Рассылка обновлений по Email

пятница, 21 декабря 2012 г.

ТОЛЬКО ДЛЯ ЧИСТЫХ - ВСЕ ЧИСТО


Рождественский пост: план действий
Posted By Игумен Нектарий (Морозов)  Рождественский пост, и естественно, что то и дело слышишь вопросы: как лучше провести его, чем это время должно отличаться от другого, «непостного», в чем, наконец, духовный смысл именно этого, предрождественского периода воздержания.
 [1]
[2]Безусловно, вопросы такие задают по преимуществу люди более или менее воцерковленные [3]. Для тех, кто делает еще лишь первые шаги на пути христианской жизни, пост (любой, будь это пост Великий или же пост среды и пятницы) воспринимается как подвиг, требующий такого напряжения сил, что и не до «частностей» уже. Вот как быть с Новым годом, с застольем в кругу семьи или корпоративом на работе ― это да, это проблема…
И ведь не только в желании наесться от души тут дело! Кто не знает, какому давлению «среды» подвергается поначалу постящийся! Косые взгляды неверующих сослуживцев, перешептывания, насмешки… Порой даже до угроз со стороны начальства доходит. Одному моему знакомому его руководитель так говорил:
― А ну ешь! Ешь, я сказал! Какой еще церковный устав, твой устав — это я! Ешь, а то уволю!
Так что если новоначальному христианину удается, невзирая ни на какие искушения, не нарушить пост, не оскоромиться, то он чувствует себя если и не мучеником, то, по крайней мере, исповедником. И смысл поста, в том числе и духовный, прекрасно понимает: он не ест, когда все едят, и не пьет, когда все пьют, не потому что он лучше или хуже кого то, а потому, что он христианин.
Об этом напоминает сосущее чувство голода под ложечкой, легкое головокружение, вызванное отсутствием привычки к исключительно растительной пище… И при всей кажущейся несерьезности и физиологичности своей напоминание это очень действенно, очень важно ― особенно, повторюсь, в пору начального христианского становления человека.
Однако проходит год, другой, третий и наступает привыкание ― и к более скромному рациону (тем более, что он, оказывается, может быть не таким уж и скромным ― сколько всяких вкусностей постных существует!), и к неоднозначности отношения к нашим подвигам окружающих, которые к ним тоже, в свою очередь, привыкают.
И вот тогда-то и возникает вопрос о смысле поста. Нет, не о духовном смысле поста как такового — с этим тоже, как правило, человек разбирается раньше. А о том, в чем, скажем, смысл собственно Рождественского поста, Успенского или Петровского. С Великим как-то проще. И Пасха [4] праздник исключительный, и все богослужение великопостное настраивает душу на покаянный лад, и Страстная седмица с ее трогательными песнопениями и молитвословиями рождает в сердце желание хотя бы в какой-то малой мере «спострадать Владыке Христу».
Но вот еще три поста — что о них можно сказать? Почему мы именно перед этими праздниками постимся — перед Рождеством, Успением и памятью святых апостолов? Почему, например, не постимся перед Воздвижением или Рождеством Божией Матери или Рождеством Предтечи? Каковы особенности каждого из этих трех постов — не в плане строгости воздержания, а в духовном плане, конечно?
Наверное, каждый священник, к которому с такими вопрошаниями обращаются, может предложить свой вариант ответа. Так же и я. Мне думается, что нет особой необходимости разбираться, почему перед одними праздниками мы постимся, а перед другими нет. Суть не в этом. Родители — если они мудрые и заботливые — зачастую устанавливают для своих детей правила, которые не всегда «логичны», но, тем не менее, полезны для них. А Церковь для нас мать и, без всякого сомнения, мудрая и заботливая. И все предлагаемое ею для нас не просто полезно — спасительно. То же и о постах можно сказать.
Они не случайно более или менее равномерно распределились по всему годовому кругу, они задают таким образом определенный ритм духовной жизни христианина, если можно такое выражение здесь употребить. Каждый, кто решается жить всерьез по-христиански (это не случайная оговорка: крещеных людей, которые не только на это не решались, но даже и не подозревают о том, что это значит, немало), обязательно сталкивается с тем, как трудно все время находиться в напряжении.
Да, именно в напряжении, потому что работа над собой, борьба со страстями напряжения требуют, причем нешуточного. Но когда человек постоянно напряжен, то это нередко приводит к переутомлению, срыву — это тоже факт всем, наверное, известный. Однако есть выход: чередовать интенсивность напряжения — большую с меньшей, так гораздо легче, об этом свидетельствует опыт, это позволяет избежать внутреннего слома. И, мне кажется, что одним из самых естественных, удобных, если угодно, способов такого чередования, являются как раз посты. И в этом — опять-таки, по моему мнению — их главный смысл.
Воздержание от определенных видов пищи, более частое посещение богослужений, дополнительное молитвенное правило, большая строгость и внимательность по отношению к своей как внешней, так и внутренней жизни — прекрасные условия для столь трудно дающегося нам обычно самособирания. Мы многое привыкаем в жизни делать по инерции — это путь наименьшего сопротивления, очевидно более легкий. По инерции мы совершаем одни и те же ошибки, не исправляем того, что требует исправления, по инерции никак не решаемся остановиться и что-то обдумать всерьез, по инерции грешим…
А пост [5] — лучшая возможность преодолеть эту инерцию — за счет изменения того же самого «духовного ритма». Я думаю, многие согласятся с тем, что порой как раз постом удавалось с чем-то справиться в себе, принять долго не дававшееся решение, что-то понять. Это не случайность, это закономерность. Постом мы чуть больше обычного духовно трудимся и становимся благодаря этому духовно опытней и крепче. Это, во-первых. А во-вторых, и гораздо важнее, Господь видит этот труд и дает нам необходимую силу и благодать.
Фото: DmitriyNoskov, photosight.ru[6]
Фото: DmitriyNoskov, photosight.ru
Поэтому мне кажется, что каждый из постов призван стать для христианина временем своеобразной духовной ревизии. Если именно так к нему относиться, так к нему подходить, то и плоды его будут соответствующие.
Каковы правила такой ревизии, как к ней приступать? Поделюсь своими мыслями и маленькими «находками».
Как полководец прежде сражения продумывает его план до мельчайших подробностей — а если не продумывает, то терпит чаще всего поражение — так и христианин, приступая к посту, еще накануне его должен сесть и обдумать свой «план». Примерно так:
«Я мало и плохо молюсь. Иногда я, оправдывая себя усталостью и тем, что у меня нет времени, читаю „Серафимово правило“, иногда просто опускаю утренние и вечерние молитвы, иногда же — прочитываю их наскоро и без внимания. Но при этом у меня остаются силы и время посмотреть телевизор, поболтать с кем-то совершенно ни о чем по телефону, бесцельно попутешествовать по интернету. То есть мало и плохо я молюсь прежде всего потому, что живу рассеянно и несобранно.
Значит… Значит, постом я все изменю. Правило ни опускать, ни сокращать в течении этих, постовых, дней не буду. Стану также внимательней следить, на что и зачем я трачу свое время, которого постоянно „не хватает“.
Я плохо исповедуюсь. К исповеди подхожу формально. Вспоминаю те грехи, которые „скорее всего, были“, нет — „точно были“… И каюсь в них холодно и без участия сердца. Я не внимаю себе, не прислушиваюсь как должно к тихому голосу своей совести, ни испытываю себя по-настоящему ни перед исповедью, ни в какое-то иное время. Значит… Значит, больше ни разу не засну, не разобравшись, что сделал за день дурного, не уяснив — почему я это сделал. Не засну, этих поступков, от Бога меня отдаляющих, не оплакав, не испросив за них в молитве прощения.
Я постоянно кого-то осуждаю. Много говорю, не слежу за словами, не думаю — кому говорю, зачем, и в моих речах постоянно прорывается осуждение, причем не только тогда, когда я действительно на кого-то негодую, а и просто так — походя, заодно. Значит… Значит, с первого дня поста буду говорить меньше, буду обдумывать то, что сказать собираюсь, решусь ни о ком вообще без крайней необходимости не судить…»
Этот «план», точнее набросок его можно было бы и дальше разворачивать, сделать его подробней, шире. Но думаю, что принцип и так ясен. Только важно еще обязательно в течение поста, особенно продолжительного, как Рождественский, несколько раз так же вот садиться и обдумывать: а точно ли я этот план выполняю, не отступил ли я от него, не утратил ли ревность? И подправлять то, что неисправно…
Есть, наряду с приведенными выше примерами немощей человеческих, вещи, с которыми мы не можем справиться очень долго и которые, между тем, тяготят нашу душу и не дают идти за Христом, заставляют топтаться на месте или даже прочь от Бога гонят. Это могут быть разные привычки — от курения до пристрастия к алкоголю, разные грехи — от сквернословия до супружеской измены. Разные… Однако общее в них одно: они связали душу человека невидимыми, но прочными путами, и он никак не может высвободиться, вырваться из них. И пост — лучшее время для богоугодного побега из этого плена.
Определить для себя перед началом духовного сражения этого главного, лишающего свободы врага, понять, как и чем он связал нас, что лишает нас сил для спасительного «рывка». Понять, чего, а правильнее — Кого, лишает нас этот враг. Испугаться и начать борьбу — всерьез, без отлагательств, без самооправданий. А самое главное — на всем протяжении времени подвига, времени поста молиться с поклонами, с сокрушением сердечным о том, чтобы даровал Господь решимость порвать с пристрастием, грехом, ту решимость, которой нам так не достает, без которой мы бессильно стелемся по земле, неспособные устремиться к родному для нас небу.
И, конечно, есть много такого, что мы в себе не замечаем, что вредит нашей душе извне или, наоборот, живет в ней и так же отдаляет от Бога. И опять — надо молиться и просить, чтобы Господь показал нам это — и внешнее, и внутреннее — зло, чтобы успели мы его возненавидеть и удалиться либо очиститься от него. А по молитве — следить за тем, что будет с нами постом происходить, потому что показывает нам Господь то, что снаружи, и то, что внутри, как правило, через различные искушения, открывающее одно и другое.
Вот примерно так я думаю о проведении поста, о возможной от него пользе. Только, конечно, очень важно понять сказанное тут о «смене ритма», о «чередовании большего и меньшего напряжения» правильно. Во-первых, сами выражения эти несовершенны, как и вообще несовершенны оказываются слова, призванные отразить ту или иную духовную реальность.
А во-вторых, «смена» и «чередование», будучи необходимы, не означают, что после поста можно расслабиться и благополучно свести на нет все то, чего за время его с помощью Божией удалось достичь. А потом, когда придет пора очередного поста все снова начинать с нуля или даже отметки существенно ниже его. Нет, просто пост должен становиться временем определенного напряжения наших сил для подъема на новую высоту. А дальше, уже без такого напряжения, на этой высоте надо продолжать жить. И готовиться к новому посту и новому подъему — пусть крошечному, почти незаметному, однако для нас самих очевидному.
Так должно быть в идеале. И очень часто так не получается. И все же должно быть…
Читайте также:

ДОПОЛНИТЕЛЬНО с форума:

 Новогодние корпоративы. - 21.12.2011, 18:17
Здравствуйте дорогие батюшки!
Снова на носу Новый Год и соответственно новогодние корпоративы. Честно говоря, очень не люблю это слово (корпоратив), но проблема несколько в другом. Проблема во мне, в моём общем неприятии такого вот проведения времени с сотрудниками, да ещё в такое время - пост ведь!
С одной стороны не ходить - получится "наплевал" на коллектив. А с другой пойти - окажешься на непонятном празднике, где все пьют, пляшут, принимают участие в дурацких конкурсах - а ты должен сторониться от всего этого... - тоже вроде как "плюёшь с высокой колокольни".
Но ведь всё - таки пост, и хоть я понимаю, что "...когда поститесь, не будьте унылы..."(Мф.6,16), но и наверно стоит отказываться от чрезмерных увеселений? Да я и и не стороннник таких вот развлекаловок - к сожалению один раз так доразвлекался на аналогичном "корпоративе", что... В общем было дело, спаси Господи! А теперь боюсь - вдруг снова потянет: а я слаб чрезвычайно, хоть и исповедуюсь, а всё в мыслях мелькает. Чуть не совершил тогда непоправимое, но спас меня тогда Господь, одумался!
Здесь ещё такое дело, я один из руководителей - вроде бы и должен присутствовать. Правда прошлый год, слава Богу!, удалось "соскочить". Шефу объяснил всё - вроде понял. Народу сказали, что я в командировке. Но если каждый год "в командировку вроде бы уезжать" - понятно станет, что отнекиваюсь. Так вот!
В общем непонятно что делать. Наверно не только у меня такая проблема.
А что вы бы посоветовали? Заранее спасибо.

Священник Григорий 
Адрес: Нерехта
 21.12.2011, 21:39
нельзя служить двум господам....

всему своё время...
ДЛЯ ТЕХ, кто забыл, что такое "советский" корпоратив:

ЧП районного масштаба

По мотивам одноименной повести Юрия Полякова. Хроника нескольких дней из жизни комсомольской элиты начала 1980-х годов. Процедура приема подростков в комсомол проходила с особой поспешностью — первый секретарь уходил "на повышение". Члены бюро ждали вечера, чтобы отпраздновать это событие в сауне, пока не случилось ЧП — из райкома украли знамя...
Теперь элитное советское развлечение "пошло в массы"
Каждый четвертый российский работник позволяет себе вольности на новогодних корпоративах. К таким выводам пришли эксперты исследовательского центра портала Работа@Mail.Ru.
В ходе проведенного опроса выяснилось,
что 8% респондентов обсуждали с начальством
личные темы, а еще 3% начинали обращаться к своим руководителям на «ты» или «высказывали им все, что накипело».
Расслабляющая обстановка в ряде случаев провоцировала
сотрудников даже на сексуальные домогательства.
Так, 24% опрошенных признались, что у них возникали
мысли интимного характера в отношении коллег и начальства, хотя не многие осмелились высказать их вслух (всего 3%). По их мнению, подобные мысли были спровоцированы
 симпатией к коллеге или начальнику (48%),
неформальной обстановкой (26%) и количеством выпитого алкоголя (17%).
Данный опрос проводился с 10 по 14 декабря 2012 года. Были опрошены более 4 тысяч работников из всех федеральных округов России.
Впрочем, и в советские годы копропативы были Вот выдержка  из интервью :
"...В колхозе любили субботники-воскресники. Вот председатель попросит бабку  нагнать самогонки, спечь хлеб, и наряд дает всем - малому, старому на сенокос выходить. Ну, выходят. А вечером он рассчитывался. Тогда денег в колхозе не платили, он так рассчитывался. Пели песни, танцевали, плясали - что хотели, то и делали. И мы, дети, около них..."
Это только для чистых все чисто, а мы несем еще ту, советскую, нечистоту. В эпоху всеобщей толерантности и компромисса нелишне об это напомнить себе и другим.

четверг, 20 декабря 2012 г.

<<Лучше пострадать, чем покривить душой>>

  • Историк с небесным именем
    По воспоминаниям современников, чем бы ни занимался отец Серафим, — служением Богу, историческими изысканиями или педагогической деятельностью, ко всему он относился с тщанием и скрупулезностью, всегда доводя до конца свое дело.
  • Священномученик Алексий Бенеманский: «Лучше пострадать, чем покривить душой»
    'Высланные четыре священника ведут упорную агитацию против обновленческой церкви; ввиду их агитации прихожане совершенно не стали посещать богослужение, также благодаря им весь церковный совет не признал обновленческую церковь…'
  • Священномученик Иоасаф (Удалов) – деятель «тихоно-кирилловского подполья»
    По словам обвинителя Блинова, епископ Иоасаф 'демонстративно заявлял, что, не признавая Соввласть, он не посещает 'Сергиевских' церквей, так как-де там за богослужением молятся за Советскую власть' и 'проводил активную работу по созданию 'Кирилловского' подполья на территории Татреспублики'.
  • Преподобномученик Сергий (Чернухин): отказался подписаться на заем — погиб в лагере
    'Отвяжитесь вы от меня, ироды, не буду я платить советской власти ни одной копейки. Советская власть у нас последние доходы отбирает, не разрешает нам ходить по приходу, обдирает разными налогами, и помогать мне советской власти совершенно не за что, так как кроме надругательства над духовенством я от нее ничего хорошего не видел...'
  • Гора Золотуха — кирилловская Голгофа
    Прибежал парень, говорит, что сидите, когда на солдатском огороде расстреливают? Все и побежали. Горушка Золотуха ступенечками. Все стоят, а те бегают и говорят: 'Не плакать. Плакать не велели'.
  • Священномученик Иоанн Честнов: «Я хотел привести народ к миру»
    'Следственное дело с поразительной точностью зафиксировало, как тщательно и аккуратно отец Иоанн излагал своим палачам православный катехизис. Словно надеялся, что и они, подобно апостолу Павлу, перестанут гнать веру Христову и будут вместе с ним проповедовать Евангелие…'
  • Ехал я по Америке
    Я проехал Америку от Тихого океана до Атлантического на автобусе компании 'Грэй хаунд', что означает 'Серая гончая'. Автобус был и вправду сероват, но с серебристым отливом. А двигатель урчал очень солидно, давая понять, что мощи в нем предостаточно. Особенно убедительно он звучал на подъемах в Кордильерских горах. Ехал я из Сан-Франциско в Нью-Йорк с заездом в Джорданвилль – православное сердце Америки. Здесь и храмы, и семинария, и могилы известных русских православных деятелей.
  • Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия на годичном собрании духовенства Московской епархии
    Минувший год показал, что Церковь, с одной стороны, пользуется поддержкой и доверием огромного числа наших сограждан, а, с другой, - подвергается нападкам консолидировавшихся антицерковных сил. Перед духовенством стоит задача духовно поддержать верующих в их преданности Церкви и дать силы и знания для того, чтобы противостоять враждебным выпадам.

понедельник, 17 декабря 2012 г.

ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ГРУППЫ в СПб


Евангельская группа при православном молодежном клубе "Встреча"
ИСТОЧНИК:  http://predanie.ru/groups/base/11188/
Евангельская группа при православном молодежном клубе "Встреча"
К созданию Евангельского кружка при молодежном клубе «Встреча» ребят подвигло два желания:
а) Желание читать, обсуждать вместе Евангелие.
б) Желание лучше воспринимать чтение Евангелия на Воскресной Литургии.
Отец Константин Головатский благословил эти желание и теперь каждую субботу молодежь храма Успения Пресвятой Богородицы размышляет вместе над евангельским воскресным зачалом следующего дня. Ведет группу Максим Никулин  - студент Санкт-Петербургской православной духовной академии (бакалавриат).
Адрес:  Санкт-Петербург, Малоохтинский пр.52 (ст. метро Новочеркасская)
День в который проходит группа:  Суббота
Библейская группа "Рыба" Библейская группа "Рыба"
В храме Рождества Пресвятой Богородицы в Рыбацком евангельская группа проводится с мая 2010 года священником Вячеславом Поляничко по благословению настоятеля храма протоиерея Алексия Склярова.
Адрес:  Санкт-Петербург, Рыбацкий пр.,д.12, Приход храма Рождества Пр.Богородицы в Рыбацком
День в который проходит группа:  Понедельник
Евангельская группа при храме св.пророка Илии (на Пороховых) Евангельская группа при храме св.пророка Илии (на Пороховых) 
Евангельская группа при храме св.пророка Илии (на Пороховых) находится на стадии формирования. Первая встреча группы прошла 12 февраля 2012 года по благословению протоиерея Александра Будникова, настоятеля храма  в рамках поиска новых форм молодежной работы на приходе. Ведут группу диакон Виталий Кузнецов (2 класс СЗО МДАиС) и Алексей Крылов (закончил ПСТГУ).
Адрес:  Санкт-Петербург, Ильинская слобода, дом 4
День в который проходит группа:  Воскресенье
Молодёжная община "АГАПА" Молодёжная община "АГАПА"
В рамках молодежной общины «АГАПА» храма Богоявления на Гутуевком острове библейские группы проводятся с сентября 2007 года по благословению иерея Димитрия Симонова, духовника общины. Ведут группы Николай Карпов, Даниил Колосов (выпускник Свято-Иоанновских богословских курсов), Дмитрий Марголин (выпускник Свято-Иоанновских богословских курсов), Марина Лисицина (слушательница Свято-Иоанновских богословских курсов), священник Димитрий Симонов (ИБиФ, СПбПДС).

Адрес:  Санкт-Петербург, ул.Гороховая д.18.
День в который проходит группа:  Четверг / Воскресенье 

Поддержим человека

Источник и адрес для обратной связиhttp://predanie.ru/blago/122937/

Сергий ЧеботарьПРИСОЕДИНИТЬСЯ

  ВОЙТИ

Диакон Сергий Чеботарь из Почаева (Украина) хочет жить, смотреть, как растет его трехлетний сынишка, ходить на службу в Почаевскую Лавру, где является регентом хора. «Самые прекрасные годы прошли здесь, в Лавре, - делится диакон, а дни мои, того гляди, сочтены». Он тяжело болен. Редкая болезнь - синдром Аэрза - встречается у одного человека из двух миллионов. Спасти о.Сергию жизнь может трансплантация легких.

Необходимо:
2 000 000  р.


История о.Сергия Чеботаря

Диакону Сергию 27 лет, семь лет назад у него обнаружили идиопатическую легочную артериальную гипертензию, или синдром Аэрза. Это очень редкое заболевание, встречается оно у одного человека из двух миллионов. Поврежденные сосуды легких не передают кровь, обогащенную кислородом, в сердце, и оно может остановиться в любой момент. Заболевание прогрессирующее, сейчас диакон Сергий с трудом передвигается. Каждое слово сопровождается чередой неутихающего кашля, ему не хватает дыхания даже при открытых настежь окнах. 

W2fAOA82Yg4.jpg

Но представить хоть день без службы отцу Сергию, который является регентом архиерейского хора, трудно, он просит подвозить его к Лавре на время служения. Домой приезжает почти без сознания, но ни слова жалоб на судьбу. «Я несу крест болезни без ропота, стараюсь никого не обременять своими проблемами, но когда понял, что с каждым годом все хуже и я действительно могу умереть – стал искать возможности выхода», - рассказывает диакон, то и дело переходя на шепот: говорить ему очень трудно. 

Фото з хором (2).JPG

Можно смириться, понимая, что нет возможностей вылечиться. Значит, его век такой – не дожить и до 30 лет, умереть от удушья. Только бы это произошло не на глазах у сына и жены!..

Но в Киевском институте кардиологии профессор осмотрел отца Сергия и сказал, что его можно спасти, если будет сделана операция по пересадке легких. «Взял меня за руку и сказал: «Батюшка, а вы ведь можете жить долго». Отвечаю: «Я не священник, что вы». А он говорит: «Так еще будете им». И стало так радостно, легко, будто сидел долго в темнице и, наконец, открыли двери, сказали «свободен». Позже, когда приехал домой, думал, кто знает, может еще поживу. Не дают мне покоя слова профессора, не могу их забыть, надежда во мне вдруг такая проснулась». 

getImage (17).jpg

В России, Украине и других странах СНГ такие операции не проводятся. Но в мире уже спасены десятки тысяч жизней; трансплантация легких стала операцией, выполняемой регулярно. Стоимость ее очень высока… Клиника Deutsches Herzzentrum Berlin в Германии выслала подробный счет на свои услуги, общая сумма которого - 350 тыс. евро. (14 млн рублей). При заболевании отца Сергия необходима трансплантация обеих легких, высокое давление легочной артерии вернется в норму только при комплексной пересадке. Хотя для начала спасет и пересадка хотя бы одного легкого. 

больница Киев.jpeg

«Я не настаиваю ни на чем, не кричу и не рву на себе волосы от того, что люди могут не собрать этой суммы. Благодарен за любую поддержку. И вдруг, Господи, вдруг все же мне сделают эту операцию, и я смогу дышать и жить. Даже мечтать боюсь», - говорит диакон Сергий
.