среда, 6 апреля 2016 г.

На метро - в историю

Сажусь после смены в поезд метро. Подходит новенький поезд, видно по всему. Покрашен он, правда, как-то странно: черного цвета слишком много, какой-то похоронный вид.
Но внутри светло и видны синие новенькие сиденья, и что-то непривычное еще, в чем на перроне не успеваю отдать себе отчета. Сажусь, как всегда, так чтобы можно было откинуться головой на стенку вагона, сбоку. Собираюсь заснуть на полчаса - ехать мне от одной конечной до другой, под всем Питером. Я бы и заснул, но взгляд уперся в... советский серп и молот.

 Это что за реклама? Я уже привык к рекламе, но это еще что?! От намерения спать не остается и следа, взгляд вверх - пятиконечная звезда, взгляд прямо - какой-то сталинский барельеф воспроизведен, оглядываю вагон и что-то нехорошее в душе начинает твориться.
 Вспоминаю как 19 августа 1991 года ехал из Лисьего Носа в автобусе в день ГКЧП, и висело в нем напряженное молчание: все понимали, что страна возвращается назад. И что нас ждет - неясно. И вот тут такое же чувство. Я что, проспал государственный переворот?

В те уже далекие годы, когда компартию объявили законодательно преступной организацией и распустили, архивы пооткрывали и все публикации разрешили, такой вот вагон метро выглядел бы как преступление. Но в вагон заходят новые пассажиры, кто-то с непривычки начинает оглядываться, кто-то равнодушно садится и утыкается в свой телефон, ноутбук или книжку.
И вспоминается мне годичной давности прогноз о. Александра: "Надо признать, что эта власть была не просто богоборческой – сатанинская власть. Которая уничтожала людей, растаптывала самое лучшее в нравственном, культурном отношении, что создавалось веками предшествующих поколений. В духовном смысле это не пройдет, я в этом убежден. Мне странно, что протоиерей Всеволод Чаплин подчеркнул, что дискуссия ведется о том, что должно лечь в основу российской общественной модели – не о моделях речь, не о моделях. А о какой-то правде, правде Божьей. Надо назвать зло – злом, добро – добром. Вот с этого начать. Мы этого не сделали в 90-м году, мы не разобрались со своим прошлым, не захотели довести до конца и поставить все точки над «i». Если бы это было бы сделано, мы сегодня бы жили абсолютно в другой стране. Вот, покаяние должно быть только индивидуальным, говорят, не может быть общественного. Никто не говорит о том, что надо всем коллективно, дружно ходить на демонстрации с плакатами «Позор сталинизму», и так далее.

Нет, в нашей стране, учитывая нашу ментальность, это обязательно должно исходить от первых лиц государства, то есть должно быть принято политическое решение – мы осуждаем это прошлое. И дальше – все, что было осудительного, должно быть сказано. Дальше это должно быть записано в учебниках истории, в школе, и дети должны начать учить свою историю, исходя из этого видения: что нельзя уничтожать людей, нельзя людей мучить, нельзя, чтобы власть позволяла себе все, что она считает нужным, со своим народом. Если это будет сделано, то это и будет общенациональное покаяние. То, что должно быть тотально и всюду.

Другое дело, что это абсолютно сейчас невозможно: совершенно другие настроения и в обществе, и в верхах. Но это значит, что мы как в биатлоне: если ты промахнулся в цель – беги второй круг. Мы сейчас вступаем на второй круг этого забега. Только в биатлоне эти метры пробежать по снегу, по лыжне, а здесь – это по крови и по всяким таким неприятностям. К сожалению, это закон Божий, так же, как закон всемирного тяготения, тут не может быть никаких вариантов."(http://st-anastasia.ru/tsercov/klir/158-protoierej-aleksandr-stepanov-nevozmozhno-najti-konsensus-v-ponimanii-istorii.html)
"Христианство говорит о ценности человека, о вторичности, в каком-то смысле, государства, о невозможности уничтожения людей. О том, что жизнь должна быть построена по каким-то правильным законам, которые не ухудшают нравы, а способствуют их улучшению. Если с этих позиций проанализировать то, что происходило и то, что, может быть, и сейчас происходит, мы увидим, что это не может быть оценено, как положительное, именно в нравственном, основном, базовом ключе. А то, что были какие-то технические или военные достижения, и нас все боялись и уважали (боялись) – это не имеет отношения к христианству. С какой-то другой точки зрения – это большая ценность, но не с христианской...


Я сам большую часть жизни прожил при советской власти, и я не считаю, что это каким-то образом уничтожает то, что я делал тогда, или все остальные люди делали. Да, люди работали, трудились, что-то создавали – это хорошо. Но мы же оцениваем не это. Мы оцениваем действия власти, которая вот этих самых людей, тружеников, причем самых талантливых, самых лучших, самых лучших крестьян – сажала в вагоны всеми семьями с детьми, и отправляла на вечную мерзлоту, на голодную, страшную смерть. Самых талантливых деятелей культуры либо уничтожала физически, как Мандельштама и многих других, либо так загоняла в щели, что они сидели и пикнуть не могли. И творить могли только «в стол».
Я выступаю против этой системы власти, которая лучшее в своем народе истребляла, потому что не нужно было лучшее, нужно было среднее, среднее и ниже среднего. Вот это устраивало. Все остальные были под подозрением, потому что люди, которые способны были думать и проявлять какую-то самостоятельность, независимость суждений – они были опасны для этой власти. Это была власть посредственностей, и они стригли всех под свою гребенку. Кроме того, эта власть и система были построены, в принципе, на неправде, на заявлении, что одни люди имеют право на существование (пролетариат), а так называемые эксплуататорские классы должны быть просто уничтожены. Не за то, что они что-то плохое сделали, а просто потому, что они социально «чуждые элементы», их просто уничтожали.
... Я не раз уже сталкивался с такой реакцией людей, которые почему-то воспринимают критическое суждение об этом периоде истории, как оскорбление своей личной жизни. Мы думаем о том, что если было все так ужасно, я себе жил ничего – это значит – обвинение в мой адрес, а я ничего такого не сделал.

...Тем не менее, поддерживал, ходил на политинформации, подписывался на газету «Правда». Да, играл в эту игру. Так, может быть, имеет смысл тоже нам, немолодым людям, под конец как-то подумать: может, стоит честно сказать, что, да, я жил не очень-то хорошо и правильно. Да, я не воровал, я не обманывал, честно работал, добивался каких-то результатов. Но когда рядом человека ни за что вели куда-то, непонятно куда, я помалкивал. Это неприятно признавать. Но я это тоже могу признать, в свой адрес. И в этом смысле покаяние – это вещь индивидуальная. А что я мог сделать – ничего я сделать не мог. Тут опять-таки речь не об этом, что мы могли сделать. Вообще говоря, что-то могли, и некоторые делали. Академик Сахаров, например, или Солженицын. Но, в конце концов, мы не сделали, мы не такие титаны духа, не такие герои, которые способны были жертвовать жизнью в такой ситуации. Но, по крайней мере, признать, что не хватило духу, или вообще, «у меня как-то и мысли не было». А вот теперь передо мной ставят некоторое зеркало и говорят: посмотрись, ты в этой ситуации мог поступить иначе, вот этот человек поступил иначе. Конечно, не хочется на старости лет нам признавать, что мы где-то были неидеальны. А с христианской точки зрения, если мы что-то подобное обнаруживаем, надо каяться, что действительно я вел себя каким-то не тем образом."

Поезд метро, оклееный необычной "самоклейкой", наверное, как раз и проектировали в том году, когда звучали на радио "Град Петров" эти слова. И вот год прошел, все мы еще немного проехал вперед в своем поезде истории России, и теперь ждем - какой будет следующая станция.

Скажу честно, мне стало страшно, и захотелось вон из этого вагона и этого поезда. Я встал и вышел. Но боковым зрением успел увидеть в следующем вагоне нечто принцпиально иное и решил исследовать феномен до конца. 







Смотрите сами без комментариев и думайте, что это все значит. Сталинский вагон покинул - и попал в классический восемнадцатый-девятнадцатый век, все тут не красно-коричневое, а зелено-синее. Тут я и доехал до конечной.










Куда везет нас этот поезд, где сталинизм сцеплен с царизмом, а христианского вагона просто нет?

понедельник, 14 марта 2016 г.

Бог да пошлет нам благодать взаимного прощения!

«Мы мирны, зачем же другие не мирны? Зачем воздвигнута эта страшная перегородка между людьми, зачем эта вражда одного христианства против другого, зачем готовят ужасы третьей мировой войны, которая в огромной мере превзойдет ужасы Второй мировой войны? Зачем, зачем… Что же делать нам, христианам? Нам нужно поступать так, как Господь Иисус Христос велел поступать книжнику. Нам нужно считать ближними своими тех, кто любит добро, правду, кто далек от всякого наслоения, кто никому не хочет причинить зла. Мир теперь сделался враждебным. Нам нужно ныне подальше уйти от тех сердец, которые много враждуют. Нам нужно прийти к тому, в сердцах которых так много стремления к добру, к правде, которые милосердны, которые никому не хотят причинить зла». (Святитель Лука (Войно-Ясенецкий).23 ноября 1947 года. Симферополь. Фрагмент проповеди на тему «Притча о милосердном самарянине», http://www.martyr.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=413:2013-06-11-19-39-16&catid=4:commonnews&Itemid=1)

"Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, — прости ему".(от Луки 17:3-4)

Антоний (Блум), митр. Прощенное воскресенье
http://www.odinblago.ru/proshenoe_voskresenie

... на первой неделе Поста читается покаянный канон святого Андрея Критского: в последний раз мы задумываемся о себе; в последний раз мы отрясаем пыль со своих ног; в последний раз мы вспоминаем о неправде прежних лет.
     И прежде чем приступить к Торжеству Православия, когда мы вспоминаем, что Бог победил, что Он пришел и принес правду в мир, принес жизнь, и жизнь с преизбытком, и радость, и любовь, мы в последний раз обращаемся на самих себя и к другим, чтобы испросить друг у друга прощение: освободи меня от уз, которые сплетены моим недостоинством и которые сковывают меня; от уз, которые сплетены из греховных дел и из греховного небрежения, того, что мы сделали другим, и того, чего мы не сделали и что могло бы принести столько радости, столько надежды и явить, что мы достойны Божией веры в нас.
     Поэтому в течение наступающей недели оглянемся на себя в последний раз, взглянем друг на друга и примиримся. Мир, примирение не означают, что проблем не стало: Христос пришел в мир, чтобы примирить его с Собою, и в Себе – с Богом; и мы знаем, какой ценой Он за это заплатил. Беспомощным, уязвимым, беззащитным Он отдал Себя нам, говоря: Делайте со Мной что захотите; и когда вы совершите последнее зло – узрите, что Моя любовь не поколебалась; она была радостью, и она была пронзающей болью, но это всегда только любовь...
     Это пример, которому мы можем, которому мы должны следовать, если хотим быть Христовыми. Прощение наступает в момент, когда мы говорим друг другу: Я знаю, как ты хрупок, как глубоко ты ранишь меня, и потому, что я ранен, потому, что я жертва – иногда виновная, а иногда безвинная – я могу, из глубины боли и страдания, стыда, а подчас и отчаяния, повернуться к Богу и сказать: Господи, прости! Он, она не знает, что делает! Если бы только он знал, как ранят его слова, если бы она только знала, сколько разрушения она вносит в мою жизнь, они не сделали бы этого. Но он слеп, он не созрел, он хрупок; и я принимаю его, я понесу его или ее, как добрый пастырь несет погибшую овцу; потому что все мы – погибшие овцы стада Христова. Или же я понесу его, ее, их, как Христос нес крест: до смерти включительно, до любви распятой, когда нам дана вся власть простить, потому что мы согласились простить все, что бы с нами ни сделали.
     И вот вступим в Пост, как идут из густой тьмы в рассеивающийся полумрак, из полумрака в свет, с радостью и светом в сердце, отрясая прах земли с ног, сбрасывая все путы, держащие нас в плену: в плену у жадности, в плену у зависти, страха, ненависти, ревности, в плену взаимного непонимания, сосредоточенности на себе – потому что мы живем пленниками самих себя, тогда как мы призваны Богом быть свободными.
     И тогда мы увидим, что шаг за шагом мы движемся как бы через необъятное море, прочь от берегов мглы и сумрака к Божественному свету. На пути мы встретим Распятие; и в конце пути придет день, и мы будем предстоять перед Божественной любовью в ее трагическом совершенстве, прежде чем она настигнет нас неизреченной славой и радостью. Сначала – Страсти, сначала – Крест, а потом чудо Воскресения. Мы должны войти и в то, и в другое: войти в страсти Христовы вместе с Ним, и вместе с Ним войти в великий покой и ослепительный свет Воскресения.
===

Митрополит Антоний Сурожский о том, как простить, если простить трудно.
https://vk.com/video-19172790_164629670
===

Прощение как прощание
http://www.nsad.ru/articles/proshhenie-glavnaya-forma-protivostoyaniya-zlu

Раньше, прощаясь, говорили не «до свидания», а «прости меня Христа ради» и отвечали: «Бог простит, меня прости Христа ради». Так было не только в монашеской среде, но и среди мирян. «Попрощаться» означало «попросить друг у друга прощения»; сейчас такой обычай сохранился у старообрядцев. В чем была его суть: если мы общались, то могли вольно или невольно друг друга обидеть. Психологически это очень верно, потому что прощать легче в самом начале, когда эмоция обиды не превратилась в мысль, не обросла деталями, фантазиями. Так же как и в ответ на какое-то действие против нас — сразу задуматься: а я что делал против других? Эмоция обиды в этой ситуации, подрубленная на корню, ослабевает.
===

Прощенное воскресенье: как появился обычай мириться
http://www.nsad.ru/articles/proshhennoe-voskresene-kak-poyavilsya-obychaj-miritsya

в древности у монахов из палестинской лавры Святого Саввы существовал обычай расходиться в этот день по Иудейской пустыне (и даже уходить за Иордан), и проводить пост поодиночке. Они снова собирались в монастыре лишь к празднику Входа Господня в Иерусалим. Перед расставанием монахи испрашивали друг у друга прощения, потому что никто не знал, вернется ли он живым. В то время в пустыне ещё водились львы, подстерегали их и другие опасности.

===
Митрополит Антоний Сурожский. Притча о прощении должника царем
http://www.alipiya.com.ua/mitropolit-antonij-surozhskij-pritcha-o-proshhenii-dolzhnika-carem-2/

мы раним друг во друге самолюбие или гордость; мы разрушаем надежды друг друга, мы убиваем друг во друге радость; но также очень часто тем, как мы друг со другом обращаемся, мы омрачаем, порочим образ Божий в себе и в других людях. И вот, когда речь идет о человеческих взаимоотношениях, о боли, которую мы друг другу причиняем, наш долг может быть прощен, потому что жертва нашего греха, даже если она сама нас вызвала на грех, или если это жертва безвинная, получает в тот момент власть простить, подлинно Божественную власть упразднить зло, которое мы совершили, и словами Христа: «Прости им, Отче, они не знают, что творят», отпустить обидчика, перечеркнуть зло, выпустить на свободу того, кто связал себя узами ненависти, презрения и множеством других вещей.
(...)
Проступки друг против друга исправить легко, потому что они малы, они поверхностны: одного слова прощения достаточно. Но того, что мы совершаем над своей душой, над самими собой, когда поступаем против Божией заповеди, Божьего зова, против надежды, которую Бог на нас возлагает, мы не можем исправить, просто сказав: «Я поступил плохо — прости!» Вся жизнь Христа, все Его страдание, Его смерть на кресте — вот цена, которой восстанавливается то, что мы разрушили и изуродовали вместо того, чтобы сделать прямым и прекрасным.
===

Митрополит Антоний Сурожский – слово накануне Прощеного воскресенья
http://www.pravmir.ru/mitropolit-antonij-surozhskij-o-proshhenii-svyashhennika-video1/

Прощение не заключается в том, чтобы сказать: «Не важно; прошлое прошло». Потому что прошлое не проходит; прошлое остается в нас, пока оно не изжито. А изживается оно подвигом покаяния со стороны грешника и подвигом прощения со стороны его жертв.

И вот с этим я стою теперь перед вами, прося прощения. Прося о том, чтобы вы с великодушием, милосердием, состраданием обратились бы к Богу и сказали: да, Господи, он не оказался достоин того величайшего священнического призвания, которое Ты возложил на него; но мы готовы понести последствия его недостоинства и простить.

Простить не значит забыть; простить это значит с состраданием, с болью в душе сказать: когда придет Страшный суд, я встану и скажу: не осуди его, Господи; лучшего он сделать не мог, но меня он научил евангельскому слову, молитве, может быть, жизни, а, главным образом, он меня научил состраданию, научил жалеть его в его греховности,


Если мы не успели попросить прощения…
Источник: Жизнь. Болезнь. Смерть

Смерть может стать вызовом, позволяющим нам вырастать в полную нашу меру, в постоянном стремлении быть всем тем, чем мы можем быть, – без всякой надежды стать лучшими позднее, если мы не стараемся сегодня поступить, как должно.

Опять-таки Достоевский, рассуждая в “Братьях Карамазовых” об аде, говорит, что ад можно выразить двумя словами: “Слишком поздно!” Только память о смерти может позволить нам жить так, чтобы никогда не сталкиваться с этим страшным словом, ужасающей очевидностью: слишком поздно.

Поздно произнести слова, которые можно было сказать, поздно сделать движение, которое могло выразить наши отношения. Это не означает, что нельзя вообще больше ничего сделать, но сделано оно будет уже иначе, дорогой ценой, ценой большей душевной муки.(...) То, что не было совершено на земле, может быть исполнено. То, что не было завершено на земле, может быть исцелено позднее, но ценой, возможно, многолетнего страдания и угрызений совести, слез и томления.
===

«Вредный Лука!»
http://verapravoslavnaya.ru/?Luka_Voino-Yaseneckii

Как человек, святитель Лука был строг и требователен. Он нередко запрещал в служении неподобающе ведущих себя священников, лишал некоторых сана, строго запрещал крестить детей с неверующими восприемниками (крестными), не терпел формального отношения к служению и подхалимства перед властями. «Вредный Лука!» — воскликнул как-то уполномоченный, узнав, что тот лишил сана очередного священника (за двоеженство).

Но архиепископ умел и признавать свои ошибки… Сослуживший ему в Тамбове протодиакон отец Василий рассказывал такую историю: в храме был пожилой прихожанин, кассир Иван Михайлович Фомин, он читал на клиросе Часы. Читал плохо, неверно произносил слова. Архиепископу Луке (тогда возглавлявшему Тамбовскую кафедру) приходилось постоянно его поправлять. В один из дней, после службы, когда владыка Лука в пятый или шестой раз объяснял упрямому чтецу, как произносятся некоторые церковнославянские выражения, произошла неприятность: эмоционально размахивая богослужебной книгой, Войно-Ясенецкий задел Фомина, а тот объявил, что архиерей ударил его, и демонстративно перестал посещать храм… Через короткое время глава Тамбовской епархии, надев крест и панагию (знак архиерейского достоинства), через весь город отправился к старику просить прощения. Но обиженный чтец… не принял архиепископа! Спустя время владыка Лука пришел снова. Но Фомин не принял его и во второй раз! «Простил» он Луку лишь за несколько дней до отъезда архиепископа из Тамбова.
===

Феофан Затворник - "Кто не прощает другим? Праведник или тот, кто сознает себя праведным. Такому ничего не остается, как судить и произносить только приговоры и требовать казни виновным. Кто же чувствует себя грешным, тому до других ли? Не повернется у него язык осудить другого и потребовать от него удовлетворения, когда совесть его самого непрестанно обличает и непрестанно грозит праведным судом Божиим. Итак, не лучше ли грешить, чем праведничать? Нет, всячески ревнуй о праведности. Но, при всей твоей праведности, сознавай, что ты раб неключимый. И сознавай помыслом нераздвоенным, то есть не так, что впереди стоит мысль о своей неключимости, а позади прячется чувство праведности, но полным сознанием и чувством считай себя неключимым. Когда дойдешь до этого (а до этого надо доходить, ибо оно не вдруг приобретается), тогда, как бы ни согрешил против тебя брат твой, взыскивать не станешь, потому что совесть будет твердить: «и не того еще стоишь, мало тебе этого»,— и простишь; а простив, сам удостоишься прощения. Так всю жизнь: прощение за прощение, а на Суде будет тебе за это всепрощение.

Преподобный Исидор Пелусиот - "Хотя обязанный просить у тебя извинения и не просит его, и не беспокоится о том – почему и ты мог бы счесть для себя извинительным не прощать ему сделанных против тебя проступков,— однако ты, несмотря на то, прости его, если можно, призвав его к себе..."

Святитель Иоанн Златоуст - "Ничто так не уподобляет нас Богу, как прощение людей злых, которые обижают нас."

Святитель Иоанн Златоуст - "Как же ты просишь Бога, чтобы Он был милостив к тебе, когда сам ты не милостив к оскорбившим тебя?"

Преподобный Авва Исаия - "Когда вспомнишь об оскорблениях и преследующих тебя, не жалуйся на них, но лучше помолись о них Богу, как о виновниках величайших для тебя благ."

Митрополит Антоний Сурожский. О прощении (видео)
http://goloseevo.com.ua/?p=4709&lang=ru

Вот как принял отец блудного сына: достаточно было того, что сын вернулся, чтобы отец поверил искренности его раскаяния.

Не так мы поступаем. Мы требуем извинения, мы требуем полного признания. Мы говорим, что еще посмотрим: «Я тебя обратно возьму на пробу» — другом, мужем, женой… Не так поступает Христос. Он не требует ни одного слова о том, что было на стране далече. Ему достаточно: ты пришел, ты вернулся— значит, всё, что было тогда, это было кошмар, это было сон. Мы теперь проснулись, мы теперь в жизни, а не в безумном сне.

…Часто, когда мы думаем о прощении, мы говорим — вот, я прощу; как бы мне забыть? Не надо забывать! Если бы мы могли забыть то, что случилось, мы непременно вернулись бы к тому, что было. Надо помнить; но не той злой памятью, которой мы помним. Мы помним: вот человек, с которым мы теперь примирились, однако в наших отношениях где-то еще трещина, где-то возможна неправда, где-то теснится возможность ссоры. Не так надо помнить. Надо помнить, что если человек против нас согрешил, значит, он в чем-то слаб, значит, где-то он уязвим и человеческими отношениями, и бесовским воздействием. Вот это надо помнить, чтобы изо всей силы и ценой собственного покоя, собственного благополучия его защитить от этого, не вспоминать ему, что было, а помнить, что здесь у него слабое место, и его целить и защищать.

Если бы мы могли так прощать, то мы прощали бы крепко и навсегда. Мы не прощали бы в надежде, что человек переменился, а прощали бы для того, чтобы, окутанный поддержкой и укрепленный любовью, он мог перемениться, если Бог даст. Мы его приняли бы не потому, что он унизился перед нами, а просто потому, что он к нам пришел, проявил это смирение и доверие. И наконец, мы помнили бы, помнили бы с болью душевной, что случилось, чтобы никогда больше этого человека не поставить в то положение, в котором он споткнулся, пал и разбился.
===

Антоний митр. Сурожский О ПОКАЯНИИ. 10 сентября 1972 г.
http://www.xpa-spb.ru/libr/Antonij-Surozhskij/o-pokayanii.html

Первое, чему мы должны научиться, это принимать всю нашу жизнь: все ее обстоятельства, всех людей, которые в нее вошли — иногда так мучительно, — принять, а не отвергнуть. Пока мы не примем нашу жизнь, все без остатка ее содержание, как от руки Божией, мы не сможем освободиться от внутренней тревоги, от внутреннего плена и от внутреннего протеста. Как бы мы ни говорили Господу: Боже, я хочу творить Твою волю! — из глубин наших будет подниматься крик: но не в этом! Не в том! Да, я готов принять ближнего моего — но не этого ближнего! Я готов принять все, что Ты мне пошлешь — но не то, что Ты на самом деле мне посылаешь. Как часто в минуты какого-то просветления мы говорим: Господи, я теперь все понимаю! Спаси меня, любой ценой меня спаси! Если бы в этот момент перед нами вдруг предстал Спаситель или послал ангела Своего или святого, который грозным словом нас окликнул, который требовал бы от нас покаяния и изменения жизни, мы это, может, и приняли бы. Но когда вместо ангела, вместо святого, вместо того, чтобы Самому прийти, Христос посылает нам ближнего нашего, причем такого, которого мы не уважаем, не любим и который нас испытывает, который ставит нам уже жизненно вопрос: а твое покаяние — на словах или на деле? — мы забываем свои слова, мы забываем свои чувства, мы забываем свое покаяние и говорим: прочь от меня! Не от тебя мне получать наказание Божие или наставление, не ты мне откроешь новую жизнь. И проходим мимо и того случая, и того человека, которого нам послал Господь, чтобы нас исцелить, чтобы мы смирением вошли в Царство Божие, понесли бы последствия нашей греховности с терпением и готовностью все (как мы сами говорили) принять от руки Божией.
Если мы не примем нашей жизни от Божией руки, если все, что в ней, мы не примем как от Самого Бога, тогда жизнь не будет нам путем к вечности, мы все время будем искать другого пути, тогда как единственный путь — Господь Иисус Христос.
Но этого еще недостаточно. Мы окружены людьми, с которыми отношения наши порой бывают тяжки. Как часто мы ждем, чтобы другой пришел каяться, просил прощения, унизил себя перед нами. Может быть, мы простили бы, если бы почувствовали, что он достаточно унизился. Но прощать надо не того, кто заслуживает прощения, — разве мы от Бога можем ожидать прощения заслуженного? Разве, когда мы к Богу идем и говорим: Господи, спаси! Господи, прости! Господи, помилуй! — мы можем прибавить: потому что я этого заслуживаю?! Никогда! Мы ожидаем от Бога прощения по чистой, жертвенной, крестной Христовой любви. Этого же и от нас ожидает Господь по отношению к каждому нашему ближнему; не потому надо прощать ближнего, что он заслуживает прощения, а потому, что мы — Христовы, потому, что нам дано именем Самого Живого Бога и распятого Христа — прощать.
Но часто кажется: вот, если бы только можно было забыть обиду, тогда бы я простил, но я забыть не могу, — Господи, дай мне забвение! Это не прощение: забыть не значит простить. Простить означает посмотреть на человека, как он есть, в его грехе, в его невыносимости, какой он есть для нас тяжестью в жизни, и сказать: я тебя понесу, как крест, я тебя донесу до Царствия Божия, хочешь ли того или нет. Добрый ты или злой — возьму я тебя на свои плечи и принесу к Господу и скажу: Господи, я этого человека нес всю жизнь, потому что мне было жалко — как бы он не погиб! Теперь Ты его прости, ради моего прощения! Как было бы хорошо, если бы мы могли так друг друга тяготы носить, если бы мы могли друг друга нести и поддерживать: не стараться забыть, а наоборот — помнить. Помнить, у кого какая слабость, у кого какой грех, в ком что-то неладно, и не искушать его этим, оберегать его, чтобы он не был подвергнут соблазну в том именно, что может его погубить. Если бы мы так могли относиться друг ко другу! Если бы, когда человек слаб, мы его окружали заботливой, ласковой любовью, сколько людей опомнились бы, сколько людей стали бы достойны прощения, которое им дано даром…
Вот это путь покаяния: войти в себя, встать перед Богом, увидеть себя осужденным, не заслуживающим ни прощения, ни милости, и вместо того, чтобы, как Каин, бежать от лица Бога (Быт 4:3—16), обернуться к Нему и сказать: верую, Господи, в Твою любовь, верую в Крест Сына Твоего, — верую, помоги моему неверию! (Мк 9:24). И затем идти путем Христовым, как я теперь говорил: все принять от руки Божией, из всего принести плод покаяния и плод любви и первым делом брата нашего простить, брата нашего, не ожидая его исправления, понести, как крест, распяться, если нужно, на нем, чтобы иметь власть, подобно Христу, сказать: прости им, Отче! они не знают, что творят (Лк 23:34). И тогда Сам Господь, Который сказал нам: какой мерой вы мерите, и вам возмерится (Лк 6:38), прощайте, как Отец ваш Небесный прощает, — в долгу не останется: Он простит, исправит, спасет и уже на земле, как святым, даст нам радость небесную.

===
Имея Бога, — [ничего] не бойся, но все попечения твои возложи на Него, и Он позаботится о тебе. Верь без сомнений, и Бог поможет тебе, по милости Своей
(прп. Варсонофий Великий)
===
Митрополит Сурожский Антоний
О прощении. Неделя 6-я по Пятидесятнице. Исцеление расслабленного.
http://www.benjamin.ru/logos/bloom/0121.html

...человеку дана изумительная власть. Мы живем в мире, который, порой, очень страшен, где есть столько неправды, ненависти, жадности, страха; и в этот мир, воплощением Своим, пришел Господь — именно потому, что этот мир так страшен, потому что этот мир никто не может понести на своих плечах в одиночку без Бога. Всякая человеческая сила рано или поздно разбивается об эту злобу, жадность, ненависть и страх. И вот в этот мир как человек вошел Господь, чтобы понести на Своих могучих плечах всю его тяготу, весь его ужас…

И несёт Он эту тяготу тем, что не сопротивляясь, бесстрашно, без единого слова протеста Он несёт все последствия человеческой злобы и неправды и отвечает Он на них крестом, т. е. той смертью, к которой присудили Его люди и которую Он принял свободно, тот крест, которым Он перед Отцом приносит Свою первосвященническую молитву: Прости им, Отче, они не знают, что творят!.. Они Тебя потеряли, они потеряли познание о Тебе и любовь, они потеряли путь, — прости!

Нам порой кажется не под силу жить в тисках ненависти и страха и злобы, и тогда нам надо вспомнить, что потому именно, что так страшен мир, плотью в него вошел Господь, и что мы, христиане, посланы в этот именно мир Христом Спасителем. Как Меня послал Отец , — говорит Он, — так и Я вас посылаю; а в другом месте: Как овец посреди волков, — чтобы мы были тихи и кротки, чтобы мы были полны любви и чтобы мы были готовы даже на растерзание, потому что растерзанность наша душевная, а порой и телесная, если мы только эту растерзанность принимаем до конца, если мы не ждем, чтобы у нас вырвали счастье или жизнь, а отдаём, вольной волей, свободно, — от этой растерзанности мы получаем ту изумительную и страшную власть, о которой сегодняшнее Евангелие говорит: власть на земле прощать грехи, власть на земле человека, связанного злом, отпустить на свободу: Отче, они не знают, что творят…

Один из западных подвижников говорил о том, что христианин — это человек, на которого Бог возложил заботу и ответственность за всех людей; но это значит, что Он нам поручил нести всю тяжесть этой жизни, весь крест и весь ее ужас. И без отчаяния, и без страха, а в совершенном спокойствии, что будем ли мы видимо победителями или очевидно поражёнными — никто у нас не может отнять этой власти прощать и целить. Но только при условии, что мы всё свободно принимаем, как Христос свободно принял всю трагедию и всю судьбу земную, и если мы свободно, вольной волей, отдадим себя, растерзанность нашего сердца, отчаяние, порой, нашего ума, колебание, порой, нашей веры, тело наше, если нужно будет, чтобы иметь право сказать: Отче, они не знают, что творят, — прости!.. И на это слово Отец отвечает, как Он ответил на молитву Христову — прощением.

Аминь.

===
Прощеное воскресенье: Митрополит Антоний Сурожский
http://happy-school.ru/publ/propovedi/mitropolit_antonij_surozhskij_proshhenoe_voskresene/120-1-0-1668

ы всегда думаем о прощении как о том, что мы скажем человеку нас оскорбившему, озлобившему, унизившему, что прошлое - прошло, и у нас нет больше на него обиды. Но на более глубоком уровне прощение означает, что мы способны сказать человеку: «Не будем больше из прошлого делать разрушительное настоящее, давай, я поверю тебе, вложу в тебя мое доверие. Если я прощаю тебя, это значит, что в моих глазах ты не погиб, что в моих глазах в тебе есть будущее красоты и правды». Однако в равной мере это относится и к нам самим тоже. Мы часто думаем, как простить других, но недостаточно задумываемся о нужде каждого из нас, лично, получить самим прощение от других.

Сейчас остается несколько часов между Литургией и службой Прощения сегодня вечером. Задумаемся, и постараемся вспомнить не те оскорбления, которые мы пережили, но ту боль, которую нанесли мы сами. И если мы обидели кого бы то ни было в том или другом, в большом или в малом - поспешим. Раньше чем вступить в Пост завтра утром, поспешим испросить прощение, услышать человека, который скажет нам: несмотря на все бывшее, я верю в тебя, я доверяю тебе, я надеюсь за тебя, и я буду всего ожидать от тебя… И тогда мы можем идти через Пост вместе, помогая друг другу стать тем, чем мы призваны быть: учениками Христа, шаг за шагом следующими за ним на Голгофу и, за Голгофой, - в Воскресение. Аминь.


Митрополит Антоний Сурожский. Притча о прощении должника царем
http://www.alipiya.com.ua/mitropolit-antonij-surozhskij-pritcha-o-proshhenii-dolzhnika-carem-2/



====
Митрополит Антоний Сурожский
О ПРОЩЕНИИ
http://www.rspp.su/pravoslavie/statyi/proshenie_surozhsky.html

В нем мы видим, как разрешается проблема, встающая перед нами изпоколения в поколение: проблема сочетания деятельности и созерцания.Сначала можно ошибочно вообразить, будто вся его жизнь была сплошнымусилием достичь созерцания, если можно так выразиться. Но когдачитаешь о том, как он заполнял время своих уединенных лет молитвеннымправилом, которого никто из нас не выдержал бы и один день, и трудом,который мало кто из крестьян вынес бы, когда думаешь, что за все годыжизни в монастыре среди русской зимы у него не было иного отопления,кроме маленькой лампады перед иконой, то понимаешь, сколько там былофизических, умственных и душевных усилий, и понимаешь, чтоподразумевает православная традиция, когда говорит, что в начале, покаСам Бог не придет, не покорит, не овладеет человеком, созерцательнаяжизнь - сплошное действие, усилие, борьба. Она не имеет ничего общегос пассивным ожиданием милости от Бога. Это бодрственное, напряженноеусилие, охватывающее человека во всех сторонах его жизни. Он многочитал, читал Библию, размышлял над ней. Он читал писания великихдуховных наставников и старался исполнять их, чтобы через деланиепришло понимание их. Он глубоко знал православную аскетическую имистическую традицию.
И кроме того, в тот период, который можно было бы назвать деятельнымигодами его жизни, мы видим, что сама эта деятельная жизнь была, может быть, больше чем когда-либо исполнена созерцания. Не только потому что он вышел из затвора, когда установился в присутствии Божием, всознании присутствия Божия, в непрестанной молитве, но и потому чтообходился с представавшими ему ситуациями и проблемами именно так, какхарактерно для созерцателя. Однажды его спросили, как это он любомуприходящему к нему в немногих словах говорит то, что нужно этомучеловеку, - будто знает все прошлое этого человека, всю его настоящую жизнь, его конкретные потребности и обстоятельства. И святой Серафимответил, что он молится, непрестанно молится, и когда к нему приходитчеловек, он просит Бога благословить их встречу, и затем говоритпервые слова, какие Бог дает ему сказать.
Здесь действие и созерцание связаны, сплетены воедино, и такова таединственная форма действия, которая - подлинно христианскоедействование. Христианин не тот, кто внимательно, трезво, всеми силамиисполняет заповеди Христовы, так, будто они - внешние правилаповедения. И не тот, кто особенно успешно действует во имя Божие. Для христианского действования характерно, что каждый поступок, каждое слово христианского святого есть действие Божие, совершаемое через человека, который становится со-трудником Божиим. А это возможнотолько благодаря созерцательной установке в жизни.
===

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)
http://velib.com/read_book/luka_krymskijj_svjatitel-krymskijj_vojjno_jaseneckijj_svjatitel_luka/izbrannye_tvorenija/izbrannye_propovedi/1947_god/slovo_na_vecherne_proshhenogo_voskresenja/

Слово на вечерне Прощеного Воскресенья

Начинается покаяние, святое и великое покаяние. Как надо начать его, этому научает Сам Господь Иисус Христос, ибо сказал Он: Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф. 6, 14–15). Видите, какое безусловное требование, какое необходимое условие: не простит Он нам, если прощать не будем.

Как исполнит Он прошение наше в молитве Господней? Именно так оставит нам долги наши, как мы оставляем должником нашим. Если простим от всего сердца – и Он простит; если не простим, – и Он не простит, ибо слова Его непреложны. Закон прощения ближним – великий, святой закон.

Может ли человек, подлинно преданный Богу, любящий Христа и идущий за Ним, может ли такой человек таить в сердце своем зло? Конечно, нет! Если таит зло, нет любви в сердце, значит, совсем, совсем не исполняет он закона Христова, закона любви. Ибо заповеди: Не укради; Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна; Не пожелай жены искреннего твоего и все другие заповеди заключаются в одной: Люби ближнего твоего, как самого себя.

Любовь – исполнение закона. Разве не зло творим мы ближнему, если не прощаем грехи его? Разве это любовь, разве не значит, что не исполняем мы заповедей Христовых? Как же смеем каяться, приходить к Святой Чаше?

Ныне установлен Церковью обряд прощения – Прощеное воскресенье. Вы пришли во множестве, чтобы исполнить этот обряд; пришли не только потому, что сегодня торжественное богослужение, что интересует это богослужение вас, а потому, что хотите исполнить обряд прощения.

Всякий обряд должен быть выражением того, что в сердце человека. Если Церковь призывает исполнить этот обряд, то напоминает этим нам, что в сердце должна исчезнуть злоба, ненависть против братьев наших, ближних наших, подлинно от всего сердца должны мы простить ближним.

Не только нужно кланяться в землю и целовать – нужно, чтобы из сердца изливалось искреннее прощение и просьба о нем. Это великое дело, за неисполнение которого Господь отвергнет нас, не простит и наши грехи.

Вчера праздновали мы память святого Никифора, который жил в одном из малоазиатских городов. Был он в дружбе с Саприкием – священником. Они были истинными друзьями, но, как нередко случается, дружба их превратилась в ненависть: пресвитер возненавидел Никифора. Никифор смиренно просил прощения, неотступно ходил за Саприкием и просил простить. Саприкий не прощал. Настало гонение на христиан. Священника подвергли истязаниям и мукам – он претерпел их. Когда его повели на казнь, несчастный Никифор побежал вслед и бросился на колени, умоляя: «Мученик Христов, прости меня!» Саприкий и тут не простил. Пришли на место казни, шел и Никифор. Когда должны были отсечь голову Саприкию, он вдруг закричал, что готов отречься от Христа – и отрекся: благодать Божия оставила его, потому что он не простил. Никифор исповедал свою христианскую веру и просил убить его вместо Саприкия. Он причтен к лику святых. Так безмерна сила прощения, так страшен ужас непрощения грехов ближним нашим!

Много ли нужно для прощения? Сказать четыре слова: «Брат мой, прости меня!» Просто, но язык не поворачивается у людей их произнести. Кто держит язык? Сам диавол, ибо он знает, как велика сила прощения, сила исполнения закона Христова. Диавол держит язык, и мало-мало таких, которые могут разорвать эти путы, могут промолвить эти простые четыре слова.

Если хоть раз попробует человек произнести эти слова, то начнет сразу преображаться сердце его, сейчас же почувствует тихую радость. На устах его появится чистая, кроткая улыбка, мир Божий сойдет в сердце его. Если два-три раза поступит так, привыкнет просить прощения у ближних своих, тогда будут развязаны путы языка его, и с каждым разом легче и легче будет ему произнести эти слова.

Нужно не только прощать, но и просить прощения. У монахов испрошение прощения – первая и священная обязанность. Каждого новоначального монаха старец научает произносить эти слова.

Все монахи должны на любой укор, оскорбление, даже удары ответить поклоном и словами: «Прости меня!» Были монахи, проникнутые насквозь этой заповедью прощения, были такие, на которых возводили тяжкие обвинения в разврате, в соблазне женщин. Когда призывали к ответу такого монаха, он не оправдывался, низко склонял голову и говорил: «Простите, братие!» Бывало так, что непривыкший себя оправдывать до конца жизни жил под клеймом развратника и блудника. Лишь перед смертью или после смерти открывалась невинность его.

Приступим же к искреннему взаимному прощению; будем помнить, что нельзя приступать к покаянию, нельзя начинать пост, не исполнив этого требования Христова. Пришло время пробудиться от сна, сна греховного, в котором мы забыли о покаянии, о прощении. Пришло время вступить на светлый путь покаяния и поста.

Ночь прошла, а день приблизился (Рим. 13, 12). Ночь прошла, день приблизился: прошла ночь неведения, ночь, в течение которой мы жили во тьме, в глубокой тьме, пока не рассеял ее Христос, пока не взошло Солнце Правды. Приблизился вечный день блаженства – блаженства праведных в общении с Богом.

Приготовимся к этому дню, отринем сон, потянемся всеми силами души нашей к Солнцу Правды – Христу Богу нашему, простивши ближним согрешения – и благословит вас Господь и простит нам согрешения наши!

Аминь.
===
Формула прощения.
Митрополит Антоний Сурожский писал, что для того, чтобы простить серьезные вещи — предательство, убийство, иногда требуется вся жизнь. А Церковь призывает прощать своих обидчиков перед каждым причастием. Как же научиться прощать?
По мнению священника Константина КОБЕЛЕВА, настоятеля храма Покрова Божией Матери в Бутырской тюрьме, учиться прощать можно поэтапно.
http://sv-troica.prihod.ru/dushepoleznoe_chtenie_razdel/view/id/1161405

Каждая литургия — последняя

— Вот человек охвачен гневом, подавлен несправедливостью, но он помнит заповедь о прощении и искренне хочет ее исполнить. С чего начать?
— У заключенных очень мало времени на то, чтобы осознать, кто истинный враг, а кто ложный, простить своих обидчиков, отойти от мысли о мести и примириться с Богом. Время литургии в храме — один-два часа, и неизвестно, когда они в следующий раз попадут на службу и на исповедь. Фактически у нас даже нет богослужебного круга. Мы, конечно, празднуем некоторые праздники, но заключенные не могут жить в кругу церковных праздников, у них нет возможности ходить в храм по своему желанию. Поэтому здесь все должно быть теперь и сразу: как говорится, и смерть, и воскресение, и Пасха, и все двунадесятые праздники. Каждая литургия в Бутырке, возможно, последняя в жизни. Даже есть такая традиция: в конце службы, перед прощанием и целованием креста, заключенные целуются со священником как на Пасху. И тюремный священник за очень короткий срок должен потребовать от них «по максимуму»: осознать свой грех, покаяться в нем и отказаться от мести.

Поэтому «формула прощения» у нас проста — даже не переставая считать кого-то своим врагом, можно отдать его в руки Божии. И я так объясняю это заключенным: если мстить будешь ты, тогда Бог не будет ничего делать. Он скажет: «Ты разбираешься с ним сам — ну и разбирайся своими средствами». А много ли может человек? В крайнем случае, он может убить. Но это максимум. А вот Бог, если Он будет наказывать, сделает это совсем иначе. Господь может, например, остановить преступника, чтобы тот больше не повторял своих злодеяний, или привести его житейскими обстоятельствами к тому, чтобы он понял свою вину, и это может быть гораздо большим, чем просто кого-то «ликвидировать». Я говорю заключенным, чтобы они отошли в сторону, предоставили Богу наказывать обидчиков. Кстати, не нужно бояться слова «наказание» — оно происходит от слова «наказ», «сказ». Когда Бог наказывает — это значит, что он человеку как бы хочет дать какую-то информацию, учит, вразумляет. Мы понимаем «наказать» как «покарать», но на самом деле слово «наказать» не содержит в себе такого трагического значения. Наказания мы вполне можем просить у Бога для кого угодно и даже для себя самого. А уж Господь, когда будет разбираться, сделает так, что всем будет хорошо. В конце концов, и обидчику тоже. Отдавать в руки Божии — это, мне кажется, вполне духовное действие — просить вразумления для данного человека от Бога, когда мы видим, что мы сами его не можем вразумить.

Попробуй полюби занозу

— Но даже помолившись и отдав обидчика Богу, трудно заставить себя забыть о нем и об обиде.
— Раз уже отдал в руки Божии — чего ты будешь дальше думать о нем? Чем быстрее ты сможешь о нем забыть и отвлечься, тем быстрее, возможно, придет и истинное прощение. Потому что если какой-то человек для вас стал раздражителем, как заноза: вонзилась в руку и болит, пока ее не вытащишь — не отойдешь в сторону от обидчика, — то попробуй полюби эту занозу — а ведь она доставляет тебе постоянную боль. Так что первый этап — отдав наказание в руки Божии, отключиться от ситуации и перестать думать об обидчике. И это будет то же самое, что вынуть занозу. Ведь когда вытаскиваешь занозу, уже не думаешь, где она лежит и как поживает. Второй этап — когда ситуация уже не вызывает гнева, не раздражает, когда ты с ней смирился, то можно поинтересоваться, где же этот мой враг, что там с ним, может, ему помочь как-то. Ведь высшая степень отношения к врагам — делать им добро. Потому что, делая добро обидчику, мы собираем на его голову горящие угли Божьего гнева. Но это опять же хорошо, потому что гнев Божий — это совсем не то что наш гнев. Господь милостив, Господь плохого, вредного для спасения никому не сделает. Я бы так объяснил прощение: если мы перестали обижаться на данного человека и делаем ему что-то хорошее. Но тому человеку это может быть очень больно, потому что он может вспомнить: ой, мне он помог, а я его обидел. И вот здесь может действительно утихнет зло и прийти раскаяние. А если мы будем делать только злое или просто злиться, он будет ощущать зло и оправдываться. А если он нам делает зло, а мы ему делаем добро, мы у человека уже отнимаем возможность себя оправдать. И каждый раз, не отвечая злом на зло, мы все-таки повышаем вероятность того, что человек может раскаяться.

— А если кто-то просит прощения, а у человека все кипит внутри. Как поступить честно?
— Наша Церковь давно выработала правильные формы — в таких случаях мы говорим: «Бог простит». Не важно, прощаю ли я. Хотя некоторые добавляют «и я прощаю» — но этого можно и не говорить, потому что кто мы такие, чтобы прощать? Мы же не можем действительно человека простить. То есть самое высшее, что возможно человеку на пути к прощению, когда он действительно искренне желает, чтобы его врага, или обидчика, или недоброжелателя Бог простил.

— А как убедиться в том, что ты простил искренне? Как не остаться в самообмане?
— Честно говоря, я считаю, что мы вообще не можем простить искренне и до конца... Я считаю, что мы плохо умеем прощать. Как говорил святитель Игнатий Брянчанинов, все мы находимся в прелести. Наверно, бывают и исключения: если ты подружился со своим обидчиком, стал ему соработником, не поминаешь старое — в этом случае можно сказать, что обида искренне прощена. Но чаще всего это невозможно. И даже не надо этим делом заниматься и мучиться, страдать этим. Самое лучшее — просто отойти. Насильно мил не будешь, и свою душу тоже нельзя насиловать — заставить кого-то полюбить. Среди православных людей тоже не всегда складывается психологическая совместимость по каким-то вполне объективным причинам, хотя оба хорошие люди. Необязательно дружить с человеком, с которым дружить не получается. Вообще, как говорили святые отцы, к себе нужно относиться, как к ослику. Ослик хорошее животное, где-то выносливее лошади, но порой упрямится и его не переубедишь — только хуже будет. Так и к себе нужно относиться — уговаривать себя в чем-то то поры до времени, но чрезмерное насилие над собой может сыграть и плохую роль. Сказано: возлюби ближнего, как самого себя. Себя тоже нужно любить. Любить себя — это значит заботиться о своем собственном спасении и понимать свои границы. Не все нам доступно. Поэтому не следует бояться быть ограниченным в каких-то рамках. Здесь, конечно, хорошо советоваться с духовником и делать как он скажет — может быть, вы задумали хорошее дело, но оно вам не по зубам. Я это рассказываю, потому что кто-нибудь может начать умышленно выискивать своих старых врагов, чтобы с ними подружиться, чтобы проверить, полностью ли я их простил или не полностью? Эдак можно в гордость впасть. Считайте лучше, что не полностью простили.

Гневаясь, не согрешайте

Крестный ход вокруг храма в Бутырской тюрьме (на фото слева о. Константин Кобелев). О. Константин: «В тюрьме жизнь человека, пришедшего к Богу, сильно меняется. Я часто вижу, как заключенные, пришедшие к вере, выходят досрочно на свободу. Господь принимает их покаяние и прощает грех. Только, к сожалению, общество простить их не в состоянии».

— Как прощение сочетается с праведным гневом?
— Чувство гнева для нас естественно. Гнев дан человеку для того, чтобы с помощью этого чувства бороться с бесовскими искушениями. Гнев — это полное отрицание чего-либо, он дан человеку как щит, направлять его надо против врагов нашего спасения, и в первую очередь против врагов невидимых. Но «гневаясь, не прегрешайте» — говорят святые отцы о том, что иногда мы применяем гнев против людей. Мы должны гневаться только на грех, ненавидеть грех, но жалеть грешника, даже если он преступник.

Отец Глеб Каледа говорил, что есть грех, который является преступлением, и есть грех, который не является преступлением, также есть и преступление, которое не является грехом. Понятие греха и преступления полностью не совпадают. Взять хотя бы наших новомучеников: с точки зрения советской власти они были преступниками — а для нас они святые. И наоборот. Женщина совершает аборт: с точки зрения общества все нормально, а с точки зрения Бога это — страшное дело, убийство. Отец Глеб, например, вообще не рассматривал человека как преступника, потому что для тюремного священника все эти люди не преступники, для него они кающиеся грешники, которые находятся на разных стадиях покаяния. И задача священника в том, чтобы помочь человеку найти в себе силы подниматься от ступеньки к ступеньке.

— Когда общество требует введения смертной казни, значит ли это, что оно отказывает в прощении своим преступникам?
— Лишать человека жизни — это значит лишать его примирения с людьми и с Богом. Как говорил отец Глеб Каледа, «мы расстреливаем не того человека, которого приговаривали»; и в их числе было много людей озлобленных, которые уходили, считая общество виноватым перед ними. Не говоря уже про такие известные случаи, как, например, с маньяком Чикатило. Пока его ловили — расстреляли несколько невиновных человек. Их приговаривали к смертной казни, а Чикатило объявлялся снова. Так было шесть раз. Общаясь с пожизненно заключенными, я вижу, что в основном это люди не умершие духовно. Жизнь, которая им оставлена, — оставлена им не зря. Дико даже подумать, чтобы кого-то из них расстрелять. Пожизненно заключенные и так живут не очень долго — пять-восемь лет. Тяжесть грехов гнетет человека, и его жизнь довольно скоро кончается. А если такой, действительно виноватый, человек долго живет после вынесения приговора, это о чем-то говорит, это тоже свидетельство того, что его жизнь приобрела новый верный смысл, — как же такого «нового» человека расстреливать? Может быть, он раскаялся и прощен Богом? В тюрьме жизнь человека, пришедшего к вере, вообще сильно меняется. Я часто вижу, что заключенные, которые проявляют усердие к вере, очень часто выходят досрочно на свободу. Господь принимает их труды и прощает их грех. Только, к сожалению, общество простить их уже не в состоянии. Выйдя на свободу, бывшим заключенным бывает трудно найти себе работу, как-то устроиться в жизни — это способствует их озлоблению. А зло порождает зло.

— Почему прощать так трудно?
— Прощать трудно по нашей гордости. А борьбе с гордостью нет предела, это вопрос всей жизни. Но в первую очередь простить надо самого себя. Нам сказано Богом — люби ближних, как самого себя, а это значит, что себя тоже надо простить. Не судить не только других, но и себя не судить, не пытаться приклеить ярлык: вот я хороший или я плохой. Просто иметь перспективу, понимать, что самое главное — смириться. Не с грехом, а принять себя, осознать, как мы несовершенны. Представьте подсвечник: посмотришь на него сбоку — одна свечка выше, другая ниже, а посмотри на него сверху — все, чего ты там достиг в жизни, долго ли ты горел, много ли ты там насветил или мало, — разницы для Бога в этом нет. Горел ты и горел, стремился к Богу — значит, Господь тебя простит и возьмет к Себе. Иногда поднимают такой вопрос: кто будет спасен? Есть такое мнение, что все, кто хотят, все попадут в рай. Но, конечно, надо не просто сказать «я хочу», это нужно показать своей жизнью. И всегда, в самых тяжких своих случаях мы должны помнить о Христе, который, безвинный, с Креста молился: «...Отче! прости им, ибо не ведают, что творят» (Лк. 23: 34).
===

Прощение — главная форма противостояния злу
http://www.nsad.ru/articles/proshhenie-glavnaya-forma-protivostoyaniya-zlu

Прощение как лекарство
— Я работал в Южной Осетии через две недели после военных действий с Грузией, с людьми, пережившими бомбежку и плен. Все они были объединены чувством ненависти к грузинам. Даже в Церкви, если и не высказывалось явного гнева, отношение к Грузии как к врагу было явным. Но поскольку открытая конфронтация закончилась и вовне эту ненависть проявлять было уже невозможно, она начинала разъедать людей изнутри, постепенно сменяясь депрессией или рикошетом отражаясь на отношениях друг с другом. И когда я попытался сказать осетинам о прощении, я думал, что захлебнусь в волне ярости, которой была встречена эта идея. Казалось, прощение невозможно. Но по мере того, как вспоминались дни осады, люди, которые были в Цхинвали, говорили, что там произошло чудо: при четырех днях постоянных бомбежек погибло сравнительно мало людей в сравнении с тем, сколько могло быть жертв при таком обстреле. Люди молились. Героически повело себя священство. Ни глава Южноосетинской Церкви митрополит Георгий, ни другие священники не уехали из обстреливаемого Цхинвали. Они организовали духовное стояние, и люди чувствовали, что находятся под покровом свыше. И когда осетины стали говорить о благодарности Богу, когда они осознали, что Бог их защитил, стало возможно говорить о том — а что они могут сделать в ответ? И мы стали говорить о прощении. Вдруг вспомнились случаи, когда и с грузинской стороны находились люди, которые по-человечески себя повели.

На этом примере видно, что прощение — главная форма противостояния злу, которое живет в человеке и разрушает его. В христианстве тема зла связана с первородным грехом — когда человек возжелал присвоить себе право, которое было только у Бога, решать, что есть добро и что зло. Из этого вытекают все остальные следствия, которые и лежат в основе того, что есть обида, зло и прощение. Почему так страшно решать, что такое хорошо и что такое плохо? Адаму для этого надо было отказаться от безусловного принятия справедливости и изначальной благости того мира — Рая, в котором он находился. То есть взять на себя право судьи, ввести свою систему оценок, где в центре стоит свое собственное мнение. Я сам — хозяин своей судьбы. Я сам — бог. Но как только человек начинает рассматривать себя как творца, он начинает мыслить с очень простых позиций: добро — то, что мне доставляет удовольствие, что мне полезно. А то, что для меня неприятно, дискомфортно — это зло. Нарушение собственной системы ценностей воспринимается им как нанесение ущерба и вызывает эмоциональную реакцию — обиду.
====

Дорогие братья и сестры !

Простите меня, грешного за мои вольные и невольные проступки и неприятности доставленные вам в прошлом. Бог да пошлет нам благодать взаимного прощения!  Мир вам и радость и лёгкого поста.

Д.М.


суббота, 5 марта 2016 г.

"Неправда, друг не умирает. Лишь рядом быть перестает..."

03.03.2016 скончался диакон Андрей Тихонравов клирик храма св. Анастасии Узорешительницы, С-Петербург. Молимся о упокоении новопреставленного.
И вспоминаем свою жизнь, которая неразрывно сплетена с его жизнью в нашем храме.

























12.08.2012 о. Андрей Тихонравов. Об исцелении бесноватого отрока. 

Иисус после Своего Преображения возвращается с горы Фавор с двумя
учениками, а остальные девять учеников находились в Его отсутствии…  И в то
время к ним обратился отец этого болящего отрока, который бесновался в период
новолуния - сейчас это у нас называется лунатизмом, такое заболевание. Бес,
который в нем находился под видом приближения этого периода, под видом того, что
влияет Луна, как известно, ввергал его в такие состояния, когда он бросался то в
огонь, то в воду, то есть, готов был погибнуть.
И отец тут обращается к ученикам, но те не могут исцелить этого отрока. И
здесь можно вспомнить такой момент, когда Моисей сходит с горы Богоявления и
обнаруживает, что его народ, верный Богу, оказался в тот момент неверен ему, взял
себе золотого тельца. Здесь ученики тоже находятся в таком состоянии неверия,
потому как речь идет опять-таки о вере. Потому что не было веры ни у отца, ни у
учеников в тот момент не было той веры, которая могла бы исцелить отрока и
изгнать этого беса.
И ученики, уже сомневаясь в том, что не оставила ли их благодать, данная
Богом, оставшись с Ним наедине, спрашивают: “Почему мы все-таки не смогли
исцелить этого болящего отрока?” На что Господь им отвечает: “Доколе я буду с вами
как врач, который дает рекомендации больному, а больной не выполняет”. То есть,
сколько бы врач ни бился, а больной не хочет следовать советам врача. И отвечает
ученикам: ” По неверию вашему вы не смогли исцелить этого отрока. И род сей
изгоняется только постом и молитвой”.
Этот отрывок здесь очень удачно звучит потому, как с завтрашнего дня вы все
знаете, начинается Успенский пост. Иоанн Златоуст сравнивает пост и молитву с
двумя крыльями, которые легче воздуха. И человек, который воспаряет с такими
крыльями, достигает с верой ( хотя бы маленькой, как горчичное зерно, которое,
если оно посеяно и в человеке есть, то вырастает в дерево, как вы знаете из притчи
Господней). Дай Бог нам иметь хотя бы веру с горчичное зерно, которая может и
двигать горы.

09.12.2012 о. Андрей Тихонравов.  Об исцелении согбенной женщины. 

Лк 13:10-17
Я постараюсь хотя бы какие-то общие моменты здесь с вами осмыслить.
Почему Господь исцеляет в день субботний и почему возмущается старейшина?
Вроде бы совершилось чудо, и женщина полностью исцелилась от своего недуга, им
нужно было бы радоваться и ликовать по этому поводу. Но старейшина этого
собрания возмущен: как же, всё внимание должно уделяться ему как старшему и
главному, а тут приходит какой-то сторонний Учитель и отвлекает внимание народа и
требует признания от него. Но он прикрывается словами о том, что необходимо
делать в те шесть дней, которые положены по закону.
А этот закон о седьмом дне отдыха символизирует отдых Бога после
сотворения мира, когда Он почил от дел Своих, и этот день посвящен Богу. И в этот
день люди должны были от своих мирских дел отстраниться и вообще ничего не
делать. И в самом начале Адаму было поручено соединить землю и небо, так как он
был не только от земли, как животное, но и по образу и подобию своему создан
Богом, и ему было дано, как сделать это соединение, но Адам не справился по
известным нам причинам. И вот Господь, новый Адам, Иисус Христос, выполняет это
соединение именно в этот день. Этот день символизирует не только отдых, он
символизирует собирание новых сил для предстоящей трудовой недели, для
предстоящих новых дел. И поэтому эти чудеса, происходящие в субботу, они и
означают, что свершилось это соединение земного и небесного в лице Господа, и Он
показывает, что Он приносит новую жизнь, Он наполняет этот день Собой, и людей,
которые утратили свои силы. Господь называет старейшину лицемером:
прикрываясь такими словами, как будто бы правильными, о законе, он на самом
деле говорит одно, а в душе и в сердце его совсем другое. От лицемерия до
осуждения очень небольшой, маленький шаг, всего один. Мы всегда находимся в
такой опасности, когда обсуждаем кого-либо, перейти к осуждению. Нужно бояться
этого обсуждения и стараться не начинать делать шаг в сторону осуждения. И вот
исцелённая женщина, она близка нам чем? Тем, что и мы под грузом своих забот,
каких-то грехов. И эти заботы могут быть и материальными, они могут быть
болезненны, и мы точно так же идём и обычно к концу своей жизни сгибаемся ниже и
ниже. И уже взгляд наш так же видит перед собой только маленький пятачок наших
забот, наших немощей, наших каких-то обязанностей. А о том, чтобы поднять голову,
увидеть звёздное небо, для нас это редко. Приходя в церковь, мы имеем такую возможность, как  возглашает священник, «горе имеем сердца». Здесь мы имеем возможность подняться, расправить свои плечи и выпрямиться, и получить даже такие крылья, чтобы от земного вознестись к небесному.

31.03.2013 о. Андрей Тихонравов. Свт. Григорий Палама и его учение.

Существует такая аскетическая духовную жизнь, которая называется исихазм.
Исихия в переводе с греческого покой и молчание всю свою жизнь. Свт. Григорий
Палама планировал в молчаливом созерцании провести жизнь, но Господь рассудил
по – другому, он поставил его как орудие в защиту Божественной истины. Мы знаем о
знаменитом споре Григория Паламы и Варлаама, который прибыл из итальянского
города Калабрия и был воспитан в традициях западного схоластического
богословия, т.е. богопознание, через рассуждения, через схоластику, через чтение
книг, одним словом, путём разума человеческого. Увидев, такую практику восточную
исихастскую, Варлаам стал смеяться над ней, ибо была такая практика,  когда
глазами своими монахи наблюдали за своим пупком.
Григорий Палама говорит – не человек созерцает такой свет, а свет этот
находится сверх обычного понимания. Конечно, Варлаам не имел такой практики и такого опыта, и на соборе было признано, что он не прав. Максим Исповедник
называет  символом Божественного торжества Фаворский свет.
Значение Григория Паламы в том, что Божественная энергия в переводе на
наш язык действия неотделима от Божественной сущности. Благодать исходящая от
Бога, не отделяется от Него, она является нетварной. Это было проговорено,
осмыслено, и таким образом мы понимаем, как человек обоживается. Поэтому и
говорят, что обоживание происходит по благодати. Иначе как мы можем быть
связаны с Богом. Мы не причастны к Его сущности, а через благодать можем иметь
причастность.
Последователями исихазма в Русской церкви были св. Паисий Величковский,
прп. Серафим Саровский. Хочется сказать, что нам ближе путь разумного
осмысления. Может быть мы не увидим Фаворского света в своей жизни. Но
вспомним слова прп. Серафима Саровского: «Стяжи мир в своей душе и вокруг тебя
спасутся тысячи». Хотя бы преуспеем на этом поприще. Аминь.


01.12.2013 о. Андрей Тихонравов. О богаче.

[И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей:  душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так [бывает с тем], кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.(Лук.12:16-21)]

(...) ошибочное направление, ибо он поступил как человек, который  забыл о том,
что этот урожай зависит не только от его трудов, многое зависит от благословения
Божия, от погоды, от многих причин. То есть урожай не был заслугой этого богача,
как бы праведно он ни управлял своим хозяйством.
Но он помышляет в себе о том, как будто бы это богатство полностью заслужено им,
принадлежит только ему - он радуется и веселится, думая: если я богат, то уже
благословлен Богом, и тем самым уже спасение моей души этим гарантировано. Он
живет, не задумываясь о том, что нужно поделиться с теми, у кого есть нужда, об
этом он и не помышляет. Получается таким образом, что духовно он уже умер.
Но все мы помним заповедь блаженства, что именно милостивые помилованы будут.
Вот в чём заключается счастье - не в счастье обладания земным, но миссия
человека на земле служить не себе, а жить по примеру нашего Спасителя Господа
Иисуса Христа, Который явился не для того, чтобы Ему служили, а для того, чтобы
служить нам. Аминь!


21.09.2014 о. Андрей Тихонравов.  Праздник Рождества Богородицы.

Поздравляю вас с великим праздником Рождества Богородицы! Священное
Предание благовествует нам о том, что родители Богородицы, праведные Иоаким и
Анна, долгое время были бесплодны, до пятидесяти лет у них не было детей, и они
сильно по этому поводу печалились, ибо пророки говорили о том, что в любой семье
есть возможность явления ожидаемого Мессии. А если не было детей - значит, по
каким-либо грехам Господь Бог лишал это семейство ожидания. И вот однажды,
когда Иоаким хотел принести жертву и пришел в храм, то священник не принял его
жертвы и сказал, что до седых ты дожил лет своих, нет у тебя чад, видно чем-то ты
прогневал Бога и видно грех на тебе большой, и я не могу принять у тебя жертву.
Опечаленный Иоаким удалился в пустыню, где паслись его стада, и сорок
дней проводит в посте, молитве, покаянии, и сокрушается о том, чем он так
прогневал Бога, что Тот не дал ему детей. А в это время его жена Анна молится в
саду. Она узнала, что произошло, и молится в саду, и к ней является ангел и говорит:
молитва твоя услышана. Родится у вас ребенок, и назовете его Мария, и через
вашего ребенка исполнятся все пророчества. Так и случилось. Анна обещала, что
посвятит ребенка Богу, отдаст его в храм на служение Богу. Так это и произошло. У
них родилась дочь, которую они на двенадцатый день назвали Мария. Как мы знаем,
через Марию явился на землю и воплотился Иисус Христос.
Имеет большое значение, какие были родители, и какой ребенок родился у
них.  Господь оставлял Себе остаток святых людей, которые исполняли Его
заповеди. Мария является мостом, который соединяет человечество падшее с
Богом. Ибо, когда Адам был изгнан из рая, услышал такие слова: будешь
возделывать в поте лица землю свою, и возрастут там тернии и волчцы. Что могло
бы произрасти из неплодной земли греховной человеческой сущности, если бы не
было такого Божьего Промысла? И дай Бог нам, по словам Богородицы, которая
сказала: «Се раба Господня, да будет мне по слову Твоему» иметь такое же
смирение, имеется в виду, такое же совпадение воли нашей с волей Бога.


































Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Васонофий 4 марта по всем храмам и монастырям епархии разослал циркуляр следующего содержания: "Благословляется во всех храмах и монастырях Санкт-Петербургской епархии внести в синодик для вечного поминовения об упокоении диакона Андрея Всеволодовича Тихонравова, скончавшегося после продолжительной болезни на 46 году жизни 3 марта 2016 года."

воскресенье, 21 февраля 2016 г.

"Слепой поводырь для зрячих"

Об истории сборника о новомучениках и моих надеждах на перспективу.


Начало - покаяние. Воспоминание о разрушенном храме


История сборника о новомучениках началась с моего попадания в родовое село Гореново на смоленщине. Там я узнал, что сами сельчане разрушили свой храм. Ужаснулся, потому что ведь полсела родственники дальние. Начал с креста с покаянной надписью, закончил маленьким храмом. И все это время шли нескончаемые диалоги. Местные каяться отнюдь не желали: вся Россия так делала, мы что - особо провинились?!
Подробнее в фильме: http://youtu.be/m2QF8oPEqGI. Думаю, что логика здесь заложена Промыслом Божиим задолго до моего появления в Гореново: это логика покаяния, которое кто-то должен принести Богу за то, что творили на своей земле наши предки в последние сто лет. Если недосуг смотреть фильм, но есть желание познакомиться с этой историей, ее можно прочитать в текстовом варианте: http://gorenovo.blogspot.ru/2012/07/blog-post.html. А про славное прошлое этих мест можно прочитать здесь: http://gorenovo.blogspot.ru/2012/08/blog-post_18.htmlhttp://gorenovo.blogspot.ru/2012/08/blog-post_7.html и http://gorenovo.blogspot.ru/2012/10/blog-post.html
Когда я решил доказывать гореновским мужикам фактами, что не все люди рушили храмы, как в Гореново, были и те, кто боролись за них, страдали, гибли, - мне потребовалось найти именно мужиков в пример... и их-то мало нашлось в житиях, оказывается, львиная доля материала повествует о людях высокой жизни и высокого положения - епископы, старцы, монахи, священники, ну, дьяконы в крайнем случае. А простых людей почти нет. Получается, что не предали Церковь лишь ее иерархия и монахи. Но это не так. Просто очень несправедливо отнеслись к мирянам, да и их мало кто записывал, видимо, сил не хватало, приходилось выбирать о ком успеешь записать. Архивы раскрыли свои двери ненадолго. Сейчас, например, все прекратилось, материал брать негде.

Поиски аргументов в споре: не все предали Церковь. Нужны примеры.


И вот в этой ситуации я решил написать главе историко-церковного направления игумену Дамаскину (Орловскому), чтобы получить у него убедительные примеры. Он ответил, примеры привел. Я нашел на любимом мной сайте "Правмир" журнальный вариант нескольких житий, и поскольку их делала бывший редактор нашего питерского епархиального журнала "Вода Живая" Анастасия Коскелло, был убежден, что это уже апробированный материал, его надо лишь отпечатать и сброшюровать. Впоследствии оказалось, что не все так просто: выяснилось, что А.Коскелло публиковала на "ПравМире" самочинно ею переделанные без ведома автора произведения иг. Дамаскина, который был этим возмущен и запретил перепечатывать ее творения. Пришлось все переделывать. Добавился опыт внутрицерковных искушений, но появилась и твердая опора на мнение серьезного ученого - о.Дамаскин взял сборник под свой контроль, чему я очень рад. Выяснилось, что существует и целая серия авторизованных публикаций для массового читателя, сделанных им самим для журнала "Фома" - они и составили сборник "Слепой поводырь для зрячих".


Лишний "ноль". Господь увеличивает тираж.


При этом я хотел сделать 15 распечаток - в каждый двор, плюс еще благодетелям и священникам в Рославль. В принципе мне бы хватило ксерокса. Но к этому времени у меня уже был опыт получения благотворительной литературы в издательстве "Сатис", поэтому я решил посоветоваться - нельзя ли издать это профессионально, малым тиражом, но красиво? Директор "Сатиса", посмотрев материал, сказал: это надо просто издать, нужный сборник. И посчитал как ему это будет выгодно, то есть уже не малый тираж в моем понимании на 15 дворов и еще маленько, а малый тираж для издательства, который хоть не в минус по затратам.
Поскольку я никогда еще ничего не издавал, а оперировал цифрами в районе 10 тысяч максимум в своей церковной благотворительности, то я поверил бумажке с расчетом, в которой мой глаз усмотрел цифру такого же порядка, что за такие деньги можно что-то напечатать. И как всегда раскидал по всему кругу общения смс и мейлы. Люди откликнулись, по 500, по 300 руб, кто-то и тысячу. Но в конце меня порадовал  мейл от одного из давних церковных знакомых, он писал, что рассказал по случаю о моем начинании своему другу, а тот сказал, что он все оплатит. У него кто-то пострадал в репрессиях, тема близка.

Я на радостях полетел в "Сатис" и только в разговоре там вдруг выяснил, что я не увидел еще один ноль, а цифра-то в десять раз больше...
 И как это я так ошибся, я недоумевал, и что людям сказать - тоже. И решил, что надо сказать правду. И отписал своему знакомому, что надо извиниться перед благодетелем, тут такая дурацкая вещь вышла... Стыдно, но что делать. И что же? Приходит мейл, читаю и глазам не верю: благодетель согласился, он все равно решил тираж оплатить!
Бывают моменты, когда явственно чувствуешь: это Господь. Такое и в Гореново бывало. Вот с этим сборником, например. Тираж-то не 15 штук, а четыре тысячи получился. Так что хватило на всю страну рассылать знакомым. 

ПОДРОБНЕЕ о сборнике:


http://dima-mixailov.blogspot.ru/2016/01/blog-post_30.html

ПРОСЬБЫ: об отзывах... 

Я ощущаю необходимость серию продолжать. Это такая же необходимость для миссионера, как необходимость подкладывать в костер свежие дрова, чтобы он не потух. Родилась идея серии сборников, в приемлемом формате, популярном, но верифицированном авторами исполнении (не научно, но и не примитивно), дешево и много. Этот сегмент книжного рынка совсем пуст: все выпускают толстые и дорогие научные книги.

Сейчас мне нужны письменные отзывы на выпущенный сборник, чтобы обосновать необходимость продолжать работу, получать финансирование - и для реальной оценки эффективности такого формата подачи материала. Очень желательно отзывы от разных по социальному и интеллектуальному уровню людей, церковных и нецерковных. Интересует восприятие, сильные и слабые места проекта. Прошу в этом помощи и надеюсь на нее.


...и о молитве за благодетелей


Еще прошу молитв о тех, кто сделал возможным появление сборника и его рассылку в дар: о здравии р.Б. АЛЕКСИЯ и НАДЕЖДЫ, ДИМИТРИЯ, ГРИГОРИЯ.

Прошу также молитв о наших  прихожанах: 

 о упокоении н/прест диак. АНДРЕЯ
 о здравии тяжко болящего МИХАИЛА.

КОНТАКТЫ

Дмитрий Михайлов, СПб, приход храма св. Анастасии  (+79818132778, отзывы можно на dima.mixailov.spb@gmail.com, или почтой 199034, С-Петербург, В.О., 18 линия, д.15, кв. 6 Михайлову Дмитрию Евгеньевичу)