Митрополит Антоний Сурожский
Неделя о расслабленном
----
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Не раз меня спрашивали: почему мы читаем из года в год те же самые
отрывки Священного Писания? Почему не ввести какую-то новизну в
евангельские чтения? Почему из года в год я повторяю те же самые
мысли, стараясь довести до своего и до вашего сознавая евангельскую
проповедь? И мне вспоминается, как один проповедник однажды четыре
воскресенья сряду произнес ту же самую проповедь; и когда один из его
прихожан обратился к нему с вопросом: почему? Неужели вы не замечаете,
что только повторяетесь? - тот ему ответил: а вы - как отозвались на
эту проповедь? Что вы сделали в ответ на то, что слышали?..
Мы сегодня слышали еще раз, и услышим в течение нашей жизни, надеюсь,
много раз, рассказ об исцелении расслабленного. И несколько раз я
говорил: каждый должен перед собой поставить вопрос, который Спаситель
поставил расслабленному: ты болен, ты расслаблен и душой, и телом - а
хочешь ли ты стать цельным, исцелиться?.. И каждый из нас сразу же,
вероятно, ответил бы: конечно, хочу! Но вопрос Христов требует, чтобы
мы задумались над тем, что значит получить от Бога исцеление. Что
значит: из разбитого стать цельным, из расслабленного стать вновь
крепким и способным на жизнь - и духовную, и душевную, и телесную?
И ответ мы, может быть, находим почти в последних словах сегодняшнего
чтения: ты стал цел; смотри - не согрешай, как бы что худшее тебе не
случилось... Если мы хотим исцеления, то должны понять, что оно за
собой влечет и ответственность за вновь обретенную цельность. Нам не
дается цельность, чтобы мы вновь эту цельность разбили, раскрошили, и
остались только обломки того, что Господь сделал новым, вернул в той
новизне, которая нам была дана изначала.
Исцелиться силой Божией - телом ли, душой ли, духом ли, значит на себя
взять ответственность жить как человек, который уже больше не
раздроблен, не разделен в себе, в котором нет этой постоянной войны
между желанием добра и желанием зла. Ответственность быть человеком, в
ком есть семя зла, есть семя добра, но который неразделенно, всей
душой, всем умом, всем сердцем, всей крепостью и всей немощью своей, в
которой сказывается сила Божия, выбрал добро и готов ради этого добра
пожертвовать всем, кроме как этой вновь обретенной цельностью.
А цельность - это значит новое отношение с Богом, новые отношения с
собой, новые отношения с окружающими людьми и с окружающим миром. По
отношению к Богу это значит конец разделенности; по отношению к себе
это значит то дерзание, которое нам позволяет жить не поверхностно, не
слегка, а жить вдумчиво, глубоко, жить всей, порой страшной и всегда
опасной, глубиной своей жизни и своей души. По отношению к людям - это
значит жить глубинно, это значит встречать людей не только
поверхностно, и не только сводить все отношения к самому себе, а жить
так, чтобы прозревать их глубины, говорить этим глубинам слово жизни,
охранять эти глубины от соблазна, от зла, от разрушения.
Вот как нам предлежит жить, если мы хотим ответить Христу: да,
Господи! Я хочу быть цельным! Но раньше, чем мы ответим дерзновенно,
раньше, чем мы скажем эти слова, которые столько от нас потребуют -
вдумаемся: готовы ли мы на подвиг? Готовы ли мы пронести цельность
через жизнь, ради Бога, ради себя, и ради ближнего нашего? И только
тогда ответим: да, Господи! А иначе - иначе задумаемся над собой, и
поймем, что правду говорит апостол, что люди выбрали тьму, потому что
дела их были темны…
Неужели мы выберем полумрак, полутьму, разбитость, которая нам дает
какое-то греховное, злое право жить недостойно и себя, и ближнего, и
Бога? Нет! На это мы не можем идти, мы не смеем на это идти! Мы должны
произнести над собой суд, встать, и стать верными себе, ближнему и
Богу. Аминь!
