Рассылка обновлений по Email

вторник, 20 ноября 2012 г.

ОТВЕТЫ ДЛЯ НИКОЛАЯ

Дорогие братья и сестры !

Много раз я обращался к тем, кого можно достичь с помощью писем по электронной почте или кто читает блог, просил о молитве и материальной помощи - и всякий раз Господь помогал через кого-то разрешить насущные проблемы. На этот раз проблема заключается в поиске ответов на вопросы наших невоцерковленных братьев.

У меня уже пять лет есть дело, которое я веду с переменным успехом, без большого энтузиазма, но с пониманием его необходимости и невозможности просто так, по своей воле его завершить. Это касается отношений с людьми из села Гореново на Смоленщине, там когда-то жил мой род, и там был старостой мой прадед. Село умирает, там осталось человек 15. И причиной тому, на мой взгляд - -совершенный некогда грех, святотатство: Божий храм люди разрушили ради своих нужд, уложили в дорогу, в основания домов, в основания хозяйственных зданий. И вот Господь наглядно им показывает, что бывает в таком случае. Никакие ссылки на общую разруху в России меня не убедят: я читал в архиве много дел на закрытие храмов, там в каждом случае обязательно собирали подписи, что люди сами (!) просят закрыть храм. Это уже после храмы грабили и разрушали. А начиналось все с массового отречения от Христа. Ведь храм - Дом БОЖИЙ. Лукаво оправдывая себя, оставшиеся в живых наследники отступников приводят самые разные аргументы "за" такое поведение. И село умирает.

Эти годы я сам понемногу "входил в тему", понимая всю глубину нашего падения. Наверное, понял не до конца. Но уже понятого хватило на то, чтобы начать пытаться что-то сделать в покаяние: вначале поставить крест на месте храма, потом организовывать там службы, и в этом году впервые создали какое-то молитвенное помещение, переоборудовав вагончик-бытовку и поставив его рядом с тем местом, где некогда был храм Св. Троицы, в центре села.

Теперь вопрос заключается в том, как двинется или не двинется дальше это дело. И силы, и средства для дальнейшего строительства оказалось найти вполне реально. Но Епископ поставил условием придания этому деланию церковного статуса наличие человека из местных, который бы взял на себя ответственность за создаваемое молитвенное строение (как оно будет названо, еще вопрос, но в данном случае несущественный). И вот среди вего населения есть несколько людей, в принципе вполне годных для этой задачи, один из них - Николай, - как ныне принято говорить, представитель социально ответственного бизнеса. Он владелец пилорамы, и по мере сил снабжает своих гореновских бабушек, отстаивает их интересы, и он же помогает в моих усилиях в последнее время.

Но вот вопросы воцерковления идут крайне "туго", и потому трудно ему понять, а мне объяснить, что важно придание делу статуса церковного, а не нашего личного делания. И это существенно даже в хозяйственном плане. Потому что любой благодетель поинтересуется - а как епархия, одобряет или нет? Но дело даже не в желании получить деньги и построить новый храм вместо утраченного. Даже если ничего не будет воссоздано, а село умрет - умирать, как и жить, можно по-разному. И я уверен, что Господь дает время именно для осознания грезха и хотя бы мысленного покаяния в нем. А это означает, что человеку, прежде чем наводить порядок в святом месте, надо навести его в своей голове.

К сожалению, местное священство, в силу разных причин, этой задаче может помочь лишь очень косвенно, постоянных контактов со священниками у гореновцев  нет. И из Питера эти контакты организуются плохо. Мой приход мне существенно помогает - книгами, журналами, дисками, деньгами. Но в главном - в диалоге с живыми людьми, с ответами на их вопросы, остаешься один-на-один. Даже один на много. Часто мне приходит в голову советских времен КВН, "Клуб Веселых и Находчивых". Миссионер, - а это именно внутренняя миссия, внутри самой Церкви, - должен быть веселым и находчивым. Но это не все, часто именно командный характер дает ту необходимую синергию, которая приводит к успеху.

Умилительно после возвращения в город присутствовать на наших службах и катехизации - как небо от земли отстоят наши умные речи от тех простых вопросов, которые мне ставят на селе. Я не буду занимать внимание тем, на что смог бы ответить сам. Но есть такие темы, где вроде бы знаешь что сказать, но это надо уметь сказать. И тут мне нужна помощь моей "команды". Не в том, чтобы вместо меня что-то говорили мои братья и сестры, а в том, чтобы подкинули ссылки и цитаты из серьезных книг и статей, передачи радио и фильмы, точно бьющие в цель.

Я сформулирую как умею "сложные" темы, буду благодарен, если откликнется моя просвещенная Церковь и поможет через меня передать эти ответы моей непросвещенной Церкви, как дар любви.

1) Бог позволил разрушить наш храм. Если бы он (храм) был ЕМУ нужен - Он бы никогда не позволил его разрушить, так ведь? Или Бог оказался слабее на тот момент?

2) А почему население пошло за коммунистами? Ведь были раньше верующие, а после пошли за ними.

3) Храм создать - дело хорошее, но времени на все ведь нет. Вот святые - другое дело: они только молятся, а мы все детей растим и дело делаем на земле. Вот займусь я церковным, а жена поглядит-поглядит и уйдет. Как можно без ущерба для своей жизни в церковное дело серьезно включаться?

4) Церковь нынче богатая, могли бы и сами нам храм построить,  вон в каких машинах священники ездят. Мы еле концы с концами сводим, почему мы должны еще и что-то строить церковное?

5) А бывают ситуации - и смех и грех. Одна бабушка, наиболее "церковно активная", потеряла сына, умер внезапно. А до этого городской храм решил оказать им помощь дровами, но только одиноким. Поэтому летом ее в список не включили, и теперь осенью дров не подвезли. В сознании бабушки все это не соединилось и возник вопрос: почему я хожу в церковь ( это так она оценивает свое присутствие на ежегодных молебнах у креста) а мне Бог не помогает, а тем, кто не ходит - помогает?

Вопрос глубже "бытовухи", по быту мы с Николаем что-то предприняли. Сама тема наших "заслуг" по жизни и перенесенных нами испытаний - люди очень высоко их оценивают, и потому ожидают от кого-то, - от Бога, от государства, от Церкви - уже здешнего воздаяния, - и это в корне противоречит всяким словам про покаяние. Они уже так плохо живут, на грани выживания, куда еще наказывать? И советская власть, рушившая веру и храмы, уже не выглядит плохо на фоне власти нынешней, убивающей их самих. Они прекрасно чувствуют, что официальная власть и официальная Церковь на них махнули рукой, умирающее бесперспективное село. Как, какими словами объяснять, что покаяние имеет смысл независимо ни от чего, как и грех остается на нас, потому что нынешние наказания только преддверие страшной участи в вечности - вместе с нашими предками-разрушителями, за вину которых мы несем ответственность?

ПИШИТЕ --> dima.mixailov.spb@gmail.com

Мне кажется, что вместе поискать ответы для них - полезно и для нас самих. Поэтому решаюсь просить о помощи.

Храни Господь
Дмитрий Михайлов

6 комментариев:

Татьяна К. комментирует...

Некоторые размышления на заданную тему. Пункты 1 и 2.
А был ли народ действительно верующим? Хороший вопрос и для сегодняшнего дня.
Со времен церковной реформы Петра 1 во главе русской Церкви стоял Святейший Синод, а во главе Синода гражданский нецерковный человек. И постановления Синода вплоть до 1917 года выходили под штемпелем - По указу Его Императорского Величества. Да и простые христиане причащались лишь пару раз в год по великим праздникам -во время поста да на именины.
А там грянула революция, террор, репрессии... Мир раскололся на гонителей и гонимых....и тех, кто думал, что их это не коснется.
Кажется, это уже было, и не один раз. Вспомнился труд Киприана Карфагенского "О падших" (середина , где он пытается ответить на вопрос, почему во времена гонений императора Валериана огромное число людей, убоявшись мучений, отреклись от веры.И тоже совем немалое их количество приняло за нее мученическую смерть.И вот примерно к какому выводу он приходит:

"Господь хотел испытать свою семью, и так как продолжительный мир повредил учение, преданное нам свыше, то сам небесный Промысл восстановил лежащую и, если можно так выразиться, почти спящую веру".
Киприан Карфагенский.

Анонимный комментирует...

Андрей Федоров. Здравствуй, Дима!

"""1) Бог позволил разрушить наш храм. Если бы он (храм) был ЕМУ нужен - Он бы никогда не позволил его разрушить, так ведь? Или Бог оказался слабее на тот момент?"""

Бог дал человеку свободную волю, что есть человек или группа людей могут делать так, как посчитают нужным. Даже в отношении к святыне или храму. Но является ли это угодным Богу, вот в чем вопрос? В осознании Воли Божией и состоит понимание какого либо события. Как это сделать, это другая тема, сейчас о разрушении. То, что храм разрушен - это следствие отпадения человека от Бога, то есть Бога при этом человек уже не помнил. И Бог этого НЕ ДОПУСКАЛ, это желание человека. А о том, что нужен ли храм Богу - храм Богу нужен тогда (Он допускает его строительство), когда есть люди, которые там будут молится, о себе, своих предках, совершать службы, духовно совершенствоваться, ИДТИ К БОГУ. И сейчас такое время настало. Значит настало время и возрождения храма.

Дополнительно можно сказать, не в ответ, что не обязательно строить храм большой, или восстанавливать старый, можно построить храм-часовню, с освященным престолом для Литургии.

Анонимный комментирует...

Андрей Федоров.

"""2) А почему население пошло за коммунистами? Ведь были раньше верующие, а после пошли за ними."""

Не все население пошло за коммунистами и не сразу, а постепенно. Некоторые "бабушки" до сих пор верующие, то есть хотя бы чувствуют Бога и молятся. Люди делятся на 3 условных части в этом смысле: 1. те, кто стал коммунистами 2. те, кто был с ними, но не забыл Бога 3. те, кто не пошел с коммунистами. Первые уничтожили третьих, а вторые КАК БЫ пошли за коммунистами. Но именно вторые и сохранили основы веры и передали их нам, пусть не полном учении Церковном, а только лишь на уровне души. Поэтому не все пошли за коммунистами. А почему пошли? Так время было такое - жить то надо было. О "высоком", в основном, не думали а власть тогда была властью. Мы же сейчас не думаем о том, что увлечение жвачками и западным образом жизни пагубно для нашей души. Так же и тогда с большевиками.


отправлено через гуггл-хром

Анонимный комментирует...

Андрей Федоров.

"""3) Храм создать - дело хорошее, но времени на все ведь нет. Вот святые - другое дело: они только молятся, а мы все детей растим и дело делаем на земле. Вот займусь я церковным, а жена поглядит-поглядит и уйдет. Как можно без ущерба для своей жизни в церковное дело серьезно включаться?"""

Святые - это те, кто уже доказал святость своей жизнь, те, в которых Бог действует Духом Своим Святым. А на земле - подвижники, не важно, в миру или монастыре. Степень ухода в веру разная. Но, как и во всяком деле, не нужно сразу с головой окунаться, сначала надо потихоньку изучить, начинать молится, изменяться внутренне. Читать примеры святых, как у них было в жизни. Внешне же отдавать все тому, как и что происходило раньше, не бросать ни семью, жену, ни работу и пр. Греховное только можно ограничивать, например, излишнее пребывание на развлечениях или просмотр нехороших передач. Но разумно. Потому что Бог в нас действует Духом и поначалу мы внутренне должны перестроиться. Внешне же постепенно все само измениться и мы научимся по Богу все устраивать. По Нему и с женой все уладится. Обычно за помощью в руководстве духовном обращаются к духовно более опытному человеку, который помогает сохранить баланс ухода в веру и "прошлой" жизни.


отправлено через гуггл-хром

Анонимный комментирует...

Андрей Федоров.

"""4) Церковь нынче богатая, могли бы и сами нам храм построить, вон в каких машинах священники ездят. Мы еле концы с концами сводим, почему мы должны еще и что-то строить церковное?"""

Церковь и люди - это разное. Церковь Христова, как собрание верующих, не богатая. Она не имеет ничего, кроме Бога в себе и верных Ему. А люди (или приходы) иногда бывают состоятельными. Но при этом их "богатство" материальное ничем не отличается от богатства директора крупного предприятия и т.п. И в этом случает распоряжение этими средствами - дело совести каждого. Но средства приходов (как и заводов) так же тратятся на храмы, на их содержание, электричество, отопление, ремонт и т.п. Некоторые средства выделяются на строительство новых храмов, но там, где это необходимо по тем или иным соображениям. Ставить-строить храмы везде Православная Церковь будет не в состоянии - даже если продать все машины, денег не набрать и на один. Поэтому храмы строятся все миром, то есть прихожанами и жертвователями. Машины дорогие - это часто обусловлено необходимостью, а разница между комфортом и необходимостью не настолько велика, чтобы построить целый храм. Настоятель большого собора в городе хотя бы из соображений представительских должен ездить на дорогой хорошей машине, а не на жигулях или маленькой иномарке и 300 тысяч ничего не решают. И часто это покупается на деньги состоятельного прихожанина. Депутаты много больше берут из бюджета народного официально.

"""5) почему я хожу в церковь (это так она оценивает свое присутствие на ежегодных молебнах у креста) а мне Бог не помогает, а тем, кто не ходит - помогает?"""

здесь поможет лишь участие и объяснение, что помогают в данном случае люди, составив график помощи, а не Бог непосредственно. И объясняющему пойти в храм городской и поговорить, нельзя ли и бабушке этой дополнительно помочь. И в этом случае Бог начнет помогать этой бабушке. То есть Бог дает возможность проявиться еще и объясняющему в Своем Великом Промысле.

отправлено через гуггл-хром

Анонимный комментирует...

Андрей Федоров.

"""Они прекрасно чувствуют, что официальная власть и официальная Церковь на них махнули рукой, умирающее бесперспективное село."""

Церковь не махнула рукой. Это не социальные структуры. А власть - это вопрос особый.

"""какими словами объяснять, что покаяние имеет смысл независимо ни от чего, как и грех остается на нас, потому что нынешние наказания только преддверие страшной участи в вечности - вместе с нашими предками-разрушителями, за вину которых мы несем ответственность?"""

Если покаяние объяснять через ответственность за чью-то другую вину или будущее наказание, его никогда не поймут. Грех вреден сейчас, он разлагает душу и душе греховной пугаться или иметь ответственность не свойственно. Покаяние начинается пониманием собственного духовного повреждения, на конкретных примерах, на отпадении от Бога. Потому что покаяние - это наше делание на пути спасения. Здесь можно привести пример совести, что, когда человек провинился чем-то перед любимым ближним, но не осмеливается ему сказать, то его постоянно гложет неудобство, а если попросит прощение искренне, расскажет (например, маме, что разбила вазу) все искренне, то и на душе станет легко и прочие грехи совершать будет труднее и мир в сердце наступит быстрее. Так же и с Богом.

Помощи Божией!

отправлено через гуггл-хром