Рассылка обновлений по Email

понедельник, 29 сентября 2014 г.

31.10.2010 Текст выступления на первой панихиде в урочище Койранкангас А.Я.Разумова:

31.10.2010
Текст выступления  на первой панихиде в урочище Койранкангас А.Я.Разумова: "Меня зовут Анатолий Разумов. Я 20 лет занимаюсь вот исследованиями, связанными с репрессиями а, прежде всего, расстрелами. И готовлю книгу памяти «Ленинградский мартиролог» о расстрелянных в Ленинграде. А последний том, завершающий, будет называться «Петроградский мартиролог» о временах расстрелов с 18-го по 23-й год. Мы с вами сюда приехали по дороге от Ржевки по… затем по внутренней дороге полигона. Ведет она… Вот на повороте мы остановились, это… Эта дорога есть на картах, на всех атласах она обозначена. Вы ее сможете легко увидеть. И на повороте этой дороги высотка, и высотка тоже на карте эта обозначена. Вот у высотки дорога поворачивает и идет в том направлении, прямо к Токсово приходит, всё по территории полигона. Дорога эта издавна существовала. И о полигонных именно делах и об этой дороге вам лучше Валерий Евгеньевич Лукин расскажет, историк этого Ржевского полигона. А я могу сказать о том, какие предания были об этом месте, и что подвело к находке этого места, которое называется Койранкангас по тому, как местные жители его называли. Если бы мы двигались в сторону Токсово, то здесь, и вот Михаил рассказывал, подальше будет еще большая высотка, на которой стояла деревня Большие Киурмяки, финская деревня. А рядом с ней деревня Конколово, чуть пониже, если с горки спуститься. И вот жители этих деревень, финны, ну в церковь они ходили в свой приход в Токсово. А у многих из них еще родственники были в деревне Лепсари, которая находится как раз вот в том направлении, если идти по дороге и вот туда примерно пройти. И родственники между собой общались, ходили вдоль этой всей дороги, да и лепсарские ходили в свой приход в Токсово пешком. Поэтому дорогу-то эту хорошо знали. Леса тогда такого здесь не было. Здесь была пустошь, которую местные жители называли Койранкангас. Койранкангас – это… в переводе с финского это такая «собачья пустошь» можно сказать, перевести. Но не… даже не от собак. Дело в том, что травку, которая здесь росла, вот вереск, называется она, местными называлась «коранкангве»(?). от этого всю и пустошь называли Койранкангас. А место, по которому мы проехали по дороге, болотистое абсолютно, называлось Киссоньсуо – Кошачье болото. И вот эти вот места, Кошачье болото и Собачья пустошь, они были такими не очень хорошими, видимо, для местных жителей, которые дали им такое название. Тем не менее, скот сюда вот тоже пасти гнали с Большого… Большого Киурмяки и отлично знали все эти места. Поэтому, конечно, прекрасно местные жители видели, что здесь творилось. Это запечатлелось во всех рассказах. Отцы потом рассказывали детям, дети вспоминали. Из тех, кто потом после войны сюда смог добраться тоже знали. Вот, но был и еще более удивительный случай. Один из жителей деревни Конколово перебежал в первые годы советской власти в Финляндию, отсюда бежал, Юхани Конкка(?), и стал в Финляндии известным писателем. И вот в 1939 году… А здесь у него тоже родные остались в Советском Союзе. Его сестра (?) Конкка(?) живет в Петрозаводске и стала известным филологом, ученым. Так вот, Юхани Конка в 39-м году напечатал роман, ну такой роман-воспоминание о том, как он жил когда-то под Петер…  Петроградом, под Петербургом, в этой деревне Конколово. Роман назывался «Огни Питера», (финн.неразб). В этом романе он и описывал первые годы советской власти и рассказывал следующее. Во время Гражданской войны в этом месте как раз вот, на этой пустоши ожидалось возможное наступление со стороны Финляндии на Красную… на Советскую Россию. Поэтому были вырыты много траншей здесь. Но наступления здесь никакого не состоялось, траншеи были заро… заброшены и остались. Место такое песчаное, рыть было здесь хорошо, много такого здесь было нарыто. И дальше они, как местные жители, знали для себя так, что поначалу расстрелы-то советская власть делала в районе Старого Ковалево по Ириновской железной дороге. А потом какой-то начальник сказал, что слушайте, тут вот место-то хорошее, уже готовое, нарыты траншеи, рвы, смотрите, все готово, место укромное, полигон – надо здесь расстреливать. И вот, по разрозненным записанным показаниям местных жителей, стало происходить следующее. С середины 20-х годов где-то, может быть, чуть раньше, как это представляется по тому, что записано: «Со стороны города, ввечеру большей частью, двигались одна-две машины, освещая фарами дорогу». Хорошо было видно с высотки – леса-то не было здесь всё. Подъезжали сюда, и потом были выстрелы, одиночные или очередями. Вот, но еще бы люди, может, и гадали, что это такое было, но дело в том, что иногда собаки или волки разрывали эти мало присыпанные могилы. Кроме того, снаряды при стрельбах тоже здесь иногда падали и вбра… выбрасывали в воздух то, что было в могилах. И люди натыкались, вот ходили по дороге и натыкались на какие-то кости, которые торчали, обувь, одежду. Затем какие-то из местных жителей стали тащить, кто сапоги себе отсюда стащит еще. Даже с заявлениями обращались, ездили на Ржевку, что вот такое дело, надо как-то это остановить тут, чтобы этого всего не было и по-другому все это маскировать. Но все это не приводило ни к чему, расстрелы продолжались. И так, судя по зафиксированным воспоминаниям местных жителей, проходило вплоть до 37-го года. А некоторые из них утверждают, что вплоть до войны. Но документально это всё вообще не подтверждено, мы документов об этом не знаем. Зато документально известно, что в 36-м году запретили ходить на… в Лепсари по этой дороге. Значит, не исключено, что они не видели, не знали уже после 36-го года этих погребений. И может быть, может быть, здесь расстреливали до того, как в 37-м году по всей стране решили провести  карательную операцию, спустили планы на расстрелы в каждую республику, край и область с планами на расстрел. Стало ясно, что в административных центрах по ночам, на городских кладбищах расстрелянных уже не спрячешь. И тогда были созданы большие специальные могильники, кладбища НКВД при всех крупнгых городах: при Москве, два из них сохранились до нашего времени – Бутово, Коммунарка, при Ленинграде – Левашово, которое вы теперь знаете, Левашовское мемориальное кладбище, при Минске – Куропаты, при Киеве – Быковня, при Калинине, городе Тверь то есть, - Медное, при Смоленске – Катынь и многие-многие другие. У каждого большого центра, куда возили людей, и по разным… поступали слухи, где расстреливали на месте, а где в тюрьмах расстреливали и возили к этим ямам. Ну вот, эти предания все сохранились, и финнов, Михаил сегодня упоминал об этом, деревню Киурмяки, Большие Киурмяки, сселили в 39-м году с горки. Эти места стали забирать все под полигон. В 40-м году началось вы… началось так называемое «культурное преобразование» этих финских деревень. Их отовсюду свозили, сносили, в ряд дома выстраивали и… А выселения финского населения начались еще раньше. Они… по несколько волн проходило: в 33-м, 35-м году. Вот в 39-м – 40-м годах тоже были и выселения финского населения. И, наконец, окончательно во время войны, всё правильно, в 40-м году, практически всё финское население было депортировано, вывезено с территории Ленинградской области на берег Ледовитого океана в Сибирь. Вот, и многие из них погибли, конечно. В родные места в 50-е годы им было затруднительно возвращаться даже после реабилитации. Но некоторые вернулись. И они жили здесь вот, в Токсове, в Куйвози деревне. Вот, и уже в наше время, когда с середины 80-х годов стало возможно вообще в нашей стране об этом говорить или что-то публиковать, замечательный краевед, который занимался историей своего народа, вот этих ингерманландских финнов, Алексей Крюков, (он живет в нашем городе, в Петербурге), стал собирать все-все сведения. Его специально не интересовали вопросы  репрессий и погребений. Он просто собирал все-все рассказы местных жителей о том, как это место называется, почему «койранкангас», почему «киссоньсуо», что вы знаете об этом, что вы знаете о том, какие люди с какими фамилиями живут в этой деревне, а тут? Он всё переписывал, у него много тетрадей записано. И вот эти все населенные пункты и все  места наносил на карту, переводил. Он этим и по сию пору всё занимается. Замечательный, чудесный человек. Вот кто-то от него эти рассказы передал в газету «Смена», и ровно, как раз в октябрьские дни..."

ПРОДОЛЖЕНИЕ расшифровка:

И ровно, как раз в октябрьские дни, это было, стало быть, девятнадцать лет назад газета «Смена» опубликовала маленькую заметку 13,00 «Койранкангас — собачья роща». Где вкратце было рассказано, вот, об этом всем, что здесь, вот, есть такое место Койранкангас. На Ржевском полигоне. Сюда привозили 13,10 людей, и расстреливали. И так далее. В это время было уже найдено Левашовское мемориальное кладбище и официально признано местом погребения 13,20 расстрелянных с тридцать седьмого по пятьдесят третий год. По пятьдесят четвертый год. Ну, стало ясно, ну, по самим рассказам, которые местные жители говорили, стало ясно, что это правда. 13,30 Что, видимо, так оно и было. Надо  значит, ну, надо было, значит, попытаться найти это место. Но оказалось, что в архивах, ни в архиве полигона, 13,40 ни в архиве ФСБ, сказать по этому поводу ничего не могут. Кого расстреливали? Почему расстреливали? Где расстреливали? Но, восемнадцать 13,50 лет назад был декабрь. Тяжелый студеный день. Не такой теплый, как сегодня. Сюда Давид, Давыд Пелгонен, который мальчиком сюда бегал и видел 14,00 все эти места. С ним корреспондент «Вечорки» была Наталья  Одинцова, 14,07 отъезд. Разумов   за спиной Кирилл Стегаев, Лера и еще мальчик, далее народ.  которая вела всю эту тему в «Вечернем Ленинграде». И, 14,10 я пригласил, мы пригласили с собой сопредседателя Мемориала, тогда Вениамина Иофе, который занимался, вот, тоже поисками мест 14,20 погребений. Мы сюда на газике приехали. Он привез нас именно в Койранкангас. Со стороны Токсово мы приехали только. Вот, и к этому месту. 14,30 Но он показал общее это место, ну, уже все заросло лесом. Показать до точности он, конечно, не мог. Появилась еще одна публикация в газете, вот. 14,40 И мы всегда знали об этом месте. И когда готовили 14,44 наезд на Разумова    уже даже первый том «Ленинградского Мартиролога», то там написали, что есть не только Левашовское мемориальное 14,50 кладбище, есть и другие места. Но, и после этого прошло много лет. За которые поисковики со щупами 15,00 пытались искать разные места, и в частности, вот, на это место тоже приходя, и пытались здесь вести какие-то работы 15,10 поисковые. Пока, наконец-то в две тысячи втором году, о чем Михаил, вот, ходя от 15,15 отъезд Разумов   Кирилл Стегаев, и прочие.   могилы к могиле, не нашел первое погребение. Вот. О нем 15,20 сразу сообщили средствам массовой информации. Ну, ну, как бывает, преувеличивая, громко, не вполне точно. 15,30 Понимаете, мы не знаем, сколько здесь людей лежит. Мы не знаем. Не знаем точно абсолютно в какие годы это все  произошло. Мы только понимаем, что расстреливали, привозили сюда 15,40  несчастных. Кого? Тоже ни об одном человеке сказать нельзя. Так не только потому, что это в нашем городе. Не только потому, что это место. 15,50 Во всей нашей стране большая часть могил беззвестна до сих пор. Мы не знаем просто. И не знаем где какой человек лежит. Нам это... Может быть, со временем, 16,00 может быть,  какие-то документы еще откроют, может быть, что-то 16,05 наезд на Разумова     мы  узнаем больше. Вот, этим летом у Петропавловки около ста останков жертв «красного террора» в восьми погребениях. И, может быть, их имена станут известны нам,  может быть, и нет. Мы должны, мы должны поклоняться этим местам, как местам памяти. Это, вот, 16,20 это наше. Это наша задача. Если сеть какие-то вопросы, 16,25 — 16,42  перенос резкий по лесу на другого оператора и обратно,  и метания туда, обратно.   может быть, я на них отвечу. Может быть, Валерий Евгениевич Лукин еще  что-то о полигоне скажет.
Женщина 16,32 Скажите, пожалуйста, а у вас есть убедительные доказательства, что это происходило именно в тридцатые годы, а не ...(неразборчиво)  Великой Отечественной войне?
Разумов   Есть абсолютно убедительные 16,40 доказательства, зафиксированные 16,42 народ крупно. За людьми снимает Галицкий   то темно, то светло.    свидетелями этих преступлений. Кроме того нет никаких оснований... Я, я изучил 16,50 наезд на людей, перевод на седого мужчину.  Предписания на расстрел и акты о приведении приговоров в исполнение с тысяча девятьсот восемнадцатого по тысяча девятьсот сороковой год. 16,58 перевод на 2-й священник   и наезд на него.   за эти годы 17,00 расстреляны официально, по бумагам расстреляны, тысячи, 17,06 перевод на другого оператора   десятки тысяч людей в Ленинграде. Местами, местами их погребения 17,10 перенос на лево, наезд на женщину со свечой.   были, Преображенское кладбище, которое теперь кладбище  памяти жертв девятого января. Возле Петропавловки первые расстрелы проходили. Затем  на полигон были 17,20 перенесены расстрелы. Известны имена комендантов, 17,24 перенос влево на других женщин.    которые осуществляли эти расстрелы. Известно, найдено самое большое могильник. Левашовское мемориальное кладбище. 17,30 Которое, может быть самое большое в стране. 17,32 перенос на двух молодых людей и наезд на них.  И по этим всем  документам и косвенным, которые есть в архивах, и, там, в следственных делах, можно абсолютно точно сказать, 17,40 небольшой отъезд.  что это было до...  Вот, вы говорите, войны? Вы какую войну имеете в виду?
Женщина Великую Отечественную.
Разумов    Великую Отечественную войну. /разрыв/  
17,47 оператор Кирилл снимает. Кругом люди.
Разумов   Продолжаю. И, продолжаю отвечать на ваш вопрос. 17,50 И до Великой Отечественной войны, и во время 17,55 перенос на Разумова   со спины. Перед ним народ.  Великой Отечественной войны, и после Великой Отечественной войны были и расстрелы и репрессии. 18,00 Они не прекращались, они не прекращались и в блокадном Ленинграде. Поэтому в книге памяти «Блокада», официально опубликованной, тридцать пять томов, там есть 18,10 передвижение камеры вокруг Разумова   вправо немного. И умершие в тюрьмах и репрессированные. Поэтому и на сайте министерства обороны самом большом, где восемь миллионов сведений о погибших и пропавших во время войны 18,20 есть целые списки расстрелянных на фронтах 18,24 перенос на оператора ТВ    людей, а которые теперь уже реабилитированы. Поэтому 18,28 перенос на женщин. Кравцова    война была страшным порогом, страшной бедой, но она не закрыла то, что существовало. Во время войны продолжалось и это. 18,37 перенос на седого человека из-за плеча Разумова      И после войны тоже. Использовалось ли это 18,40 место  после войны мы не знаем, потому что исчезли свидетели из этого места. Никто не знает. В архивах полигона об этом тоже ничего не сохранилось. 18,50 Но по свидетельству  другого рода мы можем себе представить, как, я как исследователь 18,57 перенос на оператора в красном.  говорю перед 19,00  вами я выступаю, как исследователь «архипелага Гулаг». Который знает это по документам, и по раскопкам. Я археолог также по образованию. Здесь я не копал, не принимал 19,08 оператор в красном  уходит, лес.  Никакого участия в этих 19,10  перенос на  женщин в народе.   исследованиях. Но я раскапывал самый большой могильник расстрелянных в Бутово в Москве, под Москвой Бутовский полигон. И нашем вместе со своим товарищем место погребения на Секирной горе 19,20  расстрелянных в Соловках. 19,22 перенос на семинариста крупно.  Поэтому имею об этом, в общем, хорошее представление 19,28 после затемнения небольшой отъезд и четкость и светлость. 1-й священник   оператор Кирилл   семинарист и народ.   достаточно. Можно сказать, вот, что о полигоне. 19,30 Что самые разные участки полигона 19,34 наезд на лицо семинариста   начиная от Ржевки, и, там, Углово, и какие-то другие места ипользовались в разные 19,40 годы для расстрелов. Это было место 19,43 перенос на бабушку крупно  закрытое, тайное, в общем-то для какой-то большой, большого населения. Здесь это было удобно 19,50 делать. /разрыв/  
19,52 Разумов   со спины перед народом справа крупно.
Разумов   Убивали их дубинами и душили газом, как в Москве 19,56 отъезд. Разумов   в кругу народа панорамно.   выхлопным. В машинах, которые доставляли их к месту казни. В Петрозаводске душили 20,00 людей веревками перед казнью. Были...  /разрыв/  
20,04 Разумов   вкругу народа слева. Галицкий   седой мужчина.
Корреспондент Пожалуйста, представьтесь.
Разумов   меня зовут Анатолий Разумов   Я руководитель центра 20,10 наезд на Разумова      «Возвращенные имена» при Российской Национальной библиотеке. 20,15 отъезд. Разумов   перед ямой в кругу народа.
Тимошенко Скажите, пожалуйста, а по делу митриполита Вениамина что-нибудь новое 20,20 известно? Где это произошло?
Разумов    Могила 20,26 перенос и наезд на Разумова     не найдена, как и многие другие. Я, я почему-то думаю, 20,30 ну, может быть, потому, что я так много этим занимаюсь, вы знаете, вот, иногда происходят чудесные находки. Нашли место Сандармох 20,40 расстрелов под Медвежегорском. Нашли и это место. Найдутся и другие места. Я не исключаю, что мы 20,50 найдем еще многое. Не исключаю. Может быть, еще часть документов не опубликована, не найдена, а существует. Не знаю. 21,00 Но, вот, я смотрел предписания по расстрелу предъидущему большому расстрелу известному по делу двадцать первого года.  Так называемой, «Петроградской боевой 21,10 организации». Когда были расстреляны 21,13 перенос влево /разрыв/  
21,13 Величко с цветами. Вид с земли.
Разумов      Секретнейшие сведения. Их знали, как правило, самая узкая группа 21,17 наезд на Величко.  В ГПУ,  НКВД, МГБ, которая 21,20 занималась этими казнями.
Мужской голос. (неразборчиво)  Где-то кто-то фиксировал (неразборчиво)  21,26 перенос и наезд на цветы в руках Величко. Ясно, что непосредственные исполнители как. Но оставалось ли это где-то 21,30 чисто в памяти  или где-то это фиксировалось? (неразборчиво)
Разумов    Скажу свое об этом мнение. /разрыв/  
Разумов   21,41 цветы в руках Величко крупно.  Учет и контроль, учет и контроль, вот, хотя бы из этого, я думаю, 21,45 отъезд и перевод на Величко с низу. Ну, как же это, представьте, ну, как это не учитывать для себя? .... (неразборчиво)   21,55 Одновременно с этим  было поразительное. Вот, я читаю документ. /разрыв/  
21,58 1-й священник   среди народа.
Разумов   Этот список огромной исторической важности, 22,00 предлагаю его сохранить, все имена занести на карточки, и отметить. Вот, вы подумайте над этим. 22,08 фокус на веточке перед камерой.  С восемнадцатого года по двадцать третий 22,10 в выброшенных бумагах  найден был список, 22,13 фокус на 1-й священник   и народ. Который в газетах публиковался  Имена расстрелянных. Но, теперь сохраняется как документ. /разрыв/  
22,17 то же.
Разумов    Ну, вот, могилы. На них же люди будут натыкаться. 22,20 практически все такие места были под плохим присмотром.  /разрыв/  
 22,23  Разумов   спереди слева среди народа.
Разумов    Туда возили расстреливать. Ну, и известно было, что туда же в сороковом году привезли расстреливать 22,30 поляков. Одну из групп. То есть, один лагерь привезли расстреливать, вот, 22,35 отъезд. Разумов   среди народа панорамно   в Медное, второй привезли ... /разрыв/
 22,37  Разумов   в лицо крупно.
Разумов      Кто просчитал? Площадка завода. 22,40 Под завод укатана. Стал спрашивать: «У вас тут какой завод это был? Может, электроламповый? Он, что, построен?»
«Нет.»
«Не железобетонный?»
 «Нет,  22,50 завод такой.»
«А площадка?»
«А площадку сделали.»
«А завод построили?»
«А завод не построили.»
 И многие из этих мест уже так закатаны. Или пропали каким-то образом.  23,00 Некоторые уничтожались сознательно, как  под Харьковым. Там бурами уничтожались. В Сибири известно в Колпашеве, там в шестидесятые 23,10 годы  бурили скважины и заливали какую-то жидкость. Видимо, ... Следили, я говорю, за этими местами, и их каким-то образом уничтожали. И, как директор сказал 23,20 кладбища «Памяти жертв девятого января», у них тоже, в первой половине шестидесятых годов  приезжали геологи на тот пустырь, где нам показали, где были места погребений, 23,30 и какие-то там делали свои работы. Зачем геологам работать на обычном кладбище? И, там, бурить? Думаю, что это тоже с этим связано. 23,40 Прошу прощения, что долго, но я стараюсь так сказать, уже, и раз, я берусь 23,45 наезд на Разумова    говорить публично, чтобы было яснее. Потому, что, может быть, так получилось, что 23,50 из немногих людей в стране я больше знаю. Ну, так, это надо более точно знать, чтобы люди знали. 23,58 — 24,01 затемнение
голоса  Спаси, вас, Господи!

Комментариев нет: