суббота, 13 октября 2018 г.

"Помнить нельзя забыть" 13.10.2018. Свежие впечатления о поездке на Койранкангас

"Помнить нельзя забыть" 13.10.2018. Свежие впечатления о поездке на Койранкангас.

С праздником  Покрова Пресвятой Богородицы!

Накануне праздника Покрова Пресвятой Богородицы православные верующие из церковных приходов храмов Санкт-Петербурга и области принесли радость молитвы за усопших в места скорби на Ржевском полигоне, 13 октября 2018 года  была отслужена панихида на местах расстрелов в закрытой зоне Ржевского полигона - урочище Койранкангас.




Обычно я старалася составлять максимально объективный отчет о нашем пребывании на Койранкангасе, чтобы даже тени моих переживаний не примешивать к нему. Чисто научный отчет: вот новые могильники, вот артефакты, доказывающие, что тут именно расстреливали, что это люди убитые лежат. Это сейчас кажется очевидным. А восемь лет назад это было открытие. И сейчас это для вновь приходящих шок.




 Осеннее солнышко косыми лучами пронизывает пожелтевший лес, идут по тропе люди, и после городской суеты тишина целительно охватывает душу, настраивает на покой и мир... и вдруг в конце тропы люди в камуфляже с лопатами, и ямы, очень неглубокие ямы - а в них люди. И вдруг ты понимаешь, что под всем этим благополучием и миром внешним лежит нечто страшное и темное, спрятанное на очень небольшой глубине.







Господь говорит к сердцу челоека такими образами, которые трудно не понять. Под всей нашей сверкающей и несущейся непонятно куда суетой лежит наше непережитое, а просто неглубоко зарытое прошлое, и мы очень не хотим его открывать, потому что не знаем что с ним делать. И восемь лет продолжается эта Божия школа, которая дает нам всем один урок в год, Учитель знает, что ученики у Него не очень хотят учиться, и много от них не требует.
Сегодня у меня спросили вновь пришедшие: "Вам не страшно?" И я впервые за эти годы задумался, как незаметно тот страх, нормальный человеческий страх перед соприкосновением с мертвым, со смертью - куда-то ушел, я стал воспринимать эти выезды как часть своей работы духовной. Мне хочется другое, но надо ехать на Кангас, потому что надо и все.




Спрашивающие пришли потому что интересно, а я потому что надо. Лично мне надо делать эту работу ради покаяния. Если ты хотя бы раз сам в себе откопал под слоем сегодняшней жизни важность прошлого, как-то ощутил связь между историей страны и историей твоего рода, тебе уже не надо долго объяснять, что твоя личная история - только небольшая вершина айсберга, который ты даже не знаешь, и это неизвестное прошлое твоего рода очень существенно отражается на всей твоей нынешней и будущей жизни. И если тебе дает Господь шанс сделать хотя бы шаг, чтобы выйти из колеи, проложенной для тебя равнодушием и грехами твоих предков, ты должен быть просто сумасшедшим,чтобы не использовать дарованный шанс.



В дуэльном кодексе было правило, что сам выход на дуэль уже был достаточен для защиты чести. И мы выходим на Кангас на дуэль с сатаной, который сделал все, чтобы сперва люди тайно и беззаконно убивали друг друга, а потом стыдливо и лукаво прятали концы в воду, покрывая старые расстрельные могильники то скотомогильниками, то обычными кладбищами, то площаками жилых и производственных новостроек. И он же сейчас делает так, что новое поколение, живущее в виртуальном мире мобильников и интернета с младенчества, вообще скоро будет с усмешкой говорить, что эти сказки про расстрелы надо забыть. Для них чья-то мудрая и упрямая воля шаг за шагом "зачищает" историю, и голос живой острой боли непосредственных потомков погибших тонет в хоре множества других голосов, спокойно обсуждающих из нашего исторического далека, как это всегда естественно при модернизации страны лить кровь миллионов. Я слышал недавно такое выступление молодого историка, иронично и смело "ломающего догмы", наработанные за тридцать лет гласности, открывшей возможность говорить страшную правду о непомерной цене нашей относительно сытой и относительно спокойной советской жизни эпохи застоя, по которой все сильнее ностальгируют те, кто ее не видел.

Это совсем не только проблема расстрелов, лагерных кладбищ на забытых лагпунктах, это проблема и военных захоронений. И потому так немного людей в камуфляже, которые обнаруживают забытые могилы, - и военные, и расстрельные, и лагерные, - и так немного людей, которые на эти вновь открытые могилы приходят. Ведь и на кладбище вырваться в поминальные дни тоже проблема, тоже работа. Но на кладбище лежат МОИ покойники, а на этих полянах - ЧЬИ?



В фильме о Ржевском полигоне есть только один человек, который достоверно знает, что именно на полигоне лежит его отец. Всю жизнь он боялся говорить об этом, всю жизнь боялся перейти речку Лубью, за которой начинается полигон - страна смерти, поглотившая его отца. Когда он пришел в "оттепель" в Большой дом, надеясь узнать об отце, ему сказали, что его не ждали. Он пробовал объяснить, и услышал: ваш отец - капля в море. А для него эта капля была морем, которое его утопило. И нет сомнения, что когда генерал А. Курков неожиданно рассекретил Левашово, куда свозили хоронить уже убитых, он сказал правду, но не всю.


О Левашово:
http://visz.nlr.ru/pages/repressii-levashovo-istoriya
https://lev.mapofmemory.org/



Генерал решал важную политическую задачу своего времени - "выпустить пар", дать место для выражения чувств всем, кто так долго молчал и прятал эти чувства. Эти люди, всю жизнь прожившие в советской неправде, поняли намек и молча проглотили обиду - им было властно указано, где плакать о своих, и они покорно пошли туда плакать. Хоть что-то лучше, чем совсем ничего. Но эти люди стареют и умирают. И скоро в генеральскую ложь поверят благодаря уже накатанной традиции - да, дескать, было в Москве Бутово, а в Ленинграде Левашово - и все. И мы будем дальше жить в буквальном смысле на костях убитых, совсем не думая и не помня об этом. 

А чтобы нам легче было отказаться от памяти, ее прошлые и нынешние хранители изобретали и изобретают способы ограничить к ней доступ. Говорить, как в прошлом, не запрещают, но поскольку нет притока новой информации, понемногу становится просто не о чем говорить. Разве что вздыхать и разводить руками, вновь и вновь ощущая свое бессилие. Если единственным мерилом правды о прошлом признать упорное молчание наших официальных архивов о том, кто эти люди, лежащие в неглубоких ямах на Койранкангасе, тогда каждое посещение - очередное признание нашего поражения. Да, скажут нам ироничные молодые историки, вы доказали, что кто-то  кого-то убивал за что-то на данном месте. Ну и что? Кто? Кого? за что? когда? В общем, давайте не акцентироваться на том, о чем нет документальных данных из официальных архивов.

Поэтому надо искать и находить иной смысл, и он есть только для верующих в то, что жизнь не завершается окончательно смертью тела. Тяжко и страшновато спрыгивать в яму, чтобы снять вблизи пробитый череп, запрокинутые руки, от которых остались лишь кости.  Стоишь на убитом человеке. И зачем ты к нему пришел? чтобы снять его застывшее навсегда страдание? чтобы доказать кому-то что это страдание действительно было, оно имеет географическую привязку и документальное подтверждение? И я достал свечи, зажег и дал поисковикам, прочитал над убитыми молитву и воткнул свечу в бруствер раскопа. И на душе ощутимо полегчало.

Человек, о котором я только что молился, наблюдая за нами из вечности, незримо был рядом - и я наконец сделал то, ради чего можно оправдать и этот раскоп, и наш сюда приход. В не очень уже отдаленном будущем нас с ним ожидает встреча. Они уже дома, а мы здесь пока в гостях. И подобно тому, как выход на дуэль спасал когда-то честь человека, так и наш выход на Кангас спасает честь народа, который в нашем лице все-таки нашел в себе силы действовать вопреки столь почтенному в этом мире здравому смыслу, правильно расставить знаки препинания в предложении
  "помнить нельзя забыть"


Койранкангас
Расстрельные места на Ржевском полигоне
Что известно о расстрелах в Урочище Койранкангас
http://kojrankangas.blogspot.com/2012/11/blog-post_3.html?m=1

Летопись возрождения исторической памяти
http://kojrankangas.blogspot.com/2014/10/blog-post.html?m=1

Из истории служения панихид на Кангасе и изучения мест тайных погребений:
12.10.2013 Койранкангас. Фото О. Б. Алексеева
http://kojrankangas.blogspot.ru/2013/10/12102013.html
АКТ О проведении 12 октября 2013 года поисково-разведывательных мероприятий в урочище Кайранкангас
http://kojrankangas.blogspot.ru/2013/10/12-2013.html
Койранкангас 2017 год

ФИЛЬМ: "Расстрелы на Ржевском полигоне"
http://kojrankangas.blogspot.com/2018/09/2017-10-17.html?m=1

Традиционное осеннее поминовение на местах расстрелов совершается в октябре под Праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Важную роль в поддержании этой традиции принадлежит приходу Храма Спаса Нерукотворного Образа на Дороге Жизни города Всеволожска (http://vsevhram.com/news1/memory_of_our_fathers/и приходу храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Шпалерной улице (https://www.bcex.ru/) и Центру "Возвращенные имена" при РНБ (http://visz.nlr.ru/pages/repressii-koyrankangas)
А также множеству добрых людей, которых одному Ему ведомыми путями приводит Господь в это место скорби и памяти.




Очень важно для передачи и сохранения исторической памяти и поддержания традиции молитвенного поминовения убиенных, погребенных на Ржевском полигоне в урочище Койранкангас и других местах, каждому из нас рассказывать об этом в своём круге общения. 
Можно использовать для этого настоящий текст и/или  ссылки на публикации:

КОЙРАНКАНГАС
краткие заметки Алексея Крюкова и Анатолия Разумова
на сайте «Возвращенные имена»
http://visz.nlr.ru/pages/repressii-koyrankangas 
Фильм «Расстрелы на Ржевском полигоне: между Красным и Большим террором»
https://www.youtube.com/watch?v=bbmCCYkvE-w&t=144s 
Блог «Койранкангас»
http://kojrankangas.blogspot.com/

вторник, 9 октября 2018 г.

СОВРЕМЕННИКИ О ПАТРИАРХЕ ТИХОНЕ

СОВРЕМЕННИКИ О ПАТРИАРХЕ ТИХОНЕ

26 сентября / 9 октября – день прославления святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России.

Предлагаем вниманию читателей фрагмент из новой книги издательства Сретенского монастыря «Святитель Тихон Московский».

Как сын священника, Василий пошел по стопам отца и поступил в духовное училище в городе Торопце, а по окончании училища, в 1878 году, уехал из родительского дома в Псков учиться в духовной семинарии. Среди своих товарищей по Псковской семинарии Василий имел шутливое прозвище Архиерей. Семинарию юноша окончил блестяще и решил поступать в академию.

Современники вспоминали о нем: «С детства Тихон был очень добродушным, кротким и богобоязненным без лукавства и святошества». В Санкт-Петербургской духовной академии, куда юноша поступил после семинарии, он носил уже прозвище Патриарх. В те времена не могло и в голову прийти, что это шуточное прозвище окажется пророческим, потому что патриаршества тогда в России не существовало.

***

Соученик по Псковской семинарии Борис Царевский вспоминал, как Василий Иванович посетил дом его родителей:

«— Ты заметила, какие у него глаза? — спросила после ухода преподавателя мать Царевского свою дочь. — Чистые, ясные, как у голубя.

— От него веет теплом и добродушием, и он такой умный, — отозвалась дочь.

Допивавший стакан чаю отец деловито предостерег супругу с дочкой, что расчеты на него, как на жениха, очень плохи:

— Вы не смотрите, что он говорун и веселый такой. Его, Василия Ивановича, когда он был студентом, прозвали Патриархом, и дорога ему одна — в монахи».

***

Митрополит Евлогий (Георгиевский) вспоминал:

«Архимандрит Тихон был очень популярен и в семинарии, и среди простого народа. Местные священники приглашали его на храмовые праздники. Милый и обаятельный, он всюду был желанным гостем, всех располагал к себе, оживлял любое собрание, в его обществе всем было приятно, легко. Будучи ректором, он сумел завязать живые и прочные отношения с народом, и этот же путь он указал и мне. В сане епископа он еще более углубил и расширил свою связь с народом и стал действительно для Холмщины "своим" архиереем. Мне постоянно во время поездок по епархии приходилось слышать самые сердечные отзывы о нем духовенства и народа».

***

Император Николай II издал указ:

«Ваши непрестанные святительские заботы о благе паствы вашей <…> снискали Мое Монаршее благоволение, в изъявление коего Всемилостивейше жалую вам препровождаемый при сем бриллиантовый крест для ношения на клобуке».

***

Замечательный старец отец Тихон Пелих, настоятель Ильинского храма за Троице-Сергиевой Лаврой, вспоминал, как все, кто соприкасались с Патриархом Тихоном, освящались благодатьюи любовью. Отец Тихон Пелих, молоденький солдат, призванный в армию из крестьян, голодный и оборванный, как-то добрался до Москвы и пришел в храм на службу к Патриарху Тихону. Он рассказывал об этой встрече так: «Я сам не знаю, как я оказался в алтаре. Какая-то сила меня привела, подтолкнула к Патриарху Тихону. Я не знал, что сказать. Подошел подблагословение. Патриарх ласково спросил: "Как тебя зовут?" Отвечаю: "Тихон". Он говорит: "И меня — Тихон". Дальше ничего не помню, только иподиаконы за полы шинели вытащили меня из алтаря».

***

В январе 1918 года в московской газете «Фонарь» журналист Коровин рассказывал о том, как брал интервью у Патриарха Тихона. Интронизация Патриарха была совершена совсем недавно — в декабре 1917 года, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в Успенском соборе Московского Кремля, и Святейший находится в самом начале своего крестного пути исповедника веры Христовой, молитвенника за всю Россию.

Коровин рассказывает о Патриархе:

«Обаятельное впечатление производит Патриарх своей простотой обращения, доступностью и задушевной мягкостью тона. Он еще бодр и жив в своих движениях, несмотря на свой очень преклонный возраст. Проницательные и глубокие глаза его часто загораются огнем воодушевления, невольно передающегося и собеседнику».

***

Бывший тогда председателем Московского епархиального совета профессор Василий Виноградов, впоследствии протоиерей РПЦЗ, будучи в эмиграции, свидетельствовал в своей книге:

«"Покаянное заявление" Патриарха, напечатанное в советских газетах, не произвело на верующий народ ни малейшего впечатления. Без малейшей пропаганды весь верующий народ, как один человек, каким-то чудом Божиим так формулировал свое отношение к этому "покаянному заявлению": "Это Патриарх написал не для нас, а для большевиков". "Собор" же 1923 года ни на один момент не имел для верующего народа ни малейшего авторитета: все хорошо понимали, что вся затея этого "собора" просто проделка советской власти, никакой церковной значимости не имеющая. В результате своего просчета советская власть очутилась перед совершенно неожиданным для нее фактом: подавляющая масса верующего народа открыто приняла освобожденного Патриарха как своего единственного законного главу и руководителя, и Патриарх предстал пред глазами советской власти не как возглавитель какой-то незначительной кучки верующих, а в полном ореоле фактического духовного вождя верующих народных масс».

***

Патриарх Тихон (Белавин)Патриарх Тихон (Белавин)
    

Протоиерей Валентин Свенцицкий вспоминал:

«Отворилась дверь, я вошел в приемную. Трепет прошел по моему сердцу. Я увидел перед собой икону, живого угодника Божия, как изображает их Церковь на иконах. Это был образ слова, жития, любви, духа, веры, чистоты. Никакая клевета и никакая ложь, никакая злоба не могли отнять у верующих этой уверенности в духовном величии Патриарха».

***

Протоиерей Сергий Булгаков говорил о Патриархе Тихоне:

«Патриарх в узах во главе России, в узах стал светом мира. Никогда от начала истории Русская Церковь не была столь возвышена в своей главе, как она была возвышена в эти прискорбные дни испытаний, и во всем христианском мире нет имени, которое повторялось бы с таким уважением, как имя главы Русской Церкви».

***

Протопресвитер Михаил Польский свидетельствовал:

«Он, Патриарх Тихон, исчерпал все возможные для Церкви и церковного человека меры примирения с властью гражданской и явился жертвой в самом внутреннем, широком и глубоком смысле этого слова. Жертвуя собою, своим именем, своей славой исповедника и обличителя неправды, он унижался, когда переменил свой тон с властью, но никогда не пал. Он унижал себя, но никого больше, не сохранялся и не возвышался унижением других. Он не щадил себя, чтобы снискать пощаду пастырям, народу и церковному достоянию… И народ это понимал и жалел его искренне и глубоко, получив полное убеждение в его святости. Это мужественное и кротчайшее существо, это исключительно безукоризненная святая личность».

***

Московский корреспондент парижской газеты «Энформасьон» сообщал своим читателям:

«Спокойный, умный, ласковый, широко сострадательный, очень просто одетый, без всякой роскоши, без различия принимающий всех посетителей, Патриарх лишен, может быть, пышности, но он действительно очень дорог тысячам малых людей, рабочих и крестьян, которые приходят его видеть. В нем под образом слабости угадывается крепкая воля, энергия для всех испытаний, вера непоколебимая… Постоянные изъявления сочувствия и преданности, которые он получает со всех концов России, делают его сильным и терпеливым…

Густая молчаливая толпа ожидала приема. Странники, заметные по загорелым лицам, большой обуви и благочестивому виду, ожидали, сидя в тени башенного зубца. Они сделали несколько тысяч верст пешком, чтобы получить благословение Патриарха. Сельский священник, нервный и застенчивый, ходил вдоль и поперек… Женщина припала к скамье и закрыла лицо руками. Тяжелые рыдания судорожно вздергивали ее плечи. Несомненно, она пришла сюда искать облегчение в каком-то большом несчастии, и невольно пришли в голову тысячи и тысячи расстрелянных… Горожане и крестьяне, люди главным образом из народа, долгие часы, порою дни ждут, чтобы открылась маленькая дверь и мальчик-певчий ввел их к Патриарху Тихону».

***

Прославление святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, произошло на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 9 октября 1989 года, в день преставления апостола Иоанна Богослова, и многие видят в этом Промысл Божий. КанонизацияСвятейшего Патриарха Тихона была первым шагом к прославлению новомучеников и исповедников Российских, пострадавших в годы революционной смуты и большевистского террора.