вторник, 5 июля 2011 г.

1998 Х.М.Ахокас о депортации финнов (продолжение рассказа)

М.П.?: …вспышку, нет?(неразборчиво).. Делаете вспышку? Делаете, да?
Мужской голос: 0,08 (неразборчиво)
Х.М.: 0,11 Анна знает хорошо, еще лучше меня.
М.голос: 0,13 Ну, конечно, она знает..
Женский голос: 0,14: Она, она там жила, так, конечно. (все вместе, неразборчиво)
М.П.?: 0,18 С 93 года, да? Должна знать.
М.голос: 0,21 Анна знает (неразборчиво)
Х.М.: неразборчиво, 0,27: Ну, помнить-то, память-то у меня, насчет этого я не жалуюсь. Я помню. А она больше знает, она больше ходила, потому что она более взрослая уже была.
М.П.: 0,36 Да, конечно.
Х.М.: 0,37 (неразборч) когда мы ходили, так все-таки разница между нами 4 года
М.П.: 0,43 В детстве это большой.. ваши 4 года – это много. Десять лет – это десять лет, а вот четырнадцать – это уже…
Х.М.: 0,50 По ягоды мы, по грибы ходили все время там, на полигон.
М.голос: 0,58 Да, вот Федоровы девки время ходили, сейчас вот хотели зайти, да уехал он в Кузьмолово..
М.П.: 01,04 Да, к сожалению.
М.голос: 01,06 А остальные тоже здесь никого..
Х.М.: 01,09 Да.
Другой женский голос: 01,10 Михаил-то был такой бодрый, и вдруг сразу – раз, и все.
М.голос: 01,14 Да.
М.П.: 0,17 Михаил – это брат его, да?
Другой женский голос: 0,18 Нет, это Вангинен (?) (пауза 01,22-01,28)
Х.М.: 01,28 Припадочный совсем.
Женский голос со стороны камеры: 01,31 А в ссылке Вы как? Как жили? Вы можете рассказать?
Х.М.: 01,38 В (неразб.название насел.пункта) жили сперва очень плохо. Там  было очень народу привезли, литовцы, германцы, всякие нации там. (неразб) песок и дали доски, выстроили палатки, сорок градусов там был мороз в палатках.(неразб). потом бараки строили из досок, (неразб) там песок и мох, без крыши, без всего. Стекло было пергаментная бумага и раму, когда замерзала Лена, ставили воду, и она замерзает толщиной.., потом крепим ее на место, так и снегом замораживали. А с этой стороны бумага пергаментная, не видать ничего, но она тепло держала все равно, а стекла не было. Спичек не было, керосина не было. Если это несчастное там найдешь, какую-нибудь коптилку сделаешь, лампу, настоящий свет. Вообще со светом было плохо. Хвалиться нечем.
М.П.: А работали как? Работали, что делали?
Х.М.:(03,02)  Работали, я рыбачила.
М.П.:(03,04) Рыбачили? Ну, и на Лене? На Лене?
Х.М.: (03,06) На Лене. Если рыбачить не пойдешь, 15  - 16 лет, – тюрьма, судят сразу, без всякого разговора. У меня двоюродная сестра (неразб) за отказ от работы, от рыбалки – 6 месяцев тюрьмы. (неразб)и как арестанта увезут тебя в другое место. Ну, я пошла доровольно, а брата заставили, все равно с работы сняли и заставили работать. «У меня работа есть, у нас народу столько, вся семья рыбачит». У нас 9 человек семья была: 7 детей и мать с отцом. И, нет, - говорит, - пойдешь. Не пойдешь – тогда пойдешь под суд. Тебя осудят и потом заставят делать то, что мы хотим, а не то, что ты хотишь.
М.П.: (03,57) А что ловили?
Х.М.: (03,59) Рыбу хорошую.
М.П.: (04,01) И отправляли ее, да? Себе не оставляли?
Х.М.: (04,04) На государство все.
М.П.: (04,06) Отправляли.
Х.М.: (04,07) Ну, и себе кушать. Конечно, дадут, не запретят. Много ли ты поешь? А так таскать, продавать что-нибудь такое бесполезно. А так – Рыбзавод, на обработку и увозили. Хорошую рыбу вывозили в летнее время самолетом, кому что дураку ясно, кому она шла. Прямо живую почти. Неводом (?) по 12 человек в палатках жили .
М.П.: (04,41) А сколько человек в поселке жило примерно?
Х.М.: (04,44) В поселке было 1 800 человек, 700 осталось к весне. Все умерли. По 5, по 6 человек семья была, ни одного человека не оставалось. Там очень много было: и литовцы, и финны там были.
М.П.: (05,08) Это в первую же зиму осталось?
Х.М.: (05,09) В первую зиму.
М.П.: (05,10) А вообще потом?
Х.М.: (05,12) А семья наповал. У нас вся семья лежала, цинга была капитальная. И голод, и цинга.
Женский голос: (05,18) Цинга и тиф.
Х.М.: (05,22) Там все до кучи. И лечения никакого. Помирали семьями прямо.  Только мы живучие остались живые еще. Лучше бы я там померла, чем теперь трясусь (?) здесь. Хорошего мало тоже. Ничего не могу делать, сижу. Жду, кто придет, поможет.
Женский голос (Мемориал): (05,53) А детей у Вас нет, да? Или они не с Вами?
Х.М.: (05,56) Нет, нет у меня никого.
Мужской голос неразб. (06,01)
Все вместе (06,07-06,23)
Х.М.: (06,24) Если сильно хочу кушать, то уже умереть не хочется, как-нибудь ползешь. Очень тяжело. Рука хоть маленько была, а сейчас она рука совсем плохая стала. Я в туалет-то только один рейс делала сегодня.
Ж.голос: (06,39) А, один рейс только.
Х.М.: (06,41) Еще второй надо как-то. Печку  тоже надо топить, потому что холодно будет.
Ж.голос: (06,47) Ну, да. А у племянницы-то негде жить Вам?
М.голос: (06,53) Не хотят они.
Ж.голос: (06,53) Не хотят они?
Х.М.: (06,55) Кому нужен старый хлам, да еще с лекарствами вонючими, с этими своими мазями?
Ж.голос: (07,01) А, ну понятно.
М.голос неразб.(07,03)
М.П.: (07,05) А врач приходит? Врач приходит?
Х.М.: (07,07) Ну, если вызвать
М.голос: (07,07) Приходит. Если вызвать, приходит сразу.
Х.М.: (07,11) Но уже нет. Я в таком состоянии уже давно. Сама-то я не хожу уже 3 года полностью. То двумя палками ходила, тросточкой и палочкой, а потом уже это и не в силах была ходить. Теперь одна надежда на табуретку. Табуретка одна полетела, сломалась. Боюсь, трясусь, но все равно просить некого. А приходила. Вот она была 25-го числа. А теперь сегодня уже 16-е.
Ж.голос: (07,51) Ой-ой-ой.
М.П.: (07,56) Простите, и Вы всю войну рыбачили? Всю войну?
Все вместе говорят, Х.М.: (07,59) Девять лет.
М.П.: (08,01) Девять лет? Рыбачили, рыбачили да?
Х.М. (08,04) Девять лет, зимой и летом, да.
М.П.: (08,05) С 42-го, как вот привезли, и по 51-й год, да?
Х.М.: (08,09) 51-й. В 51-м приехала в Якутск, в центр Якутска, столица называется. Там устроилась на работу и проработала до конца, пока не ушла на пенсию. Ушла на пенсию и поехала сюда, на родину, счастья искать. Да никого, никакого счастья, просто..
М.П.: (08,29) Ну, просто на родину потянуло, понятно.
Х.М.: (08,32) Нет, не потянуло, по вынуждению почти. Плохо жили, и сестры мне советовали: «Поезжай, там сестра знакомая есть. Не дадут пропасть, помогут в чем-нибудь». В общем, от них помощи мало. Просила я, говорю: «Приходи хоть, я говорю, хоть изредка. Совсем уже нету сил у меня, я идти никуда не могу, просить некого». Вот его умоляю прийти: «Помоги», - если сама не могу. Он придет, жалеет, всеж-таки живой еще, еще есть маленько дышу, а куда деваться.
М.П.: (09,23) А до 51-года выехать нельзя было из поселка, да? Не выпускали? Там режим? Поселок режимный был, да?
Х.М.: (09,31) Да (неразб). Там я не добивалась ничего, я уже когда уехала, уже можно было уехать. (неразб). У меня и паспорта не было. Там ведь паспорта не выдавали. Там приезжала, если старый паспорт был, то продлили, а у кого если нет, вообще не выдавались. Я приехала, у меня справка была. Я в милицию явилась в Якутске, когда пришла в отделение, сказали: «Тебя отправим в (назв.поселка) обратно. Поезжай туда и получай». Я говорю: «Там паспорта не выдаются». Мне было 24 года уже. У меня паспорта в руке еще не было. Вот так вот.
Ж.голос (Мемориал): (10,19) А сестры все выжили у Вас там? Все вернулись сюда?
Х.М.:(10,23) Нет, сестры... Они пенсионеры: 62, 65 будет сестре, которые живут там. А вот старшая здесь и я. Четыре сестры нас осталось в семье. Мать, отца и три брата нету.
М.голос: (10,43) А кто же был третий брат? Я что-то не помню. (неразб)
Х.М.: (10,47) имена братьев неразб.
М.голос: (10,49) А, Тойво(?). Тойво(?) был младше их всех?
Х.М.: (10,52) Да, он, ему 26-го ноября будет 2 года, как он умер. Он попал в большую аварию.
М. голос: (11,03) А где он жил?
Х.М.: (11,05) В Якутске.
М.голос: (11,06) В Якутске? Там же и попал в аварию?
Х.М.: (11,07) Да. С работы шел, на остановке налетел пьяный шофер – куча народу, 5 человек.
М.голос: (11,13) Задавил?
Х.М.: (11,14) Задавил. Там двоих или троих насмерть, а он пока 5 переломов у него было. Он лежал год целиком в больнице, и там следы остались, не выздоровел так. Если бы он был с плохим здоровьем, он не выжил бы. Пока здоровый, молодой был еще. Он помер, 58 лет ему было всего.
М.голос: (11,39) Молодой.
Х.М.: (11,40) Он здоровый мужик был, и вот так. Покалечился.
М.П.: (11,47) А, значит, семья была 9 человек. Родители живы были тогда, в 42-м году? Вы с родитлями уезжали?
Х.М.: (11,53) Да, с родителями.
М.П.: (11,55) И вас 7 человек детей, да?
Х.М.: (11,56) Да.
М.П.: (11,57) Сестер сколько?
Х.М: (11,58) Четверо.
М.П.: (11,59) 4 сестры и 3 брата, да?
Х.М.: (12,00) 3 брата.
Ж.голос: (12,04) А сестры-то живы.
Х.М.: (12,06) Сестры, сестры..
Ж.голос: (12,07) Только в Якутске.
М.П.: (12,08) В Якутске, да.
Ж.голос: (12,11) Две в Якутске, а одна здесь.
Х.М.: (12,13) Но они сюда не поедут. Они сюда приезжали сюда в отпуск, а..
М.П.: (12,20) И вы всей семьей рыбачили?
Х.М.: (12,23) Мать рыбачила. Отец никогда не рыбачил. Отец… Мама рыбачила, сестра, братья, я. Младший брат не успел захватить еще этого самого, а два брата рыбачили.
М.П.: (12,39) А как рыбачили? Вот неводом, а зимой – когда Лена вставала, тогда как? Подо льдом, да? Лунки?
Х.М.: (12,46) Подо льдом долбишь, крестовину туда опустишь, сетку подцепишь туда и перегораживаешь рядами так, порядками.
М.П.: (12,56) Ну, понятно.
Х.М.: (12,57) неразб. И потом вытаскивала, долбишь, снег очистишь, оттуда сетку вытаскиваешь, сетка еще подепилась. Ну, берешь и обратно туда.
М.П.: (13,12) А был какой-нибудь план? С вас спрашивали, да?
Х.М.: (13,16) Конечно.
М.П.(13,17) Говорили, там мало, мало поймали?
Х.М.: (13,19) Нет, контроль был везде кругом. Сдаешь, потому что зависит заработок, и все, больше заработка же нет.
М.П.: (13,29) Ну, понятно.
Х.М.: (13,31) А когда рыбалка кончится, потом вместо коня в санки – и в лес, за дровами. Дрова возили. Там транспорта – только люди. Дрова, воду, все везде кругом.
Ж.голос: (13,45) Собачки.
М.голос: (13,46) Собаки возили.
Ж.голос: (13,49) На собачках.
Вместе: (13,50) На собаках.Запрягали собак. У кого были, не у всех же собаки были.
Х.М.: (13,53) Ну, кто рыбачил далеко, и которые такие более менее, ну как сказать, ну у кого были собаки, у кого и нет.
М.голос: (14,02) Ну, я и говорю, что не у всех же собаки.
Ж.голос: (14,04) У всех откуда.
Х.М.: (14,05) Собак тоже кормить надо, в воз не запряжешь же две собаки. Чтобы увезти, на себе не тащить, так надо собак кормить.
М.голос: (14,17) А как же.
Х.М.: (14,18) Рыбой, рыбой комили. (пауза). Тяжелая жизнь. Я… я неикому не советовала бы такую. Ну, рыба была хорошая. Что мы ловили, хоть рыбы наелись, а  так бы…
М.голос: (14,36) Каньелку, каньелку.
Х.М.: (14,37) Какая? А , каньелка – это ерунда.
М.голос: (14,41) Рыба каньелка.
Х.М.: (14,42) Самое основное: нельма, осетр, стерлядь, как его? омуль, муцуль, чир. Каньелка – это уже осень, но каньелка тоже хорошая, она как называется ряпушка, всякая мелочь, там, наверно, видов десять, которую мы сдавали государству.
М.и ж.голос: (15,00) Хорошая. Да.
Х.М.: (15,03) Попадались даже было один раз нельма 42 кг, а за 30 – так это часто попадало. А 20, 15 – это уже маленькие считались.
М.голос: (15,13) Ничего себе. Вот это нельмочка, 42 кг.
Х.М.: (15,19) Это такая лодка как есть, в лодку поперек положишь, так хвост с этого конца торчит, а там голова. Крупная. Но это немного, а так средних больше попадало. За день 30, даже до 40 штук за смену. 12 часов отбухаешь, сдашь когда тонну, когда полторы, когда как попадется.
М.П.: (15,47) И по 12 часов?
Х.М.: (15,49) 12 в смену, сутки пополам.
М.П.: (15,52) И ночью тоже? То есть как бы в две смены, да?
Х.М.: (15,54) Да, с 12 дня до 12 ночи, и наоборот.
М.П.: (15,58) И, а как менялись? По неделям, да? Или как?
Х.М.: (16,01) Мы менялись даже через неделю.
М.П.: (16,04) Неделя ночь, неделя…
Х.М.: (16,06) (кашляют) Да, если штормовой день, не выехал, тогда выходной, а если шторма нет,  то выходного нет.
М.П.: (16,15) А выхо…без выходных, да?
Х.М.: (16,16) Без выходных.
Мужской голос: (16,17) А хорошей рыбы давали вам самим кушать или все отбирали?
Х.М.: (16,21) Мы сами брали, никто у нас не отбирал.
Мужской голос: (16,23) Сами брали.
Х.М.: (16,24) Мы сами сдавали.
М.голос: (16,24) А вот у меня брат были тоже, так им не давали, у них отбирали, только давали мелочь.
Х.М.: (16,31) Нет, почему. Для кушанья… Много ли человек кушает?
М.голос: (16,35) Ну, много – не много, а хорошую отбирали. (Х.М.говорит одновременно неразб).
М.П.: (16,39) И в воде, да? Часто промокали, да? И осенью, в холод.
Х.М.: (16,43) Промокали, по горло в воде. Осенью, особенно когда шторм, холодно и это самое, дырявые сапоги, по ведру воды там, нога в воде. Руки мерзнут, опухшие, прямо как грабли.
М.П.: (16,57) Пока молодые были, еще не так, так не чувствовали, а..
М.голос: (17,00) Вот она зато и трясет, вон у нее ноги..
Х.М.: (17,05) У меня полиартрит, ревматизм признали уже  там. Я лечусь уже давно. Я ездила, когда я отдыхала, мне давали путевку с «Профсоюза», я лечила. Но тогда было и здоровье лучше, а сейчас уже, сейчас я уже совсем...
М.голос: (17,24) Да.
Х.М.: (17,25) дошла до ручки. Мне и мазута(?) не помогает, ни питье, ни таблетки, никакое. Чем больше пью, тем хуже делается. Все надеюсь на лучшее, но другой раз спасет, другой раз хуже делается.
Голоса: (17,41) Да. Организм слабеет.
Х.М.: (17,43) Это я ни сама беру, а через врачей же. Они же выписывают, что у меня болит, то и скажу. (Вздыхает). Такие дела. Сладкого мало.
М.голос: (18,06) Да, старость – не радость.
Х.М.: (18,09) Если можно было…
(18,18) Новый кадр:
М.в шляпе: (18,20) Потом (неразб), потом взяли на фронт меня.
М.П.: (18,26) Простите, а Вы какого года рождения?
М.в шляпе: (18,27) 19(?)-го.
М.П.: (18,28) 85 лет Вам?
М.в шляпе: (18,30) 87-й.
М.П.: (18,31) 86 даже.
М.в шляпе: (18,33) Да, седьмой.





Комментариев нет: