суббота, 23 февраля 2013 г.

«Вера — это очень деликатная область жизни человека»



28.12.2012

«Вера — это очень деликатная область жизни человека»


— Как Вы пришли к вере в Бога?
— Я покрестился два года назад. Но пришел я к этому, участвуя в программе «В кругу семьи» — это программа проведения международных фестивалей фильмов для семейного просмотра, не блокбастеров, которые в большой прокат не попадают, как правило, потому что не являются коммерческими. В Екатеринбурге такой фестиваль проходит уже в седьмой раз. Эти фильмы, на наш взгляд, помогают молодежи найти ответы на важные вопросы — помните, в фильме «Электроник» Электроник задавался вопросом, что значит стать человеком? Вот такие фильмы мы и привозим: человеческие, нормальные, хорошие фильмы. В рамках этой же программы мы устанавливаем памятники Святым Петру и Февронии муромским. Уже около 12-ти памятников установили в разных городах страны, в том числе и здесь, в Екатеринбурге. И всем этим я занимался несколько лет. К тому же так получилось, что мои партнеры по бизнесу вступили и меня уговорили вступить в Российский клуб православных меценатов, это тоже было года четыре-пять назад. Я даже поучаствовал в нескольких акциях. Например, в строительстве обыденных храмов. Это храмы, строящиеся за один день — абы день. Строго говоря, это не совсем храмы — небольшие такие часовенки. И мы тогда за один день построили их в трех столицах — Москва, Киев и Минск. Сели в самолет и буквально за один день пролетели по трем городам, и помогли в строительстве этих храмов. Это как-то затянуло, мне понравилось. Там очень интересные люди. Этим людям как-то хочется доверять. В данном случае это православие, а вообще, человек верующий, не важно, на мой взгляд, мусульманин, православный или приверженец другой веры, становится более, на мой взгляд, порядочным, более честным в делах по бизнесу. То есть мне эти люди сразу приглянулись, стали для меня понятными, с ними захотелось дружить. И вот выпадает поездка в Якутию, куда мы едем с нашим кинофестивалем. Там прекрасный Владыка Зосима. С нами были известные артисты — Ирина Ивановна Алферова, Валерий Золотухин был, еще ребята. И День Благовещения, праздник православный, хороший. И как-то мы сели с Владыкой, и несколько часов проговорили. Я задавал массу вопросов, про веру, про человеческие отношения, про семью, что в семье всякое бывает, то складывается, то не складывается, и как-то на душе стало так хорошо, приятно. И тут он говорит: почему ты до сих пор некрещенный? Я говорю — давайте, конечно, покрещусь. И меня Владыка крестил в Якутии. А крестная мама у меня Ирина Ивановна Алферова. Она тоже давно меня склоняла к этому. А тут все сложилось, и день был прекрасный, и я покрестился. Вот, как-то так пришел.
— А почему Вы стали помогать православному клубу и программе «В кругу семьи»?
— Знаете, с точки зрения меценатства и предпринимательства, вначале зарабатываешь деньги, а потом хочется улучшить жизнь вокруг тебя. Наверное, у всех предпринимателей рано или поздно такой период наступает. Поэтому начинающие предприниматели, дающие небольшие деньги на благотворительность, встают вровень с крупными, жертвующими значительно большие суммы денег. Иными словами по отношению к своему бизнесу, мелкий бизнес, наверное, тратит даже больше. Есть такая китайская мудрость — вначале мы выбираем путь, а потом путь выбирает нас. Получилось так, что я выбрал этот путь, а потом меня это затянуло, и мне стало интересно с этим и жить. И там нашел очень много партнеров по бизнесу, что помогло, соответственно, продвижению моего бизнеса, и много хороших товарищей нашел.
— То есть вера и бизнес не противоречат друг другу?
— Мало того, не противоречат, получается, что если человек верит, особенно, если он воцерковленный, то он всегда думает: а по-православному ли я сейчас поступаю или не по-православному? Всегда сравниваешь себя с неким идеалом. И поэтому, когда ты с кем-то договариваешься, ты понимаешь, что человек тебя не обманет. Конечно, среди неверующих тоже есть масса людей порядочных, но здесь сели, поговорили и нашли какие-то общие темы. Вот, например, я живу в деревне. Мы там построили вторую часовню. Вернее, вначале это была часовня, сейчас уже довольно большой храм. К нам приехал настоятель из Оренбурга, и за ним приехало около 15-ти семей. То есть они бросили где-то свои дома или продали и переехали сюда, в деревню, под Екатеринбург. И вот что удивительно: за первые же два-три месяца масса людей покрестилась в этой церкви, что мы построили. Уже несколько венчаний даже произошло. И деревня начинает преображаться. Вернее не деревня, а село. Чем деревня от села отличалась — в селе всегда была церковь.
Мы сейчас и другие проекты рассматриваем. Если в клубе раньше были пьяные дискотеки, то сейчас мы собираемся там фильмы показывать нормальные, какие-то культурные мероприятия проводить.
— До того, как Вы воцерковились, Вы ощущали какую-то дисгармонию в жизни?
— С точки зрения предпринимателя, конечно. Много вещей хотелось улучшить. Правильно, дисгармония какая-то. В той же деревне пьют, это не секрет, грязь, мусор. Но сейчас стало немножко меняться. Может быть, я и без Церкви стал бы это делать. Я и раньше с этим не мирился, но Церковь нас объединила. В этом селе живут с десяток предпринимателей, мы вместе и стали наводить порядок, где мы живем.
— А с сотрудниками Вы как себя ведете? Есть случаи, когда верующие предприниматели своих сотрудников как-то понуждают участвовать в церковной жизни.
— Нет, такого у меня нет. Кто-то из сотрудников приезжает иногда, помогает. Все знают, что мы там что-то делаем. Но это личное дело каждого абсолютно.
— То есть Вы не заставляете, например, венчаться своих сотрудников?
— Ни в коем случае. Вера — это очень деликатная область жизни человека. У людей должны быть наставники, батюшки, духовники так называемые. Любому человеку нужен наставник, который учит уму-разуму, что-то расскажет, чем-то помогает. Да просто человек с опытом, всегда же это было — совет старейшин, прислушивались к мудрым людям, так и в данном случае. Духовник наставляет на путь истинный. Но все равно человек решает все сам.
Мне кажется, что в любом случае интересно общаться с человеком, накопившим множество знаний. И не обязательно этот человек может быть старше тебя. У меня, например, несколько собеседников, с которыми я регулярно встречаюсь, и они моложе меня, но духовно сильнее. Я с ними обсуждаю различные вопросы, связанные с семьей, с бизнесом, с отношениями с партнерами, мировые ситуации. Это дает иной взгляд на жизнь. Один мой собеседник занимается ведами, второй — йогой, третий — православный. Не обязательно даже, чтобы это были сильно верующие люди. Например, на одном фестивале я общался с Кшиштофом Занусси. Он очень образованный, мудрый и воспитанный человек. Я не успеваю ему даже задать вопрос, а он уже на него отвечает. Когда с такими людьми общаешь, сам растешь. И если это перевести на предпринимательство, то, если ты хочешь расти быстрее, то нужно общаться с людьми, которые либо намного больше зарабатывают, либо намного мудрее.
— Были ли случаи, когда вера в Бога склонила Вас к какой-то сделке или наоборот, заставила отказаться?
— Есть такая максима: «делай, что должен — и будь, что будет». У меня есть задача, великая цель: хочу сделать свою компанию одной из самых великих в области гидроизоляции. Потому что это созидание — защита сооружений от воды, надежность, безопасность. Так что я считаю, что богоугодным делом занимаюсь. Конечно, ни в какие мошеннические вещи не шел никогда, а сейчас — тем более не пойду. Я не сказал бы, что меня вера в Бога склонила к какому-то решению или отказу. Хотя все делается для души. И знаете, я стал больше времени проводить со своей семьей — у меня три дочки, им тоже нужно мое внимание. Ребенок хочет поиграть, а у тебя неотложные дела, и неужели отложить общение с ребенком?
— А как вас люди воспринимают в качестве православного предпринимателя?
— Нейтрально. Те, кто не пришел еще к вере, даже с интересом относятся: им кажется, что для меня что-то уже открыто такое, что для них еще не открыто. То ты даже выделяешься в этом плане в положительную сторону. Я же стараюсь со всеми ровно разговаривать — не важно, что это за человек — великий режиссер, или обслуживающий персонал — нужно быть просто вежливым и открытым.
— Вера как-то поменяла ваш взгляд на общество?
— Недавно в самолете мне в руки какая-то газета попалась: то ли «Комсомольская правда», то ли «Спид-Инфо». Я ужаснулся, что там пишут: чернуха идет, просто бред. А я уже давно не смотрю телевизор, не читаю газеты. В основном по бизнесу какую-то литературу читаю, либо книги о православии. Удивительно: в школе я был программист-лаборант — это был 1987 год, тогда только одна ЭВМ занимала две комнаты. А сейчас я к компьютеру вообще никак. Почту еще могу получить, а в интернете вообще никогда не сижу. У меня помощники мой блог в интернете пишут: я им нарисую, а они пишут. Я считаю, что это съедает твое время, твою жизнь. А особенный вред, дикий вред — телевизор. Если у меня иногда хорошее есть возможность посмотреть, я и без него посмотрю.
— А что заставляет людей смотреть телевизор и за новостями следить?
— Мозг ленится у них что-либо делать, что-либо придумывать. Масса людей после 40 лет — уже живые трупы, не хотят ни развиваться, ни учиться, ничего не хотят. 90% населения у нас такое. Как-то странно, почему такое происходит? У меня в конторе тоже есть такие. Я им говорю: «Вот вы занимаетесь гидроизоляцией. Почему не пройти школу гидроизолировщика — ведь вам должно быть интересно, как это делать, как все происходит». Если человек чем-то занимается, мне кажется, он должен стать мастером в своем деле. А у нас получается так, что людей с высокой компетенцией в любой отрасли минимум. Встретить компетентного строителя — ого, как тебе повезло. В любой области так — в журналистике, в телевидении. Из-за лености все-таки. То есть хочется хлеба и зрелищ. По сути, как было во все времена, так и осталось.
— А есть ли какие-то сообщества православных предпринимателей?
— Есть «Российский клуб православных меценатов», у нас в городе есть «Общество Николая Чудотворца», там люди разных профессий объединены — и бизнесмены в том числе. Возрождают Симеонову тропу, помогают в Верхотурье. Впрочем, есть разные сообщества, не только православные. Например, помогают бездомным животным — прекрасно! Собирают животных, лечат, содержат, собирают пожертвования — прекрасно, тоже богоугодное дело. Или помогают в деревнях каким-то бабушкам, дедушкам — ну это же здорово! Я раньше, когда был просто меценатом, говорил, что мы выполняем роль государства — государство должно заботиться о малоимущих, там еще что-то, еще что-то. А сейчас я думаю, что, наоборот, надо быть благодарным людям, принимающим от тебя пожертвование. Я им благодарен за то, что могу помочь в чем-то. Понятно, что я не всем могу помочь, но кому-то — да, и делаю это с удовольствием. Но я еще в начале пути.


Комментариев нет: