среда, 16 мая 2018 г.

Паремии на Вознесение - Захария 14:4, 8-11

  • Захария 14:4, 8-11
  • И ста́нутъ но́зѣ его́ въ де́нь о́нъ на горѣ́ Елео́нстѣй, я́же е́сть пря́мо Иерусали́му на восто́къ: и раздѣли́т­ся гора́ Елео́нская, по́лъ ея́ къ восто́комъ и по́лъ ея́ къ мо́рю, про́пасть ве́лiя зѣло́: и уклони́т­ся по́лъ горы́ на сѣ́веръ и по́лъ ея́ на ю́гъ:
  • И въ де́нь о́нъ изы́детъ вода́ жива́ изъ Иерусали́ма, по́лъ ея́ въ мо́ре пе́рвое и по́лъ ея́ въ мо́ре послѣ́днее: и въ жа́тву и въ ве́сну бу́детъ та́ко.
  • И бу́детъ Госпо́дь въ Царя́ по все́й земли́: въ де́нь о́нъ бу́детъ Госпо́дь еди́нъ, и и́мя его́ еди́но,
  • обходя́ всю́ зе́млю и пусты́ню, от­ гаваи́ и до реммо́на, на ю́гъ Иерусали́му: и воз­несе́т­ся на мѣ́стѣ и пребу́детъ от­ вра́тъ Венiами́нихъ до мѣ́ста вра́тъ пе́рвыхъ, да́же до вра́тъ уго́лныхъ и до столпа́ Анамеи́ля и до подточи́лiя царе́ва.
  • И вселя́т­ся въ не́мъ, и ана́ѳема не бу́детъ к тому́, и всели́т­ся Иерусали́мъ надѣ́яйся.
 
  • И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая перед лицем Иерусалима к востоку; и раздвоится гора Елеонская от востока к западу весьма большою долиною, и половина горы отойдет к северу, а половина ее – к югу.
  • И будет в тот день, живые воды потекут из Иерусалима, половина их к морю восточному и половина их к морю западному: летом и зимой так будет.
  • И Господь будет Царем над всею землею; в тот день будет Господь един, и имя Его едино.
  • Вся эта земля будет, как равнина, от Гаваона до Реммона, на юг от Иерусалима, который высоко будет стоять на своем месте и населится от ворот Вениаминовых до места первых ворот, до угловых ворот, и от башни Анамеила до царских точил.
  • И будут жить в нем, и проклятия не будет более, но будет стоять Иерусалим безопасно.

Толкование

V. Паримия в праздник Вознесения (Зах. XIV:4, 8–11)

В сей паримии содержится пророчество об изобилии благодати в Царстве Христовом.

Зах.14:4 Тако глаголет Господь: се, день грядет Господень, и станут нозе Его в день оный на горе Елеонстей, яже есть прямо Иерусалима на восток.

Се день грядет Господень. Разумеется день суда Божия над Иерусалимом, имеющим потерпеть осаду от народов и покориться власти победителя, о чем была речь в предшествующих стихах. – В сей день станут нозе Господа на горе Елеонстей и д. Это значит, что на горе Елеонской, лежащей на восток от Иерусалима, по ту сторону Кедронского потока, Господь в день суда над Иерусалимом явит ощутительным образом Свое присутствие. Это явление, как видно из дальнейших слов, не вошедших в паримию, будет не менее величественно, как и явление на Синае. Оно будет сопровождаться землетрясением, от которого Елеонская гора рассядется по средине на части. Между ними откроется долина, по которой жители Иерусалима, уцелевшие от плена и от смерти, побегут, ища безопасности вдали от Иерусалима. Ближайшим образом можно относить это ко времени разрушения Иерусалима Титом. Было ли в это время видимо упоминаемое здесь знамение присутствия Божия на горе Елеонской, неизвестно; но судя по дальнейшему течению пророческой речи, пророк главным образом имеет в виду гонения язычников на Церковь Христову и под образом землетрясения и бегства предвозвещает о действиях промышления Божия о Церкви Христовой: она не погибнет от гонений; многие из верующих во Христа уцелеют от гонений и найдут безопасность под кровом Вышнего. В следующих стихах изображается обилие благодати Божией, имеющей излиться на них.

Зах.14:8 И в день оный изыдет вода живая из Иерусалима, пол ея в море первое, и пол ея в море последнее, и в жатву и в весну будет тако.

Палестина – страна каменистая и маловодная. Особенно Иерусалим страдает недостатком воды. Но наступит время, когда по милости Господа эта маловодная земля будет обиловать водою, не дождевою, собираемою в зимнее дождливое время в цистерны и запасаемое на сухое лето, но живою, родниковою. Она будет изливаться из Иерусалима, и половина ее потечет в море Мертвое (первое), половина в Средиземное (последнее). Она будет орошать землю в продолжение целого года. Не только в дождливое время года, в осень и зиму, но и в сухое время, в месяцы весенние и летние (в жатву и весну) земля будет питаема непрерывно текущею из живых источников водою, так что не нужно будет иметь искусственные водоемы для сбережения дождевой воды. – Должно полагать, что под образом вещественной воды идет речь о воде духовной, о дарах благодати Божией, питающей и оживляющей душу, подобно тому, как вещественная вода питает тело, оживляет и укрепляет физические силы. Под этим чувственным образом Иисус Христос изображает благодать Божию в беседе с Самарянкою (Ин. 4:10–14) и в пророчестве об излиянии Св. Духа на всякого верующего в Него (Ин. 7:37–39). По пророчествам Иезекииля (Иез. 47:12) и Иоиля (Иоил. 3:8), эта живая вода будет выходить из храма и орошать сухие места. Это значит, что струи благодати Божией будут изливаться на верующие души чрез таинства, совершаемые в христианских храмах. Иерусалим, из которого по слову Захарии, будет выходить живая вода, есть образ Церкви Христовой, хранящей истинное Богопочтение, подобно тому, как ветхозаветный Иерусалим был таковым хранилищем. Но преимущественно обилует благами духовными, плодами благодати Св. Духа, небесный Иерусалим, или царство славы. Блаженство обитающих в небесном Иерусалиме, как показано тайнозрителю Иоанну Богослову, состоит в том, что пред их лицем течет чистая река воды жизни, исходящая от престола Бога и Агнца (Апок. 22:1) и питающая их.

Зах.14:9 И будет Господь в царя по всей земли, в день он будет Господь един, и имя Его едино.

Под всею землею, в которой будет царствовать Господь, разумеется здесь в ближайшем смысле не вся земля, не весь мир, а судя по связи с дальнейшими словами о границах земли, собственно земля Ханаанская, которая впрочем здесь является образом всей вселенной. Настанет время, когда весь мир сделается царством Господа, когда истинное Богопознание и Богопочтение, которое в Ветхом Завете было достоянием одного избранного народа, будет достоянием всех обитателей земли. Не будет тогда слышно имен разных богов, – все будут знать и произносить имя единого истинного Бога, – имя Христа, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись(Деян. 4:12), кроме имени Христова.

Зах.14:10 Обходя всю землю и пустыни, от Гаваи и до Реммона, на юг Иерусалиму. И вознесется (Иерусалим) на месте и пребудет от врат Вениаминих до места врат первых, даже до врат угольных и до столпа Анамеиля, и до подточилия царева.

Имя Господне будет обходить всю землю и пустыни. Ближайшим образом разумеется земля Иудина и пустыни Иудейские, судя по указанным здесь граничным городам. Гаваи – город в трех часах на север от Иерусалима (Нав. 18:24); Реммон – город на юг от Иерусалима, на границе Идумеи (Нав. 15:32, 19:7; 4Цар. 22:8). – И вознесется на месте и пребудет. Идет речь об Иерусалиме. Вся страна, покрытая горами, обратится в низменность, над которою будет высоко подниматься (вознесется) Иерусалим. Слово: пребудетобозначает неизменность его объема. Он будет заселен и застроен на прежнем месте, занимая пространство от врат Вениаминих по северной стене (Иер. 20:2, 37) до врат первых, т.е. древних на северовосточном углу города (Неем. 3:6, 12:39). Затем в числе окружностей Иерусалима упоминаются ворота угольные, находившиеся на северозападном углу Иерусалима (4Цар. 14:13; 2Пар. 25:23), столпили башня Анамеилева на юго-восточном углу Иерусалима (Неем. 3:1, 12:39; Иер. 31:38), и подточилие царево – место на юге Иерусалима, занимаемое царскими садами и при них точилами и подточилиями для выжимания виноградного сока. На всем этом протяжении новый Иерусалим имеет быть восстановлен в том же виде, в каком был прежний. – В духовном смысле намеченными границами земли Иудейской и Иерусалима обозначается в отдаленном будущем счастливое состояние Церкви Христовой, имеющей занимать пространство, в пределы которого не дерзнут переступить не принадлежащее к ней, и огражденной прочными стенами, т.е. живущей под особенным промышлением Божиим о ней, вследствие чего она твердо будет противостоять враждебным силам.

Зах.14:11 И вселятся в нем, и анафемы не будет ктому, и вселится (будет жить) Иерусалим надеяся.

И вселятся в нем. Разумеется мирное и безопасное обитание в Иерусалиме. – Анафемы не будет ктому. Анафемою называется посвящение чего-либо в храм или Богу, иногда же заклятие или обречение чего-либо или кого-либо на истребление по ревности к славе имени Божия, например, истребление идолов, нечестивых людей, нечестивых городов (Втор. 7:25; Лев. 27:21, 28). Последний смысл имеет анафема в словах: анафемы ктому не будет; т.е. в будущем Иерусалиме не будет нечестия и нечестивых, не будет ничего такого, что следовало бы беспощадно истребить, чтобы очистить город от всего, что могло бы осквернять его. Иерусалим будет жилищем святости и святых. – И вселится Иерусалим надеяся. Отсутствие в будущем Иерусалиме нечестивых и беззаконных утвердит живущих в нем в надежде на прочность своего благосостояния. – Осуществление всех этих обетований последует в Церкви Христовой на земле в отдаленном будущем, наипаче же в небесном Иерусалиме – в царстве славы. «Не войдет в небесный Иерусалим ничто нечистое, и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» (Апок. 21:27). «Ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет там» (Апок. 21:4).

Рассмотренную паримию положено читать в праздник Вознесения Господня потому, что начальные слова паримии: станут нозе Его в день оный на горе Елеонстей, удобно применить к событию Вознесения, ибо это событие произошло на горе Елеонской. Такое применение не противно прямому изложенному нами смыслу этих слов, судя потому, что следующее за сим обетование об излиянии благодати Св. Духа на верующих во Христа тожественно с тем обетованием о сошествии Св. Духа на Апостолов, которое Господь Иисус на Елеонской горе пред вознесением на небо изрек Апостолам (Лк. 24:49; Деян. 1:4–5, 8).





Комментариев нет: