суббота, 22 сентября 2018 г.

игумен Никон (Воробьев) Неопубликованные письма

игумен Никон (Воробьев) Неопубликованные письма 

игумен Никон (Воробьев)

Неопубликованные письма 

    Письма игумена Никона своим духовным чадам, представляющие неоценимое сокровище Церкви Православной, неоднократно издавались в последнее время (наиболее полная подборка писем содержится в книге «Нам оставлено покаяние»). Предлагаем вниманию читателей журнала ранее никогда не публиковавшиеся письма великого подвижника XX века Надежде Павловне Евдокимовой, написанные в 1945–1950 годы. Всего сохранилось 6 писем (17 рукописных страниц); 2 письма без даты. 

* * *

   7/XII–45
   Милая, неопытная Наденька! Родная душа, разве ты одна скорбишь? «Все, хотящие благочестно жити о Христе Иисусе Господе нашем, гоними будут». Это закон внутренней духовной жизни. Кем будут гоними? врагом спасения нашего– дьяволом и людьми, поддающимися внушениям бесовским.
   Как гонит дьявол? Главным образом разжиганием страстишек, живущих в нас: чревоугодия, сластолюбия, блудных ощущений, раздражительности, гнева, печали, уныния, тщеславия, гордости и прочих и прочих. Гонит внутренне, усиливая и разжигая страсти, всевая разные греховные или пустые помыслы, особенно во время молитвы. Гонит и через людей, мешая молитве, возбуждая ближних против нас самыми разнообразными способами. Особенно если видит, что кто-либо стал стремиться к исполнению заповедей. Тогда он посылает полчища бесов, чтобы помешать человеку в деле спасения. Я тебя предупреждал, что это будет, несомненно, и с тобой. Вот почему в Евангелии и сказано, что «Царство Божие силою берется», что надо идти «тесным путем», что «в терпении стяжите души ваши», что «многими скорбями подобает внити в Царствие Божие» и прочее. А за терпение здешних временных скоропреходящих скорбей обещаны великие блага, и притом вечные. «Блажени есте, егда поносят вас, и ижденут и рекут всяк зол глагол на вы, лжуще Мене ради – радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех». «Око не виде, ухо не слыша и на сердце человека не взыдоша, яже уготова Господь любящим Его», стремящимся жить по Его заповедям. Здесь, на земле, и скорбь, и радость временны. Как меняется погода, так меняется и состояние человека. И у тебя за скорбью будет утешение и радость. Без скорбей и искушений человек не приобретает опытности духовной. Поэтому не унывай, милая, а терпи. Всем ближним прощай, если тебя кто обидит; всех жалей, делай по силе всем добро и чаще (особенно внутренно) призывай имя Божие, и таким образом, как по ступенькам таинственной лестницы, будешь восходить к духовному совершенству и найдешь великую радость еще здесь, на земле.
   Терпи, милая, не унывай. Если мы, грешные и самолюбивые, можем жалеть и любить ближних, так неужели Господь, бесконечно любящий, не пожалеет и не вознаградит всех любящих Его, стремящихся к Нему, старающихся исполнить Его слова? Спасайся, родная. Господь да благословит тебя и поможет тебе.
   Пиши, когда захочется. Твой друг Н. 

* * *

   Мира и спасения желаю тебе, дорогая девочка!
   Одна подвижница ХХ века лет двадцати двух мне пишет: «Мне очень трудно; кроме рассеянности, одолевают нехорошие мысли и ничего не хочется делать, в душе нечувствие ко всему духовному. Стала вспоминаться прошлая жизнь, танцы, театр, сцена...» Дальше она, к счастью, пишет: «Очень боюсь, не хочу вернуться назад».
   Что бы ты ответила ей на это? Я бы ей так сказал: Господь прежде создания мира и человека знал, что созданный им человек отпадет от Него, пойдет путем «познания добра и зла», что без особенной помощи Божией погибнет окончательно, но все же создал его и предрешил спасти непостижимым даже для ангелов способом, проявив воистину Божественную любовь и премудрость, превосходящие всякое разумение. Господь отдал Сына Своего Иисуса Христа, «да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный»... Подумай поглубже об этом. Вот какую жертву принес Бог, вот какая сила Любви Божией к отпадшему, оскорбившему Его человеку! Вочеловечиться, потерпеть всякие оскорбления, быть распяту среди разбойников, как последний из людей! Ради чего? Ради спасения всех, ради спасения тебя, слышишь? Ради тебя висел на кресте. Что еще большего можно бы желать от Господа? Он открыл двери рая, приблизил к Себе человека до того, что Свою плоть и кровь смешивает с человеком, Он в каждую секунду находится с каждым верующим в Него и желающим идти к Нему, Он долготерпит о наших грехах, изменах Ему, терпит нашу нечистоту, ожидая покаяния нашего и обращения к Нему. Со стороны Господа все сделано ради нашего спасения, превзойдены все меры любви, снисхождения, долготерпения... А мы? Нужна и от нас вера, деятельная вера, то есть доказанная делами вера в Бога, и в Господа Иисуса Христа, и в Его Промышления о нас. Если человек хочет быть с Господом и здесь, и вовек и докажет это хотение посильным деланием заповедей и покаянием об упущениях, то никто и ничто не может воспрепятствовать ему: ни демоны, ни люди, ни свои страсти и недостатки, ибо Господь больше самого человека хочет ему спасения. А кто может идти против Бога, кто сильнее Его? Никто и ничто. Поэтому пусть всякий хотящий спасения не унывает и не боится, что не спасется. Путь лишь твердо желает быть с Господом, постоянно взывает к Нему и открывает Ему свои немощи, свои страсти, влечения, обнажая пред Ним всю душу и прося исцелить и очистить от всего недолжного. А Господь все сделает...
   Не осуждай никого, ибо все мы опасно ходим и поддерживаемся силою Божией. Внимай себе, блюди главу змия, то есть всякую возникшую дурную мысль, желание, влечение изгоняй и уничтожай немедленным воззванием к Господу о помощи. Все покоряется имени Господа Иисуса Христа. Сама не открывай входа змию в твою душу, а отгоняй его именем Господа Иисуса Христа и покаянием.
   Существуют свои духовные законы духовного роста, которые установлены совершенной Премудростью Божией, учитывающей психологию человека. Именно в силу особенности человека он должен подвергнуться длительному искушению от своих страстей, людей, разных обстоятельств, от демонов, чтобы познать свое падение, свои недостатки, бессилие, увидеть на опыте помощь и милосердие Божие, научиться смирению и терпению недостатков других людей, приобрести из опыта доверие к Богу, научиться предаться всецело воле Божией, отказаться от себя, то есть от своей воли, чтобы стать чистым бриллиантом, отражающим Солнце Правды Господа без искажений. А для этого надо потрудиться, поскорбеть, понести крест, нудить себя к деланию заповедей, особенно к молитве, – словом, идти узким путем, чем только и можно доказать, что хотим быть с Богом. А получать духовную радость и тянуться к ней не есть доказательство любви к Богу. «Аще с Ним спостраждем, то с Ним и спрославимся». Поэтому не унывайте, подвижницы ХХ века, а незаметно среди будней, среди суеты мира сего изыдите из мира своим умом, сердцем, а главное – волей, внешне будучи почти как все, а внутри «иной», ведомой по внутреннему человеку только Богу и своему духовнику.
   Да поможет тебе Господь. Не оглядывайся назад, подобно жене Лота, чтобы не превратиться в бесчувственный соляной столп. Твой друг Н. Береги свои глаза и все чувства.
   Привет Т. И., Т. Н. и всем-всем. 13/XI–48. Калуга.
   Завтра еду в Козельск, но вернусь на неделю, а дальше неизвестно.

* * *

   Мир тебе, Надюшка!
   Пишу из Едорова. В Москве виделся, как ты уже знаешь, с Т. И. Куда она определится – не знаю еще. Хотели временно положить ее в Москве.
   Ты пишешь, что после отъезда твоей учительницы тебе стало труднее. Вполне это понятно, точно так же и то, что утром и вечером на молитве одолевают житейские помыслы, так что приходит на ум и вовсе бросить это занятие, как будто бы бесплодное. Совершенно ясна рука бесовская. Обычно он так делает: под разными предлогами отклоняет от молитвы; если это не удается, то посылает разные помыслы – сначала хорошие, потом суетные, если не отогнал сразу первых; затем вводит незаметно дурные, нечистые, а затем внушает бросить вовсе молитву, нашептывая, что ведь совершенно бесполезно так молиться, один, мол, грех только от такой молитвы.
   Не слушай этих бесовских внушений. Никто сразу молиться чисто не научился. Это дело долгих лет и милости Божией. Надо всегда принуждать себя к молитве и, приняв некоторое посильное правильце, обязательно (кроме исключительных случаев) выполнять его. Это постоянное выполнение хотя бы малого правила может, по словам преподобного Исаака Сирина, оградить от великих падений. Имей это в виду. Именно в период особого нашествия помыслов и нужно принуждать себя к молитве. Это приблизился враг, и не время опускать руки, а с особой горячностью, с сознанием своей немощи взывать к Господу, чтобы Он помог изгнать врага. «Обышедше обыдоша мя, и именем Господним противляхся им» (то есть врагам). Сами мы, только своими силами ничего не можем творить, но если боремся ради Бога, принуждаем себя на делание заповедей с постоянным призыванием имени Господня, то Он и посылает нам помощь Свою, и после бури дает мир и «покой» душам нашим.
   Слово пророка: «Проклят всяк...» – никак не относится к молитве в случае нашествия помыслов. Нужно со всяким благоговением, вниманием, сознанием своего недостоинства предстоять пред Господом в молитве – это верно, а будет ли молитва чистая или будет одолеваться, по попущению Божию, за грехи наши или в наше обучение разными помыслами – это не в наших руках. Мы обязаны бороться, а успех предоставим Господу. За терпеливое пребывание на посту, в борьбе, в сражении Господь венчает Своих подвижников.
   Относительно говения скажу, что если можешь со страхом и благоговением приступать к Святым Тайнам, то чем чаще, чем лучше. Только бы не стала относиться к этому без достаточного страха, без внутренней подготовки.
   Еще скажу: не ищи радостей в молитве или в причащении. Можешь в этом жестоко обмануться. «Рукою смирения отвергай приходящие радости, чтобы вместо пастыря не принять тебе волка», – говорит преп. Иоанн Лествичник. Ищи покаяния, сокрушения сердечного, а все прочее предоставь Господу. Без покаянного чувства, без сокрушения сердечного (которых Бог не уничижит) – все прочее или уже есть обман, «прелесть», по терминологии Отцов, или ведет к прелести.
   Признаком правильности духовного делания является все усиливающееся сокрушение духа, сознание своей греховности, испорченности, бессилия – словом, нищета духа. Это первая ступенька лестницы блаженств, ведущей на небо. А за этим идут плачущие, кроткие и т. д. Всему свое время и место. Кто в начале пути ищет высокого, тот никогда ничего не получит, а примет миражи вместо действительности и заблудится.
   Да избавит тебя Господь от всего этого.
   Ищи, родная, Царствия Божия и Правды Его, по слову непреложному Самого Господа, слову более твердому, чем небо и земля, – приложится и все необходимое в материальной жизни. Хотя и испытывает Господь рабов Своих, но и следит за всем, за духовными и за телесными нуждами, и все подает в нужное время тем, кто доверился Господу, а не своей ловкости, силе, умению и проч.
   Спасайся о Господе. Мир тебе. Пиши, когда почувствуешь нужду в этом.
   Твой доброжелатель Н. 

* * *

    Привет тебе!
   На твои вопросы отвечаю: не спрашивают меньшого в присутствии большого. Спроси у дедушки Стефана и поступи, как он тебе укажет. Он лучше знает и тамошнюю жизнь, а о твоей домашней жизни и о себе можешь ему рассказать все откровенно, и об отношениях твоих к Т. И. Я же вовсе не знаю Кавказа, да и тебя мало знаю.
   Желаю, чтобы Господь устроил тебя на лучшее. Н.  Привет и земной поклон от меня о. С. Прошу усердно его святых молитв и, если можно, совета.  

* * *

   4/II–49
   Мир тебе, дорогая Н.! За малостью времени не могу тебе написать побольше, коснусь лишь главного.
   Не бойся ничего. Внедряй в себя мысль, что во всем мире не происходит ни малейшего движения без ведома и соизволения Божия. Тем более с человеком, тем более с верующим и чтущим Его не происходит ничего ни доброго, ни злого без Бога. Сам Господь Иисус Христос сказал, что и волосы на голове человека сочтены у Бога. Человек есть образ Божий, для человека Господь приходил на землю, ради него пострадал на кресте, ниспослал Духа Святаго, основал Святую Церковь, сделав ее Своим Телом, – может ли оставить Господь человека без Своего Промышления о нем? Нет и нет! Бог есть любовь; не сказано, что Бог имеет любовь, а есть Любовь, любовь Божественная, превосходящая всякое разумение человеческое. Если человеческая любовь жертвует жизнью ради любимого, то как всемогущий Господь, Которому нетрудно одним Словом создать целые миры, Который есть Любовь, – как Он, столь возлюбивший грешного, падшего человека, оставит его без Своего промышления, без помощи в нужде, в скорби, в опасности?! Никогда этого не может быть! Психика человека такова, что ему необходимо для спасения терпеть скорби, поэтому Господь и попускает их, несмотря на Свою любовь к человеку. Но не попускает сверх сил. Затем: в скорбях скрыта радость и любовь к Богу, если скорби принимаем и терпим без ропота, с благодарностью. Без скорбей человек не смирится, не покается глубоко, не стяжает любви к Богу.
   А потом скажу: если боишься скорбей и хочешь избежать их, то Господь Иисус Христос указал средство избежать их: бодрствуй над душой и не допускай греху проявиться ни в мыслях, ни в сердце, ни в теле и непрестанно молись. Можешь этого достичь – не будет тогда у тебя никаких скорбей, вернее, они утонут в духовной радости. А пока не достигла этого, терпи и трудись. Если бы мы жили на земле тысячи лет и каждый день нас распинали, то и это была бы плата недостаточная за то неизреченное блаженство, какое уготовал Господь любящим Его. Только любовь Божия так мало скорбей и на такой краткий срок попускает человеку. Если веруешь в Евангелие, то должна верить словам Господа, указавшего, что хотя и будут скорби в земной жизни у Его учеников, но они сменятся еще здесь радостью, которой никто не отымет от них. Да и Господь всегда с нами: се Аз с вами есмь до скончания века, аминь. Кто сильнее Бога? Итак, не допускай в себя страха, малодушия, маловерия, навеваемого дьяволом, а сопротивляйся им именем первого псалма – «Обышедше обыдоша мя, и именем Господним противляхся им».
   Не поучай никого, а если видишь нуждающегося в духовной помощи и чувствуешь, что могла бы хоть несколько помочь, то рассказывай о духовном так, будто ты вычитала или слыхала от знающих людей то и то, а не как из своего опыта или познаний. Тебе будет легче, да и преградишь доступ к себе бесу через тщеславие. Понятна ли тебе эта мысль?
   Господь да умудрит тебя во всем. Проси у Него твердой веры и терпения.
   В «учреждении» писем долго не держат, ибо этим могли бы выдать себя, тут что-то другое.
   Надо кончать. Да благословит тебя Господь! О Гале расскажи Т. и проси помочь. Чем могу, и я помогу. Будь здорова. Н.

* * *

    15/XI–50
   Дорогая Надюша! Получил твое письмо. Спасибо за доброе отношение ко мне. Относительно переезда, да и прочих случаев делай так, как посоветует тебе дядя Степан, он человек опытный.
   Маме надо от юности просмотреть всю свою жизнь и исповедаться во всем и чаще причащаться. Пока она на ногах, пусть ходит и несколько раз это сделает. Господь милосерд и принимает кающихся.
   О книгах хорошо что ты сказала Е. Н. У нее и своих книг немало. Мне же нужны не для себя только. Читай ты в свободное время. Постарайся добиться, чтобы тебе стал нравиться Игнатий Брянчанинов. Все его писания взяты из Отцов и приспособлены для нас. Он пишет о самом нужном – о покаянии, которое есть дверь единственная ко всему доброму. Надо добиваться иметь всегдашнее покаянное настроение, а от него рождается страх Божий и смирение, а от страха Божия и смирения возникает любовь к Богу. Последующее не может быть без предыдущих. Без покаяния и смирения все суетно и есть прелесть. <...>
   Еще раз советую: больше читай хороших книг. Мало есть людей, от которых можно что получить, да и заняты часто или больны, а книгу всегда можно читать.
   Чаще, хоть понемногу, становись на молитву и твори молитву Иисусову и Божией Матери. <...>
   Желаю тебе всяких милостей от Господа и спасения.
   Я тебя поминаю. Прошу и меня не забывать.
   Не поддавайся мыслям об одиночестве и прочим суетным помыслам. Это сети вражии. С нами Бог, мы не одиноки. Если нужно будет – Господь пошлет нам друзей, каких и не ожидали.
   Подвизайся по силе.
   Твой доброжелатель Н. 

вторник, 18 сентября 2018 г.

История одной болезни

2018 год. История одной болезни.

Эта история типична, поэтому я обезличу всех персонажей, кроме главного, за котрого прошу молитв о упокоении н/прест СЕРГИЯ.
NN - его друг, из далекого города YY
Сергей жил в ZZ, пригородном микрорайоне большого города, где есть храм и служит о. АА
Прочих персонажей по именам указывать не буду, это наш церковный народ.
С чего все началось?
Пришло мне письмо (ср, 4 июл., 11:52)
==+==
Мой друг стал инвалидом два года назад ( перелом 6-7 шейного позвонка), на данный момент он не подвижен(паралитик), работают только плечи. Я прилетел в ваш город из YY-а на чемпионат мира и сопровождал его на матчи которые проходят здесь. Он рассказал мне, что получил гражданство в Швеции и через год будет делать эвтаназию. Прошу Вас помогите мне в этом вопросе... Так как в Монастыри, я еще сам не обращался с этим вопросом. В храм его пока что не приводил.
==+==
Как тут помочь? Решил я обратиться к Церкви. Писал я рассылки, просил молитв. Отвечали мне по-разному.
Например, вот так: пересылает мне хороший церковный знакомый свой мейл, обращенный к духовнику, с благословением духовника - поделиться опытом.
==+==
Отец ...., мне Дима Михайлов прислал письмо, которое он сам  получил от малознакомого человека в YY-ом крае. Что мне делать с этим письмом? Я мог бы рассказать болящему две истории, которые случились-одну с матерью моей знакомой, а другая - с моим дядей.           Когда дядя мой тоже заговаривал об эвтаназии - боль стала постоянной и невыносимой, - я ему рассказал историю матери своей знакомой.          Эта пожилая женщина больше двадцати лет мучилась болями. И я предложил знакомой пригласить ей священника. Та спросила у матери и мать не отказалась. А через несколько дней после того, как пришел священник и она исповедалась и причастилась - пожилая женщина отошла ко Господу.          Поразительно, что через месяц мой дядя захотел креститься, и умер на следующее утро после крещения.            Меня этот случай с дядей поразил. Пришла даже мысль, что дядя решил таким образом быстрее покончить счеты с жизнью.."
==+==
Я дал отзывчивому брату мейл NN, пиши, делись. Потом были и еще советы типа фильмов и книг, я все это переправлял по цепочке, в конце которой был неизвестный мне Сергей.  Есть недавно открывшийся сайт под названием ПАСТЫРЬ, который курирует владыка Пантелеймон (Шатов). Я написал туда, и хотя регисторировать меня отказались, но сам Владыко ответил.

==+==
Вот его ответ (расшифровка аудиозаписи):
 
«Я бы посоветовал почитать рассказ Тургенева из «Запискок охотника» про почти парализованную женщину, которая лежала на земле где-то, и как она жила. Как она Бога благодарила, как радовалась жизни, природе, как она молилась Богу, как какой она была кроткой и смиренной.
 
Не знаю, наверное можно понять человека, у которого невыносимая боль, и с этой болью нельзя никак справиться, и он поэтому и решает заканчивать свою жизнь. Я не оправдываю этот поступок и не призываю к подобному; но, во всяком случае, это можно понять. Можно понять человека, который прерывает свою жизнь, спасая других, жертвуя собой. Как Гастелло или как солдаты, которые закрывали собой гранаты или пулемётную очередь, чтобы спасти товарищей. Можно понять девушку, которая хочет сохранить свою чистоту, и для того, чтобы над ней не совершилось насилие, выпрыгивает из окна или ещё что-то подобное.

Но, если таким образом кончает с собой человек, потому что он неподвижен, потому что он не может жить, как живут другие — это беда. Потому что этот человек, скорее всего не знает, ради чего человек живёт на земле, — какой смысл жизни здесь. Смысл жизни не в успехах, не в передвижении, а в подготовке души к встрече с Богом.
 
И он не знает, что ждёт после смерти человека. После смерти ждёт его общение с Богом. И прерывать свою жизнь — но это всё равно, что бросить школу, не получить диплом о её окончании, не научиться чему-то самому главному. Не будет завершен замысел Божий о его жизни, если он так вот прерывает его. Этим самым он себя может обречь на какие-то тяжёлые, и страшные мучения, потому что он не до конца прожил эту жизнь.

Конечно, надо этому человеку помогать. Надо сделать всё, чтобы у него не было боли. Надо сделать так, чтобы были рядом с ним люди, которые будут о нём заботиться и будут его любить. Это обязательно нужно сделать.
 
И надо попробовать рассказать ему о Боге и научить его молиться. Очень часто бывает, что к таким людям Бог особенно близок. И наша молитва об этих людях, рассказ им о Христе — может помочь им обратить внимание на свой внутренний мир, на внутренний мир души, на то, что происходит у него в сердце, на то, что у него там внутри."

==+==

Другие ответы приходили от церконых знакомых: "Приведите к нему батюшку",  "А почему в храм-то не ведёт и со священниками не разговаривает?Какие препятствия?", "Думаю если человек готов на эвтаназию то почему бы и в церковь не сходить на последок. Надо только батюшку мудрого найти чтобы побеседовал должным образом. А там как Бог даст", "совет наверное вам лучше попросить у своего духовного отца", "во многих больницах делают вибропластоскопию (кажется так).Механизм примерно такой - разрушенные позвонки укрепляют специальной затвердевающей пастой. Человек после операции встает через 2 - 3 суток. Цена зависит от объема требуемого веществ", "Первый, о ком подумала - старец, Батюшка Иоанн Миронов, ему можно передать записку", "увы, опыта в этом вопросе у меня нет", "Он не крещен?", "без смысла жить нельзя. А как его обрести обездвиженному человеку, у которого нет шансов это состояние изменить- не знаю. Только если он встретит Господа.... Мне кажется , что можно сказать , что бы он сам, Сергей, молился об этом. А мы - ты, я и NN - будем помогать ему своей молитвой. И здесь не нужна массовость, нужно , чтобы молящиеся очень хотели помочь и делали это не формально. Мы не знаем планы Господа на этого человека, но мы верим, что для каждого ОН предусматривает возможность Спасения. И знает, как лучше это сделать..."? "пришлите, пожалуйста, контакты Константина,если что -то придет в голову,напишу ему... Буду стараться поминать некрещеного Сергея. Это всегда очень помогает, когда все молятся, то происходят чудеса. Тут начали все вместе молиться за девушку, которая собиралась на аборт, и у нее случился непроизвольный выкидыш, так что ей не пришлось самой делать аборт, Господь сам забрал этого ребенка. На счет того, чтобы давать что-то слушать - да хорошая идея, но не знаю, согласится ли на это Сергей... Если только его друг сядет с ним и вместе послушают..", "Как имя этого человека? Нужно помолиться за него".

Один из развернутых ответов из далекого города был такой:
==+==
как инвалид я этого человека очень хорошо понимаю, поскольку при любом заболевании, даже не очень тяжелом, жизнь превращается в каждодневную, ежечасную борьбу. А от этого неизбежно устаешь. Наступает какой-то момент, когда ты перестаешь воспринимать вообще какие-то увещевания, слова поддержки, примеры борьбы с недугами; вот эта усталость от постоянной борьбы за жизнь (а в наших реалиях это борьба с жизнью), она как вата тебя окутывает...Помогают лишь Святые Таинства и личное обращение к Богу. Думаю, именно это обращение в нем и нужно пытаться разбудить, раз сам человек в Бога верит. КАК только оно окрепнет, потихоньку подводить его к Крещению. Сейчас предложить иконку ему хотя одну рядом с собой держать. Постараться привезти его в храм, просто привезти и чтобы он там побыл, побыл наедине с Богом. Понемногу рассказывать ему том, как человек победил свою болезнь. Это и пример Ника Вуйчича и вот недавно видел, как египетский спортсмен без обеих рук играет в настольный теннис. И о простых людях, которые не сдаются и живут рассказывать. Здесь, мне кажется, 2 основных момента, осторожность, ненавязчивость и любовь. Если он почувствует реальную заботу о себе, беспокойство о себе, он будет лучше все воспринимать...но излишней настойчивостью можно дело испортить, как и излишним законничеством, фарисейством. Хорошо бы кого-то из православных волонтеров подключить, лучше всего - из сестричества. Этому человеку нужно иногда бывать в женском обществе, оно и согревает, и дисциплинирует мужчину. Молиться нужно о нем, конечно. Так примерно...Но все это даже на словах непросто, а в реале еще более сложно, потому что возродить искру жизни в человеке, если он сильно отчаялся, очень трудно, нередко и безнадежно.
==+==

или вот такой ответ:
==+==
Я теряюсь совершенно в этой ситуации, у меня нулевой опыт в психологической помощи подобным людям. Если этот парализованный друг открыт к Церкви, то можно пригласить священника. Если ваш настоятель согласится, то это было бы очень хорошо для болящего. Далее вашему другу (тому, который здоров) стоит поискать в интернете организации, оказывающие помощь людям в подобных ситуациях — в СПб и в Швеции. Можно написать в питерский «Каритас», вот ссылка на раздел на их сайте, посвященный их работе с инвалидами: http://www.caritas-spb.org.ru/mission/people-with-disabilities Но нужно тщательно продумать текст письма. Попросить совета. Потому что абстрактная просьба повлечёт за собой абстрактный ответ. Возможно, питерский Каритас даст контакты Каритаса шведского. Возможно, посоветуют психолога или священника, специализирующегося именно на случаях такого рода — мотивация жить при полном параличе. Чрезвычайно важно, чтобы ценности вашего друга (который здоров) разделяла мама парализованного и действовала с ним (здоровым другом) сообща. Маме психологическая и духовная поддержка нужна не менее (!), чем её сыну
==+==

Чем наши собеседования по интернет могут помочь Сергею, никто сильно не задумывался. Этот наш виртуальный стиль церковной жизни я прочувствовал с историей осуждения о. Глеба Грозовского: спорить, писать петиции и жадно поглощать потоки информации охотников много, а конкретно помочь брату в зоне и его семье на воле - очень мало. Так и с Сергеем все шло вполне виртуально.
Мы встречались с NN-ом у нас в храме (он приезжал в начале  июля), я передал ему кое-что почитать для Сергея. По моей рекомендации NN- возил Сергея на скит, к знакомому монаху. На мой вопрос, как изменилась степень решимости Сергея покончить с жизнью, получил ответ: до скита было 100 %, а  после скита стало 75 %.
И договорились после отъезда из СПБ с NN-ом дистанционно взаимодействовать. Потому что все контакты с Сергеем через NN-а. Мне казалось, что вся наша помощь только в том и заключается, чтобы их с Сергеем дружба дала духовный плод, приведя Сергея к переосмыслению жизни и Крещению.
Прошло полмесяца.
И Господь услышал молитвы Церкви.

Снова пришло от NN письмо (чт, 26 июл., 9:30)
==+==
Спасибо большое за материалы! все отправил Сергею! Сергея по крестил отец AA- с церкви в ZZ! Буду надеяться что он пойдет на поправку в моральном и духовном смысле.
==+==
Конечно, я всем написал на радостях по СМС, и в ответ получал СМС - все радовались. И как бы дружно поставили в этой истории точку. Это часто так бывает, потому что считается, что человек, получивший благодать Крещения, автоматически этой благодатью дальше будет жить. Хотя весь окружающий опыт говорит, что это не так. Но теперь можно "легально" подавать имя в храм, и какой-то батюшка ведь его крестил, значит он теперь за него отвечает. Хэппи-энд по церковному.
Интересно все анализировать пост-скриптум. Вроде и правильные мысли Господь посылал, и никто с ними вроде бы и не спорил. Но никто, включая меня самого, больше ничего не делал. Вначале было слово, потом слова, слова, слова...

Вот я пишу NN 26 июл. 2018 г., 11:15
==+==
Молитвы наши услышал Господь, и теперь перед нами новое поле для молитвы за брата во Христе - р.Б. СЕРГИЯ! Будем искать нечто душеполезное для Сергея. По сути он совершил то, что хотел, с прежней жизнью он расстался навсегда. Но надо найти себя в новой жизни по Христу, и все мы знаем, что это проблема даже для людей, не прикованных к постели и не ограниченных в личном общении кругом невоцерковленных родственников и знакомых. Крещение только начало пути, и мы можем помочь ему пройти этот путь до того, как Господь пожелает взять его к Себе.
И самое главное - найти ему круг общения. Это решает все. Поскольку о. AA- теперь фактически единственный духовник, рядом находящийся и лично участвующей в его судьбе, то надо, мне кажется. действовать по его благословению, чтобы помогать ему в окормлении Сергия. Вы в контакте с о. АА? Если нет, то желаете установить этот контакт?

==+==
И приходит от NN ответ  26 июл. 2018 г., 12:15:
==+==
Да, но с ним я очно не знаком. Я оставлял в храме свой номер телефона, мы с ним созвонились когда я уже был в YY-е. Контакт я с ним буду поддерживать, контакты Сергея у него есть.
==+==
Потом пауза. Не нравятся мне эти паузы, и начинаешь инстинктивно что-то предпринимать, чтобы перейти к действию. пт, 17 авг., 18:43 написал священнику, который преподавал на  курсах для катехизаторов, где я когда-то учился. Он попросил помочь своего сотрудника, письмо которого я пересылаю см.ниже, просьба вступить с ним в диалог, чтобы помочь понять ситуацию для оказания конкретной помощи Сергею
==+==
Снова пауза. Сотрудник батюшки сформулировал 11 вопросов, обо всех сторонах жизни болящего, спрашивает очень конкретно и обстоятельно, а как после выяснилось, Сергей прочитать это письмо смог, а написать ответ - нет. А у друга Сережиного как назло все время начались какие-то накладки, некогда позвонить, некогда написать.

Но все-таки состоялось, и ответ пришел. чт, 6 сент., 17:41
Картина жизни болящего прояснилась. Перелом в его жизни наступил 8 августа 2016 года - он купался, нырнул и сломал шейные позвонки (5-й), разрыв спинного мозга. Ему 29 лет, образование среднее, сантехник, женат, с женой не проживает, детей нет. Гражданин России, гражданство менять не собирается, в Швейцарии на эвтаназию принимают без гражданства. О нем заботятся в повседневной жизни мама и друзья. После наступления инвалидности он обречен оставаться в таком положении навсегда. С меньшими повреждениями спинного мозга случаи (не полного) выздоровления есть, но с разрывом пока не было. Он принял Святое Крещение в ZZ-о на квартире, 28 июля 2018 года. На вопрос "Желает ли он вести беседы на духовные темы? О смысле жизни и смерти, об участии в Таинствах ? Он читал Евангелие?": ответ: "Евангелие не читал, беседы вести могу и на данные темы тоже".  На вопрос: "Он исповедовался, причащался когда-нибудь?" - ответ: "Не исповедовался, но причащался, принимал причастие будучи не крещенным в YY-е" На вопрос: "Готов ли он( выражал ли желание) общаться с незнакомыми людьми на тему его инвалидности и по духовным вопросам?" - ответ: "Не выражал желание общаться на тему инвалидности, но про неё общался с другими паралитиками." Ни с кем из родственников, близких людей  обсуждать текущее свое состояние Сергей не желал - кроме того друга, через которого и началось все.

Эти ответы я с радостью переправил задавшему их миссионеру, тот ответил, что будет советоваться с батюшкой... и вновь наступила пауза.

18.09.2018 в 13:45 по телефону сообщение: "Сергей умер в воскресенье, 16.09.2018". Его друг, который обыкновенно ухаживал за ним, выпил с ним, а потом понес его в ванную мыться. По пьянке не уследил - и Сергей захлебнулся. Сейчас Сергея будут хоронить, а друг сидит в СИЗО.

С 8 августа 2016 года до 16 сентября 2018 года - два года! - ждал Господь покаяния, и сделал все, что от Него зависело, чтобы оно состоялось. Куча православных людей в течение трех месяцев лета 2018 года знала, что есть такая беда, и она совсем рядом. И я в этом числе тоже знал, жил своей жизнью, поминал, что-то посылал, надеясь на церковную молодежь, на прихожан местного храма, на специально обученных миссионеров, на многочисленных сестер милосердия... а может быть не надо было никому ничего писать, а просто поосчитать, что вот так лично тебе Господь подкинул работу на всю оставшуюся жизнь. Как теперь отчитаться за это неисполненное послушание?

В рамках земной действительности терпение Господне не беспредельно, как оказалось. И в этой страшной нелепой трагедии несостоявшегося покаяния можно разглядеть как под микроскопом истоки трагедии всей нашей нераскаявшейся страны, которая может вот так же нелепо завершить свой исторический путь, потому что за почти тридцать лет церковной свободы так и остались мы советскими людьми, и "делаем жизнь" не с новомучеников. Как точно выразился архим. Дамаскин (Орловский) : «Теперь дело прославления святых мучеников не за Церковью, она прославила их, и не за конкретными исполнителями, изучавшими архивные документы и работавшими над текстами, они свою работу в значительной степени исполнили, а за вами, за теми церковными людьми, которые напоминают скорее детей, которым пелись плачевные песни и они не плакали, им играли на свирели и они не плясали. Теперь мученики прославлены и жизнеописания этих мучеников в значительной степени опубликованы, но церковные люди так же не знают их, как и раньше, как часто не знают жития святого, имя которого носят.
Наши мученики являются нашими национальными героями. Это не герои войны или труда, это герои духа, кои остаются героями при любых правительствах и режимах. Они подобны скале, вокруг которой может строиться имеющая сколько-нибудь глубокое содержание национальная жизнь. Воспользуется русский народ, мы с вами, возможностью жить национальной и религиозной жизнью, тогда мученики станут фундаментом ее возрождения и кровь пролитая станет для русской нивы животворящим дождем.
Не захочет русский народ этим воспользоваться и стать из советского, из российского – православным русским народом, мученики останутся всего лишь как последний памятник ХХ столетия нашей русской цивилизации, которому разве что подивится чужестранец, идя мимо, что сколь велики были ставшие неведомыми миру россы и сколь плачевна может быть судьба сошедших в ад и не познавших смысла дарованного им от Бога бытия
" (https://www.optina.ru/confessors/article/isp6/)

В свете этих слов история Сергея вырастает до символа того нелепого апокалипсиса, у порога которого мы все стоим, стараясь об этом не думать.
Как духовно оценить что лучше: эвтаназия, как замаскированное убийство - или захлебнуться пьяным по вине пьяного друга? И это после Крещения, как бы вступив в Церковь, а на деле не войдя никуда. Согласись каждый из откликнувшихся на мои мейлы, приехать к Сергею 1 раз в год, у болящего был бы новый гость каждые две недели. Сиди рядом брат милосердия, едва ли он бы утонул. Но ни миссионеры, ни сестры милосердия не сменили того же единственного верного друга, который был опорой Сергея до Крещения и остался после - как будто и не было вхождения в Церковь. И пили они от безвыходности так же, как и раньше - потому что никто не научил Сергея искать утешения в молитве. А в чем еще это утешение ему было искать? Да, де-факто Сергей никуда не вошел, и Церковь не пришла к нему. И эта нелепая смерть теперь повисает на всех нас, и на мне прежде всего: зачинщику первый кнут. К скольким людям я вот так же не успел, не решился и не захотел прийти? как ни крути, а несмотря на все отговорки и увертки вырисовывается вполне ясная перспектива, о которой очень не хочется думать.

41 Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:
42 ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня;
43 был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.
44 Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?
45 Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.
46 И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.
(Матф.25:41-46)