ИЗБРАННОЕ ИЗ СОКРОВИЩНИЦЫ ДУХОВНОЙ МУДРОСТИ
ПО теме "Начала
аСКеТИКИ ИЛИ ОСНОВЫ беЗОПаСНОСТИ ЖИЗНИ" (подбор текстов и комментарии
свящ. Александра Виноградова)
1 СТОРОНА
Вопрос. Кто просвещён в своих понятиях?
Ответ. Тот, кто умел отыскать горечь, сокровенную в сладости мира, воспретил устам своим пить из этой чаши, доискивается всегда, как спасти душу свою, не останавливается в своём стремлении, пока не отрешится от мира сего, и заключает двери чувств
своих, чтобы не вошла в него приверженность к сей жизни, и не похитила у него тайных сокровищ его. [Из Слова 21-го.]
(Исаак Сирин, прп. [VI в.] Творения: Слова подвижнические. - Ре-принт, воспроизв. изд. 1911 г.
- М.: Правило Веры, 1993. - С. 83.)
Пёс, который лижет пилу, пьёт собственную свою кровь, и, по причине сладости крови своей, не сознаёт вреда себе; и инок, который склонен бывает упиваться тщеславием, пьет жизнь свою, и от сладости. ощущаемой на час, не ощущает вреда себе. [Из Сл. 85-го.]
(Исаак Сирин, прп. [VI в.] Творения: Слова подвижнические. - Ре-принт, воспроизв. изд. 1911 г.
- М.: Правило Веры, 1993. - С.408.)
Комментарий:
Всякий грех приносит вред прежде всего самому грешнику. Любой грех есть медленное самоубийство. К омрачению души, обусловленному
наследуемым первородным грехом, добавляется омрачение от совершенных личных
грехов. Сладость, которую несёт вкушение греха, действует на душу подобно анестезии,
обезболевающему средству: грешник не чувствует, что он сам себе причиняет вред.
В этом - лютое коварство греха. Курильщик курит, получает специфическое
греховное удовольствие и не чувствует, что приносит вред и душе, и телу.
Любитель алкогольных напитков выпивает, получает специфическое удовольствие и
опять же не чувствует, что сам себе вредит. За редчайшими исключениями,
курильщик или любитель выпить не чувствуют себя больными душой и телом, не
признают этого даже теоретически, не видят
своей сильнейшей зависимости, того, что они находятся в трясине по
горло. Никотин и алкоголь являются слабодействующими наркотическими
веществами. Про сильные наркотики и говорить не приходится - пря-мой и
бытрый путь к смерти тела и гибели души, отлучении её от Бога.____ ... Не знает грешник о болезнях души своей и не
чувствует в настоящей жизни, какое
зло причиняют они душе; не зная же и не чувствуя
этого, обманывается, и, полагая, что у него все хорошо, нисколько не беспокоится о здоровье души своей. ... Грешник,
т.е.больной душою, не чувствует зла, причиняемого ему грехами... Он и мысли не
допускает, чтобы был болен, и
ненавистью отплачивает тому, кто стал бы говорить ему о его болезни, или предлагать врачевство. ... Не
чувствуя же болезни, не тяготится ею и не ищет врачевства. Оттого грешник, не чувствуя
боли в душе, живет себе весело и не печалится о грехах. Плача достойное состояние: ибо пока он таков, неисцелим
и, как неисцелимый, - погибший, ненавистный Богу и святым Ангелам. [Из Слова 6-го.]
(Симеон Новый Богослов, прп. [XI в.] Творения: Т. 1- Репр. воспр. 2-го изд. 1892 г.-Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. - С. 63-64 .)
Вина пей, как можно, меньше: чем более умаляется мера его, тем благотворнее бывает оно для
ПИЮЩИХ. [Глава 35-я ]
(Нил Синайский, прп. [V в.]
Увещательные главы
//Добротолюбие. 7.2.
-1895(1992). -С.273.)
Комментарий: Мера потребления вина - человек не должен ощутить ни
малейшего воздействия алкоголя на свой ум: ни тени головокружения, ни капли "весёлости". Пить как можно меньше значит, что предел
потребляемою стремится к нулю. Ищущему
трезвой жизни за праздничным столом можно иметь перед собой стопочку и в ней
немного самого некрепкого вина, на каждый тост поднимать свою стопку, чокаться
со всеми, лишь подносить её к губам и, не отпивая, ставить на место. Крепкие
напитки вообще не брать в руки. Поступающий таким образом обретёт в своей жизни
великое сокровище: трезвый ум, телесное здоровье, душу, совершенно свободную
от алко-гольной зависимости, - условия максимальной
жизнеспособности._______
И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом. На церк.-слав. языке:
И не упивайтеся вином, в немже есть блуд: но паче исполняйтеся Духом. (Послание св. апостола Павла к
ефесянам, глава 5, стих 18).
На горькой земле натурально искать увеселений человеку, не могущему забыть, что он создан для жизни райской. И ищет, и находит всякий по-своему. У всякаго народа и у всякаго человека есть свои утехи. Наиболее развеселяющая стихия есть вино. Но как чувственное, оно и веселие подает чувственное. Для христиан, кои рождены Духом и суть жилище Духа, и коих живот сокровен есть со Христом в Боге, нейдёт такого рода развеселение себя. Им свойственна радость о Духе Святом. Апостол и пишет Ефесянам - удаляться первой и искать второй.
Не упивайтеся. Но как положить меру, с которой начинается упивание? Христианам скорее идет - совсем не пейте ... Конечно, не вино укоризненно, а пьянство; но огонь в кровь влагается и малым количеством вина, и прибывшее от того развеселение плотское развевает мысли и расшатывает нравственную крепость. Какая же нужда ввергать себя в такое опасное положение? - Так строго судя, винопитие совсем должно быть изгнано из употребления из среды христиан.
... Как разны плотских и духовных людей утехи! Те вином, а эти Духом Святым исполняются; у тех вино возбуждает плотское веселье, а этим Дух Святый подает обрадова-ние духовное и божественное; тех вино разжигает на всякаго рода похотныя дела, а этих Дух Святый научает Богохвалению и благодарению со всякаго рода добром.
(Феофан Затворник, сет. [XIX в.] Толкования посланий апостола Павла: Послание к ефесеям. - Репр. воспр. 2-го изд. 1893 г.
- М.: Моск. Сретенский м-рь, Паломник, Правило Веры, 1998. - С.404.)
Апостол Иоанн [Богослов] в трех вещах совмещает все человеческие похоти, говоря: "всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская" (1-е соборное послание св.апостола Иоанна, глава 2, стих 16).
Похоть плоти есть насыщение чрева множеством разных яств, за которыми следует нечистота блудная. Похоть очес имеет предметом своим вещественные блага, при обладании коими око или возносится, или влагает в сердце нечистые виды. Гордость есть мирская любовь к шумной славе (высокое о себе мнение, самовосхваление и жажда хвалы от других), которая заседает в умах наших по причине суетных и преходящих внешних достоинств каких-нибудь.
Возненавидь все мирское и отдали его от себя: иначе оно само отдалит тебя от Бога.
Ненавидь все, в чем есть вред для души твоей.
(Антоний Великий, прп. [IV в.] Поучения. - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2002. - С. 24;21.) _____________________
Всякое [греховное] удовольствие, наслаждение принижает, духовно расслабляет, обезоруживает душу.
(Александр Ельчанинов, свящ. [XX в.] Записи. - М.: Издание Сретенского мон-ря, 1996. - С.47.)
Он [авва Пимен Великий (Ув.)] сказал: Полезно удаляться от причин ко греху. Человек, находящийся близ повода ко греху, подобен стоящему у края глубокой ямы, и враг удобно ввергает его в нее, когда только захочет. Удаленный же от поводов ко греху подобен стоящему вдали от ямы: когда враг повлечёт его к яме, то он имеет время и возможность воспротивиться, воззвать к Богу, и Бог поможет ему (Слово 56-е).
Причины греха или поводы ко греху, по мнению святого Исаака Сирского, суть: жены, вино, имущество, власть и тому подобное. Это, говорит святой Исаак, не суть собственно грехи, но они приводят ко грехам (Алфавитный Патерик).
(Игнатий (Брянчанинов), сет. [XIX в.] Отечник: [Избранные изречения святых иноков и повести из жизни их, собранные еп. Игнатием]. - Репринтн. воспроизв. 3-го изд. 1891 г.
- М.: Правило веры, 1993.
- С.309.)
Он [авва Макарий] говорил, что монах [и всякий христианин] так должен поститься, как бы имел прожить
в
теле
сто
лет,
а
страсти душевные обуздывать, обиды забывать, скорби отвергать, болезни и лишения пренебрегать так, как бы имел умереть в каждый день.
(Иоанн Кассиан Римлянин, прп. [V в.] Писания /Пер.с лат.еп. Петра.- Репр.воспр.изд. 1892г.- Св.-Троицкая Серг. Лавра, 1993. - С.73.)
2 СТОРОНА
Всякий человек, рождающийся в мир сей, трём бывает раб страстям: сребролюбию, славолюбию и сластолюбию.
Это потому, что он не знает или забывает, что мир сей есть место осуждения и праведного, но снисходительного наказания за первое преступление прародителя нашего Адама... Почему, не видя впереди смерти и думая, что только и жизни есть, что настоящая, он с самого начала сей жизни начинает собирать деньги и вещи, чтоб жить без бедности и печали; успевая же умножить со временем свое имущество, хочет быть почитаем и славим; а вместе с тем, как еще только приходит в возраст, взыскивает наслаждения удовольствиями, но как чувственный, взыскивает чувственного, как видимый - видимого, как временный - привре-менного. Ибо ограничивающийся видимым не станет воззревать в невидимое; как наоборот живущий в невидимом не подумает воззреть на видимое. Но всякий рождающийся в мир сей видимый, если не будет научен другим кем, не знает, что есть еще, кроме видимого, и невидимое; и не только этого невидимого не знает, но не знает видимого, не знает, что и сам он преходящ и привременен, и создан не для того, чтоб навсегда пребывать в этой жизни, а предназначен для другой, будущей и вечной жизни, в сем же мире находится для того только, чтоб воспитаться, предустроиться и приготовиться для той жизни - будущей.
Знать нам надлежит, что, если случится кому быть пленену этими тремя страстями, то после, хоть бы и захотел, не может освободиться от них сам собою, но имеет нужду в высшей помощи и силе, чтоб избавиться от них: подобно тому, как птица, попавшись в крепкие сети, не может высвободиться из них, сколько ни бейся она крыльями своими. Эти три страсти точно суть сети и тенета диавола, запутываясь в которыя попадает человек во власть его; и если кто умрет, будучи порабощен им, то пойдет прямо туда, где и диавол, поработивший его себе чрез них. Имже бо кто побежден бывает, сему и работен есть [кто кем побеждён, тот тому и раб] (2Петр.2,19). Такую великую силу над нами имеют сии страсти и потому, что предметы их мы всегда видим пред глазами своими, и потому, что они кажутся крайне необходимыми в мире сем, и потому, что услаждают и сластию сею влекут к себе желания человека и, возбуждая в нем похоти, побеждают собою, а потом убеждают сего, побежденнаго ими, думать, что за тем только и родился он в мир сей, чтобы наслаждаться ими одними. [Из Слова 23-го.] (Симеон Новый Богослов, прп. [XI в.] Творения: Т. 1. - Репр. воспр. 2-го изд. 1892 г.
- Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. - С. 208-210.)
Широк путь зде1 и угодный сласти^ творити, но горько будет в последний день, егда душа от тела разлучатися будет: блюдися от сих4, человече, Царствия ради Божия. (13де - здесь. 2Сласти - чувственные наслаждения, удовольствия, похоти. 3Егда - когда. 4Блюдися от сих - храни себя от этого.) (1-й тропарь 4-й песни Канона покаянного ко Господу нашему Иисусу Христу [в некоторых древних рукописях есть надписание: "Творение кир (господина) Андрея Критского" (VIII в.)] //Как научиться
понимать молитвы утренние, вечерние и ко Святому Причащению /Сост.Е.В.Тростниковой. - М.: Отчий дом, 2005. - С.1 '37, 140-1 41.)
|
А пресыщение - начало всякого вреда. Ибо вместе с роскошью, пьянством и всякого рода лакомствами, тотчас возникают все виды скотской невоздержности. ... Хочешь ли видеть его [поста] досточестность? Сравни нынешний вечер с завтрашним, и увидишь город, из шума и волнений перешедший в глубокую тишину. (Василий Великий, сет. [IV в.] Творения: 7.2. - Репринт. воспро-изв. изд. 1911г. изд-ва П.П.Сойкина в СПб. - С.83, 84.)
|
Труды обрабатывания своей части земли имеют концом упокоение; разные же виды удовольствий имеют концом -жжение (или плотское здесь, или наказательное там). Не проси у Бога приятного, но одного полезного; ибо первого, сколько ни проси, Бог не даст, если же и получишь его как-нибудь,
оно
скоро
пропадёт.
Да не услаждают тебя земные радости, - временные; ибо это - уда, душу, как рыбу, приманивающая и уловляющая. Отказываться должно от утех; потому что они вовлекают в дела, от которых после отрезвления бывают стенания. Все, истаявающие по безместным (непотребным) сластям, подумали бы о краткости наслаждения ими и о длительности наказания за него. Пренебреги всем, что делает человека скотоподобным, - и делай то одно, что может сделать тебя небесным. Горе предающемуся утехам в это короткое время! Откармливает он себя, как тельца, определённого на заклание. Как оленю, попавшему в сети, нет удобства убежать, так не избежит греха и тот, кто похоти питает, вращаясь в мире своём; ибо похоти лукавые и сладкие суть неудоборазреши-мые узы. (Нил Синайский, прп. [V в.] // Добротолюбие.Т.2.- 1895 (1992). -С. 232; 280-285; 305.)
|
За скорби уготовлено людям благое, а за тще-
|
/*ПОЕЭМО М
14 Э^4
П
2)М^
ПОЫ
М
О *>ПЛО
|
|
|
|
(Марк Подвижник, прп. [V в.] //Слова духовно-нравственные преподобных отцев наших Марка Подвижника, Исайи Отшельника, Симеона Новаго Богослова. - М.: Мое. Подворье Свято-Успенского Псково-Печерского мон-оя; Паломник; Правило веоы. 1995. - С. 13.)
|
|
К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу... Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы. Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идо-лослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, [соблазны,]
ереси, ненависть,
убийства,
пьянство, бесчинство и т.п. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.
(Поел. св. ап. Павла к галатам, гл.5, ст. 13, 16-17,
19-21.) Не ходи вслед похотей твоих, и воздерживайся от пожеланий твоих. Если будешь доставлять душе твоей приятное для вожделений, то она сделает тебя потехою для врагов твоих. Не ищи увеселения в большой роскоши, и не привязывайся к пиршествам.
(Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, гл. 1 8, ст. 30-32.)
|
|
Без сокрушенного сердца невозможно освободиться от страстей; сердце же приводится в сокрушение трояким воздержанием, разумею воздержание от сна, от пищи и от те-
|
Ум не перестаёт порождать помыслы: но ты худые изгоняй,
а
добрые
возделывай,
(гл.45)
|
Худые ПОМЫСЛЫ ОТГОНЯЙ ДРУГИМИ -ДОбрЫМИ. (гл.48)
|
|
лесного
покоя,
(гл.63)
(Нил
Синайский,
прп.
/V в.]
Увещательные
главы
// Добротолюбие.
Т.2.-1
895(1992). -С.274.)
|
(Нил
Синайский, прп. [V в.] Увещательные главы //Добротолюбие. Т.2.- 1895 (1992). - С.273.
|
Всякую вещь красит мера. Без меры обращается во вред и почитаемое прекрасным. (Исаак Сирин, прп. [VI в.] Подвижнические наставления // Добротолюбие. Т.2. - 1895 (1992). -
С.648.)
|
Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, всё содействует ко благу. (Послание св. апостола Павла к римлянам, глава 8, стих 28).
|
Душа, которая предалась воле Божией, ничего не боится: ни грозы, ни разбойников, НИЧЕГО. Но что ни случится -она говорит: "Так Богу угодно". Если болен, думает: "Значит, мне нужна болезнь, иначе бы Бог не дал мне". И так сохраняется мир в душе и теле. ... Самое лучшее дело предаваться воле Божией и нести скорби с упованием. Господь, видя наши скорби, лишнего никогда не даст. Если скорби нам ка-жутся великими, это значит, что мы не предались воле
|
Господи, дай мне силы изменить то, что я должен изменить. Господи, дай мне терпение перенести то, что я не в силах изменить. Господи, дай мне мудрость различать первое от второго. [Делай, что должен, и будь, что будет (что Бог даст). Если не можешь изменить обстоятельства, нужно изменить своё отношение к ним.] (Народная мудрость, согласная со святоотеческим преданием.) Комментарий: Стремись, не стремясь, т.е. делай всё, что только возможно с твоей стороны, чтобы изменить ситуацию к лучшему, но имей мужество принять, как из руки Божией, тот объективный ход дел, независящий от твоей личной воли, который будет иметь место на самом деле. Смирись перед волей Божией, которая открывается для тебя в объективном течении событий.
|
Божией.
(Писания старца Силуана (XX в.) //Преподобный Силуан Афонский.- Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1999. - С. 325-326.)
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий