что, а она одиннадцатого года рождения, что ее отец брал с собой, значит, ну, там везли там картошку, 13,06 что-то такое, что бы значит, продать в городе, чтобы, значит, средства к существованию получить, то, вот, 13,15 на переезде, то, что Пороховые был переезд, еще совсем недавно этот виадук построили, а так он был переезд. 13,27 И, вот, на этом переезде тоже отец рассказывал, это самое, объяснял вернее, значит, своей дочери, ну, ей тоже было где-то пятнадцать, шестнадцать лет, что, вот, везли в товарных вагонах людей, 13,42 они были набиты, товарные эти вагоны набиты были людьми.

-- 22 --

 И, конечно, это могли быть, их могли везти куда-то туда и дальше, в Сибирь, и на Урал, там, куда-то, 13,52 но это, вот, в том числе отец ей говорил, что это, вот, люди, что называется, что называется это самое. 13,59 Еще теща вспоминала, что эти люди, они давали о себе знать. 14,01 Что они кричали что-то, что они какую-то информацию пытались выкрикнуть оттуда. Что, вот, отец говорит, 14,14 что это на расстрел людей везли.


-- 24 --

Михаил     14,17 А, вот, какие годы ваш отец говорил, ну, вот, ваши родители, ваш отец, мать вспоминали про расстрелы в районе Приютино?
Аарри Матвеевич    14,28 Вот, я думаю, что это было, наверно, начало тридцатых годов, и, вот, в течении тридцатых годов. Где-то это просисходило. 14,37 Может быть, даже уже и двадцатые годы конец двадцатых, конец двадцатых годов.

-- 25 --

Но, вот, так четко я, конечно, вот, какие годы они описывали, мне сейчас не воспроизвести. 14,52 Но я предполагаю, что они были так, где-то лет десяти, десяти — двенадцати лет. 14,59 Поэтому это где-то или начало тридцатых, или в течении, там, тридцатых годов. 15,04 Потому, что

-- 26 --

мама моя, она проживала, вот, в делевне Углово, а отец по соседству в деревне Бабино родились. 15,14 Ну, и, вот, эти деревни как раз примыкают  к полигону.

-- 27 --

И чтоб...  15,31 Они оба до сороковых годов проживали оба... 15,37 Вот,

-- 28 --

мать выселили в сорок втором году по спецпереселению с маленькой нашей сестрой старшей. Гх-м. 15,47 И она потом в Сибири, там, сразу почти умерла. Вот. 15,52 А отец в сорок первом году был пирзван в армию. И в начале, вот, буквально, вот, в первые месяцы получил ранение. Потом долго был в госпитале. 16,04 Потом отправили тоже в Сибирь. В Сибирь. В армию уже это самое, в армию не дали вернуться.

-- 29 --

Вот. И поэтому...
Михаил    16,12 То есть, из госпиталя прямо в ссылку отправили?
Аарри Матвеевич     16,15 Да. Из госпиталя отправили сразу, сразу в ссылку.

-- 30 --

 16,18 Ну, это тоже было такое, такое, ну, я не знаю, как оно там называется, в общем, там,

-- 31 --

распоряжение, там, верховного главнокомандующего об изъятии с фронта неблагонадежных элементов, или как там квалифицировали... Вот.

-- 32 --

16,39 В начале войны была интересная такая ситуация, что финнов наоборот брали в армию и направляли, как раз, на Карело- Финский фронт, фронт, это самое. 16,51 А потом , это, их как неблагонадежных их всех оттуда забрали и ... Дядя, допустим, в Челябинске был в трудармии. 16,59 А отца, как раненного, его настолько пощадили, что его просто в Сибирь отправили просто на высылку. 17,06 То есть, не в трудармию, а в Сибирь, вот, в Красноярский край.

-- 33 --

 Ну, он, как бы сам, зная, что жена в Красноярском крае, то он уже какими-то там путями нашел, ну, видимо, получил, видимо, получал весточку от жены и знал, где она находится. 17,26 И поэтому уже приехал к ней на воссоединение..
Михаил    17,32 А, вот, как, вот, ваши родители...
Андрей Галицкий    Вот, так, вот, немнрожечко сюда.
Михаил     ...жили в деревне Углово, Бабино...
Андрей Галицкий    Здесь лучше освещенность.
Михаил    ... а в город они, получается, ездили, вот, по той дороге, которая сейчас называется «Дорогой жизни», 17,45 там еще должна была сохраняться железнодорожная дорога параллельно.
Аарри Матвеевич     Да, да, да. 17,52 Вот, потому, что когда вывозили уже в Красноярский край, то их на станцию Корнево собирали, собирали всех и грузили.
Михаил     В Корнево?
Аарри Матвеевич    18,05 Да, да, в Корнево. Вот, и потом мать еще застала первую блокадную зиму, когда карточки выдавали. 18,15 Тоже, хоть они и деревенские жители были, но, это самое, получали эти карточки минимальные. И она рассказывала, что, вот, шла из Углово до Корнево, ну, голодному человеку это достаточно длинный путь. 18,30 Пару километров, наверное, там получалось пешком, там, по заснеженным полям, там, по, это самое, по тропинкам. 18,37 Вот, и там была, была ветка уже в то время действующая железнодорожная.

-- 34 --

Михаил     18,45 Ваши родители, вот, так, вот, в Токсово не ходили через полигон, этого не было?
Аарри Матвеевич    18,51 Нет, ну, ходили. Это так

-- 35 --

называемое по фински Пунамесуо, Красное болото, ну, это то, что называется там деревня Лепсаари.

-- 36 --

19,01 Вот, это болото по фински называлось Красное болото Пунанесуо. А, вот, Лепсаари, буквально если перевести, это хлебное болото. Это самое, то есть, болото кормило. 19,14 Оно было огромное болото. Я, вто, сам даже по молодости даже часто ходил туда за ягодами, оно огромное болото, большущее болото, и потом, это, там море клюквы было, брусники. 19,25 Ну, а дальше туда в лес, вот, туда к Токсово, в сторону Токсово, в лес, там и черника, и грибы, и ягоды. Там, поэтому, они туда всегда на несколько дней уходили туда, вот, в этот лес. 19,38 И, вот, ягоды собирали, и грибы, а потом их, так сказать, реализовывали в этот самый, в Петербург. 19,45 В Ленинград тогда.

-- 37 --

Михаил    19,46 А, вот, про расстрельные места, вот, по направлению к Токсово, они ничего не говорили?
Аарри Матвеевич   Нет. Только район
Михаил    Только район Приютино?
Аарри Матвеевич    19,53 Нет, вот, точно так, вот, я помню, вот, достаточно отрывочно про Приютино. 20,02 Но дело в том, что, конечно, детьми, когда они там по лесам бегали, там могло условно так, ну, достаточно сложно там, ну, в районе Приютино.

-- 38 & nonumbered --

 20,16 А Приютино, оно тоже, там, тоже можно сказать достаточно близко к этим местам. 20,23 Поэтому точно так, вот, к сожалению, так не было определено в каких, в каких местах. 20,33 Вот, а к сожалению,

-- 38 & nonumbered --

 вот, умер совсем недавно один человек, вот, ему девяносто лет. Вот, он жил в Токсово и этот лес знал просто как свои пять пальцев. 20,44 Он, собственно, меня и научил ходить в те, в те места. Еще, еще мы тогда собирали, собирали, значит, ягоды и у нас над головами, над нами пролетали еще эти болванки, с таким, значит, шумом. Жу-жу-жу. 20,57 Но он привыкший был. Он говорит: «они дальше летят, они нас, значит, не тронут.» Вот. Вот, он, конечно бы рассказал такой Павел Иванович.
Михаил    21,08 А он ничего вам не рассказывал?
Аарри Матвеевич    Ну, вот, к сожалению, я об этих делах подробно его не расспрашивал, вот, но он, я думаю, что, вот, 21,23 надо будет уже у его детей спросить, спросить. Может быть он им что-нибудь рассказывал.

-- 39 – (11:45)
МВ: В Токсово живут?
АМ: Да нет, они сейчас живут в Финляндии, они еще живы.
МВ: Не подскажете, как с ними связаться? Чтобы их расспросить про отца?
АМ: Сейчас даже у меня … мы так время от времени навещаем друг друга, а к сожалению телефона у меня под рукой нет, но… то есть Вы хотели бы с ними встретиться
МВ: Ну как-то да…связаться там, списаться. Нам через границу тоже сложно
Им, наверное, тоже не очень просто
АМ: Ну, я узнаю, я узнаю и сообщу Вам тогда адрес, чтобы написать, списаться ДМ: Скажите, а книга «Огни Питера» Вам что-нибудь говорит?
МВ: Юхани Конка)
АМ: Нет, к сожалению я не читал это самое не всего успеваешь (12:59)
А вот Вы знакомы с Леонидом Гильдии такой есть он сугубо вот этой темой интересуется расстрелы воту него даже книга издана «Ссылки. Расстрелы…»
МВ Вот если можно какие-то контакты с ним
АМ он бы дал бы вам намного больше материала. Пойдем. Я не взял телефон (13:33)
ДМ Можно еще уточнить
АМ (берет мобильник) звонит, спрашивает неудачно
ДМ Если можно, пока Вы не ушли из кадра в кадре назовите себя, пожалуйста.
Титул имя отчество, где это происходит все.

-- 0 --

Аарри Матвеевич    0,05 Мы находимся в Колтушской Евангелической Лютаранской Церкви. Я, Кугарпи Аарри Марвеевич, настоятель этого прихода. 0,15 Также по совместительству еще и епископ всей церкви лютеранской, которая действует практически по всей России. Вот, и... Наверно, это достаточно этих самых титулов.
Михаил    0,35 Какие-то сведения о священниках, вот, вашей церкви лютеранской, имеются у вас, которые служили здесь как раз  в тридцатых годах, вот, имеются у вас? 0,48 Которые, там, были репрессированы, об их судьбе?
Слышна проповедь в фоновом режиме.
Аарри Матвеевич     0,50 Ну, у нас почти все, которые, которые были российскими подданными, то они практически все покоятся на Левашовской пустыни. 1,05 Левашовская пустынь, это...
Михаил     Это пустошь. 1,10 Это какие-то официальные ответы были, вот, или это просто народно известно, что они там?
Звук открываемой двери
Аарри Матвеевич    1,17 Ну, вот, есть люди, которые проводили какие-то архивные исследования и по этим данным, по этим данным, я, насколько... я не знаю, 1,29 насколько они достоверны, вот, последнюю информацию уже в девяностые годы, когда это стало уже доступным. 1,36 Мы тоже, вот, про своего деда получили информацию, что он там похоронен.  1,42 До этого нам сообщали, что он там, в сорок втором году умер то ли от воспаления легких, то ли от еще чего-то. Ну, вот, такие отписки были.
Звук открываемой двери
Аарри Матвеевич    1,52 А уже в девяносто втором году, когда мы запрашивали, нам сообщили, что он расстрелян, расстрелян в тридцать... тридцать седьмом году и похоронен в Левашово. 2,03 Вот, так же и там пять — шесть наших священников из тех, которые известны нам похоронены.  2,13 А так,  у нас несколько человек были посажены. 2,21 Из них в пятьдесят третьем, пятьдесят четвертых годах трое вышли еще живыми и они еще какое-то время работали для церкви. 2,31 Где-то до шестьдесят первого, шестьдесят третьего года.
Играет орган в фоне.
Аарри Матвеевич      2,36 Хотя у нас тогда церковь официально еще не была открыта, не была разрешена. 2,39 Еще не было регистрации. Но, они, так, по домам собирали народ, это самое, крестили, там, отпевали, соборовали, как у нас называется конфирмация, то есть, воцерковляли людей. 2,52 Ну, а уж в шестьдесят девятом году нам первую общину разрешили в Петрозаводске организовать.
Поет с органом хор фоном.
Аарри Матвеевич     3,00 Потом уже здесь в семьдесят седьмом году в Пушкине нам отдали церковь старую лютеранскую.
3,07 Выселение было несколько волн, волн, это самое. Сначала было это самое, выселение, так называемое раскулачивание. 3,15 Когда высвобождали приграничные деревни. Вот, допустим, я еще был молодым священником. Я приехал  в деревню Чагода, это на границе Вологодской, Тверской и Ленинградской областей, тут такое, это самое... 3,32 И даже в этой деревне я... вот, буквально объявили в газете о том, что приезжает священник, и что собирайтесь на службу. И человек пятьдесят пришло. 3,45 Это, как раз, вот, в первые годы тридцатых годов высылали, так сказать, раскулачивали. 3,56 И просто под видом раскулачивания они освобождали эти приграничные районы и, вот, значит, финское население отправляли куда попало. И, вот, их часть осела в Чагоде. 4,08 Потом, потом уже были, вот, эти уже, так называемые, сталинские. Собственно, и те были сталинские, но, такие уже репрессии, это уже расстрелы. 4,18 Это уже тридцатые, середина тридцатых годов вплоть уже до, почти до войны. Вот, потом уже военные репрессии. 4,28 Которые, вот, коснулись непосредственно уже моих родителей. Вот, 4,34 мама мне рассказывала, что, значит, война началась и естественно они попали внутрь блокады. У ним в первую же... Вот, зима буквально началась у них.. 4,51 В первые же, в начало зимы, где-то в декабре у них из подвала украли картошку. Это самое, без средств к существованию оставили. 5,04 Но, к счастью, значит, выдали какие-то талоны на этот хлеб. И они, вот, питались тем, что, вот, этот хлеб получали. 5,16 Где-то в Корнево ходили на станцию, отовариваться. И потом уже в сорок втором году, тоже уже в начале... 5,25 Нет, это был март, это был март сорок второго года.
Заиграл орган в фоне
Аарри Матвеевич    5,32 Пришел, значит, это, человек с пистолетом в руке, стучал по столу грозно. И говорил им, что, значит, в течении стольки-то часов, двух часов, или сколько он им давал часов, на сборы. 5,45 Что, значит, собирайтесь. Там, значит, женщины начинали причитать и плакать, кричать о том, что, значит, мы никуда не пойдем, у нас дети. 5,56 Вот, а он угрожал им этим пистолетом. И, значит... Надо сказать, что народ, народ у нас достаточно смиренный и поэтому, вот, значит, немножко поплакали и покричали и все-таки, значит, потянулись к станции. 6,15 И, вот, мать тоже говорит, что, значит, успеласобрать в какую-то простыню, В простыню, значит, ну, что было по силам нести. 6,27 В одну руку ребенка трехлетнего, это наша старшая сестра, Мирьям ее назвали в честь...  У нас очень популярны были  библейские имена. Вот, Мария, Смирьям, - это одно и то же. Если кто не знает.
Аарри Матвеевич   6,45 И, вот, через Ладогу уже, наверно, на полуторках, наверно,  везли, на машинах. 6,54 И, вот, как мама говорила, что это было настолько страшно, когда они видели, что перед ними уходит машина под лед. И они продолжают движение, не останавливаются, безостановочно, причем. 7,09 Только водитель уже там пытался, вот, эту полынью объехать, а не видно было тех полыней, потому, что была сплошная вода. На льду была вода, то есть, они ехали по льду и по воде. 7,23 И местами были такие огромные полыньи, что уходили машины под лед. И, вот, на глазах, значит, людей, это происходило. 7,34 И мать об этом рассказывала. А потом на следующий... а потом на другом берегу, их, как бы голодных, привозили, значит, не помню, как это место называлось, 7,48 В общем, там, там, на том берегу было... Большая церковь, православная церковь. Она уже, наверно, в то время как бы была закрыта как церковь. Но, вот, людей туда собирали. 8,05 И там была полевая кухня, то ли что, в общем, там давали людям до отвала наесться. 8,12 И, вот, от этого многие люди умирали, просто на месте. Вот, от голода они наедались этой гороховой, гороховой, этой самой тяжелой еды, я уж не знаю что это там — суп или каша там это была, вот, и люди просто многие там скончались от этого. 8,28 И такое впечатление, что это тоже делалось не из благих побуждений, чтобы накормить людей, а чтобы было везти, везти людей, это самое в Сибирь. Вот. 8,39 И потом, значит, целый месяц их гнали, в этих, значит, вагонах, в товарняке, до Красноярского края. 8,52 А там уже, буквально, вот, чистая станция, почти в поле, такая небольшая деревушка. Высадили их. 9,04 Привезли в какое-то место, где были дощатые, вот, из досок сколоченные бараки. 9,12 Очень может быть, что они были не для людей, а просто там для скота, там какие-то загоны сделали. 9,18 Потому, что, вот, прекрасно помню, как мать говорила, что они когда легли, то, вот, значит, сквозь крышу, вот, видны были звезды, звезды. 9,28 То есть, разглядывали они звезды, звезды.
Аарри Матвеевич    9,31 Старшая сестра, ей было как раз тогда три года, она простудилась тогда и уже, наверно, только месяц она успела тогда побыть в Сибири и там умерла. 9,42 На станции Камарчага. Вот, я там побывал на этой станции. 9,49 Просто было интересно посмотреть, где было, где родители проводили, так сказать, свою молодость, где похоронена моя старшая сестра. 9,57 Вот, а протом, уже чуть позже, вот, спустя полгода отца уже с фронта, 10,06 так сказать, по специальному распоряжению, вот, об изъятии, так сказать, неблагонадежного элемента. 10,14 Отца, значит, из Медвежегорска. Он под Медвежегорском на фронте.
10,21 Зазвучал орган в фоне
Аарри Матвеевич    10,22 Успел повоевать, его ранило миной. Осколочное ранение в ногу, очень большое такое, вот, такой, сантиметров двадцать шов на ноге был. Вот. 10,32 Но, он к счастью, остался в живых и даже, можно сказать даже и инвалидом не стал, хотя рана была серьезная. Но, все-таки, благополучно ее оперировали и он даже ногу не потерял.

-- 96 --

Но, тем не менее, вынужден был в такую добровольную ссылку уехать в Сибирь. Там он, поскольку мужских рук не хватало там, его там сделали конюхом, он был там старшим конюхом.(33:26)  в той деревне. Вот. там была спецкомендатура, должны были еженедельно отмечаться, причем это, они жили в деревне, (33:39) комендатура была километрова сорок. до нее нужно было практически пешком дойти, иногда попадался какой-то попутчик. который мог взять на телегу там или сани, тогда. можно сказать, повезло, а так (33:53) сорок километров нужно было ходить отмечаться, что мы здесь, никуда не уехали. (34:00)

АНДРЕЙ
А как (неразб.)?

АМ: По моему каждую неделю, если мне, вот, память не изменяет. Единственно, вот. я сейчас не берусь сказать - все ли члены семьи должны быть, может кто-то выборочный из семьи приходил... мы все там на месте. Вот. (34:20)

МИХАИЛ
Моя бабушка тоже в конце марта 42 года была эвакуирована из Ленинграда - но, правда. так. вольным образом, просто вот интересный такой момент - тех. кого высылалаи. они, так получается. они никак не соприкасались с теми, когг просто эвкуировали? (34:47)

АМ: Ну, я думаю, что там, наверное, уже было достаточно такое спонтанное .... эвакуация. что  я думаю, что пересекались. пересекались. Мать-то рассказывала. что там и (35:02) в вагонах были и разных национальностей, и разных... раньше же общиннность была большая... (35:13) там эстонцы жили в эстонских деревнях, там литовцы... потому что уже там в Сибири мать, допустим, много рассказывала (35:28) что в той же деревне, куда их определили, несколько литовских семей, и что они были очень (35:38)

-- 39 --

Аарри Матвеевич   21,33 Потому что уже там в Сибири, (35:23) мать, допустим, там, много рассказывала, что в той же деревне, куда, куда их определили, была литовская, несколько литовских семей. 21,45 Что они были очень набожные люди. Что, вот, допустим, там, молодые люди не стеснялись, вот, там вставали на молитву, утром и вечером, это самое, пели там свои гимны и песни. 21,57 Духовные, вот, как у нас, допустим. Вот, и она была очень, ну не то, чтобы очень удивлена, а, вот, так, вот, приятно поражена, так, вот, что у них была настолько, такая, вот, 22,15 набожность, и такая, вот, внутренняя убежденность, что они н стеснялись исповедоватть свою веру. То есть, скорее всего это были католики. 22,29 И там, вот, в том числе, я помню, что мать говорила, что на высылке в том числе, там, допустим,  были калмыки.  22,40 То есть из разных районов они там были, не знаю, какие, не знаю по каким, там, распоряжениям и статьям. 22,48 Но свозили туда всех, все народы там перемешивались.

(36:44)


Михаил    22,53 Еще, вот, такое, как бы уточнение.

-- 40 --

Не было такого слышно, что, вот, местных тут, ну, вот, финских жителей, скажем, здесь же на полигоне и расстреливали? 23,05Таких не было слухов?
Аарри Матвеевич    Да, нет. 23,11 Такое наверно, наверно, очень возможно было. Потому, что людей-то... Вот, многие даже из этой деревни, не знаю, вот, рассказывала вам прихожанка,

-- 41 --

которая, вот, из этой деревни. 23,23 Вот, в один , чуть буквально не в одну ночь чуть ли не тридцать пять мужиков арестовали. 23,29  А тут не большая деревня. Тут всего было, может быть, дворов тридцать. Дворов было, а, вот, тридцать пять мужиков в одну ночь арестовали. 23,38 Из них в живых осталось шестеро. А многих даже не знают даже, вот, куда они сгинули. 23,49 Где они расстреляны, где они, там... Вот, определили, что, вот, там, в Левашово. 23,59 А некоторых даже и в Левашово не нашли. То есть, где-то их. То есть, видимо не хватало их, там, подручных, кто... Вот, в нескольких местах это производили. Поэтому это сложно сказать.

-- 42 --

23,13 Но, вот,  если найду эту книгу, и может быть, там есть какие-то подробности по этому делу.
Дмитрий    24,19 К какому времени относятся рассказы вашего папы и мамы? В каких фигурировало слово «Приютино». Какой это год, какие это времена? Примерно, когда они это рассказывали?
Аарри Матвеевич     24,30 Ну, вот,  я, вот, я могу только, вот, достаточно широко сказать, что это было в начале тридцатых, тридцатых годов. 24,42 Начало тридцатых и до середины тридцатых.

-- 43 --

(38:36)


Дмитрий     Когда они рассказывали Вам?
Аарри Матвеевич    24,46 А, когда они мне рассказывали! Ну, я, допустим, был, там, пятнадцати — шестнадцати летний.

-- 44 -- (38:46)

24,55 Я достаточно уже с молодых ногтей уже интересовался и политикой, и такой, в нашей семье присутствовал такой, как бы, в нашей семье присутствовал, как бы это сказать, инакомыслия. 25,13 Я, вот, допустим, не был ни октябренком, ни пионером, ни комсомольцем. А, вот, здесь, в Колтушской школе учился. 25,22 И под такой пресс, под такой пресс попадал там. И директор школы, и учителя, и все, там, наседали и говорили: 25,29 «Вот, почему, вот, что там такое, зачем, это самое, вот, обмани родителей, вот, даже, даже, там, такое говорили: «Вот, ты не рассказывай, там, этим родителям. 25,37 Ты, это самое, значек нацепишь, там, а домой придешь, отцепишь». 25,42 То есть, уже тогда они побуждали детей к такой двойной, двойной, к двойной морали в жизни.
Андрей Галицкий   25,51 А как? А как вам удавалось?
Аарри Матвеевич    Ну, вот, видимо, то, что

-- 45 --

родители с маленьких, с малых лет, так сказать, воспитывали и в вере, и то, что называется страх Божий 26,07 внутрь внушали в таком, в позитивном понимании. Потому что, страх Божий это всегда очень позитивное дело. 26,15 Когда мы боимся греха, когда мы боимся преступить что-то такое святое, то это и есть страх, страх Божий. Вот, такой страх Божий с детства был внушен,

-- 46 --

поэтому и брат, и другой брат, и сестра — никто из них не был, и 26,31 двоюродный брат,  тети, то есть, сестра матери, тоже не были и ничего, выдержали, выдержали. 26,43 Наверное, человек двадцать нас было, вот, в этой Колтушской школе, которые не принимали этих знаков, знаков. 26,51 Но, мне единственно, помогало то, что я  достаточно хорошо, так, вот, по предметам всем этим успевал,
27,04 Звук открываемой двери
Аарри Матвеевич   и поэтому нечем было, нечем было это, укорить, потому, что неплохо учился.

-- 94 --

АНДРЕЙ:
А я еще что хотел у Вас спросить. Просто сегодня услышал на собрании ... а не могли бы Вы еще раз подробнее это рассказать свое отношение к нынешнему... как это сказать... к нынешней  реабилитации, что ли, Сталина?

(41:18)
АМ:
Ну,  для меня такая реабилитация. тихая такая, какая-то она такая, она так тихо-тихо произошла , для меня ощущение шока

-- 95 -- (41:31)

Аарри Матвеевич   27,12 ...а это ощущение шока, шока. Потому, что  неужели эти люди, которые, вот,

-- 47 --

в начале девяностых что, вот, все было, казалось, что все безповоротно, все понятно, что все раскрылось, что весь этот ужас, и все это безбожие открылось. 27,30 И, там, даже, ну, пусть, он, это, безбожник был, и наказывал, допустим, верующих.  Но он даже своих людей ни во что не ставил, не ставил. 27,41 Поэтому ему с любой стороны нет, как бы, нет прощения. 27,45 И ни со своей стороны, и не со стороны верующих. Хотя, мы, конечно, не призываем, чтобы, там, преследовать, или что-то такое, но просто зафиксировать это, этот факт, что был такой злодей, как Сталин. 28,02 Поэтому для меня, конечно, это удивительно, и просто не понятно, и когда я осмысливаю, я 28,12 понимаю, что, вот, то, что у нас, как бы, до конца не доведено, это возвращается к нам, к нам в виде такой гримасы какой-то. 28,24 Потому, что должны были, конечно, провести полноценное расследование и их судить, несмотря на то, что они уже умерли и все находятся в могилах. 28,34 Но должны были осудить это явление, явление, чтобы всенародно и уже чтобы к этому не было возврата. 28,43 Поэтому, я, вот, сторонник того, чтобы провели наконец такой полноценный разбор такой. Суд собрали такой, вот, народов России. 28,55 И какой-то, какой-то, вот, свой, так сказать, Нюренбернгский процесс провели бы над, над, ну, нашими палачами. И, вот, 29,09 настолько, столько сделали людям зла. И, вот, столько горя причинили, что даже будучи, как бы, верующим человеком, некровожадным, я 29,20 понимаю, что, вот, если не пройти этот процесс, то он постоянно будет возвращаться к нам таким, вот, кошмаром каким-то.

-- 48 --

Дмитрий   29,31 Все-таки, какое это было время, вот, пятнадцать лет? Когда вам было пятнадцать лет?
Аарри Матвеевич    29,35 Ну, я пятьдесят третьего года. Ну, вот, значит, где-то, вот, в шестьдесят восьмом, в семидесятом годах.

-- 49 --

29,43 Потому, что достаточно в раннем возрасте,

-- 50 --

 я, вот, очень благодарен за это родителям за то, что, вот, не скрывали это от меня. 29,51 Потому, что я знаю, что многие люди не рассказывали ничего. Только, там, уже в девяностые годы, только, там, уже перед смертью, все такое. 29,59 А, мне достаточно так...

-- 51 --

 Вот, отец даже осмеливался, вот, осмеливался говорить, что, «вот, если коммунисты вам говорят, что это белое, то это значит черное. Если черное, то это белое» 30,13 То есть, это все точно наоборот. Они солгут не стесняясь. Вот, так отец наставил, наставлял.
Михаил   30,21 Это большая редкость.
Аарри Матвеевич   Я благодарен,

-- 52 --

очень благодарен отцу, что он был, был очень человеком смелым. 30,27 И при этом он никогда не, не, у него не было ненависти к людям, вот. Вот, что очень ценно, что он, вот, родители ив нас воспитали, что людей нельзя ненавидеть. 30,41 Что людей, все равно нужно относиться к ним с почтением, и с уважением. Но, как явление, это, вот, безбожный сталинизм и коммунизм, и это все там, просто однозначно, конечно, в нашей семье осуждалось и, вот, и не принималось.

-- 53 --
(45:20)

Михаил   30,57 А, вот, ваши родители из ссылки вернулись прямо сюда, без всяких ограничений, там, на сто первый километр...?
Аарри Матвеевич    31,04 Дело в том, что это тоже интересная, интересная такая история своя тоже. 31,14 Значит, родители в сорок девятом году приехали, приехали люди в Сибирь, и специально искали всех, это самое, финнов, всех, кого можно было найти, и вербовали, что приезжайте жить в Карелию. 31,37 Вам дадут там 31,45 возможность, значит, найти работу хорошую, вам дадут возможность там построиться. Вот, и родители когда узнали о том, что есть возможность в Карелию, это уже, уже для родителей было... 31,51 Ну, для родителей, там, Карелия, Ингерманландия, Петербург, это тут все совсем близко. 31,59 Естественно, вот, особенно мама, она стала уговаривать отца: «Давай, мы поедем в Карелию». 32,09 А история такая. Что, вот, значит, в Карелии, ну, тогда была, по моему, карело-Финская республика недолгое, недолгое время. 32,21 И глава был республики, по моему, Терентьев его фамилия он сам карел по национальности. 32,28 Вот. И второй человек был в Москве, в политбюро, был такой Отто Вилли Кууссинен. Он финн по своим корням. Вот. 32,39 И у них появилась такая идея — вот, в Карелии создать такую образцовую Карело- Финскую республику. 32,47 И они каким-то образом, я не знаю, для меня это тоже такая сокрытая тайна, но Бог, так сказать, удивителен. 32,56 Он порой использует людей властных и атеистов для... Использует, в общем, на такое, благое дело. 33,05 И в результате, вот, мои родители и многие друзья родителей, и в общей сложности, так, по подсчетам, так, тысяч сорок, тридцать пять — сорок тысяч из Сибири, с Урала, из Средней Азии, и с Кольского полуострова...
33,28 Звук открываемой двери
Аарри Матвеевич    Разрешили, разрешили и даже приглашали туда, как бы в Карелию. Потому, что в Карелии рабочая сила нужна была. 33,37 Начали разрабатывать, разрабатываться карельские леса, лесорубы нужны были, и, в общем, мой отец приехал и стал лесорубом. 33,46 Вот, он валил лес. И в общем, это было каким-то своего рода спасением, потому что, во первых, жили компактно очень опять. 33,55 Опять была возможность, например, исповедовать свою веру, поэтому, а я, например, родился в деревне Подозеро, это километров пятнадцать где-то от Петрозаводска от Угловки по Соуярвскому, по Суоярвскому шоссе. 34,09 И там у нас в деревне и по домам собирались. На молитву собирались. По большим праздникам. 34,16 Вот, на Пасху, там, брали мешок за плечо и шли «вербовать», так сказать всех своих знакомых и родственников, потому что знали все, что Пасха! Пасха! 34,28 Это самое, значит, Христос Воскрес! Получали массу подарков. И, вот,  казалось бы игра, а, вот, для ребенка я вспоминаю это была действительно, вот, Пасха! 34,37 Потому, что я вспоминаю эти, вот, пасхальные дни. Вот, для меня нет больше радости, чем в этой отдаленной таежной карельской деревне, чем мы ходили «вербовать», вот, «вербовать». 34,54 И, вот, таким образом сохранялось и единство, и церковность. И поэтому когда нам, вот, разрешили церковь, то там не надо было людей, вот, собирать. 35,07 Люди каким-то образом... Вот, весть их достигла, что и там не то, что в церкви не помещались, там и вокруг церкви не было места, чтобы... 35,17 когда первое богослужение проводили.
Михаил     35,24 А, вот, еще такой вопрос. А финская война, вот, сорокового года, тридцать девятого — сорокового года, она как-то отражалась, вот, как-то на местном населении?
Аарри Матвеевич    35,34 Ну, конечно, она отражалась. Вот, что, она это, вот, тихое такое состояние, что неблагонадежные. 35,49 Там, то ли русские, то ли не русские. И то ли на той стороне, то ли на этой стороне. Хотя народ,...  36,01 вот, отца призвали в армию, он безприкословно, везприкословно пошел воевать. 36,07 Единственно, он, конечно, вот, тоже такой внутренний определенный момент был, что 36,17 если он встретитсь с финном, может быть он даже и какой-то там дальний родственник, потому, что отца, допустим, там, старший брат, это было в восемнадцатом году, когда это самое, здесь была гражданская война, ему было тогда восемнадцать лет, он через лес ушел в Финляндию. 36,32 И теоретически он мог встретиться там с ним, где-то на поприще, так сказать, военном. Вот. Но, тем не менее, был приказ стрелять, значит стреляли. Это самое. 36,48 Хотя, конечно, некое такое размышление о том, что что-то такое непонятное, вот, такое состоянои. 36,58 Хотя, он на Финской войне непосредственно не был, он уже был в сорок первом году уже призван. 37,05 Поэтому, поэтому, он единственно говорит, вот, что, рассказывал, вот, что, ему, ему было легче в том смысле, что там, где они воевали, напротив них стоял батальон немецкий. 37,17 То, что они постоянно слышали, потому что они достаточно близко были, вот, соприкасались, и слышали немецкую, немецкую речь. 37,24 И немецкие прказы, там, и голоса. Поэтому, ему немножко легче было воевать, вот, воевать. Хотя, наверно, где-то там могли пересечься и чуть ли не с родственниками.
(51:59)

ДМ: Знаеете, тут в Колтуши скит недалеко, Православной Церкви, этот скит находится на месте, где были части. которые шли на Невский пятачек. Эта дорога на скит проходила здесь. через Ваш район, Вы, наверное, все это знаете хорошо по рассказам родителей.Они рассказывали Вам про это?

АМ: Мои родители, как я уже рассказывал. они из Корнева  (52:22) вернее с Углова,  и про этот район родители моей жены уже больше рассказывали, потому что они  уроженцы вот этой деревни (дер. Колбино) и единственно мы

(52:40)

Аарри Матвеевич    37,39 Мы знаем, что, вот, перед войной... У нас же здесь недалеко была, была старая церковь деревянная. Вот, перед войной ее, ее как бы разобрали,  а, там, какие-то укрепления строили. 37,54 Не знаю, в каком месте и куда, но, в общем, весть была о том, что нужны материалы для укреплений. И, хотя, вокруг леса было достаточно, но церковь разобрали на всякие укрепления.

Дмитрий    38,09 ...просто о том, что  в одном направлении идут люди,
Кхм!
Дмитрий     которые обратно не возвращаются, наверно, об этом знали те, кто тут жил.
Аарри Матвеевич    38,18 Ну, наверно, да.
Дмитрий    Я как-то спрашивал наших священников, вот, нет ли такой параллели между событиями, которые происходили в двадцатые годы, довоенные, и тем, что здесь происходило. 38,32 Что, та бойня, которую устроили коммунисты там, отозвалась той бойней, которую им устроили в десятикратном размере здесь. Потому, что жертвы соотносятся один к десяти, примерно. 38,44 Вот. У вас никогда не было размышления, что, вот, это военное лихолетье, которое было прямо рядом с вами здесь чем-то связано с тем, что происходило там?
Аарри Матвеевич    38,59 Нет, ну, я думаю, что это естественно, что, потому что

-- 54 --

ничто не проходит безследно. И то, что... 39,11 И во время революции как-то, вот, непонятно себы, вот, народ повел. И потом аукнулось и репрессиями, и, вот, прочее. 39,20 Если бы, конечно, мы все были, вот, как бы сказать, бдительными и в таком, вот, в духовном смысле, то, конечно бы, мы бы и не допустили бы эту... 39,31 Вот, образно говоря, вот, джинна из бутылки, а запихнули бы его обратно.

-- 53 --

Вот. Но, такие, конечно, параллели, конечно, в истории постоянны. 39,42 Что, вот,

-- 56 --

если в чем-то мы, вот, совершили ошибку и не покаялись за это, за эту ошибку, то она возвращается к нам какой-то драмой, драмой.

-- 57 --

Вот, это самое. 39,54 Это, наверно, правильно, правильно. Да, по крайней мере, постановка вопроса правильная.

-- 1 --

ДМ:
Большое спасибо Вам за рассказ, и будем надеяться, что, если продолжат его дети священников. которые служили там, в Киурумяки, в Токсово, то мы хоть что-то получим для того. чтобы обосновать вот те раскопки. которые Вы знаете проэти раскопки?

АМ Слышал (55:18).

ДМ: Там стоит крест, наш священник его освятил, этим летом, прошедшим летом, панихиды служатся около Приютина, поэтому если Вы захотите...

АМ: Да, если немножко заранее информацию получать, то с удовольствием (55:42) приду. по карйней мере, хотя бы зрителем. потом у что понятно что.. Гм, (55:54) не всегда есть возможность. учитывая... некоторую специфику

МВ: А вот в Вашей Церкви (56:06) как принято по усопшим службы проводить там, часовни ставить, что-то такое есть?

АМ: Службы да... мы проводим поминальные службы (56:18)

МВ Но это здесь в церкви

АМ Нет, собираемся в Левашово. если где вот знаем. что в этом месте захоронения. то проводим поминальные службы, (59:26) такой вот традиции ставить часовни ... наверное. раньше была такая традиция вот (56:42) но исходя из того, что наши возможности сегодня и в таком чисто бюрократическом плане получить разрешение и прочее бывает очень сложно (56:56) и второе, конечно, наше экономическое положение оно просто не позволяет нам такую как бы возможность. но вот допустим возле кладбища. где мы знаем. что в дни войны много людей очень умерло с голода, как русских, так и финнов, (57:14) то мы вместе с волостью поставили памятный камень. И по фински и по русски надпись о том, что этот камень освящен в память о жертвах блокады. Русских и финнов. которые на этом лютеранском кладбище похоронены. Потому что.. Может это в тоже в некотром смысле (57:38) символично, что для власть имущих им было все равно куда хоронить, а с другой стороны перед Богом мы все, и лютеране, и православные, - мы все едины, ведь Бог неразделяем.Не разделяет если мы так вот (57:52) глубоко понимаем Божетсвенность, то она не предполагает таких строгих границ, поэтому это даже так символично для нас живущих сегодня, что (58:06) мы должны больше соприкасаться. больше сотрудничать и искать возможности взаимодействия. Поэтому для меня в общем это (58:17) такая непреложная истина. Но, хотя. как Вы знаете, бывают сложноси эти межцерковные разделения - они порой такие непонятные (58:28) и всякие сторгости возникают. что это можно, это нельзя, вот. Но у нас. как Вы, наверное, заметили, что у нас достаточно мало таких условностей, что мы готовы с любым верующим человеком христианином и вместе помолиться и вместе, образно говоря, обняться, ((58:48) и вместе что-то сделать доброе.Потому что в конечном итоге о нас - если Бог даст еще время будет продолжаться, потомки о нас вспомнят что мы сделали доброго (59:00) , а не то, как мы разделялись.

ДМ Вы знаете такой вот конкретный практический вопрос (о пилораме и досках для мостков от Цветка Жизни)

МВ А вот еще такой вопрос (59:59) В царское время известно. что достаточное количесво финнов служило на балтийском флоте и вот во время так называемого Кронштадтского восстания в 21 году пострадало достаточно большоеи количесво. Расстреляны были все и естественно были и финны расстреляны - вот память об этих событиях каким-то образом сохранилась? (01:00:00)

АМ Достаточно смутно. Знаю только что в кронштадте есть памятник адмиралу Вирену, который был последним начальником Кронштадтского гарнизона и порта Кроншатдтского и его там красные матросы расстреляли где-то лет 10-15 назад открыли памятнк. А так... у нас церковь подрублена со всех сторн а тут еще и в 90-е годы  Финлягндия объявила. что (01:01:26) всех, кто может подтвердить свои финские корни - она принимает в лоно свое, как мам, и у нас, даже то. что были у нас люди такие вот исследователи тамизучающие историю, они все уехали, поэтому уже самые отважные остались и продолжаем дело предков.

КОНЕЦ ФАЙЛА



Комментариев нет: