|
|
|
|
XLV. Паримия на праздник Вознесения (Исаия LXII, 10–12; LXIII, 1–3. 7–9)
В сей паримии содержится обетование милости Божией к принявшим Спасителя и угрозы врагам Его.
Ис.LXII:10. Тако глаголет Господь: Идите враты Моими и путь сотворите людем Моим, и камение, еже на пути, размещите. Воздвигните знамение на языки
С сими словами Господь обращается к тем, которых в стихе 6-м той же главы (см. предыдущую паремию) Он назвал стражами, поставленными на стенах Иерусалима, – т. е. к пастырям и учителям Церкви, начиная с Апостолов. Идите враты Моими: разумеются врата новозаветной Церкви, представляемой здесь под образом города. Господь называет их Своими, потому что вступить в эту Церковь, значит вступить в общение или духовный союз с Ним. Господь Иисус запрещал Апостолам во время земной Его жизни проповедывать Евангелие язычникам: на путь язык не идите (Матф. X, 5). Но по воскресении Своем сказал им: шедше научите вся языки (Матф. XXVIII, 19). Эта же самая заповедь выражается в словах пророка: идите враты Моими и путь сотворите людем Моим. Это значит, что Апостолы и преемники их служения – пастыри Церкви, должны служить Господу не только в пределах Церкви, утверждая верующих, но и за пределами, за вратами ее, должны идти навстречу людям Господним, чуждым Церкви, но призываемыме Господом ко спасению. – Простирая к ним слово Евангелия, проповедники его должны заботиться об очищении пути их к Церкви от камней, – т. е. об освобождении их от грубых суеверий. Упорство их в этих суевериях, господствовавших в продолжение веков, будет главным препятствием к вступлению их во врата Церкви, которая есть столп и утверждение истины. На проповедников Евангелия возлагается обязанность устранить это препятствие, поколебать в них это упорство. – Воздвигните знамение на языки. Под знамением, вокруг которого должны, по слову веропроповедников, собраться народы, разумеется крест Христов. Сам Христос дал Своему кресту или учению о нем значение знамения, когда сказал о кресте: аще вознесен буду от земли, вся привлеку к себе (Иоан. 12, 32).
Ис.LXII:11. Се бо Господь слышано сотвори до последних земли: рцыте дщери Сионове: се Спаситель твой грядет, имеяй с Собою мзду и дело Свое пред лицем Своим
Определение относительно собрания к Церкви Христовой язычников Господь сделал известным по всей земле чрез проповедников Евангелия (стражей на стенах Иерусалима), которым повелел объявить дщери Сионовой, т. е. собственно народу Иудейскому, о грядущем Спасителе. Слова: рцыте дщери Сионове, в Евангелии Матвея приводятся в связи с пророчеством Захарии о торжественном входе И. Христа в Иерусалим (Матф. XXI, 5. Захар. IX, 9). Христос воссел на осла, на пути в Иерусалим. Это, по разумению церковных песнопевцев в службах праздника Ваий, имело символическое значение, – служило предызображением принятия в Церковь Христову язычников, не носивших ярма Закона, подобно тому, как молодое животное, на которое возсел Христос, не было приучено к ярму. Могло быть, что и пред взором пророков, созерцавших будущее событие входа Господня во Иерусалим, являлись не одни Иудеи, для которых ближайшим образом совершилось это событие, но вместе имеющие уверовать во Христа язычники. Он есть Спаситель, по самому имени Своему (Иисус значит Спаситель), всех людей, ибо пришел не для одних Иудеев, а наипаче для язычников. – Дальнейшие слова пророчества о Спасителе: имеяй с Собою мзду и дело Свое пред лицем Своим, показывают, что Христос Спаситель есть вместе праведный Судия, имеющий воздать праведным награду, и сделанное Им дело спасения и суда поддержать и утвердить (имеяй пред лицем Своим) несмотря на многие препятствия со стороны врагов Своих.
Ис.LXII:12. И прозовет я люди святы, избавлены Господем, ты же прозовешися взыскан град и не оставлен
В Ветхом Завете имя святых или священного, посвященного на служение Господу народа (Исход. XIX, 6) принадлежало сынам Израиля. Но в новозаветное время это наименование, по воле Господа, перенесено на всех верующих в И. Христа (1Петр. II, 9), как избавленных от суетнаго, проводимого без пользы для души, жития честною кровью яко агнца непорочна, и пречиста Христа (1Петр. I, 18. 19). – В остальных словах стиха под градом, который прозовется взысканным милостью Господа и неоставленным, разумеется Иерусалим в смысле новозаветной Церкви, которую так возлюбил Господь, что никогда не оставит ее Своею милостью, – с ней не случится того, что случилось с ветхозаветным Иерусалимом, утратившим прежнее свое значение, переставшим быть местом ветхозаветного Богослужения.
Ис.LXIII:1. Кто Сей, пришедый от Едома, червлены ризы Его от Восора, Сей красен во утвари (убранстве) , зело с крепостью? Аз глаголю правду и суд спасения
В этом и следующих пяти стихах (2–6) идет речь о победителе, грядущем из Идумеи в червленой (багряной) одежде. Он совершил суд над врагами Своими. Что это Христос, видно из того, что теми же чертами изображается Христос в Откровении Иоанна Богослова. Изображаемый у пророка Победитель глаголет правду (1); ризы Его червлены яко от истоптания точила (2); Он попрал врагов Своих яростию Своею (3). Подобно сему в Откровении Иоанна Богослова Христос называется истинным, праведным (Апокалипс. XIX, 11). Он облечен в ризы обагренные кровью (-13), мечем уст Своих убивает языки и топчет точило вина гнева Божия (-15).
Взору пророка представляется Христос под образом победителя, идущего из Идумеи, именно из столицы Идумейской Восора, облеченного в багряные ризы, прекрасного в Своем убранстве и по виду зело крепкого и могучего. Идумеи, т. е. потомки Эдома или Исава, были злейшими врагами народа Израильского и в сем отношении служили образом врагов Церкви Христовой. При виде Победителя врагов Церкви, пророк не узнает Его и обращается к Нему с вопросом: кто Он такой? и получает от Него ответ: Аз глаголю правду и суд спасения. Это значит, что Победитель враждебных ему народов, отнюдь не кровожадный и честолюбивый воитель, но праведный Судия, Которым произведен во имя правды строгий суд над одними, чтобы спасти от их неправды других. И Сам же Он приводит в исполнение Свой суд праведный.
Ис.LXIII:2. Почто червлены ризы Твоя и одежды Твоя яко от истоптания точила?
Пришедший от Едома Победитель предстал взору пророческому в червленых, т. е. багряных одеждах. Пророк вопрошает Его: почему Он облечен в одежды такого цвета, как если бы они омочены были в красном виноградном соку во время выжимания его ногами в топтальном точиле, – в известном, приспособленном к сему вместилище? – и слышит следующий от вопрошаемого ответ:
Ис.LXIII:3. Исполнен истоптания, и от язык несть мужа со Мною
На вопрос пророка Победитель-Христос отвечает: не удивительно, если одежды мои кажутся тебе напоенными виноградным соком: Я исполнен истоптания, – Я действительно топтал в точиле виноградные грозды и соком их пропиталась насквозь одежда Моя. – Под соком, как видно из дальнейших стихов (4–6), разумеется здесь кровь врагов Христа-Победителя, которых Он в гневе Своем попирал, как виноград попирается в точиле. Первыми и главными врагами Христа были Иудеи, – они поступили кровожадно со Христом и Его последователями и за сие поплатились своею кровью во время неоднократных восстаний против Римской власти, особенно при разрушении Иерусалима Титом. Римляне были в сем случае орудиями праведного гнева Христа. Сам Тит сознавал это, когда на предложение принять почетный титул за разрушение Иерусалима и усмирение Иудеев ответил отказом, сказав, что это дело Божие. Поистине это было делом правды Божией, которое Христос совершил, а люди были бессознательными исполнителями суда правды Божией, так что Христос-Победитель имел полное право сказать: от язык несть мужа со Мною, – никто из среды народов не разумел, что они действуют в Мою пользу, ратуют за Меня13.
Ис.LXIII:7. Милость Господню помянух, добродетели Господни во всех, имиже нам воздает. Господь судия благ дому Исраилеву наводит нам по милости Своей и по множеству правды Своея
Строги суды правды Божией над враждебными Христу Иудеями, изображенные в предшествующих стихах (1–6). Но Иудеи вполне заслуживают угрожающую им кару за свою неблагодарность к Господу, изливавшему на них безчисленные Свои милости, за пренебрежение их. Воспоминая эти милости, пророк говорит: Милость Господню помянух, добродетели Господни во всех, имиже нам воздает. Под добродетелями здесь разумеются славные и чудесные дела милости Господней, которые Он явил во всех, имиже воздает нам. Это значит тоже, что слова Псалмопевца: не по беззакониям нашим сотворил есть наш, ниже по грехом нашим воздал есть нам (Псал. CII, 10); т. е. по суду строгой правды мы заслужили строгого наказания; но Господь не воздает нам того, что мы заслуживаем. Он не только правосуден, но и снисходителен. Прославляя сие снисхождение в соединении с правдою Божиею, пророк говорит: Господь Судия благ дому Исраилеву, – Он справедливо судит народ Израильский, но справедливость растворяет благостию. Все что Он ни делает нам, что ни наводит, ни посылает нам, – Он наводит по милости Своей и по множеству правды Своея. Он строго поступает с нами с благою целью, – с целью вразумления и исправления.
Ис.LXIII:8. И рече: не людие ли Мои, чада, и не отвергнутся? И бысть им во спасение от всякия скорби их
О благоволении Господа к Израильскому народу свидетельствует то, что Господь избрал его из всех народов для того, чтобы вступить с ним в особый завет или союз. В силу этого завета Господь нарек сынов Израиля избранными людьми Своими (Исход. III, 10), особенно близкими и дорогими Ему, и во свидетельство особенной любви к ним нарек их чадами Своими (Исход. IV, 22. Второзак. XIV, 1), – поставил Себя в такое отношение к ним, что никак нельзя было ожидать, чтобы они отверглись Его, изменили Ему. Много скорбей сыны Израиля испытали особенно в Египте, но Господь бысть им во спасение от всякия скорби.
Ис.LXIII:9. Не ходатай, ниже Ангел, но Сам Господь спасе их, зане любит их и щадит их. Сам избави их, и воспрят их, и вознесе их во вся дни века
Воспоминаются здесь чудеса милости Божией к Евреям во время исхода их из Египта и по исходе. Моисей, изведший их из Египта, был только ходатаем, посредником между ими и Богом, орудием Его: не этот ходатай, а Сам Господь спас их чудесным образом. Равным образом не Ангел сотворенный предводил ими во время исхода их из Египта, а Сам Господь являлся в столпе облачном и огненном (Исход. XIII, 21). Правда, Являвшийся в этом столпе называется Ангелом (Исход. XIV, 19; ХХII, 20. 21); но это не сотворенный Ангел, а Сын Божий, второе Лице Св. Троицы, Ангел великого совета, судя по тому, что на Нем имя Самого Господа (Исход. XXIII, 21), что Он, когда явился в купине Моисею, назван в повествовании Моисея не только Ангелом, но также Господом и Богом (Исход. III, 4. 6. Слич. Второзак. XXXIII, 16). После того, как Евреи поклонились при Синае тельцу, Господь объявил, что не будет сопутствовать Евреям; но затем, преклоненный на милость ходатайством Моисея, дал обещание лично предводительствовать народу в дальнейшем его странствовании (Исход. XXXIII, 14). Равно и по водворении их в земле обетованной, во вся дни века, не раз избавлял их от врагов, воспринимал их в Свое благоволение, когда они обращались к Нему с мольбою о прощении и помощи, возносил их, помогал им со славою выходить из затруднений.
Рассмотренная паримия приурочена к празднику Вознесения Господня, по применению к событию Вознесения сказанного в паримии о победе Христа над Своими врагами. По объяснению отцев и учителей Церкви (Феодорита, Кирилла Александрийского, Иеронима и друг.), с вопросом: Кто Сей, пришедый от Едома? обращаются к вознесшемуся на небеса Христу небесные Силы. Их изумляет то, что Он является в багряной одежде. Христос отвечает им, что это следы крови побежденных Им врагов. Он сотворил суд и правду над ними. Под чувственным образом победы над врагами Христос дает видеть Свою духовную победу над темными силами, над враждебным Ему миром и грехом, и этого Он достиг один, без чьей-либо сторонней помощи, Своею смертью и воскресением. В подобном иносказательном смысле к Вознесению Христову Церковь применяет слова 23-го псалма, изображающего ближайшим образом шествие ковчега завета в новоустроенную Давидом скинию. Под образом этого шествия предуказано было ветхозаветным верующим шeствие Богочеловека с прославленною воскресением плотью в нерукотворенную скинию небесную, сопровождаемое и сретаемое на небесах Ангелами, т. е. Вознесение Господа. Одни из Ангелов вопрошают о Вступающем во врата неба: Кто Сей Царь славы? Другие отвечают: Господь сил, Той есть Царь славы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий