воскресенье, 24 декабря 2017 г.

Притча о мытаре и двух фарисеях

Притча о мытаре и двух фарисеях

Когда мы читали и обсуждали в миссионерском центре "Атриум" известный фрагмент евангельского текста Лк 18:9, у меня возник вопрос о смысле слов :
<Новый Завет. От Луки святое благовествование. Глава 18
14 > 
"Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится"
===
Прошло немного времени, и Господь ответил на вопрос рассказом моего церковного друга . Много лет он помогает для причащения вывезти в храм человека преклонных лет, живущего с пьяницей сыном, с нецерковным окружением, где никто не привык не только возить в храм немощных, но и сам в храм попадает согласно пословицы, когда гром грянет. 
Много было за годы общения искушений, и вот одно из них мой друг мне рассказал как притчу из жизни, когда я ему описывал наши евангельские чтения и моё недоумение, которое осталось неразрешенным. 

Было так. Однажды мой друг приехал, как всегда, под вечер, после чая собрались они со стариком вычитать правило ко причащению. На аналой с молитвословом выпрыгнула любимая кошка, единственное живое существо, которое вызывает у старика одну только радость. Старая кошка посмотрела на них глубокими все понимающими глазами, какие бывают у детей. Старик растроганно улыбался, гладил её и в сотый раз с неизменным воодушевлением описывал чудо от Тихвинской иконы Божией Матери : "Я её увидел, когда она умирать собралась, вот так же она мне в глаза глянула, я ужаснулся, такая смертная тоска в её глазах была. Упал на колени, слёзы ручьем, молю Божию Матерь. Так и уснул от усталости за молитвой. Просыпаюсь оттого, что кто-то меня в спину толкает. Оглянулся, а это она поползла, и ползет ко мне, до лица доползла и лизать стала. Долго-долго мне лицо вылизывала, все лицо, представляете!  Благодарила. Она выжила, я считаю это мне от Божией Матери подарок "
Кошка ещё раз пристально посмотрела на обоих говорящих, словно поучаствовала в беседе, одним этим взглядом сказав больше, чем люди. 
Старик вздохнул и стал столь же привычно жаловаться на сына. "Жалко его очень, пропадает на глазах, погибает. Что делать с этим не знаю". После чуда с кошкой как - то само собой вырвалось у моего друга : "Да просто молиться так, как за кошку!" Старик с сомнением покачал головой, ему уже не привыкать молиться за  сына, да что-то не слышит Бог. 
Они замолчали, что тут скажешь. Читать ему мораль, что сын ценнее кошки? Сказать, что ему эту чудо-кошку Господь и послал для ободрения, чтобы молился и не унывай? Может быть и есть люди, способные убедительно это сказать, но и мой друг за эти годы сам, не говоря худого слова, мысленно поставил крест на судьбе пропойцы и матерщинника, разрушившего свою жизнь и словно "жало в плоть" каждодневно уязвляющего престарелого своего родителя. 
Кошка-то, она ведь как часть природы, она не грешила...
Вздохнули, повернулись к аналою, чтобы начать читать молитвы. И вдруг в дверях появился только что помянутый непутевый сын. Он прошёл мимо и сел у стола, взяв в руки газету с кроссвордом, стал читать его, задал несколько вопросов из вежливости. Странно, он был трезвый и не матерился. 
Оба молитвенника в недоумении переглядываясь, все не решались начать читать Канон. Не отрываясь от кроссворда сын тихо сказал : "Да вы читайте, я же вам не мешаю" 
Потом мой друг много раз прокручивал в памяти этот момент. Что помешало ему начать чтение? Наверное, показалось очень неблагочестиво, что сын сидит спиной к иконам, да ещё и кроссворд этот...
Мало ли чего от него можно ожидать. 
Старик нарушил молчание: "Иди к себе, мы молиться будем" Сын, не отрывая глаза от газеты, пробормотал : "Ну чего ты, я же не мешаю ведь... "
Отец остался непреклонен. Сын ушёл, что-то бормоча по пути про попов и особенно ревностных верующих, и друг мой ясно почувствовал вину, что промолчал. Надо было сказать, что все нормально и просто начать читать молитвы. 
Старик тоже понял, что сделал что-то не так. Но извиняться пошёл не он, а его гость. Однако вернуть сына уговорами не удалось.
" Вы давайте там молитесь, а я лучше закурю",- с обидой отвечал грешник, и никаких извинений от "праведников" он не принял. 
Канон вычитали, легли спать. А наутро случилось так, что у старика ноги "не пошли",  да плюс ещё одно явление старческой слабости окончательно выбило его из колеи. В храм он не решился в тот день идти. А мой друг пошёл, и исповедь его была полна искреннего раскаяния. 

Боже, буди милостив нам, грешным фарисеям... 

Комментариев нет: