20014-09-27
БСА,
проповедь оАС
О
КРЕСТЕ ГОСПОДНЕМ
Нынешний
праздник установлен Церковью не в честь
какого-то события, а в честь самого
Креста Господня. Конечно, Распятие - это
событие, о котором сегодня читали мы.
Но Крест - это прежде всего образ, символ
любви Божией к человеку. Праздник
установлен, как вы знаете, в связи с
обретением Святого Животворящего Креста
Господня святой равноапостольной
императрицей Еленой, и вот с того момента,
когда Крест был обретен, было установлено
это празднование этой святыне.
Почему
Церковь почитает Крест Господень? Почему
не только в день празднования
Крестовоздвижения, но и в Великом Посту
еще один раз мы вспоминаем о Кресте? Об
этом, собственно, пишет апостол Павел
в сегодняшнем послании, которое мы
слышали. И говорит он о том, что Крест
Господень для людей непосвященных, для
людей внешних - это безумие и соблазн.
Ну что за религия, Основатель которой
был позорным образом казнен - распят?
Что за религия, где вот это страдание
как-то оказывается в центре нашего
почитания? И вот апостол говорит, что
для разума человеческого Крест Господень
- это безумие и соблазн. Но для тех, кто
просвещен, кому открыты тайны Божии -
это действительно спасение. То есть
Крест это тайна для мира, открытая лишь
немногим. И вот христианство это религия
вот этой тайны. Тайны Креста. И действительно
мы не можем до конца понять и уяснить
что за Жертва принесена на Кресте? Кому
принесена эта Жертва? Бог ли Отец
принимает эту Жертву? Или кому она
дается, чтобы искупить нас? А мы в плену
своих грехов, в плену своих страстей -
и правит этими страстями миродержитель
века сего - сатана.
Кому
принесена Жертва Христа, чтобы выкупить
нас?
И
вот ап. Павел говорит, что тайну эту до
конца разгадать и понять невозможно.
Эта тайна является уже и в Ветхом Завете,
когда страдает, например, Иов, праведный
человек. За что он страдает? Почему он
страдает? И вот для него это вопрос,
который он не может разрешить. Он
понимает, что его грехи несоразмерны
тому страданию, которое на него обрушилось.
И вот уже в Ветхом Завете чувствуется,
особенно в пророчестве Исайи, что
страдание праведника может быть каким-то
таинственным образом спасительно для
всех остальных людей. И вот это страдание
Абсолютно Праведного - абсолютно
спасительно для каждого из нас. Как это
получается? Почему страдает праведник,
а при это оправдываются и спасаются
грешники? Непостижимо.
И
только образы какие-то... вот образ такой
апостол Павел дает такой: Искупление.
Заплачена дорогая цена за наши грехи.
Какая может быть цена? Какое жертвенное
животное может покрыть всю мерзость
нашей жизни? Только Сам Бог. Вот Его
страдание соразмерно с тем грехом,
который сотворил весь род человеческий.
НО кому такая Жертва? - сатане приносится,
чтобы выкупить нас у него, находящихся
в плену адовом?! Непонятно. И вот нету
ответа вот такого рационального. Если
бы был, то не было бы это безумием для
эллинов, которые ищут мудрости, которые
философски пытаются проникнуть в самую
суть бытия мира.
И
вот действительно - христианство
превышает мудрость всякую человеческую.
И открывает некую тайну. которая познается
только если мы участвуем в жизни Христа.
Она не открыта внешним людям действительно,
и не может быть открыта. А только жизнь
во Христе - она ПРИОБЩАЕТ наск этой
тайне. Не дает нам возможность ее изложить
рационально - но приобщает, то есть
делает ее для нас абсолютно убедительной.
Поэтому
мы, конечно, должны понимать. что страдание
- это сторона жизни, которая соприсуствует
нам. И без которой не может совершиться
наше собственное спасение: "Многими
бо скорбьми надлежит внити вам в Царство
Божие", - говорит Господь. Не радостями,
не легкой какой-то беззаботной жизнью,
именно скорбями входим мы в Царствие
Небесное. Это не значит. что человек
создан для того, чтобы терпеть скорби.
Но вот в том положении, в котором мы
оказались после грехопадения, приобщиться
к Радости можно только через скорбь,
только через страдание.
И
вот сегодняшний праздник, празднование
Креста в Великом Посту - это как раз те
дни, когда Церковь напоминает нам о том,
что является сутью христианской жизни,
и от чего мы должны не бежать, а, наоборот,
принимать со смирением и с радостью,
потому что через скорбь лежит путь к
радости Воскресения к вечной жизни.
Помоги, Господи, нам это помнить, нести
те скорби, которые Господь нам посылает,
с мужеством, смирением и надеждой на
то, что это не просто безсмысленные
какие-то испытания, которые мы должны
понести, чтобы поскорее от них избавиться,
но это не что иное как именно путь ко
спасению. Помоги, Господи, нам..
Комментариев нет:
Отправить комментарий