МИТРОПОЛИТ ВЕНИАМИН
Когда и где был у бит?
Новые документы из следственного дела священномученика
Вода Живая 2013- №6(161)
В архиве ФСБ по Санкт-Петербургу хранится многотомное следствен ное дело 1922 года о «сопротивле нии изъятию церковных ценностей», по которому обвинялись причисленные к лику святых митрополит Вениамин (Казанский), архимандрит Сергий (Шеин), миряне Ю.П. Новицкий и М. И. Ковшаров. В этом деле нет сведений о дате и ме сте их расстрела, т. е. нет справки о приведении приговора в исполне ние, которая, как правило, присут ствует в следственных делах.
Сотрудниками рабочей группы при Московской епархиальной комиссии по канонизации святых в ГАРФе обнаружено еще одно дело митрополита Вениамина: это кассационная жалоба адвокатов осужденных и просьбы о помилова нии приговоренных к высшей мере наказания.
Все заявления о помиловании, кроме заявления митрополита Вениамина, написаны рукой осужден ных. Прошения же самого митрополита, почерк которого мы хорошо знаем, в деле нет. Есть прошение только его адвоката Гуровича.
Рассматривалась данная касса ционная жалоба как «дела петроградских церковников» в Москве, с 3 по 8 августа 1922 года, на заседании Верховного Трибунала Пре зидиума Всероссийского Централь ного Исполнительного Комитета Совета рабочих, крестьянских, крас ноармейских и казачьих депутатов.
10 августа постановление было готово: «В отношении осужденных Казанского, Новицкого, Шеина и Ковшарова приговор Петроградского Ревтрибунала оставить в силе. В отношении осужденных Плотникова, Огнева, Елачича, Чельцова, Чукова и Богоявленского - заменить высшую меру наказания пятью годами лишения свободы».
На этой выписке протокола № 51 была сделана пометка: «Настоящая копия выписки препровождена в Петроградский Ревтрибунал 16/УШ-22 № 2633».
Понятно, что без получения этого документа осужденных не могли расстрелять, а если учесть, что документ был отправлен, как было принято тогда, специальным нарочным, то расстрел состоялся, скорее всего, после 17 августа. Сейчас же принято считать днем преставле ния митрополита 13 августа. Как выясняется, мы не знаем не только даты расстрела владыки Вениамина, но и места его казни. Исследование, проведенное нашей Комиссией по канонизации совместно с сотрудниками архива ФСБ, позволяет сделать вывод, что осужденных могли увезти в Москву или другой город, где и была произведена казнь, что часто практиковалось в подоб ных случаях.
В пользу этой версии говорит тот факт, что протоиерей Михаил Чельцов, проходивший по этому делу и получивший замену смертного приговора лишением свободы, писал жене 4 декабря 1922 года: «... Вчера, без особых разговоров решили переменить поминовение м-та Вениамина и иже с ним, перенеся поминовение их из заздравного синодика в заупокойный. Предварительно же отслужили по ним панихиду...» И далее он задается вопросом: «Зачем, с какой целью, Москва берет наши дела к себе на рассмотрение? Если бы не хотели дать какое-нибудь облегчение нам, то о нас бы молчали». В этом же письме он пишет: «Прие хавший из Москвы профессор Бенешевич, судившийся и оправданный по нашему делу, привез оттуда такую весть: там судились в эти дни 120 человек; 30 человек по 62 ст., что и мы, из них 5 человек к расстрелу..» (А. В. Чельцов. Мы вправе знать. СПб, 2011. С. 199). Из письма явствует, что о казни митрополита протоиерей Чельцов и его сокамерники узнали только 4 декабря 1922 года!
Хочется отметить особо, что это архивное открытие не имеет никакого отношения к канонизации: факт мученической кончины за Христа владыки Вениамина и тех, кто пострадал вместе с ним, неоспорим. Эта новонайденная информация напоминает историкам о необходимости полностью погружаться в тему исследования, стараться исчерпать абсолютно все ее источники, чтобы не оставлять за собой «хвосты» последующим поколениям. Дату же памяти митрополита, конечно, можно исправить, но для этого необходимо дальнейшее архивное исследование.
ЛИДИЯ СОКОЛОВА
Комментариев нет:
Отправить комментарий