Неделя о расслабленном
----
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Не раз меня спрашивали: почему мы читаем из года в год те же самые
отрывки Священного Писания? Почему не ввести какую-то новизну в
евангельские чтения? Почему из года в год я повторяю те же самые
мысли, стараясь довести до своего и до вашего сознавая евангельскую
проповедь? И мне вспоминается, как один проповедник однажды четыре
воскресенья сряду произнес ту же самую проповедь; и когда один из его
прихожан обратился к нему с вопросом: почему? Неужели вы не замечаете,
что только повторяетесь? - тот ему ответил: а вы - как отозвались на
эту проповедь? Что вы сделали в ответ на то, что слышали?..
Мы сегодня слышали еще раз, и услышим в течение нашей жизни, надеюсь,
много раз, рассказ об исцелении расслабленного. И несколько раз я
говорил: каждый должен перед собой поставить вопрос, который Спаситель
поставил расслабленному: ты болен, ты расслаблен и душой, и телом - а
хочешь ли ты стать цельным, исцелиться?.. И каждый из нас сразу же,
вероятно, ответил бы: конечно, хочу! Но вопрос Христов требует, чтобы
мы задумались над тем, что значит получить от Бога исцеление. Что
значит: из разбитого стать цельным, из расслабленного стать вновь
крепким и способным на жизнь - и духовную, и душевную, и телесную?
И ответ мы, может быть, находим почти в последних словах сегодняшнего
чтения: ты стал цел; смотри - не согрешай, как бы что худшее тебе не
случилось... Если мы хотим исцеления, то должны понять, что оно за
собой влечет и ответственность за вновь обретенную цельность. Нам не
дается цельность, чтобы мы вновь эту цельность разбили, раскрошили, и
остались только обломки того, что Господь сделал новым, вернул в той
новизне, которая нам была дана изначала.
Исцелиться силой Божией - телом ли, душой ли, духом ли, значит на себя
взять ответственность жить как человек, который уже больше не
раздроблен, не разделен в себе, в котором нет этой постоянной войны
между желанием добра и желанием зла. Ответственность быть человеком, в
ком есть семя зла, есть семя добра, но который неразделенно, всей
душой, всем умом, всем сердцем, всей крепостью и всей немощью своей, в
которой сказывается сила Божия, выбрал добро и готов ради этого добра
пожертвовать всем, кроме как этой вновь обретенной цельностью.
А цельность - это значит новое отношение с Богом, новые отношения с
собой, новые отношения с окружающими людьми и с окружающим миром. По
отношению к Богу это значит конец разделенности; по отношению к себе
это значит то дерзание, которое нам позволяет жить не поверхностно, не
слегка, а жить вдумчиво, глубоко, жить всей, порой страшной и всегда
опасной, глубиной своей жизни и своей души. По отношению к людям - это
значит жить глубинно, это значит встречать людей не только
поверхностно, и не только сводить все отношения к самому себе, а жить
так, чтобы прозревать их глубины, говорить этим глубинам слово жизни,
охранять эти глубины от соблазна, от зла, от разрушения.
Вот как нам предлежит жить, если мы хотим ответить Христу: да,
Господи! Я хочу быть цельным! Но раньше, чем мы ответим дерзновенно,
раньше, чем мы скажем эти слова, которые столько от нас потребуют -
вдумаемся: готовы ли мы на подвиг? Готовы ли мы пронести цельность
через жизнь, ради Бога, ради себя, и ради ближнего нашего? И только
тогда ответим: да, Господи! А иначе - иначе задумаемся над собой, и
поймем, что правду говорит апостол, что люди выбрали тьму, потому что
дела их были темны…
Неужели мы выберем полумрак, полутьму, разбитость, которая нам дает
какое-то греховное, злое право жить недостойно и себя, и ближнего, и
Бога? Нет! На это мы не можем идти, мы не смеем на это идти! Мы должны
произнести над собой суд, встать, и стать верными себе, ближнему и
Богу. Аминь!
Комментариев нет:
Отправить комментарий