На самую обсуждаемую тему последних дней — окунаться ли в воду на Крещение? — рассуждает священник из Херсона.
Почему я не прыгаю в прорубь? Не только потому, что в наших южных херсонских краях на праздник Крещения не так часто бывает лед на Днепре. География и климат тут не причем. Просто я не люблю плавать в холодной воде. Ведь это нормально — не попадать зимой в холодную воду?
Но если б я знал, что в праздник Крещения это действительно надо, я бы себя пересилил. У других получается, получилось бы и у меня. Меня много раз приглашали попробовать, но страшнее холодной воды всегда был вопрос: ЗАЧЕМ? Зачем я прыгну на Крещение в холодную воду? Что мне мешает праздновать праздник без этого? Когда разумно объяснят ЗАЧЕМ, тогда прыгну.
Таковы обычай и традиции — в качестве ответа меня не устраивает. Крещение Господне — один из величайших христианских праздников, а Церковь и православное христианство — для меня это вовсе не набор обычаев и традиций.
Я не против того, чтобы были традиции и обычаи. Они зачастую добавляют светлых красок жизни и делают ближе нашему сознанию понимание великих истин. Традиции и обычаи бывают разные: прекрасные, терпимые и нелепые.
К примеру, посещать на Пасху или Рождество страждущих — из прекрасных традиций, проникнутых духом Евангелия. Дарить серебряную ложечку маленькому крестнику или крестнице — так себе, не хорошо и не плохо. Кулачные бои на Масленицу и прыгать через огонь, справляя Купалу — ужасно.
Крещение — один из любимых в народе праздников, и вокруг него тоже возникло немало разных традиций. Освящать воду — прекрасная исконная традиция, неотъемлемая часть праздника. Тут воспоминание о Христе и Его погружении в Иорданские воды. Вера в то, что с пришествием и воплощением Сына Божьего освящается земное естество. Освящается и вода, а вода всегда была символом жизни, ведь без нее жизнь на земле невозможна.
Этой крещенской водой, которую называют в Церкви Великой Святыней, люди всегда кропили жилища, умывались, благоговейно пили ее, тем самым проявляя веру в животворящую Божественную благодать и неизреченную милость, в новый порядок вещей, которые открылись нам во Христе Иисусе.
Помимо самого главного, что происходит в храме за Литургией, и потом при освящении воды, в избытке благоговейных чувств кто-то купался, даже и в холодной воде. Можно ли утверждать, что это какой-то прекрасный обычай, и что его должно считать частью церковной традиции? Вряд ли…
Ну, кто-то считает для себя нужным прыгнуть в холодную воду, и ладно. Не гениальный пример для подражания, потому что все это как-то очень косвенно относится к сути праздника. Ну вот скачут, к примеру, арабы вокруг Кувуклии в Великую Субботу. Свистят, кричат — все очень эмоционально.
Хорошо это или плохо? Не так хорошо, чтоб плохо. Они так умеют выражать свой восторг, и пускай себе выражают. Но если кто-то начнет настаивать на том, что такое поведение должно стать частью Пасхального праздника повсеместно, разве это будет нормально? Я не хочу скакать, свистеть и кричать перед Пасхой…
Так и с крещенскими купаниями. Этот обычай перестает выглядеть терпимым и безобидным с тех пор, как его начинают массово раскручивать как традиционную часть праздника Крещения. Чем дальше, тем больше. Только и речи на Крещение о холодном водном экстриме. Даже такой традиционный хит сезона, как гадания на тему разницы в силе и пропорциях смешивания «крещенской» и «иорданской», «вечерней» и «утренней» воды начинает сдавать свои позиции в околоцерковном сезонном хит-параде.
— Ты не будешь купаться? Ты что, не православный?! О, ужас! — не то слово: ужас…
Развлечения в праздники нужны. Они украшают праздник тем, кто способен не терять чувство меры. Но, кажется, крещенские купания последнее время стали столь безмерно увлекательными, что сам праздник зачастую стоит где-то скромно в сторонке, в терпеливой надежде на наше внимание к его смыслу. Налицо смещение акцентов. Уже не Христос в центре праздника, не трагизм и надежда евангельского повествования, не освящение естества и не созерцание Тайны Спасения, а встреча с холодной водой.
Каждый христианский праздник для нас — это вызов: хотим ли мы жить во Христе? С другой стороны, наши серые будни с их унылой усталостью превращают любой праздник, особенно великий и чтимый, в еще один вызов — в вызов адреналина с банальным желанием оторваться по полной. Конечно же, в меру нашей воспитанности, чтобы снять напряжение. Беда наша в том, для нас этот выбор непрост. И непростительным здесь оказывается не наше человеческое несовершенство, а наше желание подменить истину ложью.
Чего греха таить, нередко якобы православные крещенские купания сопровождаются «поляной», у которой так приятно принять на грудь «для сугреву». И это эпицентр подобного празднования. Особая романтика — под звездным морозным небом. Привыкшие получать от жизни все здесь и сейчас в этот день ищут «нанять» себе батюшку, чтобы во время их мероприятия лицо, облеченное саном, освящало воду, зачем-то махало кадилом и читало непонятные им молитвы, чтоб «все по-православному», ведь они это могут себе позволить…
Кто попроще, те купаются вместе со всеми, приспосабливаясь под заранее известное время и место освящения. При этом некоторые все равно не выдерживают напряженного ожидания, и бросаются в реку еще до того, как Крест погружается в воду во время ее освящения. Поскорее замерзнуть в воде, чтоб скорей выскочить на берег и согреться рюмкой-другой…
Прикрываясь фразами о православных традициях и вере, купающийся народ в основной своей массе ожидает, что вода их очистит, и весь год они не будут болеть. Бесспорно, это хорошо — не болеть. И если купание в холодной воде так благотворно действует на организм, на здоровье, купайтесь. Но причем тут Крещение?
Если подумать, то и не особо причем. Говорят, что в крещенской воде зимой купаться не страшно, не заболеешь. Но ведь и в других странах бывают традиции новогодних купаний и заплывов. В той же Голландии, например. Там зимой тоже не очень тепло. И там Крещение не причем. Вообще, существует множество экстремальных стрессовых практик, помогающих перестроить организм на новый лад. Причем тут Крещение?
Мне кажется, крещенские купания редко свидетельствуют о настоящей вере, чаще — о маловерии или суеверии. Вспомним евангельский эпизод о том, как дьявол искушал Христа: «И повел Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя; и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему в ответ: сказано: не искушай Господа Бога твоего». (Лук.4:9–12)
Приходилось слышать истории о проблемах после крещенских купаний. Как и при купаниях в очень холодных «святых источниках» проблемы тоже случаются. Вопросы, почему Бог не услышал мою молитву и не совершил чуда, когда я полез в святую холодную воду, здесь неуместны. Бог — не фокусник, и мы не хотели Его услышать.
«Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение. Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи». (Матф.12:38–40)
Я вовсе не осуждаю тех, кто купается в холодной воде на Крещение. Кому как нравится. Как говориться, в каждой избушке — свои погремушки. Я вот не хочу, чтобы в холодной проруби у меня улетучились мысли о том, что главное чудо в событии Крещения Господня связано не с водой и не с моим телом, а с моей жизнью.
Христос вошел в Иордан не ради воды, а ради нас. Поэтому он не просто однажды погрузился в воды реки, но перед этим был искушаем от дьявола, во время Крещения был глас с Небес о том, что Он есть наш Спаситель, после этого было Его служение и совершилось наше Искупление.
Так же точно и нам в воспоминание об этом событии куда более важно не однажды окунуться в холодную воду, но ежедневно, с Его помощью, стоять против искушений дьявола и благодарно нести свое христианское служение Богу и свидетельство о Христе людям в этом мире.
И коль скоро не нахожу для себя резонных аргументов лезть на Крещение в холодную воду, я с обычной человеческой радостью туда и не полезу, потому что я не экстремал, не «морж» и даже не пингвин.
Комментариев нет:
Отправить комментарий