Койранкангас — собачья роща.
Так называется это место, которое хранит страшную тайну.
АЛЕКСЕЙ Крюков — врач неотложной помощи, член общества Иннерин Лийтто. Информация, которой он поделился со «Сменой», не может никого оставить равнодушным. Речь идет еще об одном месте, где расстреливали людей.
Все мы помним недавнее «открытие» Левашовской пустоши. Страшное открытие. Но оно, как выясняется, не последнее на нашей северной земле. Возможно, о Койранкангасе написали бы позже, если бы не работа. Которую провел Алексей Крюков. Вот о чем он рассказал:
«Киурумяки (в переводе с финского означает Журавлиная горка) знакомы всем жителям Токсово. Однако никто из них, с кем я разговаривал, не мог объяснить, почему одно из мест — Койранкангас — получило такое мрачное название. А название, как стало мне известно чуть позже, оказалось все же верным.
Койранкангас, небольшой участок местности, расположен в Северной Ингрии, между деревнями Киурумяки и Лепписаари (Лепсари). Это обширная открытая местность, окруженная болотами и чахлым лесом, В длину этот участок занимает примерно три-четыре километра, в ширину примерно километр. Между Койранкангасом и Ленинградом расстояние примерно 15 километров. На этом отрезке пути нет никакого жилья и возделанных земель. На самом Койранкангасе также не было ни полей, ни лугов, ни пастбищ. Там была пустошь.
«Военные первыми начали использовать эту территорию. Еще в1912 году здесь был устроен артиллерийский полигон, который занимал часть земель приходов Токсово и Ряяпювя (Всеволожска). Деревня Пурну была вывезена еще в 1912 году. Жители окрестных деревень перестали туда ходить.
Затем наступил период Советской власти. Появилась необходимость где-то негласно, тайно ликвидировать «классовых врагов», а также «инакомыслящих». Подходящим для этих целей местом и оказался район Койранкангас.
Вот что мне рассказала Катри Хууска, урожденная Федорова, родившаяся в 1912 году в деревне Киурумяки. Сейчас проживает в Кондопоге:
— Раньше мы не знали, что происходило на Койранкангасе. Там стреляли каждый день, иногда стреляли и по ночам. Как-то раз юноши из Киурумяки, ходившие к своим девушкам в деревню Лепсари, прошли через Койранкангас. Там они увидели трупы. Так мы узнали о том, что там убивали людей.
Очевидцы видели и большие могилы, наполненные телами. Некоторых убитых не хоронили, оставляли так. Из наших мало кто хаживал в те места. Крики же оттуда слышали в деревне каждый день, Жители Лепсари перестали ходить в токсовскую церковь, стали посещать церковь в Ряяпювя, хотя в течение многих поколений жили в Токсове.
Брат этой рассказчицы, Юсси Федоров, 1924 года рождения, ныне проживает в Куйвайси. Вот что он рассказал:
— На Койранкангас была сделана дорога. Из Питера приходили машины, набитые людьми, по многу раз в день. И там их расстреливали. Не знаю, когда там начали убивать людей, однако это происходило каждый день, в течение многих лет, вплоть до самой войны.
Все опрошенные мной бывшие жители Киурумяки рассказывали, что ночью они не могли спокойно спать, а днем не могли спокойно работать, зная, что происходит неподалеку от их деревни.
Лийса Хайконен, 1917 года рождения, из деревни Киурумяки (жила в Ленинграде), рассказывала:
— Председатель колхоза пытался говорить с военными властями о том, что эти дела мешают землепользованию, вызывают тревогу среди местных жителей, мешают им работать и отдыхать. Ответ он получил такой: вас не трогают — значит, сидите и помалкивайте. :
А солнечным осенним дм«м 1987 года я стоял на высоком холме Киурумяки вместе с жителем Токсово Таавети Пелконеном. Его родной деревни Киурумяки уже не существовало, от нее остался лишь один пустой холм. Отсюда открывался хороший обзор в сторону лежащего в 3—4 километрах Койранкангаса. Тааветти показал рукой место, куда прибывали набитые арестованными автомашины. «Как сейчас вижу, — говорил он, — эти прибывающие машины. Людей выгружали из них и расстреливали. Отсюда, из деревни, все было видно».
В Северной Ингрии, в Куйвайси, живут некоторые бывшие жители Киурумяки, Это Хилта Ахокас, Анни Айрикайнен, Эйно Ланкинен, Микко Ванханен. Все они помнят то, что видели тогда, в молодости.
Иногда мы просыпались ночью от выстрелов. А в одну из ночей в избу вошли солдаты. Они были злые, вели себя грубо. Перевернули все вверх дном в доме и в сарае. Что они искали — непонятно. Лишь через много лет мы узнали, что кому-то удалось бежать с места расстрела.
Тогда мы были еще ребятами, часто ходили в лес. Много раз находили в лесу умерших от ран людей. Наверное, там на Койранкангасе, не всех приканчивали до смерти, и некоторые затем уползали в лес, но силы затем оставляли их.
— Однажды в лесу мы нашли человека, который ослаб от ран. Он что-то говорил по-русски, но тогда мы еще не понимали русского языка. Мы, конечно же, поняли, откуда он попал в лес. Ребята сделали ему из веток шалаш, и мы положили его туда. Пару раз принесли ему воды и немного поесть. Но затем, на второй день, мы не обнаружили его на месте.
Таким образом, некоторые ингерманлаидцы были свидетелями массовых казней. Никто не знает имен тех, кто погиб там, никто не может оказать, сколько тысяч людей там похоронено и сколько было брошено незахороненными...
АЛЕКСЕЙ Крюков вышел на эту тему случайно. Еще пятнадцатилетним подростком он обнаружил для себя, что местные жители называют свои деревни не так, как они значатся на географической карте. И он стал собирать старые названия деревень. Койранкангас вывел на страшную тайну. История рано или поздно открывает нам их. В истории не должно быть темных пятен. Тайна Койранкангаса пока на изучена. Может, найдутся еще свидетели, которые помогут нам в этом.
Вячеслав ОРЛОВ
1 комментарий:
Вечная память.Дай Бог,чтобы там поставили часовню или храм.
Отправить комментарий