пятница, 6 июля 2018 г.

Прошу Вашего внимания

Дорогие братья и сестры !

Вторично пишу вам, желая быть правильно понятым.  

Я без комментариев прислал вам информацию о деле о. Глеба Грозовского, рассчитывая обсудить - что в сложившейся ситуации нам как христианам достойно сделать для находящегося в заключении человека и его семьи. Ситуация противоречивая, и единства в ее понимании нет. Сам человек отрицает свою виновность, его родные и близкие, друзья, сослужители и доверяющая им часть Церкви - тоже. Следствие, суд и другая часть Церкви придерживаются прямо противоположного взгляда. А большинство пожимает плечами: типа все может быть.  Почти никто из моих корреспондентов не ответил мне, а один из братьев во Христе написал: "Скажу честно, эти темы меня мало интересуют"

Поскольку мы с ним оба причастны теме новомучеников и изучению истории репрессий, я написал ему в ответ, что странно осуждать репрессии прошлого и отстраненно взирать на нечто подобное в настоящем. Ведь до прокатившихся по стране многотысячных волн реабилитации осужденные были законно умерщвлены, законно страдали. Земной суд не обладает монополией на истину. И в любом случае просто надо что-то по-христиански делать. НЕзависимо от степени справедливости осуждения твой брат во Христе не перестает быть братом. И это братство следует как-то выразить.

Ответ его меня удивил: "Да, я православный. Стремлюсь соблюдать все заповеди, вести соответствующий образ жизни. Но в политику я не лезу. Подобные рассуждения - о том, что нужно что-то сделать - в конце концов приведут к оппозиции к власти. А это для меня недопустимо. Я законопослушный гражданин, и нынешняя власть мне очень нравится. Говорю это без всяких задних мыслей, все так и есть. Сейчас для страны достаточно сложный период, и мы должны власти помогать. А разные рассуждения про "нечто подобном в настоящем" приведут к раскачиванию и так перегруженной лодки. А мы уже знаем, к чему это приводит. К тому же, сейчас не 37 год, и приводить подобные аналогии неуместно".

Начало и окончание текста, на мой взгляд, в явном противоречии. Да, времена другие, но мы-то те же самые, и логика рассуждения прежняя: помогаешь осужденному - значит становишься врагом государства. Как в эту логику уложить поведение Самого Господа перед лицом неопровержимых доказательств вины (Иоан.8:3-11)? И как эта логика поможет  соблюдению заповеди о любви: "Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, [так] и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою." (Иоан.13:34,35) Неудивительно, что уже четыре года враги Церкви злорадствуют, видя как мы вместо единства в любви являем миру разделение на три группы: "виновен", "не виновен" и "меня это не касается" - вопреки предупреждению апостола "Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях."(1Кор.1:10)

Если размышления о виновности-невиновности разделяют нас, значит мы на ложном пути. Оставим верящим в невиновность право надеяться, что она рано или поздно будет доказана. Оставим не знающим о. Глеба лично право доверять мнению тех, кто его знал: Церковь утверждается на таком доверии со времен ап.Павла, который в каждом послании за кого-то поручается и кого-то рекомендует.  Оставим верящим в логику героя В.Высоцкого - "наказаний без вины не бывает" , - из знаменитого фильма право так думать. Поищем мысли, которые нас соединят.

Какие это мысли? Наш покойный Святейший Патриарх Алексий II сказал замечательные слова, просто потрясающие по своей силе: «…вера по существу своему несговорчива, и в сделки с нею входить нельзя. Нельзя признавать ее условно, в той мере, в какой она нужна для наших целей, хотя бы и законных...

 В одном древнем предании говорится, как некий монах осудил своего брата. Через некоторое время тот, кого он осудил, умирает. И было судившему видение: пред ним предстал Ангел с душой брата и сказал: «Вот ты взялся судить его. Что ж, как ты скажешь, так и будет. Скажи, достоин ли он вечной погибели? Но помни, что как ты скажешь, так и будет…». И человек, легко соделавший себя судьей в человеческих делах, в ужасе отказался совершить последний суд… Я хочу спросить человека любой национальности: вот перед лицом Христа ты встретился с человеком, которого ты считаешь своим врагом и врагом своей земли и своего народа. И вот там — перед лицом Христа — сможешь ты повторить свой суд и сказать: «Поскольку он мешает мне жить, да будет он предан смерти»? А всякий иной суд, который ты мог бы совершить и оправдать, лишь скрывшись от лица Бога, неправеден и лукав.

Выше закона может быть только любовь, выше правды лишь милость, а выше справедливости лишь прощение!»

В знаменитых словах о Страшном Суде (Матф.25:44-46) Господь отождествил милосердие к узникам с угождением Ему Самому, не добавляя ничего про меру вины заключенных. Может быть в этом русле поискать наш христианский ответ на ситуацию и вместе поддержать о. Глеба и его жену с тремя детьми?