среда, 1 октября 2014 г.

16.03.2011 Интервью с Виктором Станиславовичем Фудалеем (фрагмент - 2)

16.03.2011 Интервью с Виктором Станиславовичем Фудалеем (фрагмент - 2)


(15.08) ДМ: Вот тут самый интересный момент такой. Муравский рассказывал мне, что в свое время он выезжал с вами на машине и проезжал сначала с одной стороны полигона.
(15.23) Ф: Это нет. Он со мной не ездил.
(15.26) ДМ: Но сейчас. Потом с другой стороны полигона.
(15.28) Ф: Нет. Почему? Потому что я с ним туда не ездил. Я на полигон... у меня было табу от матери сказано, чтобы ни в коем случае никуда и никак не появляться, потому что там твой лежит отец. Если ты туда сунешься, и тебя могут забрать. То есть у меня это с малолетства...(00.00) Ф: ...было внушено, я вот близко был, где ребята, и я там могу быть. А чтоб туда перейти через это – я до сих пор туда не переходил.
(00.08) ДМ: Через Луппу, да?
(00.10) Ф: Нет, через Луппу я переходил. У Цветка жизни там когда-то ходил я туда. Меня за все это время один раз туда потащил дядька, 29-го года который рождения – Димка. Он меня перевел туда раз за грибами. Я грибы не умел собирать, я набрал ягод. Ягоды там – все, что могу сказать, красно было от ягод, и грибы стояли вот... вот это я там был.
(00.40) ДМ: Так а место, на котором казнили отца нашли?
(00.47) Ф: И это могу рассказать, как, почему я знаю, откуда.
(00.50) ОП: Чуть-чуть назад пожалуйста.
(00.53) Ф: Хорошо.
(00.53) ДМ: Вы там были?
(00.54) Ф: Где? На месте? Не был.
(00.56) ДМ: Не были.
(00.57) Ф: Объясню почему. Потому что, когда у меня уже появились ребята, уже построили Цветок, я с женой и ребятами пошел на Цветок 1-го сентября, нет, нет. Примерно... ну в общем перед 1-ым сентября. Где-то конец августа. Так?
(01.14) ДМ: Какого года?
(01.18) Ф: Да примерно где-то около восьмидесятого года.
(01.22) ДМ: Когда его открывали, да?
(01.24) Ф: А? Да его уже только-только открыли. Понимаете вот. Я их привел к цветку и говорю, вот видишь, стоит это, как его, пионеры там, школьники те-те-те, то есть патриотически начал их настраивать на все вот это вот, понимаете? Вот, рассказал и стоит мужик, вернее, два мужика. Один другому объясняет про Таню Савичеву, значит, то-то то-то, и я влез в их разговор. Потому что я считаю себя, что я это место знаю, потому что с 42-го года по..., дай Бог памяти, по шестидесятые годы здесь у меня жил дед, тетки, дядька. Понимаете, это самое, то есть, ну знаете, еще этих самых ребят знаю самых некоторых. Поэтому я это место знаю. Поэтому решил, значит... влез туда. Вот. И один оказался, что он... Спрашивает, а ты-то кто? Я говорю, вот дед у меня Бутько Николай Матвеевич полигонский. Так? Теперь дальше, все эти самые Бутько, которые здесь – это мои родственники. Дальше Тимофей Михайлович – так это брат деда. Тот на меня так вытаращил. Мать у меня говорю, вот так и так. Она красавица была, говорит. Ну и мы с ним так это, он меня стал обходить – второй исчез. Я говорю, здесь расстреливали вот здесь вот я знаю, что где. Ну начал чего-то... Он меня стал поправлять, говорит, расстреливали на 11-ой версте, а хоронили на 12-ой или на 13-ой версте. Мы с ним поговорили. Он откуда-то вино достал бутылку. Давай, говорит, выпьем. Я говорю, я не пью. – Ну хоть стакан, вспомним, значит. Налил мне немножечко вина, значит, я выпил. Мы с ним рассталися. Я пришел домой и начал матери рассказывать. Обрисовал этого человека. Мать сказала это был Дунай. Понятно?
(03.39) ДМ: Понятно.
(03.39) ОП: Вот так встреча.
(03.42) Ф: Вот откуда я знаю. Он мне сказал, где. Почему, потому что до Ржевки 8 километров по трамвайному пути. Раньше у нас стояли столбы километровые. Так? И от Ржевки до этого самого 3 версты.
(04.04) ОП: Версты или километра?
(04.06) Ф: А?
(04.07) ОП: Версты или километра?
(04.08) Ф: Здесь километры, а по этому самому версты.
(04.14) ДМ: То есть расстреливали в каком месте, хоронили в каком месте?
(04.16) Ф: Расстреливали практически за Цветком жизни. Дальше туда в стороне, вот где вот этот самый, как его, погреба. Привозили в эти погреба пороховые. Оттуда выводили, что далеко их вели?
(04,35) ОП: Если он доносчик, то может быть, он и не знает.
(04.39) ДМ: То есть вы имеете в виду, что расстреливали между, между Цветком жизни и погребом?
(04.44) Ф: Да.
(04.45) ДМ: Здесь?
(04.46) Ф: Да. Ближе к Приютино.
(04.49) ДМ: К Приютино ближе?
(04.50) Ф: Ну вот от Ковалево до Приютино, сколько там? 2 километра?
(04.54) ДМ: Да.
(04.56) Ф: Третья вер... третий километр стоит на Цветке жизни?
(05.00) ДМ: Так.
(05.02) Ф: Еще отойдите туда, ну насколько? на километр самое большое. Как раз попадете в эти самые в пороховые эти самые. Понятно?
(05.10) ДМ: Согласен.
(05.12) Ф: Все. (разводит руками) Далеко они оттуда? Нет. Когда мать узнала, где. Мы перед этим были вот... я ее водил туда, она стояла и плакала. Я, говорю, мама, чего. Отца, говорит, Станислава, вот там, говорит, расстреляли.
(05.28) ДМ: И куда она указывала?
(05.30) Ф: М?
(05.31) ДМ: Куда она указывала?
(05.33) Ф: Вот Цветок жизни...
(05.34) ДМ: Да.
(05.35) Ф: Вот краем уходим туда, сюда, понимаете... где Тани Савичевой.
(05.39) ДМ: Так.
(05.40) Ф: И в сторону примерно Пугарева туда чуть-чуть в лес. Не по этой самой...
(05.46) ДМ: На берегу Лубьи что ли?
(05.48) Ф: А? Не по Лубьи, как он это самое... не по Рябовскому шоссе, а по стороне Луппы она показывала. Там стреляли.
(06.00) ДМ: То есть за Таней Савичевой туда?
(06.02) Ф: И эти самые Корнеев с этим говорили, что мы видели, говорит, как их привозили на расстрелы. Мы пасли коров и прочее.
(06.13) ДМ: На чем привозили?
(06.14) Ф: А?
(06.14) ДМ: На чем привозили?
(06.16) Ф: На узкоколейке. Не на телегах их привозили. В вагончиках маленьких запихивали с солдатами, привозили туда.
(06.28) ДМ: А выгружали где?
(06.29) Ф: А?
(06.29) ДМ: А где выгружали?
(06.30) Ф: Ну вот еще раз говорю – на Ковалево.
(06.34) ДМ: На станции?
(06.35) Ф: Ну... может на станции, может подвозили ближе к этим к пороховым, этим погребам. Их запихивали туда. Что там делали. А потом оттуда вывозили и казнили.
(06.44) ДМ: Это в войну?
(06.46) Ф: Зачем в войну? Это в революцию, после революции.
(06.48) ДМ: А после революции. Понятно.
(06.50) Ф: В войну один был расстрел. Мать была свидетель тому, что там, где кладбище, они делали эти самые - оборонные работы. Мы, говорит, копали, почему, потому что я был маленький, и далеко ее не посылали на оборонные работы. Ну там долго нужно рассказывать – я не хочу. Но она рассказывала следующее, что мы, говорит, пока копали эти самые – окопы на этом месте.
(07.18) ДМ: Ковалевское кладбище?
(07.20) Ф: Да. Оно еще не было там кладбищем. Они делали эти самые – окопы, и все остальное, что там заставляли их делать. Вдруг приезжает машина. Нас, говорит, отогнали. Из машины вывели, говорит, моряка без этой самой – без ремня, фланелька только лишь - и все. отвели от нас, нас, говорит, прогнали. И мы, говорит, были от них, ну, метров 50, не больше. Его поставили к ямке, моряка. Так? Прочитали ему чего-то по бумажке, подняли ружья, выстрелили в этого морячка, он туда упал. Подошел этот самый, как его, пощупал за руку. После чего его закопали, дерн сверху, попрыгали наверху и уплы... и уехали, говорит. Это рассказ матери моей.
(08.21) ДМ: Какой это год?
(08.22) Ф: Что? 41-ый.
(08.24) ДМ: А время примерно?
(08.26) Ф: Осень.
(08.27) ОП: То есть уже война, да?
(08.29) Ф: А?
(08.30) ОП: Война?
(08.31) Ф: Война.
(08.32) ДМ: А место это, где находится сейчас, вот если так по карте можете показать?
(08.35) Ф: Кто?
(08.36) ДМ: Примерное место, где это происходило.
(08.38) Ф: Где расстреливали?
(08.40) ДМ: Да, где...
(08.41) Ф: У матери на глазах?
(08.42) ДМ: Да.
(08.42) Ф: Ну Ковалевское кладбище. Потому что когда Вальку хоронили...
(08.46) ДМ: Вот смотрите, вот...
(08.47) Ф: Да вот современное Ковалевское кладбище. Я не знаю, где точно, не могу показать. Почему, потому что когда Вальку хоронили, они приехала и говорит: Господи, говорит, мы же здесь были, говорит. И вот, говорит, у меня чуть ли не на глазах. Я-то не был там, когда это самое. Она мне не показывала этого...
(09.03) ДМ: Я понимаю, просто... А то есть не показывала?
(09.06) Ф: А?
(09.07) ДМ: Не показывала?
(09.08) Ф: Она мне не показывала. Она просто, когда Вальку хоронили, она стала и говорит: Господи, говорит, мы, говорит, копали, нас отогнали. И мы, говорит, были на расстоянии 50 метров, говорит, ну 100 самое большое. У нас на глазах, говорит, его, говорит, расстреляли. В него стрельнули, подошли, говорит, пощупали его там это самое, потом его спихнули, закопали...
(09.39) ДМ: То есть он был в форме моряка?
(09.41) Ф: Моряка.
(09.42) ДМ: А стреляли моряки?
(09.44) Ф: М?
(09.44) ДМ: Расстреливали моряки?
(09.45) Ф: Она не говорила. Нет. Расстреливали моряка.
(09.50) ДМ: То есть их было несколько человек, которые его расстреляли?
(09.52) Ф: Да. Не один.
(09.56) ДМ: А машину описала, как она выглядела?
(09.57) Ф: А?
(09.58) ДМ: Какая машину пришла описала?
(10.00) Ф: Он был в этом самом, как его, в кузове какой-то сидел. Я не знаю. Вот где вы раньше были, она бы вам все полностью рассказала. Она просто говорила, я, говорит, видела как примерно расстреливали Станислава. Почему? А вот у нас на глазах была такая вещь, когда он еще живой был.
(10.20) ДМ: Хорошо. А место, место расстрела отца вы как-то представляете себе, где это было?
(10.30) ОП: Давайте на карте.
(01.31) Ф: Где у вас... Есть карта?
(10.32) ДМ: Карта есть. Вот. Вот карта. Могу цветную достать карту. Давайте цветную карту достану. Цветная карта, очень подробная.
(10.48) Ф: Давайте посмотрим.
(10.50) ДМ: Моя подробнее.
(В кадре карта)
(10.53) Ф: Эта?
(10.54) ДМ: Ну примерно такая же. Только посмотрите вот, сравним.
(10.58) Ф: У вас Карельский перешеек.
(11.00) ДМ: Нет, у меня не Карельский перешеек.
(11.01) Ф: Вот я вижу, читаю.
(11.03) ДМ: Это называется Карельский перешеек. А там фактически есть гораздо больше.
(11.07) Ф: Так? А вот здесь что написано. Смотрите. Смотрите, что здесь написано.
(11.19) ДМ: Румболовская гора. Да, да, да, да, да. Значит, смотрите. Вот тут вот у вас веточки-то нету на Пугарево, а у меня есть.
(11.28) Ф: М?
(11.30) ДМ: У вас, говорю, веточки на Пугарево нету, а у меня есть.
(11.33) Ф: Так у вас, значит, другая.
(11.34) ДМ: Стратегическая карта у меня.
(11.36) Ф: А у меня-то она - нет. (смеются)
(11.38) ДМ: Просто самое интересное, что эта карта была туристская просто обычная. Я не знал, что на ней показаны...
(11.42) Ф: Нет, нет. Я просто говорю, что у меня-то другая карта. (кам.выкл.)

(11.44) Ф: (кам. вкл.)...пересекаются (показывает что-то на карте). Правильно?
(11.47) ДМ: Так.
(11.49) Ф: Теперь дальше. Вот это проложена какая-то дорога. Я не знаю, что это за дорога вот. Вот прокладывается – не знаю. Почему? Потому что там столько нарыли этих дорог новых, заделали и проложили, что я просто не знаю. Да и вообще мало туда кто залезал тогда. Я был запуган и все остальное. Давайте вот так вот (складывает карту).
(12.09) ДМ: Давайте.
(12.11) Ф: Нам же нужно вот это вот место всего лишь навсего. Правильно? Давайте разбираться вместе. Вот это Круглое озеро. Вон Долгое озеро. Вон Бездонное озеро. Так? Вот здесь этот самый как его, поэт наш знаменитый вот здесь жил в Пугарево. Кулеш Лерка там жила вместе с ним. Она мне родственницей доводится.
(12.42) ДМ: Так.
(12.43) Ф: М? но она не с ним жила, нет, нет. Так? Теперь давайте смотреть Луппу. Где она у нас идет здесь? Вот она, видите написано Лубья?
(12.52) ДМ: Да.
(12.53) Ф: Так? Теперь дальше. Вот здесь вот в этом месте стоит... вот она видите дорога пошла на этот самый, как он называется – на аэродром или Новое Ковалево. Соответственно вот Цветок жизни вот оно пошло. Мы стояли вот на этом месте примерно так? И мать показывала вот в эту сторону.
(13.13) ДМ: Вот сюда. Понял. Значит, если она показывала в эту сторону, она имела в виду за Лубьей, за Луппой.
(13.24) Ф: Да. Не перед ней, а за.
(13.27) ДМ: За.
(13.28) Ф: Почему? Потому что буквально вот отсюда (показывает на карте) вот здесь вот стоит вот этот самый цветок, вот здесь вот как раз поворот, вот здесь я купался.
(13.38) ДМ: Так.
(13.38) Ф: Понимаете, вот в этом месте я купался.
(13.40) ДМ: Там пасли коз.
(13.41) Ф: А?
(13.42) ДМ: Вот в этом месте пасли коз.
(13.44) Ф: Пасли коз вот в этом месте.
(13.46) ДМ: И там же купались. Понял. И она показала в сторону за Луппу.
(13.50) Ф: А она показала в сторону примерно вот в этом месте (показывает).
(13.55) ДМ: Хорошо. Значит, вот...
(13.58) Ф: И этот самый погреб. Погреб, этот самый погреб должен быть где-то находиться вот в этом месте.
(14.02) ДМ: Я покажу, где он находится, у меня он есть.
(14.04) Ф: Есть такой?
(14.05) ДМ: Сейчас я покажу.
(14.05) Ф: В этом месте?
(14.06) ДМ: В этом месте. Значит, вот он находится здесь.
(14.10) Ф: Почему? Потому что мать мне говорила, ни в коем случае туда не ходи. Все, что угодно.
(14.14) ОП: И вы там не были никогда?
(14.15) Ф: Нет. Нельзя было.
(14.17) ДМ: Значит, вот смотрите, я вам показываю... Чем бы показать? Ручкой?
(14.23) ОП: Дим, разверни в мою сторону пожалуйста карту, а?
(14.25) Ф: Сейчас, я найду ручку. Пожалуйста. Вам это пойдет?
(14.26) ДМ: Вот так? Так разворачивать?
(14.27) ОП: Ну чтоб названия в мою сторону.
(14.30) ДМ: Вот так. Пойдет. Держать надо, чтобы она не соскальзывала.
(14.35) Ф: Чего такое нужно сделать?
(14.27) ДМ: Придержать только немножко ее рукой, чтобы она не уходила, карта. (В кадре карта). Значит, я вам покажу погреб. Давайте вместе его посмотрим. Вот смотрите, вот это место, видите, дорожка?
(14.49) Ф: Ну.
(14.50) ДМ: Вот пороховой погреб.
(14.51) Ф: Кто?
(14.52) ДМ: Вот в этом месте находится погреб пороховой.
(14.54) Ф: Да. примерно так.
(14.55) ДМ: Вот это Цветок жизни.
(14.56) Ф: Да, да, да, да.
(14.58) ДМ: И мать показывала в сторону...
(14.59) Ф: Вот в это место. Как раз сюда примерно. Да.
(15.02) ДМ: То есть между погребом и Цветком жизни вот в этих местах.
(15.06) Ф: Примерно вот в этом месте. И они тоже шли, вот эти, которые говорили, я находился вот в этом месте (показывает), ну ребята, которые в 44-ом году.
(15.14) ДМ: Вот этой штучкой покажите пожалуйста.
(15.16) Ф: Понимаете,   44-ый год, вот здесь вот поворот этой самой Луппы, как раз вот Цветок жизни вот здесь вот стоит. Он вот здесь вот стоит. И вот Дневник Тани Савичевой. Понимаете? Вот за ней, вот здесь вот, если сейчас придете, там есть крутой поворот. И поэтому здесь место... можно выкупаться. Потому что в других местах она мелкая, эта Луппа. И вот тут я лежал на этом взгорке. Понятно?
(15.43) ДМ: И ребята рассказывали о том...
(15.44) Ф: А они, ребята рассказывали об этих самых, что в Приютино у кого-то есть фотография...
(15.49) ДМ: Понял, повешенных людей. А мама стояла где. Когда показывала.
(15.54) Ф: Мама. Ну это уже, Господи, у меня уже дети были. То я был мальчишкой, а тут у меня...
(15.59) ОП: Не, нет, вот а кладбище, где?
(16.01) Ф: А?
(16.02) ОП: На кладбище, где это? Где кладбище?
(16.03) ДМ: Просто покажите примерно район кладбища.
(16.05) Ф: Современный? Кладбища?
(16.16) ОП: Да.
(16.06) ДМ: Вот мама где копала окопы? Примерно этот район.
(16.09) Ф: А вот где у нас здесь дорога, эта самая – железная дорога? Вот она железная дорога. Сейчас давайте смотреть. Так. Так это Всеволожский. Куда вы мне показываете? Всеволожский вот где.
(16.20) ДМ: Понятно. Но она ж копала, работала...
(16.23) Ф: А вот это вот самое, что у нас идет? Железная дорога где здесь? Вот она железная дорога.
(16.29) ДМ: Да.
(16.30) Ф: Да? Вот у нас Ковалево. Вот в этом месте Ковалево у нас. Вот где сейчас современное кладбище.
(16.37) ДМ: Так. И в этом месте был расстрел?
(16.41) Ф: Да.
(16.42) ДМ: Так. Понял. Значит...
(16.45) Ф: И еще вам хочу сказать. Можно?
(16.48) ДМ: Покажите его на карте.
(16.49) Ф: Последнее, что хочу вам сказать. Потому что, я смотрю, вы интересуетесь... может, вы священники, не знаю, по-моему так, да?
(16.55) ДМ: Мы из церкви, скажем так.



Комментариев нет: