суббота, 13 октября 2018 г.

"Помнить нельзя забыть" 13.10.2018. Свежие впечатления о поездке на Койранкангас

"Помнить нельзя забыть" 13.10.2018. Свежие впечатления о поездке на Койранкангас.

С праздником  Покрова Пресвятой Богородицы!

Накануне праздника Покрова Пресвятой Богородицы православные верующие из церковных приходов храмов Санкт-Петербурга и области принесли радость молитвы за усопших в места скорби на Ржевском полигоне, 13 октября 2018 года  была отслужена панихида на местах расстрелов в закрытой зоне Ржевского полигона - урочище Койранкангас.




Обычно я старалася составлять максимально объективный отчет о нашем пребывании на Койранкангасе, чтобы даже тени моих переживаний не примешивать к нему. Чисто научный отчет: вот новые могильники, вот артефакты, доказывающие, что тут именно расстреливали, что это люди убитые лежат. Это сейчас кажется очевидным. А восемь лет назад это было открытие. И сейчас это для вновь приходящих шок.




 Осеннее солнышко косыми лучами пронизывает пожелтевший лес, идут по тропе люди, и после городской суеты тишина целительно охватывает душу, настраивает на покой и мир... и вдруг в конце тропы люди в камуфляже с лопатами, и ямы, очень неглубокие ямы - а в них люди. И вдруг ты понимаешь, что под всем этим благополучием и миром внешним лежит нечто страшное и темное, спрятанное на очень небольшой глубине.







Господь говорит к сердцу челоека такими образами, которые трудно не понять. Под всей нашей сверкающей и несущейся непонятно куда суетой лежит наше непережитое, а просто неглубоко зарытое прошлое, и мы очень не хотим его открывать, потому что не знаем что с ним делать. И восемь лет продолжается эта Божия школа, которая дает нам всем один урок в год, Учитель знает, что ученики у Него не очень хотят учиться, и много от них не требует.
Сегодня у меня спросили вновь пришедшие: "Вам не страшно?" И я впервые за эти годы задумался, как незаметно тот страх, нормальный человеческий страх перед соприкосновением с мертвым, со смертью - куда-то ушел, я стал воспринимать эти выезды как часть своей работы духовной. Мне хочется другое, но надо ехать на Кангас, потому что надо и все.




Спрашивающие пришли потому что интересно, а я потому что надо. Лично мне надо делать эту работу ради покаяния. Если ты хотя бы раз сам в себе откопал под слоем сегодняшней жизни важность прошлого, как-то ощутил связь между историей страны и историей твоего рода, тебе уже не надо долго объяснять, что твоя личная история - только небольшая вершина айсберга, который ты даже не знаешь, и это неизвестное прошлое твоего рода очень существенно отражается на всей твоей нынешней и будущей жизни. И если тебе дает Господь шанс сделать хотя бы шаг, чтобы выйти из колеи, проложенной для тебя равнодушием и грехами твоих предков, ты должен быть просто сумасшедшим,чтобы не использовать дарованный шанс.



В дуэльном кодексе было правило, что сам выход на дуэль уже был достаточен для защиты чести. И мы выходим на Кангас на дуэль с сатаной, который сделал все, чтобы сперва люди тайно и беззаконно убивали друг друга, а потом стыдливо и лукаво прятали концы в воду, покрывая старые расстрельные могильники то скотомогильниками, то обычными кладбищами, то площаками жилых и производственных новостроек. И он же сейчас делает так, что новое поколение, живущее в виртуальном мире мобильников и интернета с младенчества, вообще скоро будет с усмешкой говорить, что эти сказки про расстрелы надо забыть. Для них чья-то мудрая и упрямая воля шаг за шагом "зачищает" историю, и голос живой острой боли непосредственных потомков погибших тонет в хоре множества других голосов, спокойно обсуждающих из нашего исторического далека, как это всегда естественно при модернизации страны лить кровь миллионов. Я слышал недавно такое выступление молодого историка, иронично и смело "ломающего догмы", наработанные за тридцать лет гласности, открывшей возможность говорить страшную правду о непомерной цене нашей относительно сытой и относительно спокойной советской жизни эпохи застоя, по которой все сильнее ностальгируют те, кто ее не видел.

Это совсем не только проблема расстрелов, лагерных кладбищ на забытых лагпунктах, это проблема и военных захоронений. И потому так немного людей в камуфляже, которые обнаруживают забытые могилы, - и военные, и расстрельные, и лагерные, - и так немного людей, которые на эти вновь открытые могилы приходят. Ведь и на кладбище вырваться в поминальные дни тоже проблема, тоже работа. Но на кладбище лежат МОИ покойники, а на этих полянах - ЧЬИ?



В фильме о Ржевском полигоне есть только один человек, который достоверно знает, что именно на полигоне лежит его отец. Всю жизнь он боялся говорить об этом, всю жизнь боялся перейти речку Лубью, за которой начинается полигон - страна смерти, поглотившая его отца. Когда он пришел в "оттепель" в Большой дом, надеясь узнать об отце, ему сказали, что его не ждали. Он пробовал объяснить, и услышал: ваш отец - капля в море. А для него эта капля была морем, которое его утопило. И нет сомнения, что когда генерал А. Курков неожиданно рассекретил Левашово, куда свозили хоронить уже убитых, он сказал правду, но не всю.


О Левашово:
http://visz.nlr.ru/pages/repressii-levashovo-istoriya
https://lev.mapofmemory.org/



Генерал решал важную политическую задачу своего времени - "выпустить пар", дать место для выражения чувств всем, кто так долго молчал и прятал эти чувства. Эти люди, всю жизнь прожившие в советской неправде, поняли намек и молча проглотили обиду - им было властно указано, где плакать о своих, и они покорно пошли туда плакать. Хоть что-то лучше, чем совсем ничего. Но эти люди стареют и умирают. И скоро в генеральскую ложь поверят благодаря уже накатанной традиции - да, дескать, было в Москве Бутово, а в Ленинграде Левашово - и все. И мы будем дальше жить в буквальном смысле на костях убитых, совсем не думая и не помня об этом. 

А чтобы нам легче было отказаться от памяти, ее прошлые и нынешние хранители изобретали и изобретают способы ограничить к ней доступ. Говорить, как в прошлом, не запрещают, но поскольку нет притока новой информации, понемногу становится просто не о чем говорить. Разве что вздыхать и разводить руками, вновь и вновь ощущая свое бессилие. Если единственным мерилом правды о прошлом признать упорное молчание наших официальных архивов о том, кто эти люди, лежащие в неглубоких ямах на Койранкангасе, тогда каждое посещение - очередное признание нашего поражения. Да, скажут нам ироничные молодые историки, вы доказали, что кто-то  кого-то убивал за что-то на данном месте. Ну и что? Кто? Кого? за что? когда? В общем, давайте не акцентироваться на том, о чем нет документальных данных из официальных архивов.

Поэтому надо искать и находить иной смысл, и он есть только для верующих в то, что жизнь не завершается окончательно смертью тела. Тяжко и страшновато спрыгивать в яму, чтобы снять вблизи пробитый череп, запрокинутые руки, от которых остались лишь кости.  Стоишь на убитом человеке. И зачем ты к нему пришел? чтобы снять его застывшее навсегда страдание? чтобы доказать кому-то что это страдание действительно было, оно имеет географическую привязку и документальное подтверждение? И я достал свечи, зажег и дал поисковикам, прочитал над убитыми молитву и воткнул свечу в бруствер раскопа. И на душе ощутимо полегчало.

Человек, о котором я только что молился, наблюдая за нами из вечности, незримо был рядом - и я наконец сделал то, ради чего можно оправдать и этот раскоп, и наш сюда приход. В не очень уже отдаленном будущем нас с ним ожидает встреча. Они уже дома, а мы здесь пока в гостях. И подобно тому, как выход на дуэль спасал когда-то честь человека, так и наш выход на Кангас спасает честь народа, который в нашем лице все-таки нашел в себе силы действовать вопреки столь почтенному в этом мире здравому смыслу, правильно расставить знаки препинания в предложении
  "помнить нельзя забыть"


Койранкангас
Расстрельные места на Ржевском полигоне
Что известно о расстрелах в Урочище Койранкангас
http://kojrankangas.blogspot.com/2012/11/blog-post_3.html?m=1

Летопись возрождения исторической памяти
http://kojrankangas.blogspot.com/2014/10/blog-post.html?m=1

Из истории служения панихид на Кангасе и изучения мест тайных погребений:
12.10.2013 Койранкангас. Фото О. Б. Алексеева
http://kojrankangas.blogspot.ru/2013/10/12102013.html
АКТ О проведении 12 октября 2013 года поисково-разведывательных мероприятий в урочище Кайранкангас
http://kojrankangas.blogspot.ru/2013/10/12-2013.html
Койранкангас 2017 год

ФИЛЬМ: "Расстрелы на Ржевском полигоне"
http://kojrankangas.blogspot.com/2018/09/2017-10-17.html?m=1

Традиционное осеннее поминовение на местах расстрелов совершается в октябре под Праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Важную роль в поддержании этой традиции принадлежит приходу Храма Спаса Нерукотворного Образа на Дороге Жизни города Всеволожска (http://vsevhram.com/news1/memory_of_our_fathers/и приходу храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Шпалерной улице (https://www.bcex.ru/) и Центру "Возвращенные имена" при РНБ (http://visz.nlr.ru/pages/repressii-koyrankangas)
А также множеству добрых людей, которых одному Ему ведомыми путями приводит Господь в это место скорби и памяти.




Очень важно для передачи и сохранения исторической памяти и поддержания традиции молитвенного поминовения убиенных, погребенных на Ржевском полигоне в урочище Койранкангас и других местах, каждому из нас рассказывать об этом в своём круге общения. 
Можно использовать для этого настоящий текст и/или  ссылки на публикации:

КОЙРАНКАНГАС
краткие заметки Алексея Крюкова и Анатолия Разумова
на сайте «Возвращенные имена»
http://visz.nlr.ru/pages/repressii-koyrankangas 
Фильм «Расстрелы на Ржевском полигоне: между Красным и Большим террором»
https://www.youtube.com/watch?v=bbmCCYkvE-w&t=144s 
Блог «Койранкангас»
http://kojrankangas.blogspot.com/

Комментариев нет: