Не так давно у нас в храме служил на Вознесение Литургию
ЕПИСКОП ПАНТЕЛЕИМОН
Мы помним его еще по прежнему служению, ( председатель Епархиальной комиссии Москвы по церковной социальной деятельности, настоятель храма св. блгв. царевича Димитрия в Первой градской больнице) как замечательного организатора дел милосердия и больничного служения в Московской епархии. И теперь, вспоминая его давние наставления об организации этих трудов, вновь откроем давнюю публикацию, он РАССКАЗЫВАЕТ:
О служении милосердия на приходе
Сколько для этого нужно денег?
Нисколько.
Сколько нужно собрать людей для начала?
Не меньше одного.
Нужно ли специальное помещение?
Не нужно.
Есть ли специальные пособия по организации этого служения?
Есть - это книги Нового Завета.
У кого можно научиться этому служению?
У святых.
С чего же нужно начать? Нужно начать исполнять то, что написано в Евангелии: «Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф, 5, 42).
Если Вы не можете пока отдать по евангельской заповеди и верхнюю одежду тому, кто просит рубашку, и с тем, кто просит пройти одно поприще, пройти два, дайте просящему хотя бы то, что он просит, не больше. В самом начале можно даже меньше, чем он просит, но все-таки дайте хотя бы что-то и хоть чем-нибудь помогите.
Кому нужно начать помогать в первую очередь?
Начните с самых ближних. Совершайте дела милосердия дома. Жертвуйте своим временем, силами, желаниями, намерениями, планами. «Будь смел, решителен на всякое добро, особенно на слова ласки, нежности, участия, тем более на дела сострадания и взаимной помощи» (св. праведный Иоанн Кронштадтский). В храме перед службой или после службы обратите внимание на тех, кто находится рядом с Вами. Будьте отзывчивы к ним и старайтесь всех радовать и никого не огорчать. Очень важно помнить, что дела милосердия нужны прежде всего нам, а не нуждающимся в помощи. Прп. Авва Дорофей говорит, что если мы ухаживаем за больным, то «более больной благотворит нам, нежели мы больному». Помогая другим, мы прежде всего помогаем себе.
Как определить свою меру и не взять на себя больше, чем Господь возлагает?
Нужно следить за тем, чтобы огонь любви не погас в сердце. Если огонек едва теплится, нельзя класть в костер толстые и сырые ветки, они могут погасить пламя. Целью милосердного служения является не увеличение внешних дел и не попытка устроить рай на земле, а умножение любви.
Дата публикации: 20.04.2004
Продолжение (в нашей приходской жизни) - следует?
Три новых сотрудника появятся в каждом приходе
Автор Редакция портала "Православие и мир" дата: 23 декабря 2009 @ 22:43
Три новые должности должны быть введены в храмах: социальный работник, активист по работе с молодежью и педагог-катехизатор, – сказал на епархиальном собрании Москвы Святейший Патриарх Кирилл.
Cоциальный работник должен отвечать за организацию дел милосердия на приходе: «Социальную работу нужно начинать внутри самого прихода, как это было в апостольские времена. Ведь многие из прихожан остро нуждаются в моральной или материальной поддержке. Именно на них, в первую очередь, должно обратить внимание духовенства и приходская социальная служба.» – отметил Патриарх.
Организация служения потребует централизованной работы: «Предлежащий нам фронт работы обширен, встает вопрос о подготовке специалистов, способных организовать на приходском уровне полноценную социальную работу. Сейчас прорабатывается возможность создания специального центра подготовки таких кадров на базе одного из вузов Москвы», – сказал Патриарх.
Введение ставок социальных работников создаст новые рабочие места в городе. Вместе с тем, по слову Патриарха, настоятели не должны устраниться от дел милосердия и переложить все на плечи социальных работников.
Также будут введены должности педагога-катехизатора, ответственного за просветительскую работу прихода и молодежного руководителя. Введение должности молодежного руководителя потребует отдельной тщательной работы: «Если социальных работников готовят светские вузы, то с молодежными лидерами дела обстоят сложнее. Работать с молодым поколением на современном уровне у нас умеют немногие. Этому надо учиться, а учиться практически негде. Вот почему сейчас изучается проект создания Школы молодежных лидеров при Даниловом монастыре».
Все должности должны полноценно оплачиваться, сказал Патриарх: «Важно, чтобы за эти направления деятельности отвечал не активист-любитель на общественных началах, а профессионал.»
-------------------------------------------
Статья распечатана с Православие и мир: http://www.pravmir.ru
URL статьи: http://www.pravmir.ru/tri-novyx-sotrudnika-poyavyatsya-v-kazhdom-prixode/
----------------------------------------------------------------------------
Продолжение: 2010 г.:
http://www.sv-panteleimon.ru/information/377-2010-11-12-14-44-14.html
Как организовать служение милосердия
Четыре особенности церковного социального служения
Доклад
епископа Орехово-Зуевского Пантелеимона на пленарном заседании Первой
региональной конференции по церковному социальному служению «Новая эра
милосердия».
Церковное социальное служение имеет свои особенности, которые отличают
его оттого, что называют социальным служением в нашем обществе, в
учебных заведениях. Я смотрел учебники по социальной работе для
студентов вузов, где подготавливают таких людей. И хотелось бы сказать
об этих особенностях, чтобы не потеряться, чтобы сохранить свою
идентичность. Сейчас при входе в зал я встретил молодых людей с
музыкальными инструментами, спросил у них: «У вас, что здесь концерт?»
Ответили, что нет, была служба здесь. Мы, говорят, баптисты. У них тоже
социальное служение, у баптистов. Социальное служение есть у мусульман,
наверное. У них более крепкие семьи и социальное служение не так
востребовано как в нашей стране, где семьи разрушаются. Говорить об
особенностях нашего социального служения все-таки нужно.
Очень важно понять, для чего же это делаем мы, какая цель? Какой должна
быть форма этой деятельности. Мы должны сохранять свою верность Христу
и сохранять верность православному преданию. И поэтому наше социальное
служение нечто совсем иное, отличное от того, что сейчас совершается в
нашем государстве. И вот об этих четырех особенностях я хотел бы вам
сказать.
1) Первая особенность нашего с вами служения это то, что это служение
любви, со всеми вытекающими от сюда последствиями. Нельзя совершать это
служение, не имея любви. Можно делать его, не имея чувств любви. Трудно
иметь эти чувства к бездомному, который как-то не похож немножко на
нас с вами. Трудно иметь эти чувства к ребенку, который родился уродом,
трудно иметь эти чувства к людям, которые совершили какое-то страшное
преступление. Но, конечно, любовь – это не просто чувство, любовь – это
слово объемлет очень много важных для нас с вами вещей. Будем говорить
о вечном смысле этого слова, который известен нам с вами.
Любовь
– это БОГ. И это служение должно иметь все оттенки любви, должно иметь
всю глубину любви, должно обязательно иметь радость любви. Должно
иметь ту верность, которая есть в любви. Должно иметь своей целью, не
просто совершить какие-то действия, не просто осуществить какие-то наши с
вами планы, не просто сделать то, что нам кажется важным. Любовь,
которая есть БОГ, явление любви в мире - вот что есть такое церковное
социальное служение. Любовь – это когда другой человек, каким бы он не
был, является для нас радостью. Той радостью, какой он был для
преподобного Серафима Саровского. Каждому человеку, приходящему к нему,
он говорил: «Радость моя, Христос Воскресе!» Не лицемерил и не лукавил.
Это мы с вами вместо того, чтобы быть православными, стараемся
выглядеть таковыми. И, поэтому, в православной жизни, конечно, много
фарисейства, лукавства, такого не было конечно у святых. У преподобного
каждый был радостью. И нам нужно научиться эту радость знать,
чувствовать. Чтобы это было не просто вынужденное служение, как это
делают иногда медсестры в больнице, у которых не остается уже любви.
Они приходят на работу, стараются что-то сделать, но не имеют этой
любви.
У нас должно быть понимание того, что человек, к которому мы с вами
обращены в нашей деятельности, что человек этот – это образ Божий. Образ
Господа нашего Иисуса Христа. Человек носит на себе образ того, кто
воплотился на нашей земле, стал нашим учителем, нашим Господом. И служа
этому человеку – мы служим самому Иисусу Христу. Это мы должны помнить и
искать эту радость, радость, которая одна только является целью
человеческой жизни.
Гедонизм – это страшная, конечно, философия. И современное общество,
которое ищет удовольствия, придет к страшному концу. Но радость,
конечно, - это цель человеческой жизни. Господь хочет отдать эту
радость, этой радости научить. И поэтому, совершая это служение, мы
должны научиться радоваться тем людям, которым мы с вами помогаем. В не
зависимости от их внешнего вида, в не зависимости от преступлений
совершенных ими, от того какой они национальности, веры, знакомы они нам
или не знакомы.
Радость должна быть обязательно, надо искать эту радость. Вот это
служение будет служением именно любви. Мне кажется это самое главное,
если этого не будет, если это уйдет, если мы об этом забудем с вами, то
это служение не будет по-настоящему церковным. Тогда оно не поможет, а
помешает прийти людям в церковь. Тогда наше служение станет стеной,
препятствием для человека, он не увидит за этим любви, которая должна
быть. Конечно же, если это служение - любовь, то мы тоже должны любить
друг друга. Мы должны учиться этой любви. Я думаю, что Москва должна
помогать всем другим регионам, поскольку в Москве мы живем лучше, чем
вы, у нас больше денег, больше еды, больше одежды, больше комфортных
условий жизни. Поэтому мы каемся. Мы мало помогаем, мало что-то делаем
для вас. Конечно, мы должны делиться, даже бандиты делятся друг с
другом, у них такой закон. Тем более мы христиане должны это делать! Эта
любовь должна нас связывать с вами. И наше собрание должно быть не
просто теоретической какой-то конференцией, некой галочкой в отчете. Не
просто неким мероприятием, а должно быть собранием, где тоже
присутствует Христос, где есть любовь.
2) Вторая особенность. Она немножко такая трудная и не всеми может быть правильно понята.
Совершая социальное служение, в отличие от безбожников и коммунистов,
мы должны помнить, что этот мир, в котором мы живем – обречен. Мы
должны помнить, что каждый человек, который рождается в этот мир, умрет.
Мы должны помнить, что каждый человек, пришедший в этот мир, будет
страдать. Мы должны помнить, что не сможем всем помочь, мы не сможем
окончательно устранить ту несправедливость, которая есть в мире. Мир
идет к своему концу, любовь иссякает. Уходит.
Без этой памяти, без этого знания, мы можем стать благодушными
деятелями, о чем- то мечтать, потом разочаровываться от того, что ничего
у нас не получается. Ничего и не должно получиться в этом мире, не
надо обольщаться. Не надо думать, что вот собрались мы вместе и теперь
во всех епархиях начнется работа. Не будет этого ничего, не
обольщайтесь. Не потому что вы плохие, не потому что нет денег или нет
людей, а потому что мир, в котором мы живем, в нем действует грех,
действует зло. И чтобы обессилить это зло, нужно принести себя в
жертву.
Господь, когда пришел на землю, Он же не устроил никаких социальных
институтов. Он собирался с апостолами, помогал тем, кто к Нему приходил.
Сам никому не отказывал, Сам исцелял больных, был Любовью. Умер на
кресте. Те люди распяли Его на кресте. Не нужно думать, что наше
общество разделит с нами наши идеи. Я думаю, что наша деятельность
обречена на поражение. Мы не можем победить зло, мы можем умереть со
Христом, мы можем жертвовать собой, можем сострадать и сочувствовать
людям. И самое главное, что мы можем – мы можем этим людям помочь понять
тайну страдания. Получается противоречие: с одной стороны мы
стараемся, чтобы страданий было меньше, и в тоже время должны помочь им
понять тайну страдания. Это не я придумал, мне об этом говорил о.
Иоанн Крестьянкин, когда мы были у него с директором нашего училища, он
сказал, что задача сестры милосердия помочь больным полюбить свою
болезнь.
Не лишать его сочувствия и сострадания, а если мы готовы сами
сострадать, то наша любовь и милосердие помогут людям переносить
страдания. Мы не сможем облегчить все страдания на земле, но мы можем
помочь людям узнать о страданиях Христа. Мы можем согреть сердца
любовью, и тогда никакое страдание не будет им страшно, в этом отличие
церковного социального служения, которое отличает его от социальной
работы государства, скажем. От тех программ, которые принимает
государство. Если это забудем, то мы или отречемся от Бога, думая, что
здесь можно устроить рай. Или откажемся от своего дела, будем нести как
тяжкое бремя, безрадостно.
3) Третья особенность – мне кажется, тоже очень важная и если мы о ней
не будем помнить, ничего у нас не получится. В церкви есть разные
служения. Есть служение певчего - у человека хороший голос, он поет на
клиросе. Это замечательное служение. Потому что если в храме можно
закрыть глаза, то нельзя заткнуть уши. Если хор плохо поет, невозможно
молиться, хочется уйти в другое какое-то место. Поэтому, это служение
очень важно. Есть служение священника. Это наше такое особенное
служение. У кого-то есть дар слова, он может говорить замечательно.
Но есть служение - общее для всех христиан. Вот сегодня была Литургия,
на которой не все вы, к сожалению, причащались. Но Литургия – это общее
дело. И таким же служением является служение милосердия, если в этом
служении не будут участвовать все члены церкви, оно будет неполным. В
этом служении должны участвовать не просто социальные работники, не
только сестры милосердия, не только дьякона. Наша задача объяснить всем,
что это служение, как и служение Евхаристии на Литургии – общее. Как
есть главная заповедь о любви к Богу, которую мы исполняем, вместе
собираясь на Литургии, так и заповедь о любви к людям должна совершаться
совместно. Вместе.
Были времена, когда это нельзя было делать вместе, когда каждый должен
был делать в одиночку, когда в лагерях помогали своим собратьям
заключенным. Была такая святая Татьяна, которая собирала посылки в
тюрьмы священникам, писала письма, утешала. Такое замечательное служение
у нее было.
Сейчас мы можем это делать все вместе, всей церковью. Приучать детей к
этому служению. Нужно подвигать батюшек на это, к сожалению, не все
находят на это время. Сестры милосердия, например, спрашивают: как
уговорить батюшку прийти в больницу. Упросить, умолить, настоять,
намекнуть на архиерея, объяснить. Если батюшка придет – принять с
любовь, угостить, батюшки тоже нуждаются во внимании. Батюшка спешит,
нужно ему объяснить, что это за человек, например: человек, что лежит на
койке – ветеран войны или женщина замечательная и т.д. Чтоб он увидел
личность в этом человеке. Помочь ему.
Сам Патриарх Кирилл в этом служении участвует. В прошлом году на Пасху
он был у бездомных, в этом – был у детей-инвалидов. И уделяет этому
много времени. Поэтому в нашей епархии так много социальных начинаний.
Не нужно думать так: вот социальный работник, пусть занимается. Нет,
это только маленькая часть. всех людей, всех прихожан нужно к этому
подключать. Есть разные формы для этого. Есть у нас такая форма - мы
собираем людей, которые готовы жертвовать часть своих денег. И те, кто
жертвует сотую часть, называем Друзьями милосердия и с их помощью мы
сейчас собираем полтора миллиона в месяц. И люди готовы жертвовать,
готовы в этом участвовать. Если не может человек давать деньги, не
может сам помочь, он может молиться о нас, о тех нуждающихся, которым
мы с вами помогаем. Это дело всей церкви, а не только социальных
работников или сестер милосердия.
4) И последнее. Четвертая особенность. Господь заповедал дела
милосердия делать в тайне, если мы будем об этом слишком много говорить,
говорить больше, чем делаем, то нас Господь осудит как лицемеров. На
самом деле сердца людей располагаются не пиаром, а подвигом других. О
мучениках у нас в стране никому не было долго известно, скрывалось это,
замалчивалось. Но именно они, мученики помогли тому, что наша церковь
стала свободной. Именно их кровь, их подвиг, невидимый для нас, он
преклонил помощь Божью на нашу страну. Некоторые говорят – людей не
хватает, как бы их привлекать. Да не надо никого привлекать. Тихо
спокойно делать свое дело, заниматься не собиранием людей, не собиранием
денег, а деланием добра. Ты, САМ, пойди и сходи в больницу, Хочешь
других послать? Денег нет? Ну и хорошо, деньги – это такое искушение и
хорошо, что их нет. Делай на те средства, которые есть. Самим делать это
дело, маленькое, в тайне, незаметное дело, но жертвуя собой. И тогда
будет успех. Вот, я прошу прощения, что такие четыре особенности я
озвучил перед вами. Мне казалось важным поделиться этим с вами.
Источник "miloserdie.ru"----------------------------------------------------------------
http://uteshenie.karelia.ru/site/Social/
Социальное служение в приходах Карелии
СОЦИАЛЬНОЕ СЛУЖЕНИЕ В ПРАВОСЛАВНОМ ПРИХОДЕ КАК ЧАСТЬ ПОЛНОЦЕННОЙ ЛИТУРГИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
о. Лев Большаков
1. Литургический смысл служения милосердия. Диакония как изначальная функция Церкви
Признавая служение ближнему или, иначе говоря, социальное служение необходимой стороной своей жизни, Церковь подтверждает важнейший принцип православного учения о человеке как личности. В личностной, т. е. ипостасной сути человеческого естества прежде всего раскрывается его божественный образ. Терминология греческих Отцов Церкви принципиально точнее в этом отношении латинской терминологии, употребившей определения «персона» или «индивидуум».
В последнем случае указывается на самодостаточность, единственность человека, а в православном понятии «личность» выражается обращенность к другому. Лицо (лик) непременно открыто подобно тому, как каждое Лицо Святой Троицы бытийствует не самодостаточно, но обращенностью к двум другим в общении жертвенной Любви (Совет превечный, наилучшим образом выраженный зримо в иконе Св. Троицы преподобного Андрея Рублева). Культура, основанная на православном понимании человека как личности, прежде всего, свидетельствует о Любви как основе жизни, чем и отличается от индивидуализма, культивируемого в западной как художественной, так и социальной традиции.
Церковь как екклесия («община») не может существовать во всей полноте иначе, как во взаимном общении любви. Центральным событием Церкви как Тела Христова является Литургия («общее дело»). Таким образом, мистическая суть жизни Церкви имеет ту же основу, что и деятельная сторона ее жизни: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы», — таким призывом начинается Божественная Литургия. Удивительным образом Таинство содержит молитвы о самой жизненной, актуальной нужде — о единстве в союзе мира: «Нас же всех, от единаго хлеба и чаши причащающихся, соедини друг ко другу, во единаго Духа Святаго причастие;». И особое прошение — о « добротворящих во святых Твоих церквах, о поминающих убогия; воздаждь им богатыми Твоими и небесными дарованьми, даруй им вместо земных небесная, вместо временных вечная, вместо тленных нетленная». Вот как определяется в Литургии цена деятельной любви: ради нее временные человеческие жертвы превращаются Божественной Любовью в вечные дары Небесного Царства. Здесь прямая связь со смыслом евангельского чтения на Неделю о Страшном Суде (Мф, 25, 31 – 46).
Итак, в самые ответственные моменты своей жизни Церковь утверждает священный и вечный смысл служения тому, кто сотворен по образу и подобию Божьему, — человеку.
Недаром в повествовании о начале жизни Церкви в числе первых событий описывается избрание диаконов, имевших попечение о «раздаянии потребностей». Потому и в последующие времена эта изначальная функция Церкви именуется «диаконией».
С течением времени Церковь не меняет своей природы, ибо «Иисус Христос всегда и сегодня и во веки тот же» (Евр., 13, 8), а значит остается актуальным и диаконическое служение как постоянное действие Церкви в мире.
2. Миссионерское значение социального служения Церкви. Различие между гуманитарной деятельностью и диаконией.
Если православная община живет истинно как Церковь — Тело Христово, то и свидетельство ее о Христе совершается тем же образом, как свидетельствовал Он о Себе, т.е. «явил делом, что, возлюбив Своих, сущих в мире, до конца возлюбил их.» (Ин, 13, 1).
В доброделании эта способность проявить любовь, внимание, терпение до конца является отличительным признаком христианского служения милосердия. Причиной этого является не исключительная сдержанность и дисциплина, какую можно себе представить как качество хорошего профессионала или просто воспитанного человека, а нечто по природе иное, - некую внутреннюю свободу, радость, которая не помрачается тяготами служения и способна передаваться другому. Собственно, с этой радостью человек и идет к нуждающемуся, хочет поделиться ею. Тот источник радости, которую имеет в себе верующий человек, становится Источником исцеления всякого недуга, душевного и телесного: «Во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи» (Деян, 3, 6). Нет числа примерам такого свидетельства о Христе, сила Которого совершалась в немощи обычных людей, милосердствующих ради Него. И наоборот, самая обильная раздача гуманитарной помощи может оказаться совершенно бесплодной и даже вредной с точки зрения духовного укрепления нуждающегося человека, если не имеет в себе внимательной любви и радости о Боге.
Верующему человеку, готовому свидетельствовать о Христе, т. е. быть миссионером, служение милосердия дает самый верный путь к сердцам. Вместе с тем этот путь требует и очищения собственного сердца, иначе в нем не прояснится радость о Христе, нечего будет дать другому человеку, кроме временного облегчения. Диакония отличается от филантропии постоянством независимо от благоприятных или неблагоприятных условий. Как постоянна наша богослужебная практика, так постоянной должна быть и практика диаконическая, чтобы вместе с миссионерским служением составить полноту церковного служения.
3. Специфические условия, обеспечивающие диаконическое служение (наличие литургической общины, духовное и нравственное просвещение ее членов).
Мы понимаем служение милосердия как естественную, необходимую часть литургической жизни Церкви. Поэтому очевидно, что готовыми к такому служению будут только люди, участвующие в этой жизни. Верно и то, что по той готовности, с которой человек берет на себя какой-либо труд ради Бога и ближнего своего, можно судить о подлинности его христианского звания. Служение объединяет людей, недаром церковные сообщества, собранные для того или иного служения, назывались братствами.
Идеалы и стандарты современного общества индивидуалистичны, потому, как отмечалось выше, секуляризованная благотворительность и отличается принципиально от церковной: ее цель — акция, а целью церковной благотворительности всегда является человек. Ни для кого нет блага без любви, и потому так естественно, что именно литургическое единство, созданное жертвенной Любовью, делегирует из своей среды призванных к служению благотворительности. Литургическая община непременно содержит в себе тех, кто может служить Богу тем даром, который получил от Него: «И как по данной нам благодати, имеем различные дарования, то имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, в учении; увещатель ли, увещавай; раздаватель ли, раздавай в простоте»(Рим.12, 6–8).
Сказанное подтверждается многими примерами из современной жизни церковных общин: в собраниях верующих вне храма для чтения Евангелия, для научения вере и духовного просвещения образуются диаконичекие группы. Все они действуют под пастырским руководством священников, так что работа в такой группе является важнейшей частью духовной жизни члена общины. Спасение как цель всех усилий предполагает прежде всего победу над эгоизмом, самодостаточностью, гордыней, ленью. В конкретной практике милосердного служения духовная польза приобретается вернее всего.
4. Благотворительность в Древней Церкви
В апостольские времена попечение о нуждах бедных обеспечивалось диаконами, диаконисами, служащими при общине вдовицами.
В период после гонений церковные госпитали и монастыри делаются главными источниками благотворительности, принявшей форму массовой раздачи милостыни.
В Константиновскую эпоху сложилась практика благотворительности не за счет сборов среди верующих, а из епископской казны и церковного имущества. Появились и специальные доверенные лица, назначенные к распределению этих средств (в храме Св. Софии служило около 100 диаконов и 40 диаконисс). Целым городом казался комплекс благотворительных учреждений Свт. Василия Великого вблизи Кесари. Широко известны приюты и убежища для бедных, больницы для эпидемиологических больных, больницы и воспитательные дома для сирот. В должности «ксенодоха» — ответственного по уходу за бедняками — бывали и патриархи, например: св. Мина (536–552), св. Сергий (610–638). С именем Милостивый прославился Александрийский патриарх Иоанн (+610). Распространение монашества и основание монастырей также привело к росту заботы о бедняках.
Воспоминание о том значении, которое великие учителя Церкви придавали благотворительности, можно заключить словами Св. Иоанна Златоуста: « Церковь — не то, чтобы в ней плавить золото, ковать серебро; она есть торжественное собрание ангелов. Поэтому мы требуем в дар ваши души, ведь ради душ принимает Бог и прочие дары… Хочешь почтить тело Христово? Не презирай, когда видишь Христа нагим. Изрекший: «сие есть Тело Мое» и утвердивший словом дело, сказал также: «вы видели Меня алчущего и не напитали», и далее: «так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне». Для этого таинственного тела нужны не покровы, а чистая душа; члены же тела Христова, т. е. нищие, имеют великую нужду в нашем попечении». (Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на Евангелие от Матфея, Кн.2, М.,1993, с. 522).
5. Благотворительность в Русской Православной Церкви до октябрьского переворота
Эта сторона деятельности Русской Церкви хорошо известна по многим воспоминаниям и свидетельствам о служении Св. Иоанна Кронштадтского, особо именуемого праведным, Св. преп. мученицы Вел. Кн. Елизаветы Федоровны и многих других подвижников. Подробно описана также деятельность церковных благотворительных обществ и братств в19 – начале 20 века. Их работа приобрела характер широкого общественного служения, в которое были вовлечены представители всех российских сословий.
6. Благотоворительность в Русской Православной Церкви в наше время.
Служение милосердия в церковных приходах возобновилось достаточно активно сразу, как только исчезли внешние препятствия и ограничения. Сам этот факт подтверждает естественную потребность в таком служении для полноценной жизни Церкви, а также нужду в благотворительной работе, несмотря ни на какие многочисленные социальные государственные службы. Современная церковная благотворительность в России во многом зависит от иностранной гуманитарной помощи, чему есть свое оправдание: в 90-е годы хозяйство страны было настолько разлажено, что церковные группы просто не имели никаких средств для обеспечения нуждающихся, зато могли организовать добровольческую помощь. Не всегда современная церковная благотворительность ограничивается распределением гуманитарной помощи, тем более, что в самое последнее время поступление ее весьма ограничилось. И в 90-е годы, и теперь действуют церковные общества милосердия, в которых ведется настоящая работа с людьми. Об этом лучше рассказывать на конкретных примерах.
Протоиерей Лев Большаков
------------------------------------------------------------------
http://miloserdie.ru/print/1/5/169
Как превратить вещь в пожертвование
Речь пойдет о жертве вещами.
Меньше всего она должна походить на освобождение своего дома от ненужного хлама, который относят в церковь потому, что «жалко выкинуть». В притворе нашего храма вывешены объявления о том, что можно приносить, об этом мы часто напоминаем и устно, но многие не слышат нас: молча ставят пакеты с ненужными вещами около сторожа, забрасывают их за шкафчик или за батарею, а иногда и проще – «забывают» в храме. Из этих пакетов мы потом достаем старые купальники, нижние юбки с истлевшими резинками, давно не стиранную, с затхлым запахом одежду…
Для ненужных вещей есть контейнеры во дворах, которыми тоже часто пользуются нуждающиеся. Туда и только туда надо относить все ненужное из дома. Не надо обманывать себя и подменять жертву Богу, жертву нуждающимся просто уборкой собственной квартиры.
Если нет возможности пожертвовать новую вещь, можно принести и ношеную - так велика нужда в необходимом у бездомных и других неимущих. Но чтобы вещь превратилась в жертву, нужно приложить некоторое усилие.
Вещи надо перебрать, постирать, погладить, почистить, зашить, иногда заштопать, вставить резинки, иногда – молнию, пришить пуговицы, петли, вымыть обувь, снабдить ее шнурками. В лучшие времена некоторые верхние вещи и мягкие детские игрушки мы предложили бы еще сдать предварительно в химчистку.
Что чаще всего нужно? Брюки, рубашки (многие нуждающиеся предпочитают темные), свитера, куртки, ветровки, футболки, трусы, носки, спортивные костюмы, тренировочные брюки. Зимой – шапки, шарфы, рукавицы. Самое дефицитное из этого «мужского» списка – обувь. Она может быть старенькой, но должна быть удобной. Ноги у людей с улицы обычно больные, распухшие.
К женской обуви требования аналогичные. Туфли и сапоги на высоких каблуках вряд ли пригодятся: одевать модниц – не наша задача. Нужны широкие, разношенные, ставшие мягкими туфли, ботинки, босоножки, сапоги. Тапочки покрупнее пригодятся в больнице.
Из женских вещей нужны юбки (не «мини»), кофты, колготы, куртки, нижнее белье (не купальники и не комбинации), платки. Женские меховые шапки берут очень редко. Не пользуются спросом старого типа тяжелые демисезонные пальто, да и тяжелые зимние пальто с мехом – они быстро пачкаются, а чистить их трудно.
Подготовленные с душой, заботой, любовью вещи становятся истинной жертвой, особенно когда соединяются с молитвенной помощью несчастным: «Носите на доброе здоровье».
Меньше всего она должна походить на освобождение своего дома от ненужного хлама, который относят в церковь потому, что «жалко выкинуть». В притворе нашего храма вывешены объявления о том, что можно приносить, об этом мы часто напоминаем и устно, но многие не слышат нас: молча ставят пакеты с ненужными вещами около сторожа, забрасывают их за шкафчик или за батарею, а иногда и проще – «забывают» в храме. Из этих пакетов мы потом достаем старые купальники, нижние юбки с истлевшими резинками, давно не стиранную, с затхлым запахом одежду…
Для ненужных вещей есть контейнеры во дворах, которыми тоже часто пользуются нуждающиеся. Туда и только туда надо относить все ненужное из дома. Не надо обманывать себя и подменять жертву Богу, жертву нуждающимся просто уборкой собственной квартиры.
Если нет возможности пожертвовать новую вещь, можно принести и ношеную - так велика нужда в необходимом у бездомных и других неимущих. Но чтобы вещь превратилась в жертву, нужно приложить некоторое усилие.
Вещи надо перебрать, постирать, погладить, почистить, зашить, иногда заштопать, вставить резинки, иногда – молнию, пришить пуговицы, петли, вымыть обувь, снабдить ее шнурками. В лучшие времена некоторые верхние вещи и мягкие детские игрушки мы предложили бы еще сдать предварительно в химчистку.
Что чаще всего нужно? Брюки, рубашки (многие нуждающиеся предпочитают темные), свитера, куртки, ветровки, футболки, трусы, носки, спортивные костюмы, тренировочные брюки. Зимой – шапки, шарфы, рукавицы. Самое дефицитное из этого «мужского» списка – обувь. Она может быть старенькой, но должна быть удобной. Ноги у людей с улицы обычно больные, распухшие.
К женской обуви требования аналогичные. Туфли и сапоги на высоких каблуках вряд ли пригодятся: одевать модниц – не наша задача. Нужны широкие, разношенные, ставшие мягкими туфли, ботинки, босоножки, сапоги. Тапочки покрупнее пригодятся в больнице.
Из женских вещей нужны юбки (не «мини»), кофты, колготы, куртки, нижнее белье (не купальники и не комбинации), платки. Женские меховые шапки берут очень редко. Не пользуются спросом старого типа тяжелые демисезонные пальто, да и тяжелые зимние пальто с мехом – они быстро пачкаются, а чистить их трудно.
Подготовленные с душой, заботой, любовью вещи становятся истинной жертвой, особенно когда соединяются с молитвенной помощью несчастным: «Носите на доброе здоровье».
Нескучный Сад №7 (2003 г.)
ПРИМЕЧАНИЕ: В Покровской больнице регулярно требуются вещи на том отделении неврологии. где некогда служило наше сестричество милосердия. Когда мы там присутствовали, вещи появлялись регулярно, они сортировались и раздавались бомжам - когда бомжа принимают в больницу, его вещи, вшивые и грязные, сжигают. А сестрички больничные сами собирали тогда и наши вещи принимали с благодарностью. И сейчас тоненький ручеек вещей туда течет, с большими перерывами, правда. И есть возможность принять в этом участие. Поскольку Покровская больница - место исторического служения Церкви, она и возникла под эгидой Покровской общины сестер милосердия, и сейчас в ней есть храм, возникла и продолжает жить традиция на праздники, особенно Богородичные, украшать цветами палаты и коридор, и сестринскую на том же неврологическом отделении. На это требуются деньги, и в этом тоже можно поучаствовать. На отделении есть полки с книгами, и больные читают их, правда, частенько прихватывая домой. Поэтому и книги (в том числе худ лит), и православная периодика, тоже актуальны. Когда в 1918 году Собор епископов обсуждал приходской Устав, там были замечательные, увы. не реализованные по наше время мысли: поместная Церковь во всех своих проявлениях должна быть ПО МЕСТУ пребывания, то есть приход отвечает за ту территорию, где он молится Богу в своем храме, и Покровская больница - ближайшая к нам по расстоянию (как и детская инфекционная). В этом смысле наше участие в этой деятельности не выводит нас за рамки приходского служения, если понимать зону ответственности прихода территориально. Д.М.
----------------------------------------------------------------
http://www.verav.ru/common/message.php?table=news&num=4249
О церковном служении: обзорный материал о работе Комиссии по церковной социальной деятельности при Епархиальном совете Москвы
Одной
из тем, которые предстоит обсудить членам Архиерейского Собора Русской
Православной Церкви, станет опыт организации социального служения в
епархиях. Соборный сайт публикует обзорный материал о работе Комиссии по
церковной социальной деятельности при Епархиальном совете города Москвы
15 июня 2008 г.
15 июня 2008 г.
Социальная
деятельность является одной из важных задача церковного служения и
миссии в современном обществе. Во многих епархиях Русской Православной
Церкви созданы и успешно действуют отделы по социальной деятельности,
организовываются патронажные службы, проводится работа с заключенными,
инвалидами, людьми без определенного места жительства. Священники
посещают дома престарелых, детские дома и больницы.
Одной из крупнейших социальных служб в Русской Церкви является
действующая при Епархиальном совете города Москвы Комиссия по церковной
социальной деятельности, созданная по благословению Святейшего Патриарха
Московского и всея Руси Алексия в 2000 году.
В настоящее время в составе Комиссии трудятся 20 назначаемых Святейшим
Патриархом священнослужителей, которые несут послушания во всех 14
благочиниях города. Председателем Комиссии на протяжении 8 лет является
настоятель больничного храма в честь св. благоверного царевича Димитрия
при 1-й Градской больнице протоиерей Аркадий Шатов.
По предложению Комиссии и по благословению Святейшего Патриарха с 2004
года в каждом храме г. Москвы назначается ответственный за социальную
работу священнослужитель, что позволяет иметь представление о социальной
деятельности в пределах всей епархии.
В связи с этим необходимо отметить те цели, которые ставит перед собой
Комиссия: координация взаимодействия приходов и их социальной
деятельности в Москве, инициирование и поддержка новых социальных
проектов, прикрепление к каждому социальному объекту (дому ребенка, дому
престарелых, детскому дому для детей инвалидов, больнице и др.)
окормляющего храма. Сбор и распространение информации о социальной
деятельности Русской Православной Церкви является также одной из
ключевых задач Комиссии.
Помимо организации практического служения милосердия, клирики храмов
духовно окормляют то социальное учреждение, которое находится под
опекой храма — совершаются таинства и требы, проходит поздравление с
церковными праздниками, организуются лекции, встречи и катехизаторские
беседы проживающих и сотрудников со священником.
По данным Комиссии социальная деятельность Церкви в Москве в 2008 г. выглядит следующим образом.
Всего в Москве насчитывается 857 государственных социальных объектов, из них Комиссией и московскими приходами окормляется 615.
В том числе:
70 детских домов и приютов;
179 медицинских учреждений (больницы, госпитали, дома ребенка,
онкологические учреждения, родильные дома, психоневрологические
интернаты;
37 образовательных учреждений (учебные заведения, образовательные учреждения для инвалидов);
183 пенитенциарных учреждения (колонии, следственные изоляторы, тюрьмы, в
том числе и за пределами Москвы, но окормляемые московскими храмами);
94 учреждений социальной защиты (социальные центры и отделы, учреждения для престарелых).
Помимо государственных учреждений, в которых несут послушание клирики
Москвы и волонтеры, также существуют и собственно церковные службы,
которых насчитывается 329. Среди них:
25 благотворительных столовых;
3 богадельни;
6 братств;
66 групп милосердия;
11 патронажных служб;
10 медслужб;
12 сестричеств;
5 детских домов;
13 молодежных объединений и центров;
4 общественных и некоммерческих организаций;
65 пунктов сбора и распределения пожертвований;
24 службы помощи заключенным;
14 центров реабилитации алкогольно- и наркозависимых;
Одной из важных форм деятельности Комиссии является информационная деятельность.
Круглосуточная справочно-информационная служба (тел. (495) 972-97-02),
информирует о социальной деятельности московских приходов, операторы
службы принимают просьбы о помощи и собирают базу предложений о помощи. В
неделю в среднем поступает около 250 звонков. Из них просьб о помощи
разного рода (информационная, материальная, духовная, социальная,
организационная) — 92% от общего количества позвонивших. Предлагают
помощь 8% позвонивших. В сутки оператор принимает от 25 до 70 звонков.
Другим важным направлением информационной деятельности Комиссии является
ее печатный орган — журнал «Нескучный сад», в котором публикуются
новости о церковных и государственных социальных проектах, обзорные
статьи о социальном служении в других епархиях, информация о зарубежных
церковных инициативах, а также статьи о христианской жизни и делах любви
и милосердия. Выходит журнал 6 раз в год с 2001 года.
Комиссия и творческий коллектив редакции журнала «Нескучный сад» издают
буклеты «Как организовать социальное служение на приходе?», предлагая их
рассылку в разные епархии Русской Православной Церкви, DVD фильм «Кто
твой ближний?», ежегодный справочник «Социальная деятельность
православных приходов г. Москвы», распространяя их в учреждениях
социальной защиты.
Сайт www.miloserdie.ru, который посещает около 2000 человек в сутки,
состоит из тематических разделов, посвященных работе с бездомными,
детьми-сиротами, наркоманами и алкоголиками, заключенными. Сайт содержит
информационную базу о социальной деятельности всех московских храмов и
об окормляемых ими социальных государственных учреждениях. На сайте есть
форум добровольцев, желающих помогать реальным людям, а также через
сайт читатель может предложить помощь или попросить о помощи.
В этом году сложилась и оформилась добровольческая служба «Милосердие»,
насчитывающая более 500 человек, из них около 300 помогают одиноким
беспомощным старикам на дому, 50 человек посещает дома ребёнка, 30
человек помогают делать мелкий ремонт по просьбам нуждающихся, еще 30
помогают в детских домах для детей инвалидов; также волонтеры оказывают
помощь пациентам госпиталя им. Н.Н. Бурденко, организуют досуг незрячих
и плохо видящих детей в клинике им. Г. Гельмгольца, занимаются с детьми
в Центре борьбы с туберкулезом. В среднем добровольцам поступает около
100 просьб в месяц.
Каждый четверг добровольцы собираются на общую молитву. Служба
добровольцев «Милосердие» вошла в Союз православных молодежных
организаций, приняла участие в православном форуме «Вера и дело» и
фестивале «Братья», прошедшем под Можайском.
Набор в службу добровольцев проводится постоянно. Прошли рекламные
акции добровольческого движения. В городе, на остановках общественного
транспорта, размещались плакаты, приглашающие москвичей участвовать в
добровольческом движении.
Добровольческая служба «Милосердие» объединяет самые лучшие и здоровые
силы нашего общества, в службу принимаются люди всех возрастов,
независимо от их религиозных убеждений. Главный критерий при приеме в
добровольческую службу — желание помогать ближнему.
Еще одной важной составляющей деятельности Комиссии является организация
работы автобуса «Милосердие». За год расширилась структура службы
помощи бездомным. В холодное время года работает ночной автобус
«Милосердие», в 2008 году спасший от морозов 2548 человек (в среднем в
месяц 619). Зимой 2003-2004 гг. в Москве по сводным данным МВД и
Департамента здравоохранения заживо замерзло 390 человек. Зимой
2004-2005, когда начал работать автобус, замерзло почти в 5 раз меньше —
80 человек. Дневной автобус «Милосердие» оказывает медицинскую и
социальную помощь в теплое время года. Принято 1556 человек (в среднем в
месяц 500 человек), направлено в здравпункт 187 человек, отправлено на
ПМЖ 83 человека. Служба «Уборка улиц» работала в 2006 году с мая по июль
в течение 77 дней и задействовала 110 бездомных, которыми убрано 585
куб. м. мусора.
Группа помощи бездомным в московских больницах работает при Комиссии вот
уже 5 лет. В больницы столицы, особенно в период холодов, поступают
бездомные с отмороженными конечностями. К 16 больницам прикреплены
социальные сотрудники службы помощи бездомным. Ежемесячно служба
отправляет из больниц в различные регионы Москвы и страны СНГ более 30
человек. Только из больниц отправлено к месту последней прописки и к
родственникам в другие регионы России и страны СНГ около 300 человек. В
дома ночного пребывания и центры социальной адаптации служба помогла
устроить более 360 человек.
Главным проектом 2007 года стала «Семейная школа», в которой обучалось
160 человек, изучающих историю семьи, психологию детско-родительских,
семейных отношений в семье. Успешно работает проект «День рождения в
ресторане «Дрова» для многодетных семей. За прошедший год этой услугой
воспользовались около 700 человек. Открылся новый Центр «Радость
материнства» — школа для беременных, подготовившая 300 женщин к родам в
двух православных палатах при роддомах № 1 и № 14.
Совместно с общественным Советом Центрального Федерального Округа была
проведена конференция «Многодетная семья и законодательство»,
результатом работы которой стало создание бесплатной адвокатской службы
для многодетных семьей. Совместно с департаментом по семейной и
молодежной политике в храме Христа Спасителя проведена акция «Портфель
первокласснику» — подарок первоклассникам из многодетных семей. Во время
акции было подарено 700 портфелей. Для многодетных семей регулярно (1
раз в два месяца) организуются бесплатные паломнические поездки.
Комиссия считает важнейшей частью своей деятельности организацию
больничного служения. Комиссия ставила перед собой задачу, чтобы в
перспективе при каждой больнице был создан больничный храм или молельная
комната, чтобы в каждой больнице совершал служение священник, работала
требная сестра и социальный работник от Церкви, чтобы был подписан
договор о сотрудничестве больницы и храма о духовном окормлении. Сейчас в
Москве 36 больничных храмов.
Регулярно проводится набор на образовательные курсы: патронажных сестер,
требных сестер, воспитателей детского дома. Проводился специальный
психолого-педагогический недельный семинар для воспитателей монастырских
приютов.
Комиссией проводится работа с престарелыми. В Москве сейчас 20 домов
престарелых, все они окормляются храмами. Молельные комнаты есть во всех
учреждениях для престарелых, а в шести из них есть домовые храмы.
Подписаны договоры о взаимодействии Комиссии с Департаментом социальной
защиты населения г. Москвы и с Департаментом здравоохранения г. Москвы.
Совместно с Департаментом Социальной защиты уже третий год проходит
общегородская акция по сбору и раздаче детских вещей, организованы
постоянно действующие пункты по приему и выдаче детских вещей. С
Департаментом здравоохранения проведен совместный обучающий семинар
«Паллиативная помощь при ВИЧ/СПИДе». По договоренности с Департаментом
здравоохранения введен новый предмет в медицинских училищах — «Духовные
основы милосердия».
В перспективе члены Комиссии планируют организовать церковное социальное
служение таким образом, чтобы в Москве ни одно социальное учреждение не
осталось без духовного окормления.
Материал подготовлен при содействии Комиссии по церковной социальной деятельности при Епархиальном совете г. Москвы.
-------------------------------------------------------------------------------------
http://www.taday.ru/text/856860.html
http://ksenia.mrezha.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=46&Itemid=62
-------------------------------------------------------------------------------------
http://www.taday.ru/text/856860.html
Христианское служение - служение добровольцев
На круглом столе «Миссия и социальное служение
Русской Православной Церкви», который состоялся 22 января в рамках XXI
Международной богословской конференции Православного Свято-Тихоновского
гуманитарного университета (ПСТГУ), клирики и миряне обсуждали
социальную работу на приходе. Предлагаем читателям доклад заместителя
руководителя Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при
Даниловом монастыре Юрия Белановского о тонкостях взаимоотношений Церкви
и добровольцев.
Виды православного христианского служения сегодня можно
разделить на две неравные группы. В первую входят пастырство и богослужение. В
настоящий момент только они осуществляются не от случая к случаю, а системно,
поскольку традиционно воспринимаются исключительно как ответственность всей
Церкви и прежде всего церковной иерархии. Вторая группа - все остальные
служения, традиционно составившие область ответственности отдельных христиан и
православной общественности. Я говорю о миссионерстве, катехизации, молодежной,
социальной работе и многом другом, что по определению убыточно и непопулярно в сравнении
с постройкой иконостасов и золочением куполов, которые до сих пор привлекают
немало жертвователей и доброхотов. Сегодня такие церковные служения воплощаются и еще долго будут воплощаться
большей частью как служение добровольцев, объединенных в православные
некомерческие организации (НКО).
Православная общественность слишком долго варились и
продолжают вариться в «собственном соку», постоянно «изобретая велосипед».
Православные организации очень часто отличались и отличаются жестким, если не
сказать тоталитарным менеджментом (подменившим истинное христианское
пастырство), заидеологизированностью и большой текучкой профессиональных
кадров. Будучи по природе своей НКО, они давно бы уже изменились в лучшую
сторону в пространстве обычных для общества открытых деловых юридических и
финансово оформленных отношений. Но дело
в том, что российское общество, следуя традициям советского прошлого, на практике
имеет потребность только в православном культе и не имеет ясно оформленной и
выраженной потребности в услугах этих самых православных НКО, чем бы они не
занимались.
Не существует
сегмента рынка услуг НКО, занятого православными организациями. Более того, нет
даже сегмента рынка, который православные могли бы в ближайшем будущем занять.
Теоретически, молодежная и социальная работа обществом востребованы.
Катехизация, напрямую - нет, но ее производные, опять же теоретически, в виде
досуговых и культурных программ для детей и взрослых тоже востребованы. К
сожалению, на миссионерском поле православные довольно слабые игроки в
сравнении с разного рода сектантами. В итоге, православные служения вне
зависимости от их экклезеологической природы и значимости живут как-то сами по себе в своем почти что выдуманном
мире, как Дон Кихот. Живут и являют в подавляющем большинстве случаев малый
профессионализм, самостийность и сумбурность.
И все же, не смотря на сказанное, я думаю у православных
организаций, осуществляющих миссионерские, социальное, катехизическое и другие
служения, есть будущее. Правда при условии, что они смогут не только быть, но и
со стороны руководства и священноначалия поддерживаться, развиваться именно как
НКО и очень осторожно и бережно встраиваться в систему церковной жизни.
Совершенно понятно, что православные НКО во многом определяются
теми же законами, что и социальное добровольчество, которое не может быть искусственно сконструировано
или построено "сверху". Оно - всегда жизнь, ибо по сути является
милосердием и откликом сердца на призыв Божий и очень часто на чужую боль,
страдание, надежду. В добровольчестве все определяет некая тайна свободной воли
и исходящая из нее некая неопределенность, незаданность формы и даже
содержания, что рождается в сердце каждого добровольца. Сердцу нельзя
приказать, оно открывается так и тогда, когда само знает. И именно эта тайна
делает добровольчество чудом служения, делает его воплощением человеческой воли
в добро! Хоть и не с такой полнотой и силой, но то же самое нужно сказать о
профессиональном христианском служении, пусть даже оплачиваемом. Отсюда первое
практическое следствие: православные некоммерческие
организации всегда как бы плывут, с одной стороны, вслед за запросами тех на
кого направлено их служение и, с другой стороны, за инициативами и профессионализмом
сотрудников и волонтеров.
Второе следствие в том, что доброволец, кто бы он ни был,
миссионер, катехизатор, социальный работник, не является ни при каком подходе
бесплатной рабочей силой. Доброволец, какое бы служение он не осуществлял, по
определению находится вне вертикали административного, а в нашем случае
церковно-административного управления, ему нельзя приказать, от него нельзя
ничего требовать. Можно лишь говорить о доброй воле и взятой лично и свободно
ответственности. Приказы и требования возможны только к тем труженникам, что
организуют труд добровольцев и получают зарплату. Да и то, следует оговориться,
что если за зарплату или «послушание» жестко требуется «продвижение»,
«продавливание» идей «сверху», то часто это приводит к манипуляции
добровольцами и в итоге к деградации служения и большой текучке кадров.
Вполне очевидный, но, тем не менее, важный практический
вывод из сказанного состоит в том, что воля руководства связана с конкретным добровольческим
служением (будь оно миссионерским, социальным или каким другим) пропорционально
вкладываемым ресурсам: личным, профессиональным, временным, человеческим,
материальным.
Опыт говорит, что работа православных добровольцев в области
миссионерства, катехизации, социального и молодежного служения может быть
организована только благодаря большой гибкости системы управления и
непротивлению инициативам (при условии, что инициативы не противоречат
православной вере и нравственности и соответствуют общей задаче, поставленной
перед ними). Для развития какого бы то ни было православного служения очень
важно взаимное доверие (в том числе и профессиональное) между священноначалием,
церковными работниками и добровольцами. Не должно быть «вертикали власти» от
священноначалия до конкретного добровольца, должно быть партнерство, должен
быть диалог и стремление понять профессиональную особенность и мнение
сотрудников и волонтеров. Опыт говорит, что неполезно и даже вредно подгонять
людей под идеи и тем более под «мероприятия» и «отчеты».
Служащего добровольца изменить трудно. Нельзя или почти
невозможно донести до него сразу постановку задачи и ее ожидаемое решение. Если
епархии (благочинию или приходу) от православных организаций что-то нужно, то нет другого пути, как
предлагать сотрудничество, иногда даже просить о помощи и поддержке и с
благодарностью принимать то, что могут дать. В христианском служении нет врагов
и злодеев, намеренно делающих что-то не так или на зло кому-то. Добровольцы
(или люди получающую небольшую зарплату), готовые что-то делать не только для
нуждающихся, но и для епархии (благочиния, прихода), могут делать это только
так, как подсказывает им сердце и на что есть у них опыт и силы. Даже при
решении важных системных корпоративных задач эту особенность необходимо
учитывать.
Православные НКО по своей природе аналогичны христианским
общинам. Главное в них люди, их жизнь с Богом и выбранное ими служение. Именно
на это должны быть направлены силы епархиального руководства, благочинных и
настоятелей. Руководство приходов и епархиальных структур призвано стать теми,
кто поддерживает православные НКО, кто бескорыстно вкладывается в них, а значит
и в будущее Церкви, вкладывается без ожидания материальных, политических и иных
дивидендов и конечно без стремления «вписать в отчеты» и «встроить в структуру».
Руководство миссионерскими, катехизическими, социальными,
молодежными и другими направлениями в приходах (благочиниях, епархиях) на
данном этапе призвано представлять собой, прежде всего духовное руководство,
лидерство, пример христианской жизни и в системном плане - систему обеспечения,
поощрения, защиты, коррекции, предостережения от ошибок. Руководители,
направляя духовно, воспитывая, в практических аспектах призваны во многом
следовать за интересом и профессиональными навыками активистов.
Итак, главный смысл православных НКО, как формы организации
православного служения - быть
пространством, где осуществляется развитие и поддержка инициатив. Главная
задача начальства - создание благоприятных условий для этого.
В заключении скажу, что вполне возможно говорить о критериях
эффективности православных организаций, если ответить на следующие вопросы.
- Все ли входящие средства идут на жизнь НКО? Или часть, пусть по благим намерениям, уходит на сторону?
- Соответствует ли запрос к спонсорам и растраты по статьям расхода?
- Созданы ли условия труда сотрудников НКО в соответствии с договором и оплатой труда? Чем выше зарплата, тем больше требований; чем ниже, тем больше свободы. Средней размер заработной платы я бы считал для крупных городов 500-700$. Все, что ниже - бОльшая степень свободы, выше – меньшая, при условии, что заказчик понимает что он хочет, а нанятый работник имеет соответствующую квалификацию.
- Созданы ли условия труда волонтеров, чтобы они делали то, на что согласились и к чему призывает их сердце? Никаких "за послушание" быть не может. Волонтерство должно быть осознанное и проговоренное.
- Созданы ли условия профессиональной поддержки и обучения? Как минимум, постоянно действующее обучение и психологическая помощь, как в личной работе, так при организации групп?
- Созданы ли условия для досуга и творческого развития добровольцев?
- Существует ли духовная поддержка сотрудников и волонтеров?
http://ksenia.mrezha.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=46&Itemid=62
|
kassen_bek
2010-12-17 10:57 am UTC (ссылка)