воскресенье, 29 мая 2011 г.

ЛИСТОВКА.


ИЗБРАННОЕ   ИЗ   СОКРОВИЩНИЦЫ   ДУХОВНОЙ   МУДРОСТИ
ПО теме "Начала аСКеТИКИ ИЛИ ОСНОВЫ беЗОПаСНОСТИ ЖИЗНИ" (подбор текстов и комментарии свящ. Александра Виноградова)


 1 СТОРОНА


Вопрос. Кто просвещён в своих понятиях?
Ответ. Тот, кто умел отыскать горечь, сокровен­ную в сладости мира, воспретил устам своим пить из этой чаши, доискивается всегда, как спасти душу свою, не останавливается в своём стремлении, пока не отрешится от мира сего, и заключает двери чувств своих, чтобы не вошла в него приверженность к сей жизни, и не похитила у него тайных сокровищ его. [Из Слова 21-го.]
(Исаак Сирин, прп. [VI в.] Творения: Слова подвижнические. - Ре-принт, воспроизв. изд. 1911 г. - М.: Правило Веры, 1993. - С. 83.)
Пёс, который лижет пилу, пьёт собственную свою кровь, и, по причине сладости крови своей, не со­знаёт вреда себе; и инок, который склонен бывает упи­ваться тщеславием, пьет жизнь свою, и от сладости. ощущаемой на час, не ощущает вреда себе. [Из Сл. 85-го.]
(Исаак Сирин, прп. [VI в.] Творения: Слова подвижнические. - Ре-принт, воспроизв. изд. 1911 г. - М.: Правило Веры, 1993. - С.408.)
Комментарий: Всякий грех приносит вред прежде всего самому грешнику. Любой грех есть медленное самоубийство. К омрачению души, обусловленно­му наследуемым первородным грехом, добавляется омрачение от совершен­ных личных грехов. Сладость, которую несёт вкушение греха, действует на душу подобно анестезии, обезболевающему средству: грешник не чувствует, что он сам себе причиняет вред. В этом - лютое коварство греха. Куриль­щик курит, получает специфическое греховное удовольствие и не чувствует, что приносит вред и душе, и телу. Любитель алкогольных напитков выпивает, получает специфическое удовольствие и опять же не чувствует, что сам себе вредит. За редчайшими исключениями, курильщик или любитель выпить не чувствуют себя больными душой и телом, не признают этого даже теоретиче­ски, не видят своей сильнейшей зависимости, того, что они находятся в тряси­не по горло. Никотин и алкоголь являются слабодействующими наркотичес­кими веществами. Про сильные наркотики и говорить не приходится - пря-мой и бытрый путь к смерти тела и гибели души, отлучении её от Бога.____ ... Не знает грешник о болезнях души своей и не чувствует в настоящей жизни, какое зло причиняют они душе; не зная же и не чувствуя этого, обманывается, и, полагая, что у него все хорошо, нисколько не беспокоится о здоровье души своей. ... Грешник, т.е.больной душою, не чувствует зла, причиняемо­го ему грехами... Он и мысли не допускает, чтобы был болен, и ненавистью отплачивает тому, кто стал бы говорить ему о его болезни, или предлагать врачевство. ... Не чувствуя же болез­ни, не тяготится ею и не ищет врачевства. Оттого грешник, не чувствуя боли в душе, живет себе весело и не печалится о грехах. Плача достойное состояние: ибо пока он таков, неис­целим и, как неисцелимый, - погибший, ненавистный Богу и святым Ангелам. [Из Слова 6-го.]
(Симеон Новый Богослов, прп. [XI в.] Творения: Т. 1- Репр. воспр. 2-го изд. 1892 г.-Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. - С. 63-64 .)

Вина пей, как можно, меньше: чем более умаля­ется мера его, тем благотворнее бывает оно для
ПИЮЩИХ. [Глава 35-я ]
(Нил Синайский, прп. [V в.] Увещательные главы //Добротолюбие. 7.2. -1895(1992). -С.273.)
Комментарий: Мера потребления вина - человек не должен ощутить ни малейшего воздействия алкоголя на свой ум: ни тени головокружения, ни капли "весёлости". Пить как можно меньше значит, что предел потреб­ляемою стремится к нулю. Ищущему трезвой жизни за праздничным столом можно иметь перед собой стопочку и в ней немного самого некрепкого вина, на каждый тост поднимать свою стопку, чокаться со всеми, лишь подносить её к губам и, не отпивая, ставить на место. Крепкие напитки вообще не брать в руки. Поступающий таким образом обретёт в своей жизни великое сокро­вище: трезвый ум, телесное здоровье, душу, совершенно свободную от алко-гольной зависимости, - условия максимальной жизнеспособности._______
И не упивайтесь вином, от которого бывает распут­ство; но исполняйтесь Духом. На церк.-слав. языке:
И не упивайтеся вином, в немже есть блуд: но паче исполняйтеся Духом. (Послание св. апостола Павла к ефесянам, глава 5, стих 18).
На горькой земле натурально искать увеселений человеку, не могущему забыть, что он создан для жизни райской. И ищет, и находит всякий по-своему. У всякаго народа и у всякаго че­ловека есть свои утехи. Наиболее развеселяющая стихия есть вино. Но как чувственное, оно и веселие подает чувствен­ное. Для христиан, кои рождены Духом и суть жилище Духа, и коих живот сокровен есть со Христом в Боге, нейдёт такого рода развеселение себя. Им свойственна радость о Духе Свя­том. Апостол и пишет Ефесянам - удаляться первой и ис­кать второй.
Не упивайтеся. Но как положить меру, с которой начина­ется упивание? Христианам скорее идет - совсем не пейте ... Конечно, не вино укоризненно, а пьянство; но огонь в кровь влагается и малым количеством вина, и прибывшее от того развеселение плотское развевает мысли и расшатывает нравственную крепость. Какая же нужда ввергать себя в такое опасное положение? - Так строго судя, винопитие совсем должно быть изгнано из употребления из среды христиан.
... Как разны плотских и духовных людей утехи! Те ви­ном, а эти Духом Святым исполняются; у тех вино возбуж­дает плотское веселье, а этим Дух Святый подает обрадова-ние духовное и божественное; тех вино разжигает на всякаго рода похотныя дела, а этих Дух Святый научает Богохвалению и благодарению со всякаго рода добром.
(Феофан Затворник, сет. [XIX в.] Толкования посланий апостола Павла: Послание к ефесеям. - Репр. воспр. 2-го изд. 1893 г. - М.: Моск. Сретенский м-рь, Паломник, Правило Веры, 1998. - С.404.)

Апостол Иоанн [Богослов] в трех вещах совмещает все человеческие похоти, говоря: "всё, что в мире: по­хоть плоти, похоть очей и гордость житейская" (1-е соборное послание св.апостола Иоанна, глава 2, стих 16).
Похоть плоти есть насыщение чрева множеством разных яств, за которыми следует нечистота блудная. Похоть очес имеет предметом своим вещественные блага, при обладании коими око или возносится, или влагает в сердце нечистые виды. Гордость есть мирская любовь к шумной славе (высокое о себе мнение, самовосхваление и жажда хвалы от других), которая заседает в умах наших по причине суетных и прехо­дящих внешних достоинств каких-нибудь.
Возненавидь все мирское и отдали его от себя: иначе оно само отдалит тебя от Бога.
Ненавидь все, в чем есть вред для души твоей.
(Антоний Великий, прп. [IV в.] Поучения. - М.: Изд-во Сретенско­го монастыря, 2002. - С. 24;21.)     _____________________
Всякое [греховное] удовольствие, наслаждение при­нижает, духовно расслабляет, обезоруживает душу.
(Александр Ельчанинов, свящ. [XX в.] Записи. - М.: Издание Сре­тенского мон-ря, 1996. - С.47.)

Он [авва Пимен Великий (Ув.)] сказал: Полезно уда­ляться от причин ко греху. Человек, находящийся близ повода ко греху, подобен стоящему у края глу­бокой ямы, и враг удобно ввергает его в нее, когда только захочет. Удаленный же от поводов ко греху подобен стоящему вдали от ямы: когда враг повлечёт его к яме, то он имеет время и возможность воспроти­виться, воззвать к Богу, и Бог поможет ему (Слово 56-е).
Причины греха или поводы ко греху, по мнению святого Исаака Сирского, суть: жены, вино, имущество, власть и тому подобное. Это, говорит святой Исаак, не суть собственно гре­хи, но они приводят ко грехам (Алфавитный Патерик).
(Игнатий (Брянчанинов), сет. [XIX в.] Отечник: [Избранные из­речения святых иноков и повести из жизни их, собранные еп. Игна­тием]. - Репринтн. воспроизв. 3-го изд. 1891 г. - М.: Правило веры, 1993. - С.309.)
Он [авва Макарий] говорил, что монах [и всякий хри­стианин] так должен поститься, как бы имел прожить в теле сто лет, а страсти душевные обуздывать, оби­ды забывать, скорби отвергать, болезни и лишения пре­небрегать так, как бы имел умереть в каждый день.
(Иоанн Кассиан Римлянин, прп. [V в.] Писания /Пер.с лат.еп. Пе­тра.- Репр.воспр.изд. 1892г.- Св.-Троицкая Серг. Лавра, 1993. - С.73.)
  
2 СТОРОНА


Всякий человек, рождающийся в мир сей, трём бывает раб страстям: сребролюбию, славолюбию и сластолюбию.
Это потому, что он не знает или забывает, что мир сей есть место осуждения и праведного, но снисходительного наказания за первое преступление прародителя нашего Адама... Почему, не видя впереди смерти и думая, что только и жизни есть, что насто­ящая, он с самого начала сей жизни начинает собирать деньги и вещи, чтоб жить без бедности и печали; успевая же умножить со временем свое имущество, хочет быть почитаем и славим; а вместе с тем, как еще только приходит в возраст, взыскивает на­слаждения удовольствиями, но как чувственный, взыскивает чувственного, как видимый - видимого, как временный - привре-менного. Ибо ограничивающийся видимым не станет воззревать в невидимое; как наоборот живущий в невидимом не подумает воззреть на видимое. Но всякий рождающийся в мир сей видимый, если не будет научен другим кем, не знает, что есть еще, кроме видимого, и невидимое; и не только этого невидимого не знает, но не знает видимого, не знает, что и сам он преходящ и привременен, и создан не для того, чтоб навсегда пребывать в этой жизни, а предназначен для другой, будущей и вечной жизни, в сем же мире находится для того только, чтоб воспитаться, предустроиться и приготовиться для той жизни - будущей.
Знать нам надлежит, что, если случится кому быть пленену этими тремя страстями, то после, хоть бы и захотел, не может ос­вободиться от них сам собою, но имеет нужду в высшей помощи и силе, чтоб избавиться от них: подобно тому, как птица, попав­шись в крепкие сети, не может высвободиться из них, сколько ни бейся она крыльями своими. Эти три страсти точно суть сети и тенета диавола, запутываясь в которыя попадает человек во власть его; и если кто умрет, будучи порабощен им, то пойдет пря­мо туда, где и диавол, поработивший его себе чрез них. Имже бо кто побежден бывает, сему и работен есть [кто кем побеж­дён, тот тому и раб] (2Петр.2,19). Такую великую силу над нами имеют сии страсти и потому, что предметы их мы всегда видим пред глазами своими, и потому, что они кажутся крайне необходимыми в мире сем, и потому, что услаждают и сластию сею влекут к себе желания человека и, возбуждая в нем похоти, побеждают собою, а потом убеждают сего, побежденнаго ими, думать, что за тем только и родился он в мир сей, чтобы наслаждаться ими одними. [Из Слова 23-го.] (Симеон Новый Богослов, прп. [XI в.] Творения: Т. 1. - Репр. воспр. 2-го изд. 1892 г. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. - С. 208-210.)






Широк путь зде1 и угодный сласти^ творити, но горько будет в последний день, егда   душа от тела разлучатися будет: блюдися от сих4, человече, Царствия ради Божия. (13де - здесь. 2Сласти - чувственные наслаждения, удовольствия, похоти. 3Егда - когда. 4Блюдися от сих - храни себя от этого.) (1-й тропарь 4-й песни Канона покаянного ко Господу нашему Ии­сусу Христу [в некоторых древних рукописях есть надписание: "Тво­рение кир (господина) Андрея Критского" (VIII в.)] //Как научиться понимать молитвы утренние, вечерние и ко Святому Причащению /Сост.Е.В.Тростниковой. - М.: Отчий дом, 2005. - С.1 '37, 140-1 41.)

А пресыщение - начало всякого вреда. Ибо вместе с рос­кошью, пьянством и всякого рода лакомствами, тотчас возни­кают все виды скотской невоздержности. ... Хочешь ли видеть его [поста] досточестность? Сравни нынешний вечер с завтрашним, и увидишь город, из шума и волнений перешедший в глубокую тишину. (Василий Великий, сет. [IV в.] Творения: 7.2. - Репринт. воспро-изв. изд. 1911г. изд-ва П.П.Сойкина в СПб. - С.83, 84.)

Труды обрабатывания своей части земли имеют концом упокоение; разные же виды удовольствий имеют концом -жжение (или плотское здесь, или наказательное там). Не проси у Бога приятного, но одного полезного; ибо первого, сколько ни проси, Бог не даст, если же и получишь его как-нибудь, оно скоро пропадёт. Да не услаждают тебя земные радости, - временные; ибо это - уда, душу, как рыбу, приманивающая и уловляющая. Отказываться должно от утех; потому что они вовлекают в дела, от которых после отрезвления бывают стенания. Все, истаявающие по безместным (непотребным) сластям, подумали бы о краткости наслаждения ими и о длительности наказания за него. Пренебреги всем, что делает человека скотоподобным, - и делай то одно, что может сделать тебя небесным. Горе предающемуся утехам в это короткое время! Откарм­ливает он себя, как тельца, определённого на заклание. Как оленю, попавшему в сети, нет удобства убежать, так не избежит греха и тот, кто похоти питает, вращаясь в мире сво­ём; ибо похоти лукавые и сладкие суть неудоборазреши-мые узы. (Нил Синайский, прп. [V в.]  // Добротолюбие.Т.2.- 1895 (1992). -С. 232; 280-285; 305.)

За скорби уготовлено людям благое, а за тще-

/*ПОЕЭМО   М   14 Э^4 П 2)М^ ПОЫ М О          *>ПЛО



(Марк Подвижник, прп. [V в.] //Слова духовно-нравственные препо­добных отцев наших Марка Подвижника, Исайи Отшельника, Симео­на Новаго Богослова. - М.: Мое. Подворье Свято-Успенского Псково-Печерского мон-оя; Паломник; Правило веоы. 1995. - С. 13.)

К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ва­ша не была поводом к угождению плоти, но любовью служи­те друг другу... Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы. Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идо-лослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, рас­при,   разногласия,   [соблазны,]   ереси,   ненависть,   убийства, пьянство, бесчинство и т.п.  Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не насле­дуют. (Поел. св. ап. Павла к галатам, гл.5, ст. 13, 16-17, 19-21.) Не ходи вслед похотей твоих, и воздерживайся от поже­ланий твоих. Если будешь доставлять душе твоей приятное для вожделений, то она сделает тебя потехою для врагов тво­их. Не ищи увеселения в большой роскоши, и не привязывайся к пиршествам. (Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, гл. 1 8, ст. 30-32.)

Без сокрушенного сердца невозможно освободиться от страстей; сердце же приводится в сокрушение трояким воз­держанием, разумею воздержание от сна, от пищи и от те-

Ум не перестаёт порождать помыслы: но ты худые изгоняй, а добрые возделывай, (гл.45)

Худые ПОМЫСЛЫ ОТГОНЯЙ ДРУГИМИ -ДОбрЫМИ. (гл.48)

лесного покоя, (гл.63) (Нил Синайский, прп. /V в.] Увещательные главы // Добротолюбие. Т.2.-1 895(1992). -С.274.)

(Нил  Синайский, прп. [V в.] Увещательные главы //Добротолю­бие. Т.2.- 1895 (1992). - С.273.

Всякую вещь красит мера. Без меры обращается во вред и почитаемое прекрасным. (Исаак Сирин, прп. [VI в.] Подвижнические наставления // Добро­толюбие. Т.2. - 1895 (1992). - С.648.)

Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, всё содействует ко благу. (Послание св. апостола Павла к римлянам, глава 8, стих 28).

Душа, которая предалась воле Божией, ничего не боит­ся: ни грозы, ни разбойников, НИЧЕГО. Но что ни случится -она говорит: "Так Богу угодно". Если болен, думает: "Значит, мне нужна болезнь, иначе бы Бог не дал мне". И так сохраня­ется мир в душе и теле. ... Самое лучшее дело предаваться воле Божией и нести скорби с упованием. Господь, видя наши скорби, лишнего никогда не даст. Если скорби нам ка-жутся великими, это значит, что мы не предались воле

Господи, дай мне силы изменить то, что я должен изме­нить. Господи, дай мне терпение перенести то, что я не в си­лах изменить. Господи, дай мне мудрость различать первое от второго. [Делай, что должен, и будь, что будет (что Бог даст). Если не можешь изменить обстоятельства, нужно изме­нить своё отношение к ним.] (Народная мудрость, согласная со святоотеческим преданием.) Комментарий: Стремись, не стремясь, т.е. делай всё, что только возмож­но с твоей стороны, чтобы изменить ситуацию к лучшему, но имей мужество принять, как из руки Божией, тот объективный ход дел, независящий от твоей личной воли, который будет иметь место на самом деле. Смирись перед волей Божией, которая открывается для тебя в объективном течении событий.

Божией.
(Писания старца Силуана (XX в.) //Преподобный Силуан Афон­ский.- Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1999. - С. 325-326.)



Комментариев нет: