среда, 6 февраля 2013 г.

Игуменья Нана и тишина (+ФОТО)

- Православие и мир - http://www.pravmir.ru -

Игуменья Нана и тишина (+ФОТО)

Posted By Мария Сеньчукова On 6 февраля 2013 @ 4:59 In Главная тема,Люди Церкви,Монашество,Наши современники,Фото | Comments Disabled

Ахалкалаки — город на юге Грузии [1], в двадцати километрах от армянской и тридцати шести — от турецкой границ. Население на девяносто пять процентов армянское, с грузинами да и между собой говорят обычно по-русски — даже в местных школах русский язык является обязательным предметам.

 [2]

Есть в этой области несколько русских сел, но их население неправославное — там живут духоборы.

Даже грузины тут православные далеко не все — есть и мусульмане.

Ахалкалаки называют «Грузинской Сибирью» — зимой здесь сугробы в два человеческих роста, в августе дует ощутимый ветер. Зато воздух чистейший, горный — две с лишним тысячи метров над уровнем моря.

Есть в окрестностях Ахалкалаки несколько туристических достопримечательностей — средневековая крепость, каменный город… На границе с Турцией — сказочной красоты озеро, на которое, правда, не так-то просто попасть — посещение нужно заранее согласовывать с пограничниками.

Не доезжая нескольких километров до города — еще одно озеро, Паравани. На его берега сошла святая равноапостольная Нина после того, как получила от Божией Матери благословение на проповедь и крест из виноградной лозы. Каждый год 1 июня отсюда начинается пешее паломничество «По стопам святой Нино [3]», длящееся до праздника святых первоверховных апостолов Петра и Павла 12 июля. Паломнические группы и индивидуально путешествующие паломники проходят около шестисот километров через города и села, останавливаясь на ночлег у гостеприимных местных жителей, и заканчивают свой путь в Тбилиси.

Всех участников паломничества благословляет крестом святой Нины Святейший Патриарх-Католикос Илия [4].

Чтобы попасть в Ахалкалаки на маршрутке из Тбилиси, вам придется заплатить 17 лари (примерно 390 рублей), но если водитель узнает, что вы едете в резиденцию к владыке, митрополиту Николаю — по делам или в гости — вас не только добросят непосредственно до места, но и скинут два лари. Постарайтесь выспаться перед путешествием — дорога красивая, жалко пропустить хоть один вид.

После шумного Тбилиси (хотя москвич и в Тбилиси ощущает покой) посетитель Ахалкалаки невольно думает: «Какая тишина!» Но на самом деле настоящая тишина еще не началась…

В десяти минутах ходьбы от архиерейской резиденции (двухэтажный домик с подсобным помещением, храм и часовня) находится маленький женский монастырь святителя Николая, существующий уже три года.

Зданию, принадлежащему обители, около ста лет. По стенам, включая кельи, развешены рисунки, картины и инсталляции современных художников со всего мира (начиная с 80-х годов XX века). Еще до того, как здесь был создан монастырь, в здании проходили выставки, и было решено их не прекращать, а, напротив, использовать с миссионерскими целями. Митрополит Николай сам собирает работы современных художников и планирует устроить здесь музей. Монашеской жизни он не мешает.

 [5]

Своего храма у монастыря нет — на воскресную Литургию насельницы ходят в храм к владыке. «Если при каждом монастыре строить храм, священников не хватит», — улыбаются сестры. Их тут четыре: игуменья — матушка Нана, монахиня Нина, инокиня Фотиния и послушница Елена.

По будням в обители вычитывают суточный круг богослужения в маленькой молельной комнате: утром и вечером — все вместе, а каждые три часа — молитвы соответствующего часа читает одна из сестер.

Вокруг домика есть небольшой садик с овощами и цветами. Прямо возле забора красуются роскошные желтые подсолнухи, привлекающие внимание соседских ребятишек. «Не ломайте только! — просит матушка Нана. — Созреют — сама все дам!»

Игумения Нана[6]

Игумения Нана

Если вы попросите у нее благословения, она вас крепко обнимет и расцелует. У нее иконописная улыбка — одними губами и глазами — и тихий голос. У нее самая маленькая, по сравнению с комнатами других сестер (кроме нее в монастыре их живут три — две монахини и одна послушница), келья, отделенная от рабочего места деревянной ширмой. Матушка трудится в епархии финансистом (до монашества она работала в министерстве связи экономистом) — поэтому у нее есть компьютер с выходом в интернет, но видно, что времени она за ним проводит ровно столько, сколько требуется для работы.

 [7]

Она соглашается побеседовать с заезжими журналистами, все показывает, приглашает за скромно, но щедро накрытый стол — однако отвечает немногословно. И вовсе не потому, что по-русски говорит не очень хорошо — матушке помогает Леила, директор местной грузинской школы, говорящая по-русски почти без акцента. Просто игуменья Нана не привыкла к длительным разговорам и тем более интервью.

 [8]

— С четырех до шести — половины седьмого утра — утренняя служба, — зачитывает Леила устав монастыря, — до девяти утра — отдых. С девяти — индивидуальное келейное правило. В девять сорок пять — колокол на трапезу, и в десять трапеза. С одиннадцати до трех — послушания, а в три часа — вторая трапеза. С шестнадцати часов — снова индивидуальные уставы. В семнадцать сорок пять — колокол на общую молитву и с шести до семи вечера — вечерняя служба. Потом личные дела до восьми вечера, а с восьми — чтение духовной литературы: жития святых и Евангелие с толкованиями святителя Феофилакта Болгарского — еще их читают за трапезой. С девяти вечера еще час молчания: молитва по четкам в тишине, по кельям. И все — спать.

 [9]

Послушания разнообразием не отличаются: кто-то работает в саду, кто-то убирается, кто-то готовит трапезу, кто-то занимается рукоделием: шьет и вышивает футляры для свечей и браслеты с псалмом «Живый в помощи» внутри.

 [10]

В таком режиме обитель существует со дня своего основания. Все это время ею руководит матушка Нана — она перешла сюда по благословению митрополита Николая из монастыря в Ниноцминда вместе с одной из сестер.

— Матушка, у вас тут такой покой… Как вы этого добились?

Она тихо смеется:

— Девочки у меня такие спокойные…

Тут Леила сбивается и добавляет:

— Она сама мирная и спокойная, и это передается всем, кто вокруг нее…

— Без молитвы достигнуть этого мира невозможно, — поясняет матушка Нана. — Для этого вовсе не обязательно всем уходить в монастырь. А вот духовного наставника себе найти желательно — он и научит молитве.

 [11]

В монастырь она пришла девять лет назад, после нескольких лет работы в Патриархии.

— Родные сначала меня не поняли: сестры не хотели, чтобы я уходила из дома, отец был уже стар и много болел… Умер он, когда я уже была в монастыре.

А с сестрами своими я теперь общаюсь, они живут в Гори.

В деревне, где я выросла, был храм — мы ходили туда по праздникам, но это было совершенно неосознанно. Так что в детстве и молодости я была совсем не верующим человеком.

Из семьи только бабушка у нас была глубоко верующей, церковной, соблюдала посты… Помню, как она молилась перед Казанской иконой Божией Матери — сейчас этот образ у меня в келье стоит.

Желание монашества было моим личным, внутренним — а Патриарх помог мне в выборе этого пути. Но больше всех помогла мама. (Глаза матушки наполняются слезами). Был пожар, у нее сгорела часть тела, и через три дня в страшных мучениях она скончалась. Я стала искать, как можно ей помочь уже после смерти. Близкие посоветовали держать пост и ходить в церковь. Так я начала посещать храм, заказывать панихиды, молиться за свою мать.

Получается, она меня и привела к Богу. В молодости я, как все девушки, хотела семью. Но войдя в Церковь, я почувствовала, что больше мне ничто и никто не нужен. Смысл нашей веры — путь в Царствие Небесное, в котором мы обретаем бессмертие. Я нашла этот путь в монашестве — в том, чтобы быть уже сейчас только с Господом.

В миру вы спасаетесь любовью и служением ближнему. Мы спасаемся послушанием — в нем проявляется любовь к Богу. В конечном итоге, и то и другое — любовь. Только она и является путем к Богу, и если нет ее — послушание не поможет.

Я счастлива и ни одной минуты не жалею о своем решении. Даже если бы сейчас можно было вернуть молодость — ничего бы в жизни не поменяла.

 [12]

 

 [13]

 [14]

 [15]

Марк Поляков, «Рыба», 1987[16]

Марк Поляков, «Рыба», 1987

Венгерский автор, «Композиция», 1988[17]

Венгерский автор, «Композиция», 1988

Нугзар Цховребашвили, «Собака»[18]

Нугзар Цховребашвили, «Собака»

Олеся Тавадзе, «Композиция»[19]

Олеся Тавадзе, «Композиция»

 [20] [21]

Нодар Надурашвили, «Доброе сновидение», 2005[22]

Нодар Надурашвили, «Доброе сновидение», 2005

Николай Херкиладзе, «Портрет», 1975[23]

Николай Херкиладзе, «Портрет», 1975

Давид Алексидзе, «Композиция», 1999[24]

Давид Алексидзе, «Композиция», 1999

Гаират  Баиматов, Узбекистан[25]

Гаират Баиматов, Узбекистан

Вано Абуладзе, «Композиция», 2005[26]

Вано Абуладзе, «Композиция», 2005

Кети Иашвили, «Бабочка»[27]

Кети Иашвили, «Бабочка»

Ладо Татишвили, «Женщина»[28]

Ладо Татишвили, «Женщина»

 [29][30]

Бесо Арболишвили, «Базилика», 2007[31]

Бесо Арболишвили, «Базилика», 2007

Гиа Мерзашвили, «Пейзаж»[32]

Гиа Мерзашвили, «Пейзаж»

Михаил Иашвили, «Композиция», 2006[33]

Михаил Иашвили, «Композиция», 2006

Тамаз Кипшидзе, «Кипарис», 1999[34]

Тамаз Кипшидзе, «Кипарис», 1999

 [35] [36]

Нодар Бадурашвили, «Пир», 2009[37]

Нодар Бадурашвили, «Пир», 2009

Важа Курхули, «Египетский кинжал», 2003[38]

Важа Курхули, «Египетский кинжал», 2003

Малхаз Датукишвили, «Натюрморт», 2010[39]

Малхаз Датукишвили, «Натюрморт», 2010

Неизвестный автор, Китай, «Гранатовая ветка»[40]

Неизвестный автор, Китай, «Гранатовая ветка»

Гиа Бугадзе[41]

Гиа Бугадзе

 [42] [43]

 [44] [45]

 [46]

 [47]

 [48]

 [49]

 [50]

 [51]

 [52]

 [53]
 [54]

 [55] [56]

 [57]

 [58]

 [59]

 [60]

 [61]

 [62]

 [63]

 

 

 

 

 

 

 

Мария Сеньчукова

Фото Юлии Маковейчук

Читайте также:

Бодби: дом святой Нины в Грузии (ФОТОРЕПОРТАЖ) [64]

Нечаянная радость: встреча в Светицховели (+Фото) [65]

У преподобного Давида Гареджийского (+ФОТО) [66]

 


Article printed from Православие и мир: http://www.pravmir.ru

URL to article: http://www.pravmir.ru/igumenya-nana-iz-axalkalaki-i-tishina-foto/

URLs in this post:

[1] Грузии: http://www.pravmir.ru/tag/gruziya/

[2] Image: http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2013/02/IMG_3055_s_prav.jpg

[3] святой Нино: http://www.pravmir.ru/tag/svyataya-nina/

[4] Святейший Патриарх-Католикос Илия: http://www.pravmir.ru/tag/katolikos-patriarx-iliya/

[5] Image: http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2013/02/IMG_2949_s_prav.jpg

[6] Image: http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2013/02/IMG_3020_s_prav.jpg

[7] Image: http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2013/02/IMG_3050_s_prav.jpg

[8] Image: http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2013/02/IMG_3156_s_prav.jpg

[9] Image: http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2013/02/IMG_3032_s_prav.jpg

[10] Image: http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2013/02/IMG_3063_s_prav.jpg

[11] Image: http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2013/02/IMG_3105_s_prav.jpg

[12] Image: http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2013/02/IMG_3160_s_prav.jpg

[13] Image: http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2013/02/IMG_2950_s_prav.jpg

[14] Image: http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2013/02/IMG_3101_s_prav.jpg

[15] Image: http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2013/02/IMG_2952_s_prav.jpg

[16] Image: http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2013/02/IMG_2954_s_prav.jpg

[17] Image: http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2013/02/IMG_2956_s_prav.jpg

[18] Image: http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2013/02/IMG_2958_s_prav.jpg

[19] Image: http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2013/02/IMG_2960_s_prav.jpg

[20] Image: http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2013/02/IMG_2962_s_prav.jpg

[21] Image: http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2013/02/IMG_3194_s_prav.jpg

[22] Image: http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2013/02/IMG_2964_s_prav.jpg

[23] Image: http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2013/02/IMG_2968_s_prav.jpg

[24] Image: http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2013/02/IMG_2972_s_prav.jpg

[25] Image: http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2013/02/IMG_2975_s_prav.jpg

[26] Image: http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2013/02/IMG_2977_s_prav.jpg

[27] Image: http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2013/02/IMG_2980_s_prav.jpg

[28] Image: http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2013/02/IMG_2983_s_prav.jpg

[29] Image: http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2013/02/IMG_2942_s_prav.jpg

[30] Image: http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2013/02/IMG_3135_s_prav.jpg

[31] Image: http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2013/02/IMG_2986_s_prav.jpg

[32] Image: http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2013/02/IMG_2988_s_prav.jpg

[33] Image: http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2013/02/IMG_2990_s_prav.jpg

[34] Image: http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2013/02/IMG_2992_s_prav.jpg

[35] Image: http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2013/02/IMG_2994_s_prav.jpg

[36] Image: http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2013/02/IMG_3143_s_prav.jpg

[37] Image: http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2013/02/IMG_2996_s_prav.jpg

[38] Image: http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2013/02/IMG_2998_s_prav.jpg

[39] Image: http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2013/02/IMG_3001_s_prav.jpg

[40] Image: http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2013/02/IMG_3004_s_prav.jpg

[41] Image: http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2013/02/IMG_3008_s_prav.jpg

[42] Image: http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2013/02/IMG_3011_s_prav.jpg

[43] Image: http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2013/02/IMG_3183_s_prav.jpg

[44] Image: http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2013/02/IMG_3012_s_prav.jpg

[45] Image: http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2013/02/IMG_3128_s_prav.jpg

[46] Image: http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2013/02/IMG_3013_s_prav.jpg

[47] Image: http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2013/02/IMG_3014_s_prav.jpg

[48] Image: http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2013/02/IMG_3016_s_prav.jpg

[49] Image: http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2013/02/IMG_3023_s_prav.jpg

[50] Image: http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2013/02/IMG_3025_s_prav.jpg

[51] Image: http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2013/02/IMG_3029_s_prav.jpg

[52] Image: http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2013/02/IMG_3044_s_prav.jpg

[53] Image: http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2013/02/IMG_3049_s_prav.jpg

[54] Image: http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2013/02/IMG_3117_s_prav.jpg

[55] Image: http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2013/02/IMG_3057_s_prav.jpg

[56] Image: http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2013/02/IMG_3108_s_prav.jpg

[57] Image: http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2013/02/IMG_3069_s_prav.jpg

[58] Image: http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2013/02/IMG_3072_s_prav.jpg

[59] Image: http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2013/02/IMG_3075_s_prav.jpg

[60] Image: http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2013/02/IMG_3080_s_prav.jpg

[61] Image: http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2013/02/IMG_3083_s_prav.jpg

[62] Image: http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2013/02/IMG_3089_s_prav.jpg

[63] Image: http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2013/02/IMG_3095_s_prav.jpg

[64] Бодби: дом святой Нины в Грузии (ФОТОРЕПОРТАЖ): http://www.pravmir.ru/bodbi-dom-svyatoj-niny-fotoreport/

[65] Нечаянная радость: встреча в Светицховели (+Фото): http://www.pravmir.ru/nechayannaya-radost-vstrecha-v-sveticxoveli-foto/

[66] У преподобного Давида Гареджийского (+ФОТО): http://www.pravmir.ru/pustyn-prepodobnogo-davida-garedzhijskogo-foto/

Militia Christi

- Православие и мир - http://www.pravmir.ru -

Ксения блаженная. Ополчение Христово. Militia Christi.

Posted By Ольга Шульчева-Джарман On 6 февраля 2013 @ 19:42 In Ольга Джарман,Церковь | Comments Disabled

В путь!
Не возьмешь двух одежд и сумы,
а вместо единого поприща – два.
В путь! –
В руку – посох,
и ноги – о камень,
сапоги
стерты до дыр.
на плечах – прозелень с алым –
старый солдатский мундир.
Да, так одевалась она, Ксения, святая, блаженная – в зеленое и алое. Цвета мундира мужа. Андрей было имя ее, ибо она стала мужем совершенным, в меру возраста Странника-Христа. Феодорович было отчество ее – ибо Божиим даром было то, что совершала она.

 [1]

Женщина, безумная, в мужской одежде – на улицах столицы. Ее не пускали «на прошпект» столицы, потому что она была нищенкой. Она ходила по окраинам и ночевала в поле. А в столице все было хорошо. Христианами были все – от купца до императрицы. Церковь стала торжествующей? Христос победил на Руси? Все молились, постились, в меру грешили, в меру каялись. Неужели Церковь так – торжествует? Торжествует в тепле и сытости, при благочестивых императорах и правителях?

«Приглашающие к разного рода таинствам громко кричат вот что: кто только имеет чистые руки и мудр на словах. Но послушаем, что за людей христиане зовут к прославлению своих таинств! Царствие Божие, говорят он, уготовано грешникам, простецам, детям, одним словом — всем несчастным» – возмущаясь учением христиан, писал язычник Цельс.

… Один из апологетов ранней Церкви говорил, что легионером императора Римского стать непросто – надо быть сильным и здоровым мужчиной, и, конечно, не рабом, и тем более, не калекой. А женщины и дети – совсем не воины. Но, — добавлял апологет – у христиан не так. Каждый христианин – воин. Христиане, как и военные, называли язычников «штатские» — pagani. Плиний Младший писал императору Траяну, что христиане «обязывают себя клятвою» — т.е. буквально «воинской присягой».

Новокрещенный христианин сравнивался с рекрутом, и в этом ранние христиане опирались на слова апостола Павла: «Станьте, препоясав чресла ваши истиною, и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры… и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф. 6: 14-17). А как же армейская дисциплина – «от меня до следующего дуба»? Значит, христианин должен не думать, а выполнять приказ?

Но мы плохо представляем римскую армию, вдохновившую ранних христиан на такой образ. «Римляне не совсем по-нашему понимали военную дисциплину, они ее видели не столько в подавлении индивидуальной воли, сколько в единении ее для достижения общей цели», — писал французский историк Г.Буассье . Цель же христиан была – Христос, исполнение их стремления. И они были ополчением Христовым, militia Christi, незнатные, неблагородные, нищие, ничего кроме Него не имеющие, ни к чему не привязанные, в смерть Его крестившиеся.

В путь!
ополченье Христово, -
militia Christi –
Сор, что попран – как Павел писал –
всеми,
смех, нагота и позор.
Неотмирна Церковь Его. Смешна она для удобно устроившихся в жизни людей. Не имеет она, как и Странник-Христос, где главы приклонить.

В путь!
Напиши
в Смирну, Пергам и Эфес,
Филадельфию,
Рим!
Церковь
странствует
там – в городах.
Церковь странствует –
по слову апостола Павла,
по стогнам града
Петра.

Так говорил Игнатий Богоносец, священномученик, тот мальчик, которого Христос-Странник поставил посреде учеников, говоря о Царствии и о детях… Странствующая Церковь… Ее не удержать, не уловить… Ксения ночевала под открытым небом, не оставалась в гостях…
Звала ее к себе живая вода Христа, как звала она священномученика Игнатия к свидетельству о Христе Воскресшем в другой столице империи, средь зубов зверей… Ведь воды многие в городе Святого Петра – и в Старом Риме, и в столице Рима Третьего. И фамилия ее была – «Петрова»…

Сердце империи бьется,
дороги
ведут сюда –
в путь!
раскрывает кольцо Колизей,
разрывает кольцо…
Когорта претории.
Небо – в перекрестье огней.
Странствуешь где?
Где живешь?

«Вся я тут!» — говорила блаженная Ксения, заходя в чей-то дом. Вся она – и Христос с нею – здесь.

Напиши –
как зовет живая вода –
прииди!
Гряди!
В путь!
Реки
перекроют мосты,
запоют острова.

Она – словно обновляющаяся в своей юности Церковь, невеста Христова прекрасная, идущая за Ним, куда бы Он ни пошел. Образ Мессии-воителя, ветхозаветный образ, преломился в Новозаветной Церкви – ибо преломлено было Тело Мессии на Кресте по Его желанию и Его воле. Имя Его было Иисус – но Он был совсем Иной, чем яростный сын Навин, которого Честертон так точно назвал – «боевой топор Бога».
Иисус Христос, пришедший от Девы Марии – изначально Иной, и такого еще под солнцем не бывало. Он и творит все новое в Себе и Собою. И Церковь Его – непонятная, иная, чуждая миру сему – и великая в своей любви ко Христу-Воителю, Мужу Крепкому, связавшего крепкого противника пробитыми насквозь, обездвиженными руками.

О, грозна как полки со знаменами,
нищая странница,
воинство Господа сил,
Его колесница и конница,
дева и старица.
Странствуешь где?
Ответь – где
Он пасет между лилий?
Где
Он взглянул сквозь решетку
и миро от риз Его
словно весенний туман
над рекой и землей.

«Пустые века сего желания удаляют от отечества, любовь к ним и привычка одевают душу
нашу как будто в гнусное платье, оно названо от апостолов — внешний человек. Мы, странствуя
в путешествии сей жизни, призывая Бога в помощь, должны гнусности той совлекаться,
а одеваться в новые желания, в новую любовь будущего века и через то узнавать наше
к небесному отечеству или приближение или удаление», — писал много веков позже Тертуллиана преподобный Герман Аляскинский о пути христианина-воина.

В путь!
Прозелень с алым.
Крепость
хлеба и крепость воды.
«Нищету Христову возлюбивши…» — поется в тропаре святой блаженной Ксении. Христос обнищал (это называют непонятным словом «кенозис», и в это слово входит все – и унижение, и боль, и смерть Человека Иисуса Христа). Ксения блаженная возлюбила Христа униженного, Христа уничиженного и разделила Его жизнь. И явила образ Церкви – Церкви воинствующей и торжествующей, и вечно юной старицы – таким, как видел ее в древности один из учеников апостольских Ерма.
Прозелень с алым –
даждь
кровь
и прими Дух.
Дух – Параклит –
голубица и горлица,
Дух над водами –
лед растопить.

Будем помнить, что и мы – христиане, крестившиеся в смерть Его, и что мы получили печать Дара Духа Святого в миропомазании – а это при буквальном переводе с греческого — тавро, клеймо, татуировка на лбу воинов.

В путь!
Никого не осталось,
бежали,
все бежали,
лишь ветхая старица
странствует
в мире чужом
среди льдов.

Юн
ее взор.
Юность ее обновляет опять
Тот,
кто вспомнил Сампсона
и Сам
в день
третий
из мертвых восстал.
Имя Его – выше всех,
и держава Его высока.


Article printed from Православие и мир: http://www.pravmir.ru

URL to article: http://www.pravmir.ru/kseniya-blazhennaya-opolchenie-xristovo-militia-christi/

URLs in this post:

[1] Image: http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2013/02/Xenia.jpg

Современные ПАЛОМНИКИ и сыны ГИЕЗИЯ

- Православие и мир - http://www.pravmir.ru -

Сыны Гиезия: о «паломничествах к старцам»

Posted By Роман Булочев On 7 февраля 2013 @ 0:58 In Главная тема,Жизнь Церкви,Оккультизм и мифы | Comments Disabled

Преподаватель Перервинской духовной семинарии Роман Булочев о паломничестве как бизнесе и его последствиях для всех причастных.

 [1]

Эту поучительную историю наверно помнят многие, кто хоть раз читал Ветхозаветные Книги. Вкратце, суть ее проста — ученик и слуга пророка Елисея Гиезий решил воспользоваться ситуацией, и заработать на излеченнии его наставником от проказы военачальнике Неемане.

Когда пророк отказался от даров выздоровевшего больного и тот уехал в свой город, Гиезий догнал Неемана, и, сказав что наставник его Елисей передумал, взял дары (два таланта серебра, и две перемены одежды). Когда слуга возвратился к своему учителю, тот спросил ученика: где ты был, куда ездил. Гиезий солгал, сказав, что никуда не отлучался. В результате болезнь Немана перешла на него.

Данный библейский рассказ служит хорошей иллюстрацией истины — нельзя не только продавать духовные дары за деньги (даром приняли, даром давайте), но и улучшать свое материальное благосостояние путем оказания посреднических услуг жаждущим воспользоваться от дара.

Паломнические поездки пользуются в настоящее время большой популярностью. Многие верующие стараются проводить выходные или отпуск с пользой для души — посетить монастырь, помолиться у чтимой святыни. Тем более, что сделать это сейчас просто. Достаточно позвонить в одну из многочисленных паломнических служб, выбрать маршрут, оплатить услугу и приготовиться «получать благодать». Не беда, если ничего не знаешь о выбранной обители и ее святынях. Во время поездки на автобусе сопровождающий гид все расскажет, или покажет фильм, а также прочитает акафист, чтобы группе «избежать вражеских искушений». В общем, все в нашем мире располагает к «духовному деланию».

Отдельной услугой, пользующейся повышенной популярностью, является организация поездок к живущим «старцам». Почти любая уважающая себя паломническая фирма имеет их в своем маршрутном графике. Причем, некоторые фирмы специализируются «на старцах», предлагая широкой ассортимент поездок на любой вкус и кошелек. География поездок охватывает почти всю Россию. Наиболее популярными маршрутами являются Ивановская область, Мордовия, Курская и Рязанская области, Псков и другие.

Конечно, дело не обходится без «эксклюзивчиков». Одна из московских фирм обязуется доставить клиентов к известному схиархимандриту в Калужскую область, акцентируя внимание потенциальным заказчиков на том, что ее руководству «так благословлено». Разумеется, предложение ограниченно, ведь группа проходит к батюшке без очереди, то есть не придется ждать несколько дней, соответственно, необходимо раскошелиться. И уже не вызывает особого ужаса пометка о том, что размер пожертвования оговаривается с каждым индивидуально…

Другая фирма, тоже из первопрестольного града, возит клиентов в глухие места Мордовии, за духовным советом к отцу, который всех лечит копием, отчитывает бесноватых, отмаливает заблудших. Причем, никаких точных координат служения «старца» на сайте нет.

При наличии желания и достаточных материальных средств, можно заказать индивидуальную поездку, во время которой гарантируется прием у провидца, причем без очереди. Очевидно, у фирмы заключены долгосрочные договора с отцами о взаимном сотрудничестве.

Записаться «к старцам» можно и на православных выставках, у известных в Москве и Петербурге храмов и монастырей, и даже на курортах. Так, один из санаториев в Новгородской области, желая привлечь дополнительных клиентов, предлагает поездку к местному прозорливцу, бывшему шоферу без духовного образования, который, приняв сан, щедро одаривает всех страждущих и обремененных советами «во спасение души». Любовь батюшки к страждущим настолько велика, что он неустанно трудится даже находясь на излечении в больнице.

Так, одной юной особе, лежавшей в соседнем отделении, батюшка велел завести тетрадь, в которую надо будет записывать советы и рекомендации «старца» по устройству счастливой жизни. Этот же авва любит во время полиелея, помазывая маслом чело прихожанина, открывать ему будущее. Однажды своей духовной дщери батюшка назвал возраст, после которого та станет счастливой, и мирно заживет, сожительствуя со своим возлюбленным. Пока же счастью молодых мешает родственник молодого человека. Остается только дождаться его скорой смерти.

Если у вас не хватает силы духа услышать, через сколько лет вы станете счастливы, можно обратиться в другую фирму, которая прямехонько доставит к еще одному старцу. Правда, для приема у него нужно как можно быстрее сформулировать свой вопрос и внимательно выслушать крайне немногословный ответ, ведь на общение отводится всего четыре минуты. Сложная технология приема подробно описана на приходском сайте храма, где настоятельствует сей достопочтенный протоиерей.

Сначала составляется годовой график приема паломников, привозимых специализированными фирмами. Клиент такой фирмы имеет право на внеочередной прием в течении минуты. Затем принимаются паломники, приехавшие индивидуально. Каждый — тоже на минуту. После этого, паломники, приехавшие в составе группы, включенной в годовой план приема, могут побеседовать с батюшкой еще по три минуты каждый. Как утверждается, подобный способ приема страждущим благословил правящий архиерей, владыка Анастасий.

Интересно, что можно узнать в такой поездке, какую духовную пользу получить? Очевидно, что время беседы со «старцем» времени хотя бы задать действительно наболевшие вопросы духовной жизни, а тем более выслушать грамотный, понятный ответ попросту не будет. Следовательно, вопросы, приносимые духовнику для разрешения, включают в себя определенную вариативность, устранить которую и призван «старческий совет». Примерами таких вопросов могут являться типичные, к сожалению, дилеммы: увольняться или нет, брать или не брать (ИНН, УЭК, ипотеку, и т. д.), покупать, не покупать, разводиться или нет.

Для всех сомневающихся «в богомудрых отцах», сотрудниками паломнических фирм проводится ликбез, во время которого рассказы о благодатных дарах современных прозорливцев щедро разбавляются ссылками на жития преподобного Сергия Радонежского [2]Серафима Саровского [3] и Оптинских старцев [4]. Если недоверие клиентов полностью не растворяется в агиографической сахарной пудре, то тут же начинаются увещевания и обещания в том, что именно эта поездка будет способствовать «стяжанию и укреплению веры» паломника.

Правда, почему-то не уточняется, веры в кого, или во что? В реальность сверхъестественного, в возможность чуда, во Христа — или в то, что в дальнейшем все возникающие в жизни неурядицы легко разрешить, набрав заветный номер фирмы и отправившись в сопровождении гида «к старцу», не забыв при этом обговорить размер пожертвования за услугу? А ведь именно такой вариант развития событий чаще всего заканчивает все эти поездки.

Иногда руководители служб проявляют инициативу, привозя паломников вместо обещанной обители на отчитку к местному «бесогону». В результате некоторые верующие, только недавно переступившие порог храма, и на свою беду решившие прикоснуться к сокровищнице православной веры в паломнической поездке, принимают решение в следующий раз искать Бога преимущественно в собственной душе. Многие итернет-форумы пестрят подобными сообщениями. Это происходит и Санкт-Петербурге, и во Владимире, и в Пскове, и в других городах.

Однажды автобус с паломниками из Самары, ехавшими в Псково-Печерский монастырь, привезли в какой-то сельский храм на службу. Служащий там священномонах стал петь народные песни и песни собственного сочинения. Руководитель поездки млела и называла происходящее «отчиткой». Одну из трезвомыслящих паломниц, рискнувших предположить, что на молебен о недужных нужно самому батюшке и руководству паломнической фирмы, подвергли травле и хотели высадить из автобуса.

Аналогичный случай был в Курске. Группу обещали доставит на Литургию в Коренную пустынь, вместо чего привезли в скит, опять на пресловутый «бесогонный молебен», а в качестве бонуса предлагали собеседование с молодых иеромонахом, гарантируя его «прозорливость и молитвенность». Некоторым паломникам, отказавшимся от спецпредложения, было сказано: а зачем вы вообще тогда ездите в поездки?

Вот уж воистину, по мнению руководителей таких фирм смысл паломничества заключается в том, чтобы вовремя заплатив нужным людям, попасть к штатному прозорливцу. Очень коварная идея, которая, однако, легко конвертируется в успешный псевдоцерковный бизнес-план. О том, что подобная практика категорически расходится со святотеческим церковным учением, упоминать даже как-то неудобно.Приведу лишь слова первого христианского путешественника — святителя Мелитона Сардийского, который паломничал по тем местам, где происходили события Священной истории — «На том самом месте, где происходили проповеди и события, я изучал книги Ветхого Завета».

С первых веков христианизации Руси паломничество на Святую Землю, в Константинополь и в другие заморские земли предпринимались нашими предками с двумя основными целями: сакральной и познавательной. Описания паломничеств, дошедшие до нас, содержат много исторических, литургических, географических, культурных деталей. Но в них нет выволакиваемого на публику чувства, личностных эмоций, которыми преизобилуют сегодняшние рассказы.

В многостраничных сообщениях о посещении «старцев» «все благодатно», все вызывает бурю эмоций, слез, смеха, чего угодно. В трапезной скита накормили первым, вторым и напоили чаем из одной и той же немытой посуды — «благодатно, как в древнем монастыре»; в Дивеево суровая монахиня потребовала оставить Литургию и пройти с ней мыть посуду и чистить картошку — «благодатно, послушание выше поста и молитвы»; там же в Дивеево особо потрудившимся после молебна одели на голову чугунок преподобного — «благодатно, батюшка Серафим благословил»; у входа в келью старца потребовали покаяться в поедании кроликов и лечении у евреев — «благодатно, генеральная исповедь».

 [5]

Все внешнее наделяется сверхсмыслом. Внимание концентрируется на глазах «старца», тембре его голоса, отношении келейниц. Силы ума и духа уже не хватает вместить настоящий смысл и значение событий. «Благодать» опьяняет, придает новые ощущения, неведомые ранее, становится наркотиком. Паломник снова и снова ищет повторения. В результате возвращается к поставщику — в паломническую фирму, за очередным счастливым билетом «к старцу».

Корыстный, антицерковный мотив деятельности большинства паломнических фирм, подтверждается опытом многих, попавших на их красочные рекламные уловки. Так, одна из верующих москвичек, доверившись агитатору на православной выставке-ярмарке, вместе с близкими поехала к еще одному «раскрученному» схимнику.

Смущения о правильности происходящего стали появляться еще до отъезда, когда выяснилось, что организаторы паломничества продали билетов больше, чем было мест в предоставленном автобусе. Для преодоления назревавшего конфликта, руководитель группы, спекулируя чувством христианской любви, попросил худеньких девушек-паломниц занять одно место на двоих, а на освободившиеся кресла посадить оставшихся паломников.

Во время почти восьмичасовой поездки гид рассказывал о чудотворце, встреча с которым предстояла группе, параллельно призывая не скупиться на жертву, клятвенно обещая, что Бог воздаст сторицей. Правда, на вопрос: почему тогда он не бесплатно возит паломников, ведь Господь, по логике, должен «завалить деньгами», предпочитал отвечать, что это «бесовское искушение». По приезду «к старцу», паломников поразила бедность храма, и одновременно огромное количество страждущих из всех концов необъятной России.

Все они послушно платили за навязываемые отчитки, за «письма и записки к батюшке», за отмаливание совершенных женщинами абортов, по строгой таксе — 100 рублей за убиенного младенца… Слава Богу, что у многих паломников из московской группы хватило ума осознать ложь происходящего, и не отвратиться от Церкви. В этот раз зерна от плевел были отделены верно. Но кто даст гарантию, что у остальных паломников хватит рассуждения и здравого церковного опыта?

Мне бы не хотелось предъявлять претензии только к отцам. Многие из них — уже престарелые люди, которых, вероятно, подкупило внимание и лесть руководителей паломнических групп. Кто-то из отцов, вероятно, может дать дельный совет, помолиться, да просто приласкать израненную душу. Однако корыстолюбие некоторых дельцов формирует уродливую систему, в которой все меньше места остается Христу и Его Церкви.

Возвращаясь к истории Гиезия, следует сказать, что в ней необходимо осмыслить несколько моментов. Во-первых, он долгое время самым тесным образом соприкасался со святым человеком, пророком, через которого Бог творил чудеса и возвещал Свою волю. Однако непобежденная страсть сребролюбия и гордыни привела ученика к падению.

Во-вторых, Гиезий зарабатывает не на своих способностях и труде. Он беззастенчиво пользуется чужим даром, чужой славой. Это внутренне разлучает его со своим учителем. Он клевещет на него Нееману, выдавая свое желание наживы за желание учителя. Падение находит свою логическую точку во лжи Елисею, когда вместо ожидаемого покаяния Гиезий отрицает очевидное. Абсурдность ситуации усугубляется тем, ученик прекрасно знает, что его учитель — пророк, которому известны тайны. Результат — появление телесной проказы, как видимая форма ранее уязвленной грехом души.

Читайте также:

Гуруистические группы в Церкви [6]

О духовниках истинных и ложных [7]

Протоиерей Артемий Владимиров: О пастырях и пасомых [8]


Article printed from Православие и мир: http://www.pravmir.ru

URL to article: http://www.pravmir.ru/syny-gieziya-opyt-kriticheskogo-osmysleniya-okazaniya-uslug-po-organizacii-palomnichestv-k-starcam/

URLs in this post:

[1] Image: http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2013/02/692.jpg

[2] преподобного Сергия Радонежского: http://www.pravmir.ru/tag/sergij-radonezhskij/

[3] Серафима Саровского: http://www.pravmir.ru/tag/serafim-sarovskij/

[4] Оптинских старцев: http://www.pravmir.ru/tag/optinskie-starcy/

[5] Image: http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2013/02/3ca645e6f2d39f483f7e0859dd93a863.jpg

[6] Гуруистические группы в Церкви: http://www.pravmir.ru/guruisticheskie-gruppy-v-cerkvi/

[7] О духовниках истинных и ложных: http://www.pravmir.ru/o-duxovnikax-istinnyx-i-lozhnyx/

[8] Протоиерей Артемий Владимиров: О пастырях и пасомых: http://www.pravmir.ru/protoierej-artemij-vladimirov-pastyry-i-pasomye/

Вслед за средствами электронного контроля -- наступит время исповедничества

- Православие и мир - http://www.pravmir.ru -

Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных

Posted By Новостная служба On 4 февраля 2013 @ 20:00 In Аналитика и комментарии,Документы,Церковь | Comments Disabled

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви выразил позицию РПЦ в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных. Текст документа, принятого Собором 4 февраля, опубликован на сайте Московского Патриархата [1].

 [2]

Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных

Фото: С. Власов[3]

Фото: С. Власов

1. На протяжении последних лет многие люди, в том числе чада Русской Православной Церкви, проявляют серьезную обеспокоенность введением новых электронных технологий, используемых при взаимодействии граждан с государственными учреждениями и коммерческими организациями. Это выражается в разных формах несогласия.

Подобная обеспокоенность впервые возникла в связи с частным вопросом о введении идентификационного номера налогоплательщика и 19-20 февраля 2001 года рассматривалась VII Пленумом Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви. Ранее Священный Синод Русской Православной Церкви в заявлении от 7 марта 2000 года подчеркнул: «Никакой внешний знак не нарушает духовного здоровья человека, если не становится следствием сознательной измены Христу и поругания веры».

По мере появления новых технологий и включения их в различные сферы жизни потребовалось развитие церковной позиции, нашедшее свое отражение, в частности, в посланиях Архиерейского Собора 2004 года к Президентам России и Украины, Заявлении Священного Синода от 6 октября 2005 года, Определении Архиерейского Собора 2008 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», Основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека, обращении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации от 28 июля 2009 года, Определении Архиерейского Собора 2011 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви». Деятельность любого священнослужителя или мирянина должна учитывать позицию, выраженную в этих документах.

2. Православная Церковь не отрицает необходимости учета граждан государством. Пречистая Дева Мария и святой Иосиф Обручник, послушав повеление кесарево, чтобы «пошли все записываться, каждый в свой город» (Лк. 2:3), направились в Вифлеем, где и был рожден Спаситель мира. С давних времен власть проводила переписи населения, выдавала документы, удостоверяющие личность. Эти меры нужны для охраны правопорядка и общественной безопасности, выполнения экономических и социальных функций.

Церковь, участвуя в дискуссии о методах учета, не оправдывает тех, кто уклоняется от гражданских обязанностей или имеет преступные цели, но защищает право граждан жить в обществе в соответствии со своими убеждениями и принципами.

Проблемы, связанные с электронной идентификацией личности, учетом и обработкой персональных данных, продолжают накапливаться и усложняться. Сегодня необходимо продолжить богословское, нравственное и гражданское осмысление этих проблем.

3. В обществе распространяется обоснованная тревога по поводу того, что использование пожизненного персонального цифрового идентификатора в виде кода, карты, чипа или тому подобного может стать обязательным условием доступа каждого ко всем жизненно важным материальным и социальным благам. Использование идентификатора вкупе с современными техническими средствами позволит осуществлять тотальный контроль за человеком без его согласия — отслеживать его перемещения, покупки, расчеты, прохождение им медицинских процедур, получение социальной помощи, другие юридически и общественно значимые действия и даже личную жизнь.

Уже сейчас вызывают тревогу действия по сбору и обработке персональных данных детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, так как нередко ведется неконтролируемый сбор данных, явно избыточных для обеспечения учебного процесса. Многие верующие выражают принципиальное несогласие с обязательным присвоением идентификационного кода с превращением его в несменяемый, пожизненный и посмертный атрибут. Помимо этого, обеспокоенность вызывает усиливающаяся тенденция к увеличению сбора биометрических данных о человеке, а также появление имплантируемых электронных идентификационных устройств.

Вся собранная информация может не только использоваться, но автоматически анализироваться с целью принятия управляющих решений в отношении конкретного человека. Введение же сквозного идентификатора личности позволяет создать единую базу данных, где в режиме реального времени могут собираться, храниться и автоматически анализироваться данные из различных сфер жизни человека.

4. Основываясь на своих конституционных правах, тысячи людей, включая православных верующих, не желают по тем или иным причинам, в том числе религиозно мотивированным, принимать новую идентификационную систему, использовать документы с электронными идентификаторами личности (личным кодом, штриховым кодированием, идентификационными номерами). Многие из этих людей сообщают о нарушении их конституционных прав. Нередко этих людей лишают медицинской помощи, пенсий по возрасту и других выплат, оформления инвалидности и различных льгот. Подчас они не могут совершать сделки с имуществом, поступать на учебу или работу, вести предпринимательскую деятельность, оплачивать коммунальные услуги, приобретать проездные документы. В итоге формируется целый слой людей, выброшенных из всех сфер общественной и государственной жизни.

5. В задачи Церкви не входит подробный анализ причин отказа каждой конкретной группы людей от каждого конкретного технологического новшества или принятия подобных новшеств. Однако Церковь убеждена, что упомянутые технологии не должны быть безальтернативными и принудительными. Те, кто отказывается принимать эти технологии, должны иметь альтернативу — использование традиционных методов идентификации личности, применяемых сегодня в большинстве стран канонической ответственности Московского Патриархата. Церковь считает недопустимыми любые формы принуждения граждан к использованию электронных идентификаторов, автоматизированных средств сбора, обработки и учета персональных данных и личной конфиденциальной информации. Реализацию права на доступ к социальным благам без электронных документов необходимо обеспечить материальными, техническими, организационными и, если необходимо, правовыми гарантиями. Церковь считает недопустимым принудительное нанесение на тело человека каких-либо видимых или невидимых идентификационных меток, имплантацию идентификационных микро- и наноэлектронных устройств в тело человека.

В связи с тем, что обладание персональной информацией создает возможность контроля и управления человеком через различные сферы жизни (финансы, медицинская помощь, семья, социальное обеспечение, собственность и другое), возникает реальная опасность не только вмешательства в повседневную жизнь человека, но и внесения соблазна в его душу. Церковь разделяет опасения граждан и считает недопустимым ограничение их прав в случае отказа человека дать согласие на обработку персональных данных.

Согласие граждан на использование средств электронного учета должно сопровождаться обязательным разъяснением всех последствий принимаемого решения. Гражданам, желающим использовать эти средства, необходимо гарантировать доступ к информации о содержании электронных записей, равно как и возможность изменять содержание данных записей или удалять их в тех случаях, когда иное не предусмотрено установленными законом требованиями общественной безопасности. Следует гарантировать и, если необходимо, усилить ответственность за утечку или ненадлежащее использование персональных данных. Документы, выдаваемые государством, не должны содержать информацию, суть и назначение которой непонятны или скрываются от владельца документа, а также символов, носящих кощунственный или нравственно сомнительный характер либо оскорбляющих чувства верующих.

Церковь осуществляет диалог по этим вопросам с органами власти России, Украины, Беларуси, Молдовы, Казахстана, государств Средней Азии и других стран, добиваясь учета и понимания позиции верующих. Особенно важным Собор считает соблюдение принципа добровольности при принятии любых идентификаторов, предполагающего возможность выбора традиционных методов удостоверения личности. Собор призывает власти государств канонического пространства нашей Церкви придерживаться данного принципа. При этом необходимо проявлять уважение к конституционным правам граждан и не дискриминировать тех, кто отказывается от принятия электронных средств идентификации.

В случае принуждения граждан к принятию подобных средств и дискриминации, связанной с их непринятием, Собор предлагает этим людям обращаться в суд, а также информировать епархиальное священноначалие и, при необходимости, Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества.

6. Впрочем, многое предупреждает нас о том, что мы можем оказаться перед лицом новых вызовов. Если сужение границ свободы, осуществляемое в том числе средствами электронного контроля, приведет к невозможности свободного исповедания веры Христовой, а законодательные, политические или идеологические акты, обязательные для исполнения, станут несовместимы с христианским образом жизни, — наступит время исповедничества, о котором говорит Книга Откровения (гл. 13-14).

При этом Освященный Архиерейский Собор напоминает о неприемлемости ситуации, когда отдельные миряне, а порой и клирики восхищают право от лица Церкви выносить определения о совместимости или несовместимости того или иного явления с верой Христовой и христианским образом жизни. Такое право принадлежит Собору или Синоду, опирающимся на Священное Писание и Предание Церкви и действующим в единомыслии со всем клиром и паствой.

Клир, монашествующие и все верные чада Святой Церкви призываются проявлять в данных непростых вопросах духовную зоркость и христианское трезвомыслие, заботиться о свободе исповедания веры и поддержании христианского образа жизни, помня, что принести Богу добрые духовные плоды может лишь тот, кто пребывает во Христе и сохраняет верность церковному единству.


Article printed from Православие и мир: http://www.pravmir.ru

URL to article: http://www.pravmir.ru/poziciya-cerkvi-v-svyazi-s-razvitiem-texnologij-ucheta-i-obrabotki-personalnyx-dannyx/

URLs in this post:

[1] сайте Московского Патриархата: http://www.patriarchia.ru/db/text/2775107.html

[2] Image: http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2013/02/biometrics1.jpg

[3] Image: http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2013/02/2VSN_3023.jpg

вторник, 5 февраля 2013 г.

СРОЧНАЯ ПРОСЬБА о МОЛИТВЕ !

Знакомый священник из Смоленска, иеромонах Рафаил (Ивочкин), к которому я постоянно обращаюсь с прошениями о молитве за братьев и сестер,  просит молитвенно поддержать его родственника:

Дата: 6 февраля 2013 г., 9:12
Тема: Re: СРОЧНАЯ ПРОСЬБА о МОЛИТВЕ !

 Помолитесь и Вы и попросите своих знакомых - мой родственник в реанимации, тяжелое состояние, черепно-мозговая травма, верующий, Игорь

 Присоединяюсь к этой просьбе
Храни Господь
Дмитрий

суббота, 2 февраля 2013 г.

Всех православных - с Днем Сурка!

- Православие и мир - http://www.pravmir.ru -

Всех православных – с Днем Сурка!

Posted By Протоиерей Димитрий Струев On 2 февраля 2013 @ 10:36 In Богословие,Главная тема,Личный опыт веры,Церковь | Comments Disabled

Продолжение темы, начатой в статье «Спасутся ли православные активисты» [1].

[2]

Нетрудно было предположить, что как только я скажу, что есть вопросы, на которые у меня нет ответов, тут же найдутся желающие недостающие ответы мне предложить. Разумеется, в цитатах. Спасибо вам, дорогие мои. Простите, забыл сказать: раньше у меня эти ответы были. Те самые, которые вы мне предлагаете. А потом я их отложил. Не зачеркнул, не опроверг. Просто отложил. Потому что они содержали в себе продолжение вопросов.

Только не надо таковую эволюцию взглядов диагностировать как отход от Православия. Я не разочаровался ни в Боге, ни в Церкви, ни в авторитете святых. Если в чем-то и разочаровался, так это в способности нашего падшего разума раскладывать все по полочкам. Больше надо доверять Богу. Позже напишу, что именно имею в виду.

Так вот, про продолжающиеся вопросы. Некоторые на мой пример вопроса, на который у меня нет ответа – про гипотетические чувства спасшейся матери парня-самоубийцы (подчеркну, что это не мой вопрос, то бишь не тот вопрос, который мучил бы меня самого, а вопрос, на который я не смогу дать легкого и бесспорного ответа тем, кто мне его задаст) – привели цитату из любимого мной святителя Феофана:

Если в Боге так, то как это может расстраивать блаженное благонастроение праведных, когда они един дух суть с Господом? Что Господь считает правым и должным, то и они. Сочтет Господь должным послать в ад нераскаянных, так будут сознавать ею и они. И состраданию тут места нет. Ибо отверженные Богом отвергнуты будут и ими; чувство сродности с ними пресечется. И на земле духовное родство бывает совсем иное, чем естественное, и коль скоро последнее несогласно с первым, то оно охлаждается и совсем исчезает: родные кровно делаются чуждыми друг друга.

Лет 15 назад я на подобные вопросы отвечал подобным образом, и таковой ответ казался мне исчерпывающим, так же, как и тем, кто понадеялся сразить меня этой цитатой.  А сейчас я в этой мысли святителя Феофана вижу одно слабое место. Эфемерность чувства сродности можно принять, если видеть в этом чувстве одну лишь привязанность, но исключать подлинную любовь. А если не исключать… Все помним, что любовь, по слову апостола, никогда не перестает. Павел это сказал – и не сделал оговорок о том, что любовь должна охлаждаться при отсутствии духовного родства.

Попытки объяснения, будто апостол Павел имел в виду какую-то иную любовь, будут не более чем частным толкованием. Потому что именно о видении чьих-либо адских мучений преподобный Силуан сказал: «Любовь не может этого понести. Надо молиться за всех».

Когда я в комментариях в Живом Журнале привел эту цитату, со мной стали спорить, будто я Силуана Афонского лукаво записал в сторонники апокатастасиса. Опять-таки пример шахматной логики. Во-первых, я не ищу козырей в поддержку идеи апокатастасиса – по причине того, что сам не являюсь сторонником этой идеи. Только не из-за нежелания допускать прощение каких-нибудь совсем уж страшных негодяев. А потому, что она противоречит принципу свободной воли человека. Типа вас все равно затащат в рай, не мытьем, так катаньем. Но ведь рай – это не просто место, где всем хорошо. Это пребывание с Богом в любви. Значит, Бог заставит нераскаянных грешников полюбить Его в результате перемалывания их душ в адских муках. Типа вам придется в любом случае полюбить Бога, даже если вы этого очень не хотите. Что это за любовь такая?

К тому же гениально сказал Достоевский о невозможности переломить гордость наказанием:

И я вдруг воззвал, не голосом, ибо был недвижим, но всем существом моим к властителю всего того, что совершалось со мною:

–  Кто бы ты ни был, (…) если ты мстишь мне за неразумное самоубийство мое – безобразием  и нелепостью дальнейшего бытия, то знай, что никогда и никакому мучению, какое  бы  ни постигло меня, не сравниться с тем презрением, которое я буду молча ощущать, хотя бы в продолжение миллионов лет мученичества!.. (Сон смешного человека).

А во-вторых, неужели же не очевидна разница между оригеновской идеей обязательного всеобщего «восстановления» всех разумных существ, включая бесов, и сострадательной любовью старца Силуана? Преподобный не утверждал, что Бог должен обязательно всех спасти. Он вообще в этих словах не говорит о «долженствовании» Бога. Он лишь свидетельствует, что та любовь, которую дал ему Бог, не может понести чьих-то мучений.

Я, в отличие от преподобного Силуана, пока что не готов «молиться за всех». Моей любви на это не хватает, а формально подражать святому в таком дерзновении было бы неумной идеей. Но пример старца Силуана дает мне повод осознавать отсутствие во мне той любви, которая не смогла бы «понести» непреложность чьей-то вечной гибели, как недостаток.

Теперь о бытии вне времени, пророчество о котором мы не можем осмыслить, но принимаем на веру. Многих возмутило, что я исповедал агностицизм в отношении процесса мучений вне времени. Я, собственно, и не выразил убежденности в том, что он невозможен. Нет, понятно, что любой процесс подразумевает под собой наличие времени. Соответственно, по большому счету представить себе жизнь вне времени мы не можем. Но почему мне при этом проще говорить о пакибытии в вечности спасенных?

Мы приняли знание о бытии Божием вне времени. Поэтому логично принять, что усыновленные по благодати Господом взамен бытия в нынешнем пространственно-временном измерении получают иное бытие в Боге, которое уж никак не может быть ущербным, по сравнению с нынешним.

Но каким будет иное бытие вне времени и без Бога? Можно, конечно, погадать об этом. Вариант – сюжет фильма «День Сурка», его же память ныне. Линейное время для главного героя прекратилось, его существование закольцевалось в кошмарной временнОй петле. Чем не вариант ада?

 [3]

Только герой фильма смог изменить себя и выскочить из этой петли, а для души вне тела, как мы знаем, действие творческого дара прекращается, в том числе и являющаяся частью этого дара способность к изменению себя. Но это только лишь фантазия, конечно же – я не претендую на открытие способа грядущего бытия грешников по «Дню Сурка». Это как бы вариант художественного поиска ответов на вопросы по этой стороне тусклого стекла.

Из откровений же – включая свидетельства переживших посмертие – мы знаем, что вне тела, в иной реальности (но до Второго Пришествия), время течет по-другому. Есть неглубокая шутка о том, что с разных сторон двери туалета время течет по-разному. Однако насколько серьезнее звучит эта мысль, если применить ее к теме адских мучений… Те, кто получил мистический опыт пребывания в «местах безводных», в один голос говорят, что никакие земные наслаждения не перевесят нескольких секунд в аду – растягивающихся в вечность. Поцелованный роулинговским дементором уже не сможет высчитывать часы своего безжизненного бытия.

Поэтому главный аргумент тех, кто борется с «осиповской ересью» — что надежда на конечность мук расслабляет желающих грешить – все равно, мол, в конце всё будет хорошо, поэтому ешь, пей, душа, веселись – основан на отсутствии даже очень условного представления о том, что такое ад. То есть понятно, что с чьих-то слов иного представления, кроме условного, у нас быть и не может… Но тот, кто говорит, что бесконечность или не-бесконечность мучений как-то может повлиять на чей-то нравственный выбор – грешить или грешить – по-моему, вообще не понимает, о чем говорит.

Да и вообще воспитывать в ком-то христианскую нравственность с помощью запугивания адом – занятие неблагодарное. Я никогда не понимал, как можно полюбить Бога только из страха перед адом. Только это не значит, что об аде вообще не надо говорить. Надо. Потому что не надо игнорировать существование бесов – «первой целью своею Зло ставит сокрытие себя» (архиепископ Иоанн Шаховской, «Метафизический реализм» – вступительная статья к публикации «Мастера и Маргариты»).

 [4]

Полезно знать, куда зовут нас те, кто строит ловушки из страстей, кто отвлекает нас от стремления к Богу. Необходимо учиться различать их приемы. Но только это знание не должно становиться самым важным в разговоре о христианстве.

Заодно уж дерзну поколебать «святая святых» традиционного благочестия – афоризм «помни последняя своя, вовек не согрешишь». Не понимаю. Понимаю вот что: помни о присутствии любящего Бога, взошедшего на крест ради того, чтобы ты не достался ненавидящим и Его и тебя мерзким сущностям – и не захочешь делать того, что в угоду им и в мерзость Ему. А умрешь сегодня или через полвека – какая разница? Что меняет здесь тема близости времени ответа? Мужики, поднимите руку — кого устроит жена, у которой для решения вопроса – изменять или не изменять – принципиальное значение имеет дата возвращения мужа из командировки?

Кстати, о встрече человеческой души с Богом – не на Страшном суде, а непосредственно после смерти – есть замечательное размышление Володи Легойды [5], опубликованное в «Фоме» в 2000 году. Пожалуй, лучшая из известных мне попыток ответа на вопрос о том, как с Божественной любовью совместить возможность попадания в ад.

Однако я уверен в том, что христианину помнить о смерти все-таки необходимо. Не для запугивания себя. А ради того, чтобы не тратить время на ерунду. Чтобы успевать любить. Чтобы жить не начерно. Это только Филу Коннорсу дано было прожить День Сурка в одноименном фильме бесчисленное количество раз, пока он не научился каждую его минуту использовать правильно.

А знание о том, как именно следует использовать время, нам дано. А то, что не дано… «Антоний, себе внимай, и не исследуй судеб Божиих» – вот мотивация для смиренного агностицизма в отношении того, для чего не предназначен наш земной разум.

На это мне, конечно, найдется множество желающих ответить, что бесконечность мучений уже открыта нам отцами, и надо это откровение принять на веру. Но дальше, как в Дне Сурка, будет продолжаться повторение одного и того же – фехтование цитатами, запугивание анафемами… Подпадают ли высказывания профессора Осипова [6] под юстиниановскую анафему оригенизму – вопрос дискутабельный.

Кому-то кажется – вот, черным по белому написано: «Кто говорит или думает, что наказание демонов и нечестивых людей временно и что после некоторого времени оно будет иметь конец, или что будет после восстановление демонов и нечестивых людей, — да будет анафема», значит, подпадает; а кому-то этой черно-белой шахматной логики  не хватает, для достоверности ответа нужен контекст, поскольку на Соборе 543 года речь шла конкретно о мировоззренческой системе Оригена, действительно по многим пунктам довольно далекой от христианства, и этот анафематизм был только строчкой в анти-оригеновской системе. Не буду здесь углубляться в сравнительно-богословский анализ, скажу коротко – Осипов ни разу не оригенист.

Ведь при желании можно и преподобного Силуана под эту же анафему подогнать. Если молился за всех, значит, не исключал возможности исполнения этой молитвы – иначе какая могла бы быть молитва с уверенностью в невозможности того, о чем молишься.

Так что же делать со всеми этими вопросами, если – в своем ли духовном поиске, в общении ли с «внешними» ищущими – мы продолжаем сталкиваться с ними?

Если продолжить чтение послания Павла к Коринфянам с того места, где он говорит о никогда не перестающей любви, увидим:

Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится. Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.

Именно эта возможность видеть иную реальность лишь «яко в зерцале» (славянский текст воспроизводит оригинал здесь более дословно, Павел использует метафору зеркала; ко времени создания русского Синодального перевода зеркала стали гораздо более совершенными, и переводчики, решив пожертвовать буквальностью ради передачи смысла, заменили «зерцало» на тусклое стекло) и дает основание для того, что я, напугав читателей, назвал «агностицизмом в вопросе бесконечности мук», когда писал о своем отказе участвовать в анафематствовании Осипова. И это не отход от Православия.

Это есть доверие Богу. Вера в то, что у Господа, у которого хватило премудрости для создания бесконечной вселенной, хватит ее и на то, чтобы решить все эти сложные для нас вопросы не по нашему убогому разумению, а единственно так, как они и должны быть решены — Любовью абсолютной и всемогущей.

Вернее, у Бога, сущего вне времени, они уже решены. Просто нам эти решения видны пока лишь гадательно, «яко в зерцале». И мы можем либо смириться с этой гадательностью и «внимать себе», как было сказано Антонию Великому, либо видеть в этом тусклом зерцале лишь искаженные взаимным осуждением лица друг друга. Но во втором варианте для нас может, как для героя фильма, не наступить следующий день.

Нет, даже не так. «День» здесь лучше писать с большой буквы. День, когда то, что отчасти, прекратится…


Article printed from Православие и мир: http://www.pravmir.ru

URL to article: http://www.pravmir.ru/vsex-pravoslavnyx-s-dnem-surka-2/

URLs in this post:

[1] «Спасутся ли православные активисты»: http://www.pravmir.ru/spasutsya-li-pravoslavnye-aktivisty/

[2] Image: http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2012/11/struev.jpg

[3] Image: http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2013/02/murrey-12-02-2011.jpg

[4] Image: http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2013/02/ssb_img_5.jpg

[5] размышление Володи Легойды: http://www.pravmir.ru/strana-gluxix/

[6] высказывания профессора Осипова: http://www.youtube.com/watch?v=K1G_e_LPqAI