Митрополит Антоний Сурожский
ВОСКРЕСЕНЬЕ КРЕСТОПОКЛОННОЕ
----
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
В одном из древних писаний Русской Церкви один подвижник размышлял о том, каким образом совершилось творение мира. Почему Бог не только сотворил мир, а пришел его спасать? И он представляет это размышление как разговор между Отцом и Сыном: И сказал Отец: "Сын Мой! Сотворим мир и человека, и разделим с ним все, что у Нас есть". И Сын ответил: "Да будет так, Отче". И Отец сказал: "Да, но человек не исполнит своего призвания, он изменит ему, и тогда Тебе, Сын Мой, придется стать человеком и умереть за него". И Сын ответил: "Да будет так, Отче". И мир был сотворен.
Мы сегодня вспоминаем праздник Креста Господня, день, когда вся тварьзамирает как бы в молчании, в трепетном ужасе о том, что Бог стал человеком для того, чтобы умереть, и умереть за нас, умереть с нами и всю мертвость земли унести в Собой.
Христос умер на кресте для того, чтобы с нами разделить самое трагическое последствие нашего отступления, нашего отпадения от полноты общения с Богом. Он умер, потому что только смерть может выразить в предельном смысле, до предела любовь, себя отдающую для другого. Но мы не всегда готовы пожертвовать жизнью. И Бог, Который является самой Жизнью, для того чтобы мы не потеряли ее навсегда, пожертвовал Своей жизнью. Он согласился с нами разделить не только нашу смерть, но самое страшное условие этой смерти; пригвожденный на кресте Христос воскликнул: "Боже Мой, Боже Мой, зачем Ты Меня оставил?" Бог Его не оставлял; Христос в глубинах Своего Божества и даже Своего человечества, - нет, не терял Бога, но Он в Своем сознании вдруг соединился со всем человеческим миром, даже со всей тварью, на которую легло проклятие смерти из-за нашего падения, и это закрыло Ему Его человеческое сознание Его Божественной вечности. Он принял на Себя не только вещественную смерть, Он принял на Себя ужас потери вечной жизни, потери самой жизни с Богом.
Как нам после этого относиться к любви Господней? Так легко мы жалуемся на то, что Господь не исполняет наших просьб, нашей мольбы, порой - нашего крика о помощи, о спасении. И однако, если подумать: ведь Он отдал всю жизнь Свою, и не только простую человеческую жизнь, но жизнь Богочеловека, Человека, который был уже всецело единым с Богом, для того, чтобы мы могли поверить, что нас Бог любит.
Подумаем над этим и ответим Ему достойно. Ответим Ему не только верой в то, что Он отдал Свою жизнь за нас и мы Ему благодарны, - нет, благодарность не в словах должна выражаться, не в чувствах, а в жизни. И мы должны научиться жить так, как нас учит жить Господь. В первую очередь понять, что любовь - это не трогательное чувство, это не умиление, не сладкосердие, это готовность, и не только готовность, - но реальность отдачи собственной нашей жизни для другого человека, для всех людей, для любого человека, дорогого нам или безразличного, знаемого и не знаемого, для любого человека должна быть наша жизнь как жертва. И это можно выразить очень многими способами, потому что мы свою жизнь можем отдавать друг другу множеством путей. Подумаем, каждый из нас, какова моя жизнь, кто мы? Среди каких людей мы живем? Каково наше жизненное призвание? Наша деятельность, наше окружение? Чем мы изменяем своему призванию, чем я и каждый из нас изменяет своему призванию любить до отдачи себя до конца? Бог не требует от нас той страшной отдачи, которую мы видим во Христе, по крайней мере, не всегда. На войне это бывает: бывает, что человек идет на смерть для того, чтобы спасти другого. Я это видел множество раз. Бывает, что человек свою жизнь так отдает для спасения других людей, что он от этого вымирает и кончается, как мы говорим, преждевременно, то есть тогда, когда Господь ему говорит: Настало время, раб Мой верный, тебе войти в Мой покой, ты свое сделал на земле, теперь да будет радость твоя вечной!.. И мы должны, каждый из нас, поставить этот вопрос перед собой, и так жить, чтобы наша любовь к другому человеку, даже к самому любимому человеку, которого мы любим всей ласковостью нашего сердца, была подвигом отдачи себя, несением его креста, его тяжести, его страдания, его сомнений, его боли - всего. Станем друг друга тяготы носить и так мы исполним закон Христов, который есть только в одном: любите друг друга так, как Я вас возлюбил, говорит Христос. Аминь.
ВОСКРЕСЕНЬЕ КРЕСТОПОКЛОННОЕ
----
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
В одном из древних писаний Русской Церкви один подвижник размышлял о том, каким образом совершилось творение мира. Почему Бог не только сотворил мир, а пришел его спасать? И он представляет это размышление как разговор между Отцом и Сыном: И сказал Отец: "Сын Мой! Сотворим мир и человека, и разделим с ним все, что у Нас есть". И Сын ответил: "Да будет так, Отче". И Отец сказал: "Да, но человек не исполнит своего призвания, он изменит ему, и тогда Тебе, Сын Мой, придется стать человеком и умереть за него". И Сын ответил: "Да будет так, Отче". И мир был сотворен.
Мы сегодня вспоминаем праздник Креста Господня, день, когда вся тварьзамирает как бы в молчании, в трепетном ужасе о том, что Бог стал человеком для того, чтобы умереть, и умереть за нас, умереть с нами и всю мертвость земли унести в Собой.
Христос умер на кресте для того, чтобы с нами разделить самое трагическое последствие нашего отступления, нашего отпадения от полноты общения с Богом. Он умер, потому что только смерть может выразить в предельном смысле, до предела любовь, себя отдающую для другого. Но мы не всегда готовы пожертвовать жизнью. И Бог, Который является самой Жизнью, для того чтобы мы не потеряли ее навсегда, пожертвовал Своей жизнью. Он согласился с нами разделить не только нашу смерть, но самое страшное условие этой смерти; пригвожденный на кресте Христос воскликнул: "Боже Мой, Боже Мой, зачем Ты Меня оставил?" Бог Его не оставлял; Христос в глубинах Своего Божества и даже Своего человечества, - нет, не терял Бога, но Он в Своем сознании вдруг соединился со всем человеческим миром, даже со всей тварью, на которую легло проклятие смерти из-за нашего падения, и это закрыло Ему Его человеческое сознание Его Божественной вечности. Он принял на Себя не только вещественную смерть, Он принял на Себя ужас потери вечной жизни, потери самой жизни с Богом.
Как нам после этого относиться к любви Господней? Так легко мы жалуемся на то, что Господь не исполняет наших просьб, нашей мольбы, порой - нашего крика о помощи, о спасении. И однако, если подумать: ведь Он отдал всю жизнь Свою, и не только простую человеческую жизнь, но жизнь Богочеловека, Человека, который был уже всецело единым с Богом, для того, чтобы мы могли поверить, что нас Бог любит.
Подумаем над этим и ответим Ему достойно. Ответим Ему не только верой в то, что Он отдал Свою жизнь за нас и мы Ему благодарны, - нет, благодарность не в словах должна выражаться, не в чувствах, а в жизни. И мы должны научиться жить так, как нас учит жить Господь. В первую очередь понять, что любовь - это не трогательное чувство, это не умиление, не сладкосердие, это готовность, и не только готовность, - но реальность отдачи собственной нашей жизни для другого человека, для всех людей, для любого человека, дорогого нам или безразличного, знаемого и не знаемого, для любого человека должна быть наша жизнь как жертва. И это можно выразить очень многими способами, потому что мы свою жизнь можем отдавать друг другу множеством путей. Подумаем, каждый из нас, какова моя жизнь, кто мы? Среди каких людей мы живем? Каково наше жизненное призвание? Наша деятельность, наше окружение? Чем мы изменяем своему призванию, чем я и каждый из нас изменяет своему призванию любить до отдачи себя до конца? Бог не требует от нас той страшной отдачи, которую мы видим во Христе, по крайней мере, не всегда. На войне это бывает: бывает, что человек идет на смерть для того, чтобы спасти другого. Я это видел множество раз. Бывает, что человек свою жизнь так отдает для спасения других людей, что он от этого вымирает и кончается, как мы говорим, преждевременно, то есть тогда, когда Господь ему говорит: Настало время, раб Мой верный, тебе войти в Мой покой, ты свое сделал на земле, теперь да будет радость твоя вечной!.. И мы должны, каждый из нас, поставить этот вопрос перед собой, и так жить, чтобы наша любовь к другому человеку, даже к самому любимому человеку, которого мы любим всей ласковостью нашего сердца, была подвигом отдачи себя, несением его креста, его тяжести, его страдания, его сомнений, его боли - всего. Станем друг друга тяготы носить и так мы исполним закон Христов, который есть только в одном: любите друг друга так, как Я вас возлюбил, говорит Христос. Аминь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий