Итог всего
«Если
кто, — пишет Макарий Великий, —
ради Господа отрешится от мира сего,
откажется от мирских наслаждений… (но)
вместо мирского спокойствия не обретет
в себе Божественного упокоения, вместо
временного наслаждения не ощутит в душе
своей услаждения духовного, вместо
видимой радости мира сего не будет иметь
внутри себя утешения небесной благодати, —
то стал он солию обуявшею, он жалок паче
всех людей: и здешнего лишен, и Божественным
не насладился, то есть не познал по
действию Духа, во внутреннем своем
человеке, Божественных тайн».
Я
многократно читал эти поразительные
слова, я несколько раз помещал их в свои
работы, и вот я снова не могу не повторить
их, не могу оторваться от их глубины.
Есть
слова, особенно нужные каждой церковной
эпохе. Приведенные слова нужны нашей
церковной эпохе, как чистый воздух для
жизни, как единственный, сияющий во
мраке истории зеленым светом светофор.
Христианство
больше не может существовать без
вдохновения Святым Духом, мы больше не
можем задыхаться, не ощущая Его духоносного
водительства, реально нами осознаваемого.
Мы пресыщены формализмом всех сортов.
Раньше считалось, что если ты не стал
монахом, то ты еще не настоящий христианин,
а на слова святых, что «монаха делает
не одежда и даже не посвящение, а
божественное желание и небесное (то
есть праведное) житие», отвечали, что
это, дескать, «высокоумие, а мы смиренны»;
теперь таким же формальным восприятием
христианства становится стремление
утвердить его как социальное учение,
как организацию, имеющую целью социальное
спасение мира. Радости Святого Духа и
Его любви мы здесь так же не найдем, как
мы не находили радости и любви, безрадостно
произнеся подряд сто сорок четыре раза
слово «радуйся» в акафистах. Все мертво
без Духа Святого. По учению святых, Дух
Святой открывает Себя ощутительно
только по мере делания заповедей: не
исполняющему воли Христовой Он не
откроется.
Но
мы уже выше евангельских заповедей: в
них сказано о том, чтобы любить своих
врагов и терпеть их удары, а это
несовместимо с социальными задачами и
отвлекает от собой наполненного
самоспасания. Мы подвижничали и постились,
забывая о жертвенной Христовой любви,
недоступной без Духа Святого, ибо это
Он, как поведали святые, был «Свидетель
страданий Иисусовых». Если, как сказал
апостол, «никто не может назвать Иисуса
Господом, как только Духом Святым»,
то как же без Него можно приблизиться
к тайне и силе Голгофы, к ее любви? Но
ведь именно вне Голгофы или помимо
Голгофы мы хотим устроить новое,
«неархаическое» христианство,
долженствующее разрешить социальный
вопрос. «Мы устали от мистики и
достоевщины, — говорим мы. — Это
устарело для атомного века». «Иисус
Христос, — сказал апостол, — вчера
и сегодня и во веки Тот же». Тут уже не
инакомыслие о Христе, которое когда–то
разрешалось на Соборах. Тут два разных
Христа. «Ученики исполнялись радости
и Духа Святого», — говорится в Деяниях
о первохристианах, то есть о людях,
которые должны были жить в ожидании
изгнания, мучений и смерти. И мы, отдавая
себе во всем этом отчет, осознали, что
не можем больше жить без этой радости
Духа, готовящей наши сердца и на Голгофу,
и на Воскресение. Эта радость Духа —
все та же — и вчера, и сегодня, и в
атомный век, ибо она есть все то же
реальное причастие еще здесь, на земле,
Божественной жизни и нетления. Надо
искать его, томиться без него, надо снова
возжечь его, это причастие Духа, подвигом
жизни. «Духа не угашайте», — заповедано
нам. Да, мы грешные; да, мы не святые, но
мы, именно осознавая свою грешность,
должны искать ощутимого водительства
Божия. И мы должны быть как бы дерзновенны
в этом, ибо мы знаем, что искать этого
означает искать в то же самое время
исполнения заповедей, ибо только через
подвиг открывается благодать Духа.
«Дерзайте, ибо Я победил мир». Нельзя
больше жить в мертвой пустыне недуховности,
неслышания в сердце Бога. И в нас должна
услышаться песня славословия Господу,
чувство реального осознания Его пути.
«Песнь Господня, путь Господень!» —
говорит сердце и познает себя в них,
познает и видит своего Спасителя.
«Видел
я пред собою Господа всегда, ибо Он
одесную меня, дабы я не поколебался.
Оттого возрадовалось сердце мое и
возвеселился язык мой; даже и плоть моя
упокоится в уповании». Эти слова сказал
Петр толпе людей, готовых стать
первохристианами. Так и мы — последние
христиане истории — стоим перед
Богом, и мы должны «видеть Его», чтобы
«быть непоколебимыми», чтобы и наш «язык
возвеселился», видя зарю Духа, в которой
открывается и познается вся подлинность
христианства.
Комментариев нет:
Отправить комментарий