понедельник, 30 мая 2011 г.

Койранкангас - царство мертвых. Одинцова Наталья



Опустись в обитель Калмы, Вниз, в распухший дерн могильный, И в ископанную землю, Где народы погрузились, Где лежат большие толпы. ("Калевала", руна 17)
Собачье место

Бетонка перекрыта шлагбаумом: запретная зона. Солдатик на обочине махнул рукой, и черно-белая перекладина поднялась. Мы въехали на территорию Ржевского артиллерийского полигона, одного из самых старых в стране, основанного еще при царе. Сегодня нет стрельб и тихо. По сторонам - поросшие лесом холмы. До войны на вершинах этих горок были финские деревни. Их жители видели, как тянулись вечерами из города по этой самой дороге со стороны Ржевки машины, а потом слышались крики и выстрелы.
- Все, приехали. Вот он, кангас, - сказал историк Алексей Крюков.
"Кангас" по-фински - "песчаная пустошь или редколесье, поросшее вереском". Конкретно это редколесье финны прозвали Койранкангас - Собачья пустошь. Низкий, чахлый вереск, редкие сосны, березки. Под ногами - ржавые осколки снарядов, вокруг - воронки и ямы, присыпанные землей. Майор Валерий Лукин, историк Ржевского полигона, слышал от ветеранов рассказы, как из развороченной шальным снарядом земли выскакивали черепа и кости. Сам, правда, не видел. Койранкангас - не мишень, по нему никто специально из пушек не лупит, но над Собачьей пустошью проходит директриса - линия стрельб, снаряды иногда врезаются в деревья.
В это жуткое местечко уже третий год ездят активисты "Мемориала". Металлическими щупами обследуют землю метр за метром, потом буравят подозрительные места самодельным буром, копают, рискуя потревожить неразорвавшийся снаряд и взлететь на воздух. В августе "мемориальцы", наконец, наткнулись на яму с человеческими останками. На свет Божий были явлены черепа с аккуратными дырками в затылках и выбеленные временем человеческие кости.
Свидетели


Герой "Калевалы" Вяйнямейнен построил лодку с помощью волшебных чар и по доброй воле спустился в царство мертвых. Жители финских деревень Киурумяки и Конкколово обнаружили царство мертвых рядом со своими домами. В марте 1942-го все они, до единого человека, были выселены в чертову даль - на север Якутии, к Ледовитому океану, на погибель. Казалось, та тайна навсегда похоронена. Но нет: некоторые вернулись.
"Году в 1929-м или 1930-м я с другими детьми пасла коров на Койранкангасе. Вдруг коровы страшно замычали. Мы обнаружили в кустах яму, в ней много трупов. Взрослые обратились в токсовскую милицию, но там им посоветовали не соваться не в свое дело. С тех пор мы, дети, стали наблюдать за этим местом.
Вечерами приезжала машина, очень часто, почти каждый день, и слышались выстрелы. (Анна Айрикайнен, 1918 года рождения.)
"Примерно в 1935-1936 году я с другими подростками обнаружил в кустах у дороги, ведущей из Токсова во Всеволожск, торчащие из земли черепа и кости. Со стороны Всеволожска к этому месту часто подъезжали машины. Из деревни был слышен звук выстрелов и виден свет фар. Все взрослые в деревне хорошо знали о месте расстрелов, но детям старались не говорить". (Давид Пелконен, 1925 года рождения.)


Десять лет назад нас возил на Койранкангас Иван Иванович Федоров, бывший житель Киурумяки. Он хорошо помнит, как вместе с другими детьми бегал смотреть на расстрелянных "буржуев". Федоров сообщил удивительную вещь: оказывается, в Финляндии о расстрелах на Койранкангасе даже книжка вышла! Издана в Хельсинки, называется "Огни Питера", автор Юхани Конкка, уроженец Конкколова. Герой книги - финский юноша из этой деревни, однажды летней ночью 1919 года возвращаясь с танцулек, услышал выстрелы со стороны Койранкангаса и увидел два удаляющихся по дороге автофургона. На следующее утро пошел на пустошь и нашел небрежно присыпанный песком окоп, откуда торчала чья-то рука и ступня. А потом наткнулся на окровавленного человека. Раненый оказался петроградским профессором. В книге подробно описана история его спасения и бегства в Финляндию вместе с героем повествования.
Юхани писал, что траншеи на Койранкангасе были выкопаны в 1919-м, на случай каких-то боев, потом заброшены, но ненадолго. Чекисты решили использовать их под могилы. Место удобное: дорога из Питера хорошо накатана, можно привозить людей прямо к краю ям. К тому же легкие, песчаные почвы "кангаса" хорошо берутся лопатой. Легче, чем тяжелый грунт в районе поселка Ковалево, близ Ириновской железной дороги, где поначалу производились расстрелы.
Что дальше?

Сколько же народу лежит в этих ямах? Точной цифры не назовет никто. Активисты НИЦ "Мемориал" уверены, что ФСБ и военные будут все скрывать и препятствовать работам на полигоне.
- Нам нет никакого смысла скрывать сведения о более ранних захоронениях, в то время как было признано более позднее - Левашово, - говорит заместитель начальника архива УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Сергей Чернов. - Документальных данных о захоронениях на Ржевском полигоне или где-то еще, кроме Левашовской пустоши, у нас нет. Возможно, все делалось на основании устных распоряжений.
Можно, конечно, не верить. Думать, что если хорошенько порыться в архивах, то в каком-нибудь тайном ящичке все и найдется. Редактор Книги памяти "Ленинградский мартиролог" Анатолий Разумов работает в этих архивах уже несколько лет. Он считает, что никогда, к сожалению, сын или внук расстрелянного не узнает точно, лежит ли родной человек в Левашове, на Преображенском кладбище, в засыпанных песком ямах на Койранкангасе или в другом, неизвестном еще тайном могильнике. Нет таких данных. Нет...

- Мы не против того, чтобы на полигоне проводились поисковые работы, - говорит зам. командира полигона полковник Владимир Сладкевич. - Но отношения должны строиться цивилизованно. Доступ в закрытую зону возможен только с разрешения командования.
"Мемориальцы" официальным путем не пошли. Они проникали на полигон тайно, по-партизански (территория полигона большая, на каждую лесную дорогу кордон не поставишь, вот и ходит народ в запретную зону и гибнет, бывает). Между тем еще в 1997 году уполномоченный по правам человека Ленинградской области А. Писаревский делал запрос в Москву, в Главное ракетно-артиллерийское управление по поводу захоронений на Ржевском полигоне, и военные ответили, что командование готово оказать содействие в проведении поисковых работ.
Может, не случайно именно сейчас открылся этот тайный могильник в глубине полигона? И смысл в том, что страна все-таки изменилась, привычная схема "бодался теленок с дубом", то бишь энтузиасты-правозащитники с государственным монстром, устарела? И решать, что делать с этими ямами, надо как-то иначе, цивилизованно?
Возможно, когда-нибудь на чахлых березках и соснах появятся красные ленточки, обозначая границы могильника. Когда-нибудь здесь, наверное, поставят памятник Аргументы и Факты

Статья из альманаха "Terra incognita.spb.ru" По сообщению директора НИЦ "Мемориал"
Ирины Анатольевны Флиге
Из протокола осмотра места происшествия 
31 августа 2002 года около 17 часов по московскому времени мною, судебно-медицинским экспертом Дыбовским Андреем Петровичем (врачебный стаж 30 лет, экспертный - 12 лет, доктор медицинских наук), составлен настоящий протокол в присутствии следующих лиц: Гутионтова П.С., секретаря Союза журналистов России; Чернова А.Ю., помощника депутата Госдумы Ю.А.Рыбакова; Ежелева А.С., главного редактора журнала "Terra incognita"; Флиге И.А., директора НИЦ "Мемориал"; Муждаба М.Д., помощника депутата Госдумы Ю.А. Рыбакова; Резниковой А.А., сотрудника НИЦ "Мемориал"; Оршанской М.В., врача-психиатра ЦВЛ "Детская психиатрия". Протокол составлен у двух раскопов в лесу в районе урочища Койранкангас на : км дороги от шоссе Кузьмолово - Токсово. В раскопах на глубине около 1-1,5 м в различных позах обнаружены останки 8 человек с пулевыми ранениями в области затылка (3 черепа). Характер останков позволяет сделать предварительный вывод о давности захоронения от 50 до 80 лет. В раскопах обнаружены полуистлевшие предметы мужской и женской обуви.
С места происшествия изъято 8 (восемь) черепов, упакованы и подписаны надлежащим образом. Вещдоки (вещественные доказательства - ред.) опечатаны моей личной печатью. Освещение естественное, погода - переменная облачность.
К 1996 году, на основе материалов различного происхождения (воспоминания жителей ныне уже не существующей деревни Киурумяки, случайные разрозненные документы, аэрофотоснимки, картографический материал) Иофе удалось локализовать участок леса на Ржевском артиллерийском полигоне, где захоронено не менее 30 000 жертв террора, и организовать поиск на местности. Пустынность и изолированность охраняемого полигона, так же как и частые плановые отстрелы оружия, должны были, по мнению спецслужб, обеспечить тайну могильника.
Непосредственно работы на местности начались в 1996 году. А 20 августа этого года член поисковой группы НИЦ "Мемориал" М.С. Пушницкий в урочище Вересковая Пустошь (местное финское название Койранкангас) обнаружил место массовых расстрелов и захоронений, по нашим предположениям, - 1930-х гг. Оно находится примерно в 35 км от Санкт-Петербурга, неподалеку от поселка Кузьмолово Ленинградской области.
В десятках поисковых раскопов, произведенных в урочище Вересковая Пустошь, выявлены человеческие кости, черепа с пулевыми отверстиями преимущественно в затылочной части, полуистлевшие предметы мужской и женской обуви. Собранные к настоящему времени данные позволяют сделать однозначное предположение, что найдено место массовых расстрелов и захоронений, которое было вычислено заранее.
В последний день августа две расстрельные ямы в Вересковой Пустоши были обследованы опытным судебно-медицинским экспертом, доктором медицинских наук А.П. Дыбовским в присутствии свидетелей, а также представителей НИЦ "Мемориал", принимавших участие в поисковых работах. По результатам обследования составлен соответствующий протокол. Из обследованных раскопов изъяты восемь черепов, переданных для проведения необходимых исследований в одну из специальных лабораторий Петербурга.
Предварительный вывод судмедэксперта А.П. Дыбовского о том, что захоронения в Вересковой Пустоши имеют давность от 50 до 80 лет, совпадает с предположениями поисковиков и вселяет уверенность, что найдено наконец то основное место ленинградских массовых расстрелов периода Большого террора, в сведениях о котором руководство спецслужб неизменно отказывало "Мемориалу", ссылаясь на отсутствие такой информации.


Центру "Мемориал" и ранее доводилось сталкиваться с попытками службы безопасности России скрыть от граждан своей собственной страны страшную правду о масштабах кровавых расправ, безжалостных и бессмысленных, которые чинились в годы коммунистической диктатуры головорезами ее карательного легиона ВЧК-НКВД-ОГПУ-КГБ. Точно так же в свое время наследники чекистских традиций уверяли нас, что знать ничего не знают о тайнах охраняемой территории близ станции Левашово, пока не были представлены неопровержимые доказательства, что на этой обнесенной забором территории захоронены жертвы расстрелов, производившихся в подвалах "Большого дома" на Литейном. Весной 1989 года урочище Левашовская пустошь было идентифицировано поисковой группой общества "Мемориал" как секретный могильник НКВД. Теперь это первое и пока единственное Мемориальное кладбище, получившее официальное признание и официальный статус захоронения жертв политических репрессий в нашем городе.

По политическим обвинениям с 1918 по 1929 год в Петрограде - Ленинграде был расстрелян, по официальным данным, 4 881 человек. Еще 6 934 приговоренных расстреляны с 1930 по 1936 год. Годы Большого террора, т.е. с 5 августа 1937 года, когда вступил в действие печально известный оперативный приказ, по 16 ноября 1938 года, если верить официальным цифрам, унесли жизни 39 488 ленинградцев и жителей Ленинградской области, которая в ту пору включала нынешние Псковскую, Новгородскую, Мурманскую и часть Вологодской областей. Но в установленных местах признано много меньше захороненных: в Левашово восемь тысяч, в Ковалевском лесу - четыре тысячи.
Когда же близкие погибших в годы репрессий, их дети и внуки, побуждаемые естественным желанием найти родные могилы, чтобы иметь возможность навестить их, положить к ним цветы, обращаются с запросами в Службу безопасности, то, как правило, получают ответ, в котором значится: "Расстрелянных в эти годы хоронили в Левашово". Это чистое лукавство. Хитрость в том, что отвечающие не утверждают, что захоранивали только в Левашово, и не употребляют слово всех. К таким ответам трудно придраться, по сути же они - бессовестный обман. Правопреемникам чекистских палачей хотелось бы вытравить из народного сознания память о пережитом красном терроре и его бесчисленных жертвах, а для этого лучше, чтобы места массовых захоронений навсегда остались ненайденными.

Комментариев нет: