Иногда в архив обращаются граждане с просьбой найти документы, подтверждающие родство с давно умершими людьми, или уточнить дату рождения деда-прадеда, так как известен только год его рождения. Под этим «давно» подразумевается послереволюционное или даже дореволюционное время, когда муниципальные архивы и архив ЗАГСа бессильны помочь. В этом случае я рекомендую обращаться в Государственный архив Тверской области, куда в 2004 году были переданы метрические книги церквей Западнодвинского района за 1905-1930 годы. До октября нынешнего года я не имела представления, как выглядят и что содержат в себе эти исторические документы. Теперь, когда знакомство с ними состоялось, хочу поделиться своими впечатлениями с читателями газеты.
Чтобы найти необходимую информацию о своем предке, необходимо знать, к какому церковному приходу или погосту относилась деревня, в которой проживал ваш далекий родственник. Желательно знать название уезда, на территории которого располагалась церковь. При этом нужно учитывать, что в первой половине XIX века соблюдался запрет регистрации в других приходах, а с конца XIX века священнослужители уже более вольно осуществляли крестины и венчания в соседних приходах. Эти знания облегчат первичный отбор источников нужной вам информации. Когда вы увидите долгожданную книгу, то поймете, что слово «облегчат» можно использовать и в прямом смысле. Церковное «детище» весом в пару килограммов выдается для работы в отделе заказов, откуда вы бережно несете его в читальный зал, где листаете, разыскивая нужную запись. Поскольку книги содержат от 200 до 900 листов, а на руки можно заказать книги, содержащие не более 1000 листов, то, чтобы найти нужное, придется делать заказы и посещать госархив не единожды.
Люди старшего поколения помнят, что раньше документы о рождении, смерти, браке называли метриками. Так вот, выписки об этих событиях в жизни человека из церковных метрических книг и назывались сначала «выписями», а затем метриками. На страницах книг то и дело встречаются пометки о выданных повторно справках, в основном, о рождении, которые датировались, например, 1933 или 1941 годами.
Первые метрические книги появились в церквях и заполнялись священниками, которые венчали, крестили и отпевали прихожан своего прихода. Эта практика была официально принята в решениях Московского церковного собора 1666 года. Государственные законы о ведении метрических книг принимались Петром I, начиная с 1702 года, а окончательное установление обязательного повсеместного ведения метрических книг в Российской империи было введено в 1722 году. Долгое время книги заполнялись священнослужителями по своему усмотрению и разумению. Позднее были определены количество и названия граф в каждом из разделов метрической книги. В дореволюционной России в метрических книгах документировались все акты гражданского состояния – основные события в жизни человека, подлежащие обязательной регистрации в государственных органах. Поэтому там можно найти много важной информации для составления родословной. Метрические книги велись в России до начала 1920-х годов.
После Октябрьской революции 1917 года их сменили актовые (реестровые) книги. Согласно советскому «Кодексу законов об актах гражданского состояния», принятому в 1918 году, все записи о браке, рождении и смерти должны были вести органы ЗАГСа. Метрические книги было решено хранить в архивах ЗАГСа в течение 75 лет, а потом передавать их на постоянное хранение в государственные архивы.
Метрическая книга состояла из трех частей. Первая часть предназначалась для регистрации родившихся. Здесь указывали месяц, число рождения и крещения, пол, имя младенца. У родителей указывалась сословная принадлежность (крестьянин, купец, мещанин), место проживания (населенный пункт, уезд, губерния), имя, отчество, фамилия отца, имя и отчество матери (для последней указывалось, девица это или чья-то законная жена), вероисповедание. Хочу огорчить тех, чьи предки были крестьянами: фамилию крестьян не записывали, указывали только имя и чей сын (или дочь), например, Симеонъ Онисимовъ (Семен сын Онисима). В следующей графе записывали информацию о восприемниках, то есть о крестных родившегося, а именно: сословная принадлежность, место жительства, имя, отчество и фамилия. Затем указывался сан, имя и фамилия служителя культа, осуществлявшего крещение. В последней графе ставили росписи - «прикладывали руку» - участвовавшие в совершении таинства (в ряде случаев уточнялось, кто за кого расписался – за себя или за неграмотного). Как правило, первая часть книги самая объемная, составляет две трети от общего количества листов. В крестьянских семьях дети рождались примерно раз в два года. В среднем в семьях крестьян было около десяти детей. В том случае, если ребенок рождался вне брака, то ставилась соответствующая пометка: «Незаконнорожденный». Если крестили иноверца, это также указывалось. Если рождались близнецы – это обязательно отмечалось, для каждого отдельно записывали восприемников. Хочу предложить вашему вниманию выписки из «Метрической книги Псковской Духовной Консистории» за 1906 год о родившихся. Может быть кто-то признает в этих людях своих родственников:
1. «месяц и день рождения/крещения – август, 17/24
имена родившихся – Татьяна
звание, имя, отчество и фамилия родителей и какого вероисповедания – врачъ при станции Западной Двины Михаилъ Николаевичъ Цылевич и жена его Александра Арсентевна, оба православные первым бракомъ
звание, имя, отчество и фамилия воспрiемникивъ – Воронежской губернии города Богучары мещанин Пётръ Львовъ Мамверинъ и дочь коллежского советника, Варвара Арсентиева Алыговская»
2. «месяц и день рождения/крещения – декабрь, 10/12
имена родившихся – Фодоръ (Фёдор)
звание, имя, отчество и фамилия родителей и какого вероисповедания – Торопецкого уезда села Яковлевского дворянин Михаилъ Петровичъ Беззубовъ и его жена Евдокия Васильевна, оба православные первым браком
звание, имя, отчество и фамилия воспрiемникивъ – того же уезда села Ново-Троицкого дворянин Николай Петровичъ Бобаев и дворянская дочь деъвица Наталiя Петровна Бобаева»
Таинства совершал священник Jоаннъ (Иван) Орловъ
Вторая часть метрической книги предназначалась для регистрации браков. В специальных графах заносили: месяц и число венчания, для жениха и невесты – сословная принадлежность, имя, отчество, фамилия, возраст каждого, имена родителей, место жительства и какой по счету данный брак. У поручителей указывали сословную принадлежность, место жительства, имя, отчество, фамилию. В двух последних колонках следовали сан, имя и фамилия духовного лица, совершившего обряд.
Вот одна из записей о бракосочетавшихся в 1906 году:
«месяц и день – январь, 9
звание, имя, отчество и фамилия и вероисповедание и которым браком жениха – Торопецкого уезда Старинской волости деревни Котово крестьянина сын Стефанъ Никифоровъ, православного вероисповедания первым браком
звание, имя, отчество и фамилия и вероисповедание и которым браком невесты – Торопецкого уезда Всхновской волости деревни Новой крестьянская дочь девица Дария Иоановна, православного вероисповедания первым браком
кто были поручители – поручители из деревни Котово крестьян Прохоръ Герасимовъ и Дiонисий Евфимовъ»
Третья часть метрической книги предназначалась для регистрации умерших. Указывались месяц и число смерти, сословная принадлежность, место жительства, имя, отчество, фамилия, возраст умершего, а также сословная принадлежность, имя, отчество, фамилия и место жительства супруга или отца. Обязательно отмечалась причина смерти. В специальной графе записывали сан, имя и фамилию служителя культа, осуществлявшего погребение, место погребения. Расписывалось только духовное лицо, ведущее книгу. Священнослужители за каждый год делали сводную таблицу, записывали, в каком возрасте сколько умерло человек. Очень велика была детская смертность. Примерно 50-60 процентов смертей приходилось на детей до 5 лет. Умирали они от простуды, от кори, от оспы, от дизентерии. Кишечные инфекции в то время были частыми, а лечить их было довольно сложно. Встречаются записи, что «от поноса» в течение одной-двух недель умирало сразу несколько детей в семье. Большое количество детей умирало сразу после родов «от слабости». Взрослые люди умирали от чахотки, от водянки, от ревматизма, от хронического воспаления печени, от паралича сердца. Порой, когда умирали люди в возрасте 50-60 лет, в графе «Причина смерти» указывали, что человек умер от старости, от дряхлости. Записи о насильственных смертях довольно редки. Правильность заполнения метрик каждые полгода проверялась. Во избежание подлогов, ошибок, упущений ответственность за записи возлагалась на весь церковный причт. Однако, следует отметить, что в метрических книгах встречаются как описки и неточности, так и грубые ошибки. Так, например, при крещении младенца записали на одно имя, а через некоторое время он записан умершим под иным именем. Или женщина, побывавшая замужем, имевшая детей в первом браке, при регистрации второго брака названа девицей. Регистрация в метрических книгах велась священниками, по-видимому, со слов, отсюда и упущения. При изучении метрических книг могут возникнуть некоторые трудности. Современный алфавит несколько отличается от алфавита XIX века, почерк тех, кто вел записи, далеко не всегда каллиграфический (мне пришлось несколько раз подходить к работнику читального зала, чтобы он помог разобрать написанное). К тому же записи делали чернилами, а они со временем выцветают, отдельные страницы могут быть с порывами, а каких-то листов в метрических книгах может и не быть. Также следует помнить, что в книгах представлена регистрация церковных обрядов, а не самого факта рождения, брака или смерти. Понятно, что не получали крещения мертворожденные, следовательно, они могли не попасть в метрики.
В местностях, где население было очень разбросано и приходы чрезвычайно растянуты, умершие нередко вынужденно хоронились без участия духовенства и, соответственно, тоже не попадали в метрические книги. Изучать метрические книги удобнее с последней, третьей части «Об умерших». По найденной записи о дате смерти человека можно вычислить год рождения, следовательно, определить – в книге за какой год следует искать дату его появления на свет. Если человек переселился из другой местности, это, как правило, сообщалось именно в последней части метрической книги. Для того чтобы найти метрическую запись о браке, нужно знать место рождения не только жениха, но и невесты, так как венчание могло происходить по месту жительства любого из новобрачных. Изучая описи метрических книг, я сделала несколько записей о тех церковных книгах, которые связаны с прошлым населения нашего района. Так, метрические книги церкви Никополь Бельского уезда датируются 1866-1910 годами, а села Дуброва – 1848-1912 годами. Церковь Глазомичи Витебского уезда охватывает период с 1884 по 1900 год. Церкви Велижского уезда Агрызково и Лесохинская содержат записи 1879-1908 годов, а церковь Вережуни Торопецкого уезда «подарила» Тверскому госархиву книги 1870-1912 г.г.
Я потратила несколько дней для поиска нужной мне информации, но нисколько не жалею об этом. Если вы захотите собрать сведения о своих родственниках для составления генеалогического древа, то, думаю, уместно сказать следующее: если вы сами будете работать с метрическими книгами, то, имея при себе паспорт, записную книжку и ручку, сделаете это бесплатно (ну, почти, если живете в Твери…). А если напишите запрос на Государственный архив, эту услугу нужно будет оплатить. Желаю удачи.
Валентина КОРМИЛИЦЫНА, зав. архивным отделом администрации района